СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка на тему "Подготовка к сочинению - рассуждению на морально – нравственную тему " (подготовка к ОГЭ)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе урока ведется анализ текста, на основе которого учащиеся продолжат развивать свои умения и навыки в написании сочинения-рассуждения в формате ОГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка на тему "Подготовка к сочинению - рассуждению на морально – нравственную тему " (подготовка к ОГЭ)»

Урок русского языка в 9 классе

Тема: Подготовка к сочинению - рассуждению на морально – нравственную тему на основе анализа текста(подготовка к ОГЭ)

Цель для учителя: создать условия для подготовки к сочинению – рассуждению на морально –нравственную тему на основе анализа текста; способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их материально-творческих способностей, формировать умение строить речевое высказывание, формировать умение составить сочинение – рассуждение с указанием проблемы, позиции автора; воспитывать внимательное отношение, сострадание, доброту,

Цель для учащихся: учиться анализировать текст и отбирать материал для написания сочинения;

Тип урока: урок развития речи.

Оборудование: эпиграф, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, видеоролик(https://www.youtube.com/watch?v=IY0rdh8NtmY;р https://www.youtube.com/watch?v=_fjM7nDIK1I);раздаточный материал, тексты для анализа.


Жизнь нуждается в милосердии.
Милосердием мы бедны…

Жизнь нуждается в сострадании.

Наши души —
Как топоры…

Андрей Дементьев

Ход урока:

I.Организационный момент. Создание ситуации общения -)-5 мин.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я рада видеть вас на уроке. Сегодня у нас урок развития речи, мы с вами будем готовиться к сочинению- рассуждению на морально-нравственную тему на основе анализа текста.

-Что вам знакомо из записанного на доске, что вы знаете ? (композиция сочинения –рассуждения, морально-нравственная тема)

Сейчас послушайте одну притчу «Осколки доброты» и подумаете над её содержанием.

(При́тча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение) (Приложение № 1).


-Попробуйте определить, о чём мы сегодня будем говорить, какая будет тема нашего сочинения?

Вопросно- ответная беседа:

  1. В чем смысл притчи? (надо уметь быть благодарными, нельзя оставаться равнодушными)

  2. Почему она так называется? (старушка собирала осколки стекла, которые в ее руках превращались в осколки доброты)

  3. О каких людях идёт речь?

(Одни заботятся о том, чтобы не случилось беды, а другие равнодушны к ним).

Учитель

- Теперь обратите внимание на эпиграф .

- Как он отражает смысл притчи?

- Какие слова в нём являются ключевыми, самыми важными? (милосердие, сострадание, равнодушие)

- Значит, о каких нравственных качествах мы будем говорить?(назовите пару слов антонимов).

(о равнодушии и сострадании)

- Переходим к основной работе нашего урока. Перед вами на столах лежит распечатанные тексты и бланки для ответов (Приложение №2) -1мин.

- Скажите, какую работу нам предстоит сделать? (проанализировать текст, т.е определить его стиль и тип речи, озаглавить, определить тему, выявить проблему и позицию автора).Все это необходимо знать и уметь, чтобы написать в 9 классе сочинение в формате ОГЭ, а в дальнейшем - ЕГЭ.

- Молодцы! Вот вы и определили цели и задачи нашего урока. А что же явится следствием такой работы? Какое задание вас ожидает дома? (написать сочинение по проблеме данного текста).

(Учитель открывает записи на доске, где сформулирована тема урока, цели и задачи).

Учитель: Работать мы будем с отрывком из повести Альберта Лиханова «Голгофа».

Сейчас Дима расскажет вам немного об этом писателе и его творчестве.

II.Презентация о писателе А. Лиханове (Приложение № 3) – 2 мин.

III. Работа над анализом текста -15 мин. (Приложение № 4).

Учитель

Теперь переходим непосредственно к тексту (учитель читает текст – 3 мин.)

Вопросы для анализа текста. -

- Определим тему текста. О чём говорится в нём? Определить это нам помогут ключевые слова и словосочетания (тема сострадания, тема доброты, помощи нуждающемуся)

- Как вы думаете, почему тетя Груня по вечерам не уходила домой, а оставалась в госпитале?

- В чём заключалась её помощь? Почему автор так подробно описывает её действия?

- Подумайте и скажите, а какие слова могла произносить тетя Груня?

- А что значит бедолага? (бедняга, несчастный. страдалец).

- А какое сравнение приводит автор, характеризуя слова тети Груни? (слова мягкие, как хорошая повязка).

- Что это значит это сравнение? (слова помогали человеку выздороветь не меньше, чем лекарства и повязки).

- Почему тетя Груня выделила Алексея и стала за ним ухаживать?

- И вот мы видим, что Пряхин победил свою боль благодаря тете Груни.

Скажите, а вот если бы не её внимание и забота, выжил бы Пряхин? (Может, и выжил бы, но прошло бы больше времени).

- Итак, что же больше необходимо человеку в госпитале: холодное суконное одеяльце (суффикс- то какой! или внимание, сочувствие, помощь?

- Вот и подошли мы к определению проблемы текста. Что такое проблема?(вопрос, требующий исследования)

- Какая же проблема волнует автора? (Нужны ли людям сострадание и доброта? В чем заключается сострадание? Должны ли люди помогать друг другу? Что значит быть бескорыстным человеком?)

- Запишите себе эти вопросы в бланк ответов.

- Теперь попробуем определить позицию автора. Что такое позиция автора?

(основная мысль, идея, ответ автора на поставленные вопросы).

- Как же автор отвечает на поставленные вопросы?

(Добро должно быть без корысти. А если люди за всё друг с дружкой рассчитываться станут, то мир превращается в огромный магазин. Когда война, люди нуждаются в сострадании больше, чем в хлебе).

- Запишите позицию автора в бланке ответов.

- Как тогда озаглавим текст? (О сострадании. Добро без корысти)

- Следующее задание: определяем стиль текста и тип речи.

(Стиль художественный, п.ч. автор рисует правдоподобный, но вымышленный мир. Автор мог придумать ситуацию, чтобы вызвать наши чувства.

А какие изобразительные–выразительные средства использует автор? (Эпитеты – бешенный приступ боли, неживая рука, холодное одеяло – холодная рука, легкие слёзы (4,5,8)

Олицетворение – добро изничтожится, взбила подушку, победил боль.(6,14,21)

Метафоры - жаром пышущие лбы, приступ боли.(6,

Сравнения – слова мягкие, как повязка, солдатик желтый, как покойник)

Фразеологический оборот – злато – серебро (деньги, плата).(21)

Лексические повторы – приговаривала, гладила.(8)

Ряды однородных членов (предл. 4,6).

- Осталось определить тип речи (Этот отрывок представляет собой повествование с элементом рассуждения, потому что есть завязка (Пряхин оказался в госпитале), развитие действия (тетя Груня ухаживает за ним), кульминация (Пряхин победил свою боль) и развязка (она приютила его у себя).

Много глаголов, обозначающих последовательность действий героев .

- В чём проявляется элемент рассуждения? (Герои рассуждают о том, есть ли плата за доброту (предл. 16-22). - 25мин.


V. Физкультминутка - 2 мин.

VI. Словарная работа (индив. задание) – 1мин.

Учитель – Ребята, вы встретились в эпиграфе, тексте со словами сострадание, милосердие. Подберите антоним к этим словам (равнодушие) О лексическом значении этих слов расскажет Ксенофонтова Лиза

Приложение№5

1 сообщение. В словаре синонимов

Сострадание – проявление чувства жалости к другому человеку, желание ему помочь. Это чувство проявляется по отношению к чужому горю.

2 сообщение. В словаре антонимов

Равнодушие - ср. 1)Спокойное, ровное состояние духа; невозмутимость, бесстрастность. 2) перен. Лишенное интереса, безучастное отношение к кому-л., чему-л.


Учитель: Спасибо! Действительно, в языке есть очень много хороших слов, которые определяют добрые отношения между людьми.

VII. Работа с пословицами и поговорками. (Приложение № 6) -5 мин.

Учитель: Мы продолжаем наш разговор о доброте и сострадании. Дома вы подбирали пословицы и поговорки на эту тему. Прочитайте те, которые ярче всего отражают характер наших героев из текста А. Лиханова. Объясните их смысл. (Доброму человеку и чужая боль к сердцу. С добрым жить хорошо. Мир не без добрых людей).

Учитель: Ребята, запишите 1-2 пословицы.

VIII. Работа с высказываниями. (Приложение № 7)

Учитель: Проверяем следующее задание: высказывания известных людей о сострадании, милосердии и доброте.

Сам Альберт Анатольевич Лиханов говорил: «Каждый человек явился на этот свет не на миг случайный, а чтобы творить добрые дела, чтобы и в самой тяжелой ситуации помочь друг другу»

(1. Ничего не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта.

Сервантес

2. Спешите делать добрые дела.

А. Яшин

3. Делай добрые дела, не требуя награды, не упоминай о них, не хвастай ими.

Л. Толстой)

Учитель: Ребята, как вы думаете, в сочинении в качестве чего вам могут понадобиться эти мудрые мысли? ( в качестве эпиграфа или аргументов). Если вы не успели записать что-то вам понравившееся, можете обращаться к консультантам.

А теперь вспоминаем произведения художественной литературы, в которых поднимается проблема сострадания, милосердия и доброты. (Дети называют произведение А.С. Пушкина «Капитанская дочка», В.Г. Распутина « Уроки французского», В.Г. Короленко « В дурном обществе», А.Платонов «Юшка», В.Тендряков «Хлеб для собаки», Б.Васильев «Не стреляйте белых лебедей» и др.)

IX Беседа о ситуациях в реальной жизни.

Учитель. Ребята мы говорим такие хорошие слова: доброта, милосердие. Часто ли вы в жизни наблюдаете проявление милосердия и доброты? Что замечаете вокруг? (Бездомные, бродяги, старики и дети с протянутой рукой, переполненные детские дома; люди, проходящие мимо лежащего на улице человека; собаки, нападающие от голода на людей; брошенные котята и т.д.)

Да, эпидемия бездуховности охватила сегодня наше общество.

А можем ли мы что-то изменить? Если можем, то как это сделать? Попробуем?

X. Групповая работа (4-5 мин.) и выступления учащихся. (Приложение № 8).

Задания группам:

1 группа – Что можешь сделать ты, чтобы мир стал добрее? Составь правила доброты.

2 группа - Дана ситуация. Оцените её. Если бы ты был на месте героя, как бы ты поступил?

3 группа - нарисовать солнце и подписать его лучики словами синонимами к слову сострадание

Чтение стихотворения (Киселевич Кирилл)

 В жизни по – разному

можно жить –

Можно в беде, а можно –

в радости

Вовремя есть, вовремя жить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать –

И, помышляя о чуде,

Рукой обнаженною

Солнце достать

И подарить его людям! (Сергей Островой)

XI . Рефлексия

Учитель: Пришло время подвести итоги.

- Что взяли для себя полезного?

- Что понравилось? Что не понравилось?

XII . Видеоролик. «Спишите делать добрые дела» (песня В.. Мигули ) или чтение стихотворения Н.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться…»

Пусть эта добрая песня (это умное стихотворение) послужит вам напутствием в каждом вашем деле и начинании.

Д/З: Напишите сочинение-рассуждение на тему: «О милосердии и сострадании»































Приложение1

Притча

Осколки доброты

Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки из песка. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Её седые волосы развивались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и складывая их в сумку. Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил на её приветствие.

Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю свою жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.

Приложение №2

Бланки ответов

Тема _____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Проблема ________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Позиция автора ___________________________________________________

__________________________________________________________________

Стиль речи _______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Тип текста _______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Синонимы ________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пословицы и поговорки ___________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Высказывания известных людей ___________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Художественные произведения _____________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Домашнее задание _________________________________________________

__________________________________________________________________





Приложение 3

Текст к презентации о А. Лиханове

Альберт Анатольевич Лиханов (родился в 1935 г.) -детский и юношеский писатель, журналист председатель Российского детского фонда.

Самые известные его произведения – «Да будет солнце» (1963 г.), трилогия «Семейные обстоятельства» (1973 г.), роман для детей младшего возраста «Мой генерал» (1975), повести «Голгофа» и «Благие намерения» (1982). Первое собрание сочинений в 4 томах вышло в 1986-1987 гг.

В 2010 г. вышло собрание сочинений для детей и юношества в 15 томах.

Особое внимание в своих произведениях автор уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка в формировании его характера.

Одно из известных произведений – повесть «Голгофа».

Голгофа – это место мучений, страданий [по названию холма близ Иерусалима, где по христианскому вероучению, был распят Иисус Христос] 
Голгофа - этотяжелые испытания, страдания, которые выпали на долю

герою этой повести – фронтовику Алексею Пряхину

Альберт Лиханов – очень популярный писатель в нашей стране и за рубежом. За границей выпущено 106 книг писателя на 34 языках. Альберт Анатольевич живет и работает в г. Кирове





Приложение №4
(1)Она возникла перед взглядом Алексея как-то вечером, в час бешеного приступа его боли, и мимо не прошла, задержалась.( 2)Это уж потом узнал Пряхин, что работает тетя Груня не санитаркой, не медсестрой, а вахтершей, сидит при входе, а после смены обходит госпитальные палаты, чтобы кому водички подать, кому подоткнуть холодное суконное одеяльце, хотя никто ее об этом не просил.(3)Только разве надо просить, когда война, когда люди нуждаются в сострадании больше, чем в хлебе; и неграмотная старуха бродила вечерами между коек, взбивая подушки, кладя компрессы на жаром пышущие лбы и приговаривая, приговаривая какие-то словечки, то ли убаюкивая ими, то ли сказку какую волшебную рассказывая.
(4)Вот так же вошла она в Алексеев взгляд, в его расширенные болью зрачки.
(5)Каждый день после дежурства усаживалась … тетя Груня на табурет возле Алексея, смачивала уголком полотенца ссохшиеся, запекшиеся его губы, обтирала лицо, подносила водички, гладила его холодную, неживую руку и приговаривала, приговаривала, не жалея слов, мягких, как хорошая повязка…
(6)… и добилась-таки своего.(7) Рука порозовела, стала теплой, и однажды Пряхин посмотрел на тетю Груню осознанно и заплакал…
(8)Немолод был Алексей Пряхин, какая же молодость в сорок лет, и прожил непростую, нелегкую жизнь он до этого своего личного дня победы, и не слабый вроде мужик был, а сорвался, что-то лопнуло в нем, какая-то зацепка, какая-то нить, державшая запоры, и заплакал он от слов тети Груни, вроде бы глупеньких, необязательных, простых словечек.
(9)И она заплакала также. (10)Только ее слезы легкие были. (11)Знала тетя Груня, что своего добилась, что теперь выживет это желтый, как покойник, солдат, выживет, потому что боль свою победил, потому что «прохессор» оказался удачливым, и еще заплакала она оттого, что муж ее и сын — оба на фронте, и давно весточки не шлют, и, гляди-ка, вдруг вот так же, как этот бедолага Алексей Пряхин, в госпитале где-нибудь маются, вот так же страдая и мучаясь… (12)Как же могла она, мать и жена, не ходить в палаты после дежурства, как могла не приговаривать своих глупых слов, как могла не помочь Алексею?
(13)Тети Грунин домик был невелик… (14)За окнами голубели чистенькие занавески, а когда Алексей вошел в дом, весь он оказался под стать занавескам — чистенький и уютный…(15)В углу за занавеской вроде отдельной комнатки, четыре шага на два, и тетя Груня кивнула на нее:
(16)— Вон твоя комнатушка.
(17)— Тетя Груня, как с тобой рассчитываться-то стану? — улыбнулся Пряхин. — Каким златом-серебром?

(18)— И-и, милай, — ответила тетя Груня сердито. — Кабы люди за все друг с дружкой рассчитываться принялись, весь бы мир в магазин превратили. А! Борони нас бог от этого магазину! — Она платок размотала, присела на сундучок и прибавила серьезно: — Тогда уж добро изничтожится! Не станет его.

  • (19)Почему? — удивился Алексей.

(20)Тётя Груня строго на него поглядела.

  • (21)Потому как добро без корысти. (22)Аль не знал?

(По А. Лиханову)*

Приложение №5

  1. Сострадание – проявление чувства жалости к другому человеку, желание ему помочь. Это чувство проявляется по отношению к чужому герою. Это слово имеет более сильную эмоциональную окраску, чем сожаление.

  2. Сожаление – чувство печали, огорчения, вызванные утратой, сознанием невозможности что – либо изменить.

  3. Сочувствие – отзывчивое отношение к чужому чувству.

  4. Соболезнование – чаще официальная форма при выражении сочувствия кому-то.

  5. Жалость – доброе, хорошее чувство, вызывающее при виде чужого несчастья.

  6. Сопереживание – совместное переживание по поводу какой – либо неудачи.

Как видим, в большинстве слов можно выделить приставку ­­ ­со, которая имеет значение «общее участие в чем-нибудь, совместность действий»: сострадание – вместе страдать, сопереживание – вместе переживать, сочувствие - чувствовать то же самое.

Таким образом, эти синонимы объединяются общим значением - участие к чужим страданиям, неудачам.

Учитель: Спасибо, Лиза! Слово Ане Морской (девочки меняются местами)

Сообщение второй ученицы.

Синонимический ряд можно продолжить словами :

  1. Милосердие – готовность из сострадания оказать помощь, не требуя награды. Это слово образовано путём сложения основ.

  2. Доброта – отзывчивость, стремление делать добро другим. Слово образовано суффиксальным способом.

  3. Бескорыстие – отзывчивое отношение к человеку, помощь без всякой выгоды, пользы для себя. Образовано от слова бескорыстный суффиксальным способом.

  4. Альтруизм – (слово заимствовано из французского языка) - бескорыстная забота о ком-либо, готовность бескорыстно приносить пользу другим, жертвуя своими интересами. Образовано суффиксальным способом.

  5. Гуманность - человеколюбие, доброе, отзывчивое отношение к людям. Образовано суффиксальным способом.

  6. Человеколюбие – любовь к людям, гуманность. Образовано путём сложения.

Таким образом, всё перечисленное слова обозначают общечеловеческие нравственные ценности.


Приложения №6-7

Пословицы и поговорки

Учись доброму — плохое на ум не пойдет.

Про доброе дело говори смело.

Худо жить без ласкового слова.

Доброе слово лечит, а злое калечит.

Добряк добро творит, быть может, и, не зная, что от этого болит душа у негодяя.

Не одежда красит человека, а добрые дела.

Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

Добрые слова дороже богатства.

В ком добра нет, в том и правды мало.

Не ищи красоты, ищи доброты.

Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

Сумел провиниться, сумей и повиниться.

Доброе слово что ясный день.

Мир не без добрых людей.

Красоту унесут годы, доброту не унесут.

Добрая слава лежит, а худая бежит.

Добрый человек добру и учит.

Доброго чтут, а злого не жалуют.

Добро творить — себя веселить.

Добра желаешь — добро и делай.

На добрый привет — добрый ответ.

Высказывания

  1. Спешите делать добрые дела

А. Яшин

  1. Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям.

Жан Жак Руссо

  1. Ничего не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта.

Мигель Сервантес

  1. Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в других.

Блез Паскаль

  1. Чтобы оценить доброту в человеке, нужно иметь некоторую долю этого качества и в самом себе.

Вильям Шекспир

  1. «Доброта, готовность защищать беззащитного и слабого – это прежде всего мужество, бесстрашие души»

В. Сухомлинский

  1. Делай добрые дела, не требуя награды, не упоминай о них, не хвастай ими.

Л. Толстой

  1. Любое дело можно загубить, если делать его равнодушными руками.



  1. Не бойтесь врагов своих, а бойтесь равнодушных: это с их молчаливого согласия совершается зло.







Приложение №8

Задания группам



1группа

Спешите делать добрые дела

А. Яшин

Задание: Что можешь сделать ты, чтобы мир стал добрее? Составь правила доброты.







----------------------------------------------------------------------------------------------------

2 группа

Относись к другому так, как хочешь, чтобы относились к тебе

Народная мудрость

Ситуация:

В. Осеева

Просто старушка

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

- Подержи мои книжки! – крикнул мальчик и бросился на помощь старушке.

Когда он вернулся, девочка спросила его:

- Это твоя бабушка?

- Нет, - ответил мальчик.

- Мама? – удивилась подружка

- Нет!

- Ну, тётя? Или знакомая?

- Да нет же, нет! – отвечал мальчик - Это просто старушка

Задание: Оцените ситуацию. Как бы вы поступили на месте мальчика?



3 группа

Добро что солнышко

Народная мудрость



Задание – подберите синонимы к слову сострадание, подпишите лучики солнца


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!