СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе "Причастие как часть речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе урока обучающиеся должны получить представление о причастии как о самостоятельной части речи, научиться отличать  причастия от прилагательного и глагола, анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;  уметь применять знания на практике. На уроке применяются приемы критериального оценивания

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка в 7 классе "Причастие как часть речи"»

Филиал МАОУ «Аромашевская СОШ им. В. Д. Кармацкого» Русаковская СОШ













Технологическая карта

урока русского языка в 7 классе

«Причастие как часть речи»








Учитель русского языка

и литературы: Куликова Е. Д.





















Пояснительная записка


Предмет: русский язык

Тема урока: «Причастие как часть речи»

Класс: 7

Дата проведения: 18.10.24 (открытый урок)

УМК: Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2021 г.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цель урока: обучающиеся должны иметь представление о причастии как о самостоятельной речи, отличать причастия от прилагательного и глагола, анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи; уметь применять знания на практике.

Задачи урока:

А)Формировать умение отличать причастие от других частей речи; правильно употреблять причастия в устной и письменной речи;

Б) Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;

В) Совершенствовать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.


Планируемые результаты:

Предметные: знать морфологические и синтаксические признаки причастий, научиться находить причастия и отличать их от глаголов и прилагательных.

Метапредметные: овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умение вести самостоятельный поиск информации.

Личностные: способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе.

Образовательные ресурсы: мультимедийное оборудование, учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал.





























Этап урока

Учебные задачи. Деятельность учителя

Результаты деятельности обучающихся

Актуализация ранее изученного материала.





Цель: создание учебного настроя на деятельность;

проверка готовности уч-ся к уроку, актуализация тематики изучаемого произведении.

Организация начала урока.

Проверка домашнего задания.

«Верно-неверно» (10 утверждений).

Есть ли вопросы по домашнему заданию?

Если вопросов нет, выполните задания, оцените свою работу по ключу

Приложение к уроку






Проверяют готовность к уроку: тетрадь, учебник.

Записывают в тетрадях число и «классная работа

Учебный диалог




Обучающиеся работают с карточками (-/+), затем выполняют взаимопроверку и оценивают по критериям

2

3

4

5

0-4

5-7

8-9

10



Введение в новую тему. (Обеспечение преемственности содержания предыдущего –текущего – последующего уроков)

Цель: тренировка мыслительных операций; фиксация затруднения;

подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока, составление плана работы.

Посмотрите на слайд (на слайде записаны словосочетания: летящий мяч, умная девочка, любящий отец, белеющий снег, крадущийся тигр). Найдите «лишнее» словосочетание

Почему умная девочка – это лишнее словосочетание?

К какой части речи относится зависимое слово в этом словосочетании? (прилагательное)

Какой частью речи является зависимое слово в остальных словосочетаниях? (?)

- Лишним является словосочетание «умная девочка», но объяснения этому мы найти пока не можем.

Как вы думаете, что будет, если объединить признаки осла и лошади? (Мул — результат скрещивания осла и кобылы).

А если объединим признаки смородины и крыжовника?   (Йошта – гибрид смородины и крыжовника)

Гибрид (от лат. hibrida, hybrida — «помесь») — организм или клетка, полученные вследствие скрещивания генетически различающихся форм.

В языке тоже происходят процессы объединения и появления новых единиц речи.

Об этой части речи В. И. Даль писал: “Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного”


Учебник ср. 32 - запишем тему урока «Причастие как часть речи»


Как вы понимаете слово ПРИЧАСТНАЯ? (слайд с толкованием слова из словаря С. И. Ожегова)

Выделим орфограммы. (при , ча )
Исторически приставка стала частью корня. (причастие – причастный, приближенный)

Сформулируем цели урока. Продолжите предложение:

На уроке мы должны узнать…, выяснить…, научиться …. , оценить…


Отвечают на проблемный вопрос

Записывают тему урока.

Формулируют цели.










Изучение нового материала



Цели: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу.

Посмотрите на яблоко в моей руке. Дайте ему характеристику. Какое оно? (красное, круглое, вкусное, спелое, яркое). А если я подброшу его в воздух. Каким оно станет? (летящее). Каким станет, если уроню (упавшее, уроненное), если обгрызу (обгрызенное)?



Какие признаки постоянные, а какие проявились только в момент выполнения предметом какого-либо действия?


- Мы можем говорить о том, что этот признак (летящее) проявился у яблока только в определённый момент, при выполнении предметом какого-либо действия. Яблоко ведь не всегда летящее.

Проверьте, прочитав п.1 правила на стр.33, соответствуют ли данные слова новой части речи.

- причастие обозначает признак предмета по его действию; причастие отвечает на вопросы прилагательного: какой? какая? какое? какие?).


- Каким частям речи причастие является родственным? (прилагательному и глаголу).

Попробуйте выбрать из грамматической сказки признаки прилагательного и глагола и заполнить таблицу

Грамматическая сказка о Причастии

Можно сказать, что Причастия – дети двух родителей: Глагола-отца и Прилагательного-матери. Многие черты Причастия, как и любой ребёнок, унаследовали от своих родителей. Отец - глава семейства. От него причастие переняло возможность изменяться по временам (может быть в настоящем или прошедшем времени), быть в совершенном или несовершенном виде, да ещё возвратность.

А вот королева-мать Прилагательное вечно глядит в зеркало с вопросом: «Какая я?». Поэтому Причастие унаследовало от матери вопросы: какой? какая? какое? какие? И вместе с этими вопросами возможность изменяться по родам, числам, падежам.

В Причастиях проступают черты родителей Глагола и Прилагательного. И всё же, как и любой ребёнок, они не копия своих родителей, они другие, ведь в них сочетаются признаки обоих родителей. Поэтому их и назвали Причастиями.

 

ПРИЧАСТИЕ

Признаки прилагательного

Признаки глагола

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.



Ключ

ПРИЧАСТИЕ

Признаки прилагательного

Признаки глагола

1.Вопросы

( какой? какая? какие? какое?)

1.Время (настоящее и прошедшее)

2.Род

2.Вид

3.Число

3.Возвратность

4.Падеж



За правильное выполнение 7 баллов. За каждую ошибку снимаем по баллу. Всего баллов _________________________


Проверим себя по учебнику, к правильным ли выводам мы пришли. Чтение определения (§ 12 с. 33, п.2).

Какие морфологические можно обнаружить у прилагательного? - упр.73 (устно)


- Причастия отличить от прилагательного крайне сложно.

Давайте обозначим признаки, помогающие отличать причастие от прилагательного:


а) прилагательное можно заменить синонимом, тогда как причастие – сочетанием слов который + глаг., от которого оно образовано, в н. в. или пр. в. Например, редкий лес- негустой лес, редеющий лес – лес, который редеет.

б) прилагательное и причастие можно различать по морфемному признаку – прилагательные имеют суффиксы –уч-, -юч-, причастия –ащ-, -ящ-. Летучий(способный летать, быстро передвигаться, менять место) - летящий (тот, кто летит) .

Вернуться к слайду «Четвертое лишне». Можем ли мы утверждать, что в состав словосочетаний входят причастия?


Как любая самостоятельная часть речи причастие имеет грамматическое значение, морфологические признаки и в предложении играет синтаксическую роль. Какую?


Работа с текстом

Однажды я остановился и вдруг услышал, что вокруг все шуршит, как будто идет легкий дождичек. Чем больше я вслушивался, тем сильнее и явственнее становилось шуршание. Причину его я разгадывал недолго. В этом месте среди осин и берез росли невысокие ели. Теперь с них на слипшуюся листву обильно сыпались отжившие иглы4. Впервые в жизни я наблюдал иглопад. Ветра не было. Значит, иглы падали сами по себе.

По всему лесу, если хорошенько прислушаться, был слышен шелестящий, как дождичек, иглопад. Я подставил ладони, и тотчас на них упало несколько отживших иголочек.

(В. А. Солоухин. «Третья охота»)

1.Озаглавить текст.

2.Объяснить орфограмму в слове ИГЛОПАД.

3.Подчеркнуть все причастия в тексте как члены предложения.

4.* Указать морфологические признаки второго причастия


Работа с учебником. О каком спорном вопросе говорит автор текста? К какому мнению склоняются большинство ученых?

- Стр. 32, упр. 72 чтение, обсуждение с учащимися.

А как думаете вы?

Как любая самостоятельная часть речи причастие имеет грамматическое значение, морфологические признаки и в предложении играет синтаксическую роль.


Итак, мы выяснили морфологические признаки причастия.

Записывают в тетради

примеры прилагательных и причастий






















Работа с учебником


Отвечают на проблемные вопросы


Выбирают из грамматической сказки признаки прилагательного и глагола, заполняют таблицу























































Оценивают свою работу

















Знакомятся с алгоритмом :

1. Задаем вопрос к указанному слову (Какой? Какая? Какое? Какие?

или Что делающий? Что сделавший?)

2. Выделяем в нем суффиксы (ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-), ом- (-ем-), -им,

енн- (-ённ-), -нн-, вш- , -ш- , -т-).

3. Определяем, от какой части речи образовано данное слово

(причастие образовано от глагола)

4. Попробуем заменить словосочетание конструкцией (местоимение который + глагол, от которого образовано слово).

что перед нами причастие.








Выполнение упражнения




Самооценка





















Работа с учебником

Обобщение изученного.








Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности.

Задание 1. (закрепляют на доску)

Распределить в два столбика словосочетания

  1. «прилагательные + существительные» 2) «причастия + существительные».



Нежный взгляд, серая мышь, разрезанный пирог, чистый пол, танцующие дети, пропавший щенок, сломанный стул, городской парк, звериные следы, поющие птицы.


Самостоятельная работа

Вариант 1

1. Найдите словосочетание

«причастие + существительное»

А. Краснеющая рябина

Б. Веселый урок

В. Белый лист

Г. Синий платок


2. Найдите словосочетание «причастие + существительное»

А. Острый нож

Б. Близкий друг

В. Кружащийся лист

Г. Добрый мальчик


3. Найдите словосочетание «причастие + существительное»

А. Прыгающий мальчик

Б. Простой карандаш

В. Зеленая трава

Г. Спелая ягода.


Ключ: 1- А, 2-В, 3-А


Вариант 2

1. Найдите словосочетания «причастие + существительное»

А. Краснеющая рябина

Б. Веселый урок

В. Ругающаяся женщина

Г. Синий платок


2. Найдите словосочетания «причастие + существительное»

А. Острый нож

Б. Близкий друг

В. Кружащийся лист

Г. Бегающий мальчик


3. Найдите словосочетания «причастие + существительное»

А. Прыгающий мальчик

Б. Простой карандаш

В. Зеленая трава

Г. Спеющая ягода.


Ключ: 1- АВ , 2-ВГ, 3-АГ




Работа у доски












С/р –тест по вариантам (отличаются уровнем сложности)

Проверка по ключу


Представление результатов работы .

Оценивание.





Рефлексия




Цель: развитие рефлексивных умений: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.

С какой частью речи мы познакомились на сегодняшнем уроке? Дадим определение этому понятию.

  • Причастие – это ____________часть речи,

объединившая в себе признаки ____ и___.

  • Причастие обозначает _______________.

  • Причастие отвечает на вопросы_________.

  •  Вопросы-помощники__________________.

  • Признаки глагола у причастия___, ___, ___.

  • Признаки прилагательного

у причастия ___,____, ____.


Сегодня на уроке я узнал…

Я сегодня научился (научилась)…

Мне было трудно…


Как вы оцениваете  свою работу на уроке? Заполните оценочные листы.

Возьмите листы самооценки. Суммируйте баллы.


«Закончи предложение»


Оценивают свою работу на уроке.

Перевод баллов в оценку

Всего баллов 22

5

4

3

2

20-22

16-19

12-15

0-11



Постановка домашнего задания

Для всех: стр. 32, упр. 72. Высказать мнение по спорному вопросу.


На выбор:

  1. упр. 75 (выполнить все задания)

  2. Составить связный текст на тему «Первый снег», включив в него 3-4 причастия.

Индивидуально: повторить темы, по которым были допущены ошибки (спряжение, вид, падеж, члены предложения)

Выбор домашнего задания