СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка на тему: «Деепричастный оборот»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка на тему: «Деепричастный оборот»»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ З.Н.БАТЫРМУРЗАЕВА"










Урок русского языка

на тему:


«Деепричастный оборот»


для 2 курса







преподаватель: Атаева М.А.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Вид урока: Комбинированный

Междисциплинарные связи - психология.

Цели:

образовательные: актуализировать прежние знания о деепричастии; формировать умения и навыки ситуативно - уместного употребления деепричастных оборотов в связной речи, разграничивания одиночных деепричастий и деепричастных оборотов; продолжить работу над развитием речи и обогащением словарного запаса учащихся;

воспитательные: формирование правильных жизненных взглядов, умений видеть хорошее друг в друге; повышение творческой активности и интереса к предмету; способствовать формированию положительных черт характера;

развивающие: развитие памяти, логического мышления, воображения и фантазии, воли, наблюдательности, артистизма и других психических функций учащихся.

Методы: коммуникативный, методы духовно-нравственного развития личности (настрой на позитивные мысли, этические игры, разыгрывание сценок), интерактивные методы обучения, технология игрового обучения.

Оборудование и наглядность: интерактивная доска, тексты, флипчарды, видеосюжет, плакаты и маркеры.

Межпредметная связь: психология.

Ход урока


1.Актуализация.

А) Настрой на позитивные мысли.

Б) Проверка домашнего задания.

Чтение эссе на одну из тем: «Что такое культура?», «Кого можно назвать культурным человеком?».

2.Осмысление.

А) Определение понятия характер.

--Ребята, что вы можете сказать об этом человеке? (На интерактивной доске преподаватель рисует человека, вернее его силуэт) . Пока ничего, так как нам ничего о нем неизвестно. Мы не знаем, как он выглядит и какой у него характер. Нам нужно изучить его. Для начала дадим ему имя. Давайте назовем его просто: Человек. А как вы думаете, что главное в изучении Человека? (внешность, характер…) Наверное, характер. Нельзя узнать характер Человека,не общаясь с ним, не зная, как он поведет себя в той или иной ситуации… А что такое вообще характер? (учащиеся переводят слово характер на родной язык).

Б) Работа в группах. Прочитайте тексты. Скажите, что общего в этих рассказах. О каких чертах характера в них говорится?


Первая группа. Осколки доброты.

Вторая группа. Потому что я – человек.

Вывод: Люди должны заботиться друг о друге. Заботливость, доброжелательность, добродушие – положительные черты характера.

(На интерактивной доске рядом с изображением человека появляются слова заботливость, доброжелательность, добродушие.)

В) Игра «У кого какой характер».

(На интерактивной доске рядом с человеком появляются слова хитрость, грубость, надменность, благородство, храбрость, справедливость, мужество.)

Г) Профессия и характер.

Предтекстовая работа.

1.Подбор родственных слов.

Характер – …

2.Определение значения фразеологизмов.

Без характера –

Выдержать характер –

Человек с характером –

Работа над текстовым материалом.

1.Прочитайте рассказ Елизаветы Ауэрбах «Я поздно понял…».

2.Словарная работа.

Послетекстовая работа.

1.Эвристическая беседа по содержанию текста.

2.Введение в грамматику.

-- Ребята, давайте определим, что означает конструкция «рано овдовев». Это значит, что женщина очень рано потеряла мужа. Какой частью речи является «овдовев»? Это, как вы сами знаете, деепричастие. Давайте вспомним все о деепричастии и составим опорную схему (схема скрыта на интерактивной доске).

-- Ребята, иногда одного деепричастия бывает недостаточно для раскрытия полного смысла предложения. В русском языке для передачи более точной информации деепричастие используется вместе с зависимыми словами. Как же их называют в науке о языке? Их называют деепричастными оборотами.

Итак, ребята сегодня на уроке мы с вами будем учиться правильно употреблять в речи деепричастные обороты, выделять их на письме знаками препинания, а также определять их синтаксическую функцию в предложении.

Итак, ребята, запишите в тетради тему нашего занятия.

Деепричастие с зависимыми словами называется деепричастным оборотом. Д.о. в предложении выполняет функции обстоятельства.

Деепричастный оборот всегда выделяется запятыми:

Если д.о. находится в начале предложения, запятая ставится после него.

Если д.о. находится в середине предложения, запятая ставится с двух сторон.

Если д.о. находится в конце предложения, запятая ставится перед ним.

-- Давайте вернемся к текстам «Осколки доброты» и «Потому что я – человек». Обратите внимание на эти предложения:


Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку. (Здесь два деепричастных оборота относятся к одному и тому же лицу и соединены союзом и. Они находятся в конце предложения, поэтому мы ставим запятую перед первым оборотом.)

Отец, не заметив камень, споткнулся и ушиб ногу. (Здесь деепричастный оборот находится в середине предложения и выделяется запятыми с двух сторон.)

Кряхтя от боли, он обошел камень и, взяв за руку ребенка, пошел дальше.

(Здесь первый деепричастный оборот находится в начале предложения, поэтому ставим запятую после него. Второй деепричастный оборот находится в конце предложения, и мы ставим запятую перед ним.)

-- Ребята, есть ли в этих текстах еще предложения с деепричастным оборотом? Давайте проанализируем их.

3.Нахождение деепричастных оборотов в тексте «Я поздно понял…».

4.Работа в группах. Опишите черты характера главного героя рассказа, подтвердите ответы примерами из текста.

Первая группа. Вторая группа

До смерти матери. После смерти матери.

5.—Ребята, деепричастия часто встречаются в составе фразеологизмов. Во многом они указывают на черты характера человека. Давайте рассмотрим значения некоторых из них. (На интерактивной доске скрыты слова, данные в скобках).

Стиснув зубы – преодолевая внутреннее сопротивление, не показывая своих истинных чувств (лживость).

Спустя рукава – безответственно относиться к чему-либо, небрежно выполнять какую-то работу (безответственность, небрежность).

Сидеть сложа руки – лодырничать, ничего не делать (леность).

Засучив рукава – делать что-либо старательно и усердно (трудолюбие).

Положа руку на сердце – совершенно искренне (добросердечность).

Не покладая рук – очень усердно, старательно, без перерывов выполнять какую-то работу (трудолюбие).

Запомните! Деепричастие в составе фразеологизмов не является деепричастным оборотом.

6. Игра-пантонима. Работа в группах.

7.Работа в группах. Трансформирование простых осложненных предложений в сложноподчиненные предожения.

3.Рефлексия.

1.--Ребята, к сожалению, многие наши современники утратили некоторые положительные черты характера. Предлагаю вашему вниманию видеозапись сказки на современный лад «Репка», в съемках которой вы приняли активное участие.

(Просмотр видеозаписи сказки на современный лад «Репка» на интерактивной доске)

-- Скажите, какими чертами характера наделены современные герои сказки.

Выводы: отрицательные черты характера – эгоизм, леность, безжалостность, хитрость, избалованность.

2.Минутное тестирование по теме (пользуемся тестерами).

3.Выводы:

4.Домашнее задание (на выбор).

а) Определите характер своих младших братьев или сестер и напишите небольшое эссе. Для этого проведите тестирование с помощью цветов.

Настроение ребенка может выразиться во время раскрашивания рисунков. Дайте им, к примеру, рисунок горящей свечки и попросите его раскрасить.

Наблюдения психологов показали, что у людей, использующих в своих рисунках преимущественно черный цвет, обычно много эмоциональных проблем. У любителей красного цвета излишне неспокойный характер. Более спокойны по натуре те, кто чаще в рисунках использует синий (голубой) цвет. Розовый цвет говорит о том, что человек доброжелателен, полон любви.

б) Используя материал текста «Характер и темперамент», попробуйте определить тип своего темперамента и напишите эссе-откровение «Какой я человек?», используя деепричастные обороты.