СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка на тему: Причастие как часть речи" ."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка на тему: Причастие как часть речи" ."

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка на тему: Причастие как часть речи" ."»

Открытый урок по ФГОС на тему «Причастие как часть речи»

в 7 классе.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Цели урока: дать понятие о причастие, актуализация имеющихся знаний, пробуждение у школьников интереса к получению новой информации, постановка собственных целей обучения.

Задачи урока:

Образовательные:

  • развить умение формулировать определение понятий;

  • формировать умение отличать причастие от других частей речи;

  • обогащать словарный запас учащихся;

  • совершенствовать орфографические умения.

Ход урока

  1. Организационный этап:

Слово учителя: Доброе утро дорогие мои учащиеся и уважаемые гости нашего урока! С пожеланиями всем хорошего дня начинаем наше занятие.

- Ребята, откройте тетради и запишите дату.


  1. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

- Вам знакома империя под названием «Лингвистика», где существует несколько стран. Вспомните, в какой стране проживают части речи? (Морфология)

- Верно. Сегодня мы отправимся в эту страну и познакомимся с новой частью речи. А пока тему урока отметьте - "Морфология", а часть речи допишем позже.

- Какие цели вы сегодня поставите перед собой?

- Обратите внимание на экран.

. Перед вами картина художника Фёдора Решетникова «Опять двойка», оригинал которой хранится в Третьяковской галерее.

- Я уверена в том, что ситуация, описанная на этом полотне, вам знакома. Почему же?

(Возможные ответы учащихся: потому что мы так же, как герой этой картины, получаем двойки; мне знакомо состояние души этого мальчика, так как тоже получал плохую отметку.)

- А сейчас, чтобы не оказаться на месте этого героя, продолжая нашу работу, будем активно участвовать на уроке.

- Ребята, перечислите все существительные, которые видите на этой картине:

    1. Существительные: мальчик, девочка, мама, собака, комната, стол, стул, стена, пол, окно, ковер, велосипед, …

    2. Числительные: одна, два, один, четыре, …

    3. Местоимения: он, она, они, его, ему, ей,…

4. Наречия: светло, грустно, весело, печально,…

5. Прилагательные: большой, маленький, светлый, красный, белый, …

6. Глаголы: стоит, сидит, смотрит, смеется, думает, играет, висит, виднеется,…

- Умницы! Очень хорошо!

  1. Фаза урока «Вызов»

-- А сейчас запишите в тетради несколько глаголов по картине:

Стоит

Сидит

Смотрит

Думает

Играет

Лежит

Висит

Катается

- На какие вопросы отвечают глаголы? (Ответы учащихся)

Теперь образуйте от данных глаголов слова, которые будут отвечать на вопросы «какой?» или «что делающий?».

Стоит – стоящий (мальчик)

Сидит – сидящая (мама)

Смотрит – смотрящая (сестра)

Думает – думающая (девочка)

Играет – играющий (братик)

Лежит – лежащий (ковер)

Висит – висящая (картина)

Катается – катающийся (мальчик)

- Замечательно! Вот мы дошли до цели нашего урока. Слова, которые вы образовали, есть та новая часть речи, которая называется «причастие». Ее вы будете изучать в течение месяца, встретите ее в заданиях ОГЭ, ЕГЭ.

Допишите тему нашего урока! (Морфология: причастие)

  1. Фаза урока «Осмысление»

- Как вы, думаете, название этой части речи на что намекает, как оно образовано?

При-част-и-е

(Возможные ответы учащихся: Намекает на то, что оно причастно к чему-либо; стоит при какой-то части речи; и т.д.)

- Владимир Иванович Даль о причастии сказал, что это «часть речи, причастная к глаголу». На примере образованных слов мы поняли, что причастие образуется от глаголов.

Посмотрите на этот рисунок.


Глагол Прилагательное











Причастие

Как можете объяснить этот рисунок. (Папа глагол + мама прилагательное = ребенок причастие)

Почему папа - глагол?

Почему мама - прилагательное?

(Ответы учащихся: потому что причастие образуется от глаголов, отвечает на вопрос прилагательного «какой?».)


- Мы похожи на своих родителей. Унаследовали от них какие-либо внешние черты или свойства характера. Так же и причастие имеет в себе признаки отца-глагола и матери-прилагательного.

Игра в мячик .

У меня в руках мяч. Назовите признаки этого мяча.

(К доске вызывается ученик, который будет записывать слова в столбик)

по форме – круглый;

по величине – большой, маленький;

по материалу - резиновый, пластмассовый;

по назначению - футбольный, теннисный.

- Какие части речи мы использовали для этого (Прилагательные)

Учитель передает мяч любому ученику и просит произвести с ним некоторые действия (учащийся ударяет мяч об пол, роняет на пол, катает, подбрасывает вверх, передает кому-либо и т.д.).

- Какие признаки приобретает мяч? Мяч какой? (Летящий, падающий, упавший, пойманный, катящийся, прыгающий…).

- Что можно сказать об этих словах, какие признаки предмета - постоянные или временные - они называют?

СДЕЛАЕМ ВЫВОД: причастие обозначает признак предмета по действию, проявляющийся во времени; он не является постоянным.


- Ребята, на основе всего вышесказанного, попробуйте дать определение причастию. (Ответы учащихся)

Запишите в тетради определение: Причастие — особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы «какой?» или «что делающий?».


  1. Закрепление:

Творческое задание (устно, на доске):

-Перед вами причастия. Ваша задача - раскидать их в две корзины. Для начала внимательно прочитайте все слова и подумайте, по какому признаку их можно разделить?

Решившая, любящий, бросающая, любивший, рисующий, бросившая, нарисовавший, кричащие, решающая, закричавшие.


Решающая - решившая,

любящий - любивший,

бросающая - бросившая,

рисующий - нарисовавший

кричащие - закричавшие

- И по какому же признаку вы решили разделить причастия на две группы?

(Возможные ответы учащихся: В первой корзине причастия, которые отвечают на вопросы «что делающий?», а во втором «что сделавший?» и т.д.)


- У какой части речи, изученной ранее вами, определяется признак по вопросам?

(Возможные ответы учащихся: У глаголов вопросы «что делать? что делает?» указывают на несовершенный вид, «что сделать? что сделает?» на совершенный вид.)


Сделаем вывод: значит, по отцу глаголу причастие унаследовало вид совершенный и несовершенный. Еще какой морфологический признак глагола вы можете отметить у данных причастий? (род, слова здесь даны в мужском и женском родах)


Творческое задание (письменно):

Используя причастия, составьте словосочетания со словами:

Вермишель (сорт лапши)

Фасоль (вкусная фасоль, белая фасоль, черная фасоль)

Бандероль (посылка)

Вуаль (легкая прозрачная ткань)

Моль (небольшая бабочка, гусеница которой является вредителем шерстяных вещей, хлебных зёрен и растений)

Кольраби (капуста)

Салями (колбаса)

(Это задание будет очень полезным, потому что род, вышеперечисленных слов, учащиеся часто неправильно определяют).

Проверка (учащиеся читают по одному словосочетанию).

---Молодцы.Сейчас, ребята, возвращаемся к картине нашего урока и устно составим по ней предложения, используя причастия в своей речи. Каждое предложение должно начинаться с причастия!

(Образец: висевшая на стене картина, достающая учебные принадлежности девочка, катающийся на велосипеде мальчик, стоящий в центре комнаты мальчик, сидящая возле стола мама, сидящая на стуле мама, смотревшая на брата сестра, и т.д.)

Замечательно! А сейчас подведем итоги нашего урока.

  1. Подведение итогов урока:

Рефлексия:

-Что нового вы узнали сегодня?

-Что такое причастие?

-Какие признаки причастия запомнили?

-Как вы думаете, какова роль причастий в речи?

-Какое впечатление произвела на вас картина «Опять двойка»?

Домашнее задание:

Написать небольшое сочинение по картине, используя причастия.

Выставление оценок.

-- Урок окочен, спасибо за активное участие! Помните: грамотным быть всегда модно!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!