СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка на тему "Междометия и звукоподражательные слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока по теме:"Междометие и звукоподражательные слова"

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка на тему "Междометия и звукоподражательные слова"»


Конспект урока русского языка по теме "Междометие и звукоподражательные слова»


Цель урока: знакомство с междометием как особой частью речи.

Задачи:

Образовательные: сформировать у учащихся понятие о междометии как особой части речи, дать представление о пунктуационном выделении междометий в предложении;

Развивающие: развивать умение целесообразного использования междометий, выражающих значение благодарности, приветствия и т. д.;
расширять лексикон, речевую деятельность, кругозор, эрудицию учащихся;
развивать навыки актерского мастерства;

Речевые: развить связную речь детей, обогатить словарный состав

Воспитательные: воспитывать культуру общения.

Демонстрационный материал:

презентация

Раздаточный материал:

Карточки с заданиями

Методические приемы:

Беседа – диалог, доклад, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.

Внутрипредметные связи: морфология, синтаксис, пунктуация, лексика.

Межпредметные связи: литература

Тип урока: изучение нового материала.

Структура урока:

понятие о междометии как особой части речи,

этимология слова – междометие,

3 группы междометий,

звукоподражательные слова.


Этапы урока.

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного. Подготовка к восприятию нового материала.

III. Объяснение нового материала.

IV. Закрепление нового материала.

V.Рефлексия.

VI.Домашнее задание.

Ход урока

Эпиграф:

Ах, как трудно жить на свете,
Не усвоив междометий.

Ц. Ангелов.


I. Организационный момент.  

Слово учителя:

Здравствуйте! Садитесь. (Староста называет отсутствующих).

Откройте тетради, запишите число. Классная работа. Пропустите одну строчку для темы. А мы начнем наш урок с языковой разминки. Посмотрите на эпиграф.

…, как трудно жить на свете, не усвоив междометий!

Задание ученикам: (1 у доски, остальные с учителем)



(1 слайд)

  1. Найти слова, в которых звуков меньше, чем букв, объяснить,сделать фонетический разбор слова у доски. (жить)

  2. Назовите частицы(не )

  3. Назовите предлоги (на)

  4. Назовите союзы ( как)

  5. Какова роль восклицательного знака? (выражает эмоции)

  6. Как вы думаете, какого слова для выражения тех же эмоций не хватает в начале предложения? (АХ)


Эпиграф к уроку (2 слайд)


Ах, как трудно жить на свете,
Не усвоив междометий!

Ц. Ангелов.

Учитель:

-Что изменилось после того, как мы написали междометие Ах?

(Эмоционально окрашено)


II.  Повторение изученного.

Подготовка к восприятию нового материала.

1. Определение задачи и цели  урока.

Слово учителя: 

Ребята, на сегодняшнем уроке вы должны познакомиться с междометием и его особенностями, узнать их отличия от других частей речи.  Итак, тема нашего сегодняшнего урока: «Междометия и звукоподражательные слова»

(слайд с темой)


Запись темы урока со слайда.


2. Повторение изученного.

Слово учителя: 

Но прежде чем перейти к новой теме, давайте вспомним пройденный материал:

– Как называется раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи? (Морфология.)

Из изученного курса русского языка вы знаете, что все части речи делятся на две неравные группы, какие?

– Самостоятельные части речи и служебные.

-Почему они неравные?

6 самостоятельных( имя существительное, имя прилагательное, глагол , имя числительное, местоимение и наречие) и (три служебных предлог, союз и частица)

– Почему они получили такое название? (Самостоятельные части речи и служебные)

(Самостоятельные – слова, обладающие самостоятельным лексическим значением, то есть служащие названиями предметов, действий, качеств, свойств.

Служебные – служащие для связи слов, предложений, образования наклонений глагола)

– Какая часть речи занимает особое место, не относясь ни к самостоятельным частям речи, ни к служебным? (Это – междометие. )


(Слайд с определением междометия)

Определение записать в тетрадь.


III. Объяснение нового материала.

Междометия – самый удивительный класс слов. Он не относится ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи. 
Междометия – это выражение эмоциональной реакции говорящего на ситуацию. Лингвисты полагают, что междометия – это эмоциональные сигналы, «первичные человеческие слова» . Они связаны с мимикой и жестом говорящего, которые тоже выражают физическое состояние или реакцию человека. 

Нам с вами необходимо определить место междометия среди всех частей речи.

Условно междометия в зависимости от того, что оно выражает, можно разделить на 3 группы (запись в грамматическую тетрадь)


(слайд с группами междометий)

Записать в тетрадь.


1.эмоциональные

(ах,ой,ух,эх…)

2. повелительные

(зов,  оклик, побуждение, запрещение, заверение): ай-да, аппорт, алло, ау, долой, караул, марш, но-о!, пли!, ну, кис-кис, прочь, вон, ну-ну, ну-ка,  эй, брысь, шабаш, ау, марш, тпру!, кис-кис, цып-цып,  чу!  и др.

3. этикетные междометия 

( здравствуй(те), привет, спасибо, пожалуйста, простите, всего хорошего…)


(Каждую группы характеризуем по слайдам)


-А когда же возникло междометие?


Историческая справка.(ученик)

Междометие – словообразовательная калька XVIII века. От лат. Interjection – междометие, возникло первоначально в виде междуметия. Буквально междометие значит “брошенное (вставленное) между полнозначными словами”.

Под влиянием сложных слов с соединительными гласными “о” – “е” первоначальная форма междуметие изменилась в междометие.

В английском языке существует слово interjection, имеющее два значения: 1. восклицание, 2. грамматическое междометие. Перфикс inter имеет значение взаимодействия, т.е. между частями речи.


Учитель: Спасибо!

Итак, междометие возникло очень давно в 18 веке, но мы до сих пор используем его в своей речи.

А теперь давайте выполним упражнение.


IV. Закрепление нового материала.


Задание 1. (2 мин) ОДИН У ДОСКИ

(На доске заранее написать три группы: Эмоции/чувства, Повелительные, Речевой этикет.)


Выразительно прочитайте каждое предложение. Найдите междометия и выпишите, распределяя их на три группы

1) Чу... вдруг раздался рога звон... (А. Пушкин)

2) Ух! Кончено — душе как будто легче. (А. Пушкин)

3) Увы! Дворец Бахчисарая скрывает юную княжну. (А. Пушкин) 4) Эх, яичница! Закуски нет полезней и прочней. (А, Твардовский) 5) «Цыц, Розка, — говорила тогда Марья Петровна, обращаясь к собачке, которая принималась неистово лаять, — цыц!» (Д. Григорович) 6) «Здорово, кум Фаддей!» — «Здорово, кум Егор!» — «Ну, каково, приятель, поживаешь?» — «Ох, кум, беды моей, что вижу, ты не знаешь!» (И. Крылов) 7) «Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!» (И. Крылов) 8) А мать ему: «Бай-бай! Закрой ты свои глазки». (А. Пушкин) 9) «Тсс... господа, — говорит Кошкин, прикладывая указательный палец к губам... — не будите его». (Д. Григорович) 10) Эй, садись ко мне, дружок. (Н.Некрасов) 11) Ушица, ей-же-ей, на славу сварена. (И. Крылов) 12) Ба! Знакомые всё лица. (А. Грибоедов) 13) Ура! Мы ломим, гнутся шведы. (А. Пушкин) 14) Ах, песенку эту доныне хранит трава молодая, степной малахит. (М. Светлов)


ОТВЕТ:

Эмоции/чувства: чу, ух, увы, эх, ну, ох, ай, ей-же-ей, ба, ура, ах.
Повелительные: цыц, бай-бай, тсс, эй.
Речевой этикет: здорово.


Учитель: Молодцы! Справились с заданием. Давайте продолжим знакомиться с междометием.

В русском языке без междометий было бы крайне сложно выражать разнообразные чувства и эмоции, поскольку эта часть речи придает языку богатую окраску.

Особое место в русском языке занимают звукоподражательные междометия, имитирующие звуки природы или предметов.

(СЛАЙД)

(Записать определение)


Учитель:

Чем отличаются междометия от звукоподражательных слов?

(В отличие от междометий, звукоподражательные слова лишены какого-то эмоционального смысла. Они просто передают звуки природы: собачий лай, блеяние овец, гул ветра, мычание коровы, музыку флейты, храп, свист и т. д.)

Учитель: Итак, давайте обобщим всю информацию сегодняшнего урока.


(ПОСЛЕДНИЙ СЛАЙД)

Учитель:

На сегодняшнем уроке мы с вами повторили, что такое междометия и звукоподражательные слова. Научились их различать и находить в тексте.

А тепер небольшой тест,который позволит мне узнать как вы поняли сегодняшнюю тему.


Карточки с заданиями у каждого на партах.


V.Рефлексия.  


Тест ФИО

да

нет

1. Междометие – это служебная часть речи

 

+

2. «Вон!» - это побудительное междометие

+

 

3. «Всего хорошего!» - это эмоциональное междометие

 

+

4. Междометия воспроизводят звуки, издаваемые человеком или животным.

 

+

5. «Кря-кря» - это звукоподражательное слово

+

 

0 ошибок – «5»

1 ошибка – «4»

2 ошибки – «3»

5



VI. Домашнее задание:

Выпишите из журналов, газет ,книг 5 предложений с междометиями.

Оценки за урок с комментариями.

-За работу у доски (2 чел)

-Доклад(1 чел)

-Ответы на вопросы


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!