СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе "Причастие как часть речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс: 7 Б

Предмет: русский язык

Тема: «Причастие как часть речи»

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний

УМК: учебный комплекс под редакцией  Т.А. Ладыженской и др. Русский язык.  7 класс 

          Урок – русского языка, который вы посмотрели,  входит в раздел «Морфология и орфография. Культура речи. Причастие».

Тема урока «Анализ контрольного диктанта. Причастие как часть речи»

 Ставилась следующая цель: Познакомить с грамматическими и морфологическими признаками причастия; способствовать формированию умения   различать причастия и прилагательные. Цель данного урока соответствуют стандартным требованиям программы и связаны с предыдущими учебными занятиями.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка в 7 классе "Причастие как часть речи"»

Урок русского языка в 7 классе

Тема: Анализ контрольного диктанта. Причастие как часть речи


Тип урока:   

«Открытие»  новых знаний.

Цель

Познакомить с грамматическими и морфологическими признаками причастия; способствовать формированию умения различать причастия и прилагательные

Задачи урока

  1. Образовательные:

- развить умение формулировать определение понятий;

-- формировать умение отличать причастие от других частей речи

- обогащать словарный запас учащихся;

- совершенствовать орфографические умения.

  1. Развивающие:

- осуществление системно-деятельностного подхода;

- развитие внимания;

- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;

  • формирование логических умений;

  • развитие умения формулировать проблему;

  1. Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к русскому языку;

  • воспитание ценностного отношения к слову;

  • развитие коммуникативных УУД:

  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать характеристику причастия по значению, морфологические признаки глагола и прилагательного у причастия, синтаксическую роль причастия в предложении; уметь различать причастия и прилагательные, находить причастия в тексте, определять признаки прилагательного и глагола у причастия.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию; осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к русскому языку, стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; индивидуальная, групповая, парная

Оборудование

Мультимедийный проектор, компьютер

Основные понятия

морфология, части речи, причастие.



























Ход урока



Этап урока

Цели этапа


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1.Мотивация к учебной деятельности


Создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.


Приветственное слово учителя

Ребята, я очень хочу, чтобы наш урок получился интересным и познавательным. На этом уроке мы постараемся открыть новые секреты русского языка. Сегодня вы узнаете удивительную историю о бесприютных суффиксах, которые обрели свое место. Мы познакомимся с новой для вас частью речи, рассмотрим, как она образуется. Для этого мы вспомним морфологические признаки прилагательного.



Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2. Актуализация знаний


Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий.

Выполнение работы над ошибками, допущенными в контрольном диктанте

В контрольных тетрадях начертим таблицу.

Пишу правильно

Объясняю

Примеры




– В нее мы будем заносить слова, в которых допустили ошибки.

Организует и сопровождает деятельность учащихся (Приложение 1.)

Словарный диктант.

Спортивный зал, седой старик, посидеть на лавочке, почтовая марка, грибной дождь, подержать портфель, говорить о планах, поласкать ребёнка, полоскать бельё, беговая дорожка, молодой врач, удивительный день.



Слушают учителя, участвуют в диалоге
с учителем,
заполняют
таблицу

УУД: познавательные (извлечение необходимой информации из текста; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ);

коммуникативные (формулирование понятных высказываний, используя термины, в рамках учебного диалога);

регулятивные (выполнение учебной деятельности; саморегуляция в случае затруднения).


3. Постановка учебной задачи.


Поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации

На экране слайд с записанным предложением:

  1. Сорванные травы для гербария мы сушили в больших книгах.

Вопрос учителя:

- Есть ли в этом предложении слова, отвечающие на один и тот же вопрос? Какими членами предложения они являются? Определите их морфологические признаки.


Вопрос учителя:

-Чем же они отличаются друг от друга?

Это новая для нас часть речи – причастие.

М В.Ломоносов так говорил о причастии:

Сии глагольные имена служат к сокращению

человеческого слова, заключая в себе имени

и глагола силу.

М.В. Ломоносов


- Давайте сформулируем тему урока: «Причастие как часть речи»

Запись учащимися числа, темы урока.


Прием «Верные и неверные утверждения»

Задача учеников - определить, верное или ложное суждение содержится в высказывании.

  • Верите ли вы, что причастия своим «внешним видом» похожи на прилагательные?

  • Верите ли вы, что причастия не связаны с глаголами?

  • Верите ли вы, что причастия могут быть настоящего и прошедшего времени?

  • Верите ли вы, что причастие бывает возвратным?

  • Верите ли вы, что причастия не изменяются по родам, падежам и числам?

  • Верите ли вы, что есть только действительные причастия?

  • Верите ли вы, что причастный оборот на письме всегда выделяется запятыми?

Скажите, легко ли вам было отвечать на эти вопросы? Почему? Великий Сократ сказал: "Я знаю только то, что ничего не знаю. Но я стремлюсь к знаниям" Значит, и нам необходимо узнать всё об этой части речи. Давайте сформулируем цели нашего урока. (учащиеся формулируют цели: знать грамматические признаки причастия; уметь находить причастия в тексте, различать причастия и прилагательные; уметь составлять предложения с причастиями).

Чтобы разрешить все сомнения, предлагаем найти ответы в учебном тексте.

Предполагаемый ответ:

- Есть: это слова «сорванные» и « большие». Они отвечают на вопрос: какие?

-В предложенииэти слова являются определениями.

- Слова изменяются по числам (сорванные – сорванный, больших - большой) , по родам

( сорванная – сорванный, сорванное), по падежам (большая – большую).


Предполагаемый ответ:

Ответы учащихся:

-Больших указывает на признак предмета по размеру.

-А словосорванные указывает на признак действия (их кто-то сорвал).




УУД: познавательные (пытаются решить задачу известным способом. Самостоятельное выделение и формирование цели);

регулятивные (принимают и сохраняют учебную задачу)

4. Построение и реализация проекта выхода из затруднения


Построить новый способ действия и сформировать умение применять его как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа.


1. Прием ИНСЕРТ. Во время чтения текста делать на полях пометки в виде значков.


Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? Имена прилагательные изменяются по родам, падежам, числам. Могут иметь краткую форму. В предложении прилагательные бывают определениями и сказуемыми.

Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Глагол изменяется по временам, лицам, числам и родам. В предложении обычно бывает сказуемым.

Причастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию и отвечает на вопросы прилагательного: какой? какая? какое? какие?

Причастие имеет признаки глагола:

вид – совершенный (решивший);

несовершенный (решавший);

время – настоящее (засыпающий);

прошедшее (заснувший);

возвратность – возвратное (обидевшийся);

невозвратное (обидевший);

признаки прилагательного:

род – ж.р. бегущая, м.р. бегущий, с.р. бегущее;

число – ед. ч. рисующий, мн. ч. рисующие;

падеж – и.п. живущий, р.п. живущего, д.п. живущему, в.п. живущего, т.п. живущим, п.п. о живущем;

Может иметь краткую форму – построен, нарисована.

Причастие можно заменить синонимичным сочетанием (существительное + «который» + глагол)

Желтеющий лист = лист, который желтеет

Засеянное поле = поле, которое засеяли

Причастия бывают действительные и страдательные.

В предложении чаще всего являются определениями и частью составного именного сказуемого

«V» – знаю;

«+» – новое;

«?» – есть вопросы.

Может быть несколько вариантов пометок: 2 значка – «+» и «V», 3 значка – «+», «V», «?». Или 4 значка – «+», «V», «?», «–» (думал иначе). Главное, чтобы значки ставились на полях по ходу чтения текста

- Прочитайте параграф 12 учебника и составьте по группам кластер «Причастие как часть речи»

Какая информация была вам знакома?

- Почему М.В.Ломоносов говорит,

что в нем «имени и глагола сила»

- Какие формальные признаки причастия надо знать,

чтобы найти причастия в предложении?

- Какие синтаксические функции выполняет причастие?

Составление кластера « Причастие», работа выполняется по группам

Подсказка на экране

Работают с информацией, систематизируют её. Учатся работать в группах, определяют функции каждого члена группы. Учатся слушать мнения сверстников. Выполняют взаимопроверку. Планируют свою работу



УУД: познавательные (анализ, сравнение, классификация; осознанное построение речевого высказывания; поиск и выделение необходимой информации; );

коммуникативные (адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью);

регулятивные (контроль, самооценка, коррекция, волевая саморегуляция в ситуации затруднения)

5.Физ. минутка (пауза релаксации)



Немного отдохнем.

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь – богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво;

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще

Через левое плечо.

Буквой «л» расставим ноги.

Точно в танце - руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!




6. Первичное закрепление знаний


Усвоить учащимися новый способ действия

Задание 1 (в паре с проговариванием)

Найдите и выпишите словосочетание « существительное+ причастие».

Стареющий дуб Чернеющая даль

Поседевшие волосы Свежие овощи

Покинутый дом Желтеющий лист

Горячая печь Спелый крыжовник

Колосистая рожь Стоящий кран

Горящее полотно Светящийся камень

Мокрый снег Шумный говор.

Проверка пот эталону

Давайте докажем справедливость слов М.А. Ломоносова о том, что «причастия» служат к сокращению человеческого слова. Для этого замените глаголы в предложениях причастием.

Птицы, которых испугал внезапный шум, поднялись ввысь. (Испуганные внезапным шумом птицы поднялись ввысь.)

Я глядел на кудрявый лес, который дышал прохладой. (Я глядел на кудрявый лес, дышащий прохладой.) Определите время причастий.

«Хорошо выраженная мысль звучит умно на всех языках».

Д. Драйден (английский писатель, поэт, драматург, критик17 века).

Автобиография причастия выраженная

Я, причастие ВЫРАЖЕННАЯ, происхожу из семьи ______________________________________________________. Мой отец оставил мне значение _____________________________________. Мать оставила в наследство вопрос _______________________, свою синтаксическую роль __________________. Она научила изменяться по ____________________. Вот сейчас я стою в форме ____________________.


Концентрируют своё внимание на задании. Работают в парах. Размышляют, анализируют. Делают вывод по этому виду работы



УУД: познавательные (извлечение из предметного текста необходимой информации; осознанное и произвольное речевое высказывание);

коммуникативные (умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать).


7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону


Интериоризировать (т.е. пропустить через себя и отдать как собственный опыт) учащимся новый способ действия и провести рефлексию (коллективно или индивидуально) достижения цели пробного учебного действия.


Вариант 1

А 1. Какое слово является причастием?

  1. Детальный

  2. Тонущий

  3. Могучий

  4. Зелёный

А 2. Укажите причастие совершенного вида

  1. Вертевший

  2. Помогавшая

  3. Влиявший

  4. Созревшая

В 1. Из данного предложения выпишите причастия

Колеблющийся полёт бабочки над свежей зеленеющей полянкой – одно из прелестнейших зрелищ.

Вариант 1

А 1. Какое слово является причастием?

  1. Алюминиевый

  2. Прыгучий

  3. Сигнальный

  4. Командующий

А 2. Укажите причастие совершенного вида

  1. Вертевшая

  2. Поступивший

  3. Певший

  4. Гладивший

В 1. Из данного предложения выпишите причастия

Над широко расстилающимся пшеничным полем виднеются парящие в небе ястребы.

Ответы

Вариант 1

А 1. 2

А 2. 4

В 1. Колеблющийся, зеленеющий

Вариант 2

А 1. 4

А 2. 2

В 1. Расстилающимся, парящие

Взаимопроверка. Проверка по эталону



Учащиеся пошагово проверяют свои действия самостоятельного задания. Оценивают свои результаты в освоении нового способа действия

УУД: познавательные (анализ, синтез, сравнение; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; доказательства);

коммуникативные (рефлексия способов и условий действий; учебное сотрудничество);

регулятивные (оценка своей деятельности; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; волевая саморегуляция в ситуации затруднения)

8.Саморефлексия деятельности (подведение итогов занятия)


Цель: оценить учащимися собственную учебную деятельность , осознать методы построения и границы применения нового способа действий


А теперь прошу быть особенно внимательным. Представьте себе, что русский язык – это толстая-толстая книга. Вы учитесь в 7 классе, поэтому учебник открыт в середине. Сегодня на уроке мы успели прочитать ещё одну страничку этой книги.

Какая она, эта страничка? Сложная или несложная?

Понятна ли?

Чему научила эта страничка?

Что осталось непонятным?

Захотелось ли читать эту книгу дальше?

Итак, пожалуйста, давайте подведем итог урока:....

Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке. Ответь на вопросы:

  1. Сегодня на уроке я узнал(а) (что?) _________________________________

  2. Сегодня на уроке я научился(лась) (чему?) __________________________

  3. Сегодня на уроке научился(лась)  лучше делать (что?) ______________

  4. Самым неожиданным для меня сегодня стало (что?) __________________

  5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (что сделать?) ____________

  6. Осталось непонятным (что?) ______________________________________


Обращают внимание к записи темы урока и целей. Мысленно соотносят их с теми знаниями, которые получили на уроке. Анализируют свою деятельность, отвечая на вопросы. Слушают высказывания одноклассников. Определяют свой уровень познания в соотношении со сказанным. «Знаю или не знаю»

УУД: познавательные (анализ, рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности);

коммуникативные (внутренняя оценка деятельности учащихся);

регулятивные (самооценка на основе критерия успешности; самоопределение)

9.Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок


§ 12. 1.Подготовить устный рассказ на тему «Причастие как часть речи», опираясь на структурно – логические схемы-кластеры.

2.Выполнить упражнение 76.

3. Всем желающим сочинить сказку или рассказ «Рождение причастия», «В гостях у причастия», «Спор двух частей речи» (на выбор)

Слушают задание на дом. Выбирают вариант заданий по сложности.