1.Мотивация к учебной деятельности. (2 мин.) Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке. | Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.
| Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок. | Коммуникативные УУД Уметь слушать собеседника |
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. (8 мин.) Цель: | Ребята, на прошлом уроке мы с вами закончили изучать тему «Глагол», а сегодня мы познакомимся с новой частью речи и попробуем составить предложения и тексты с этой частью речи. -Прочитайте предложение, которое написано на доске и запишите его в тетрадь. Оголились в парках и сразу стали беззащитными пожелтевшие стройные березки. -Выделите грамматическую основу: березки оголились. -Какое определение дано подлежащему березки? Пожелтевшие, стройные. -Сравните определения стройные и пожелтевшие. -Какой частью речи являются данные слова? -Каково их значение? -Что они обозначают? -Это временный или постоянный признак? -Как вы думаете, слова стройные и пожелтевшие это части одной части речи? Почему? -А пожелтевшие и пожелтеть? -От какого слова образовано определение пожелтевшие? -На какой вопрос отвечает? -Какое из них обозначает постоянный признак, а какое временный? -Выделите основы слов пожелтевшие и пожелтели (пожелте); -Какой общий признак у этих слов?(прошедшее время) -Отсюда вывод: Пожелтевшие – это причастие. Ребята, кто-нибудь может сказать, что называется причастием? А сейчас откройте тетради и запишите тему урока. Теперь откройте учебник на стр.33 прочитайте и запишите это правило в тетрадь. | Учащиеся читают и записывают предложение в тетрадь. Учащиеся выделяют основу. Учащиеся отвечают на вопрос. Учащиеся сравнивают. Учащиеся отвечают на вопросы. Учащиеся выделяют основы. Учащиеся отвечают на вопросы. Учащиеся формулируют правило. Учащиеся записывают название темы, читают и переписывают правило в тетрадь. | Познавательные УУД Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках. Коммуникативные УУД Уметь определять цель учебной деятельности, уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные УУД Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. Уметь оценивать, сравнивать с эталоном, результаты деятельности (своей -чужой), анализировать собственную работу. |
3.Этап закрепления (15 мин.) Цель: формирование навыка самостоятельно определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли. | Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной работы. - Работа с текстом Упр№ 72 -Прочитаем текст (читает один ученик) -К какому стилю речи относится? -Выскажи кратко свое мнение по данному вопросу. -Продолжи одно из высказываний: На мой взгляд,….. По моему мнению,…… Мне думается, что….. | 1 учащийся читает текст, все учащиеся работают над текстом: высказывают свое мнение, продолжают высказывания. | Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать речь других. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли. Регулятивные УУД. Уметь выполнять учебные действия в умственной форме. Познавательные УУД Уметь работать с разными по уровню заданиями |
4.Динамическая пауза (5мин.) Цель: сменить вид деятельности. | Речевая игра: 1.Подобрать к слову снег прилагательные и причастия. Например: снег чистый белеющий. 2.Составьте предложения с этими словосочетаниями. 3.Речевая игра: Из слов, написанных на карточках составить предложение с причастием. Например: чернеть, вдали, к лесу, вела, прямая, дорога, проселочная. (К лесу вела прямая проселочная дорога, чернеющая вдали.) | Ребята хлопают тому, кто больше всех подобрал прилагательных и причастий. Ребята хлопают тому, кто быстрее всех составил предложение. | Личностные УУД Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. |
5. Включение изученного в систему знаний.(5мин.) Цель:
выполнения заданий | Мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания№16(А.Г.Зикеев учебно-методическое пособие «Глагол, местоимение, причастие); -Из данных ниже словосочетаний выпишите отдельно имена прилагательные и причастия. -Устно составьте 5-6 предложений с причастиями, данными в упражнении.
| Учащиеся выполняют задание. При проверке оценивают себя. | Познавательные УУД Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках. Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы. Регулятивные УУД Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. |
6.Рефлексия. (3 мин.) Цель:
7.Домашнее задание(2мин.) | Рефлексия -Давайте вспомним все о причастии. - Что было трудным? - Что вызвало интерес? - Стоило ли вам сегодня приходить на урок русского языка?
Вспомните материал сегодняшнего урока и сделайте задание№3А.Г.Зикеев: определите, от какого глагола образованы причастия, что они обозначают; придумайте с ними по одному предложению. | Отвечают на предложенные учителем вопросы | Личностные УУД Мотивация учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать речь других. Регулятивные УУД Уметь осуществлять итоговый контроль деятельности(«Что было трудным? Что вызвало интерес?») Познавательные УУД Уметь выбирать решение, обосновывать выбор. |