Урок русского языка
Тема: Изменение имён прилагательных по падежам
Цель урока: создать условия для формирования представлений о падеже имен прилагательных
Задачи: 1. Познакомить детей с изменением прилагательных по падежам. Выявить особенности склонения этой части речи.
2. Совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи:
об изменении имен прилагательных по родам, числам, падежам, зависимости имен прилагательных в предложении от имени существительного.
3. Развивать умение сравнивать и делать выводы; творчески мыслить.
4. Воспитывать чувство коллективизма, товарищества, любви к природе, животным.
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Предметные результаты: уметь согласовать имя прилагательное с именем существительным; изменять прилагательные по родам, числам и падежам.
Умение: определять род, число, падеж, склонение имён прилагательных и находить имя прилагательное с заданными грамматическими признаками.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.
Познавательные УУД: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.
Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.
Оборудование:
компьютер, телевизор, презентация Microsoft Office Power Point, учебник «Русский язык. 3 класс» В.П. Канакина, задания для работы в парах, группах.
Методы: продуктивный, частично-поисковый, проблемный.
Тип урока: урок изучения нового материала
Ход урока
І.Организационный момент. ( Слайд 2)
Для ребят звенит звонок,
Начинается урок.
Время даром не теряйте,
На вопросы отвечайте.
Будем думать, рассуждать
И друг другу помогать.
- Я надеюсь, что совместный труд принесёт нам радость общения.
-А теперь подумайте, о какой части речи идёт рассказ в этой загадке?(Слайд 3)
У существительных подчас -
Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить.
-А что вы знаете об имени прилагательном, мы сейчас проверим.
2.Логический диктант. (Проверка усвоения пройденного)
Имя прил. часть слова.
Имена прил. отвечают на вопросы кто? что?
Имена прил. обозначают признак предмета.
Имена прил. изменяются по родам.
Имена прил. бывают только муж. и жен. рода.
Имена прил. не изменяются по числам.
Имена прил. являются второстепенными членами предложения.
Имена прил. связаны в роде и числе с им. сущ.
Имена прил. муж. рода имеют окончания -ый, -ий
Имена прил. средн. рода имеют окончания -ое, -ее.
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ДА | | | + | + | | | + | + | + | + |
НЕТ | + | + | | | + | + | | | | |
(Взаимопроверка работ) (Слайд 4)
-Теперь давайте правильно ответим на остальные вопросы. Что ещё вы знаете об имени прилагательном?
-Откройте тетради, запишите число и классная работа (Слайд 5)
ІІ.Каллиграфическая минутка. (Слайд 6)
Яя ая
Яблоко яблоня яблочный
Красные яблочки лежат в вазе на столе.
-Что вы можете сказать о буквосочетаниях? О словах? Определите корень слов. Разберём предложение по частям речи и членам предложения. (Слайд 7)
3.Словарная работа.
-Назовите слова. Образуйте от слов имена прилагательные и запишите их.
Капустный, малиновый, земляничный, морковный, гороховый, картофельный .
ІІІ.Физкультминутка. (Слайд 8)
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать,
Шесть – за парты дружно сесть.
-Сегодня на уроке мы продолжим работу по изучению тайн русского языка. А о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке мы узнаем, если поработаем в парах.
ІV. Работа в парах. (Слайд 9)
- Найдите в тексте имена прилагательные женского рода – 1 ряд, мужского рода – 2 ряд, среднего рода – 3 ряди обозначьте окончания прилагательных.
Наступила ранняя весна. Проснулся лес от долгого зимнего сна. Оделся он зелёной листвой. Лесные полянки украшены голубым ковром подснежников. Стали птички вить гнёзда. Принялась белка устраивать себе уютное гнездо на высоком дереве. Начала таскать туда сухие прутики, листья, травку. Любуется тёплым домиком. Скоро появятся у белочки слепые бельчата. (Слайд 10,11,12,13,14)
-Все ли прилагательные мы нашли? Есть ещё прилагательные во множественном числе. А смогли ли вы определить окончания прилагательных, почему?
-Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?
-Что же мы сегодня попытаемся узнать?
V. Сообщение темы и целей урока. (Слайд 15)
-Ваши предложения. Как определить падеж имён прилагательных? Проверим.
VІ. Работа с учебником. (Слайд 16)
1.Работа с правилом на стр.83.Самостоятельное чтение.
Найти ……, к которому относится………
Определить падеж ……
По падежу …… определить падеж ……
2.Работа с упражнениями.
А) Упр.144 - устно. Цепочкой.
Б) Коллективная работа - упр.145. Выписать словосочетания: море + прилагательное, определить падеж.
VII.Объяснение домашнего задания – упр. -146.
VIII.Физкульминутка для глаз.
1. Вверх-вниз, влево-вправо.
Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти. Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо.
2. Круг.
Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелке.
3. Рисование носом.
Дети закрывают глаза. Представляют себе, что нос стал длинным и рисуют предложенный учителем предмет, букву и т.д.
IX. Закрепление изученного материала. Работа в группах. (Слайд 17)
-Поработаем в группах. Перед вами лежат тексты. Вам предстоит отредактировать текст, то есть исправить допущенные ошибки, с учетом изученного правила. Определить падеж имён прилагательных. (Слайд 18)
1 группа
Наступил (долгожданный) март. На (голубой) небе светит (яркий) солнце. С (длинный) сосульки падают (прозрачный) капельки.
2 группа
Наступила (радостный) весна. Воробьи чирикают и выглядят нарядными. На (тонкий) ветку березы взлетела (большой) ворона. (Молодой) галка ищет место для (уютное) гнезда.
3 группа
Вот освободилась от снега (маленький) кочка. (Лёгкая) пар струился над ней. Около (глубокий) оврага красовалась (нарядный) верба. Ветерок покачивал (стройный) деревца.
4 группа
У (старый) пня лежит кучка сухих листьев. Вдруг они поднялись. Показался (худое) ёжик. Зима у (колючий) ежа весь жирок вытянула. Зверек побежал по (узкий) тропке.
5 группа
Пробудились (весенний) цветочки. (Солнечный) днём на (лесная) проталинке появились головки мать - и мачехи. (Нежный) медуница тянется к (тёплый) солнцу.
6 группа
Март –(весенние) месяц. Днём на (теплое) солнышке таяло, ночью подморозило. Снег подёрнулся (тонкая) корочкой. С (далёкий) юга летят грачи.
X.Рефлексия. (Слайд19)
Я повторил(а)…
- Я узнал(а)…
Я запомнил(а)…
Теперь я умею…
-Составим синквейн. (Слайд 20,21)
Синквейн- это стихотворение в прозе, состоящее из пяти строк.
1стр.- 1существительное
2стр.- 2 прилагательных
3стр.- 3 глагола
4стр.- предложение (фраза)- 4слова, отношение к теме
5стр.- 1 существительное (суть темы)
1.Прилагательное.
2.Выразительное, точное.
3.Обогащает, украшает, дополняет.
4.Помогает украсить нашу речь.
5.Часть речи.
XI. Итог урока. (Слайд 22,23)
Урок подходит уж к концу и требует оценки.
Прошу его вас оценить двумя-тремя словами,
Чтоб я могла потом узнать и сделать вывод с вами:
Каким он был?..
Отличным, скучным, хорошим, может быть, плохим, совсем ненужным, бесполезным… иль поучительным…? Каким?
-Закончи предложение. Урок был…