СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка на тему "Путешествие в страну числительных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок был проведён в конце изучения темы "Имя числительное"

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка на тему "Путешествие в страну числительных"»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Удобенская средняя общеобразовательная школа»

Горшеченского района Курской области


Открытый урок русского языка в 6 классе



Путешествие в страну Числительных







Урок подготовила и провела учитель русского языка и литературы Сидорова Оксана Викторовна



Удобное, 2023


Цель урока:

создать условия для обобщения и систематизации знаний по теме «Имя числительное»;

закрепить и проверить умения правильно писать и произносить имена числительные, т.е. соблюдать орфографические и орфоэпические нормы русского языка;

развить творческие способности учащихся: быстроту реакции, ассоциативность мышления, речь, зрительную память, смекалку;

воспитывать уважение и любовь к родному языку. 

Задачи урока

Образовательная: организовать повторение, обобщение, систематизацию теоретических знаний о числительном как части речи

Развивающая: продолжить формирование у обучающихся коммуникативной компетенции, навыков анализа текста, умения обосновывать и доказывать свою точку зрения, умения ставить цели и анализировать результат.

Воспитательная: сформировать навыки командной работы, развить познавательную активность, прививать обучающимся стремление быть образованными людьми.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

ПРЕДМЕТНЫЕ: совершенствование представления о числительном и умения отличать его от других частей речи с числовым значением, отработка правильного употребления грамматических форм и орфографической зоркости.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: развитие умений искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью;

- способствовать обогащению словарного запаса учащихся; совершенствовать навыки работы с текстом.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕразвитие умений действовать со знаково-символическими средствами и структурировать знания; адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ: обучение постановке цели работы, умения самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.

КОММУНИКАТИВНЫЕ : формирование навыков работы в группе, умения слушать товарищей, принимать коллективное решение, вести диалог.

ЛИЧНОСТНЫЕ: развитие умения оценивать собственную учебную деятельность и деятельность других учащихся: применять правила делового сотрудничества; считаться с мнением другого человека.

ТИП: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по изученной теме.

Оборудование:

Презентация (Приложение 1), клад - сундучок с «пятерками» (заранее спрятать в кабинете под парту), раздаточный материал (кроссворд, тест) каждому ученику.

Ход урока


- Сегодняшний урок необычный. Необычен он тем, что мы совершим путешествие в страну в страну Числительных. Путешествие тоже не простое. Мы отправляемся за кладом!

Туристы-лингвисты, в путь сбирайтесь,

Знанья свои показать постарайтесь,

Нас ждут приключенья, игры, кроссворд.

Не будем терять ни минуты. Вперёд!

Целью нашего путешествия является поиск клада, найти его вам помогут знания по теме “Имя числительное”. Компасом будут служить ваши эрудиция, смекалка, умение сотрудничать.

Актуализация знаний. Разминка

- Начнем с разминки. Ответьте на вопросы и запишите числительные в нужной форме.

(у доски работает ученик)

1) К какому склонению относится слово мама? (К первому.)
2) Сколько братьев было у Ниф-Нифа? (Два или двое.)
3) Какой по счету в году месяц ноябрь? (Одиннадцатый.)
4) Сколько лет в одном веке? (Сто.)

5) У скольких нянек дитя без глазу? (У семи)

6) Двое пашут, а сколько руками машут? (Семеро)
7) Какого числа не стоит начинать серьезного дела? (Тринадцатого.)
8) Назовите волшебное числительное многих сказок. (Три.)
9) Сколько богатырей вышло из пены морской в сказке Пушкина? (Тридцать три.)

10) Сколько раз нужно отмерить, чтобы один раз отрезать? (Семь)

- Теперь поработаем с теми словами, которые вы записали. 

- Сколько из записанных вами числительных являются порядковыми? (Три)

- В скольких числительных только 3 буквы? (Два, сто, три)
- В какой цифре количество знаков совпадает с количеством букв в числительном? (100 – сто)

- Назовите формы одного и того же слова (Семь, у семи)

- Сколько слов с удвоенной н? (Одно)

Выпуск «Школьных новостей» (устно) Нам помогла книга Григория Остера, известного детского писателя, автора «Вредных советов».

Уходя на пенсию, строгая учительница подсчитала, что за долгие годы самоотверженного труда она поставила своим ученикам не менее 26.172 «двоек», не более 11.583 «троек», всего-навсего 4.884 «четверки». О 955 «пятерках» она чуть не забыла. Таким образом, ученики строгой учительницы смогли гордиться 43.594 оценками.

За время летних каникул Вовочка подрался с 75 мальчиками. 15 мальчиков он отлупил сам, а остальные отлупили Вовочку. Вечером 31 июля Вовочка с грустью подсчитал, что с начала каникул он получил по шее от 40 мальчиков. Интересно, долго ли он будет помнить о 10 мальчиках, с которыми он дрался в августе.

Коля свой дневник с двойками закопал на глубину 5 метров, а Толя – на глубину более 12 метров! Археологи далекого будущего когда-нибудь да раскопают два окаменевших дневника и удивятся 224 окаменевшим «двойкам» в Толином дневнике и 117 – в Колином.

На педсовет к 40 строгим учительницам был приглашен печальный третьеклассник. Каждая из них ругала беднягу по 12 минут. Получается, что печальный третьеклассник ни за что на свете не захочет вспоминать о 480 минутах, проведенных на педсовете.


Игра «Кто больше» Аукцион пословиц с числительным семь 

- Число семь, так же как и у некоторых других народов, на Руси издавна считалось магическим: семь чудес света, семь дней недели, семь нот, семь цветов радуги. Числительное семь вошло во многие пословицы и поговорки. О непостоянном человеке, который часто меняет свои решения, говорят: «У него семь пятниц на неделе»; об умном человеке говорят: «Он семи пядей во лбу»; провинившийся человек, совершая очередной поступок или проступок, говорит: «Семь бед – один ответ». А какие пословицы и поговорки с числительным семь известны вам, ребята? Объясните смысл пословицы «У семи нянек дитя без глазу».

- Часто употребляется выражение «Семеро одного не ждут».

- О дальних родственниках говорят: «Седьмая вода на киселе».

- О чем-либо хорошо спрятанном говорят: «За семью замками». Имея опыт, утверждают: «Один добытый опыт важнее семи поучений».

- О трудолюбивом человеке говорят: «Работает до седьмого пота».

- Если несколько человек, ответственных за дело, надеются друг на друга и относятся к своим обязанностям недобросовестно, говорят: «У семи нянек дитя без глазу» (т.е. без надзора, без присмотра).

Лингвистическая задача

Записать числительные прописью, согласовывая их с существительными и употребляя, где можно, собирательные числительные.
Двое друзей, пять перьев, трое суток, двое вил , четверо грабель, семь петель, девять сосен, четыре девушки, шесть дочерей, десять граммов, двенадцать апельсинов, семь скатертей, девять орденов, одиннадцать черешен, пятнадцать гектаров, двенадцать килограммов.

Шифровка

Прежде чем вся семья опять сядет за стол , предварительно вытри клеёнку .


Теперь я хочу предложить вам разобраться в одной проблемной ситуации, в которой вполне мог бы оказаться любой из вас. Если сможете решить эту проблему, то ответите на второй вопрос.

Учитель знакомит учащихся с ситуацией. Одному мальчику уже давно нравилась девочка из параллельного класса. Так нравилась, что на каждой перемене он всегда был неподалёку от неё. Но подойти, заговорить с ней он не мог: она всегда была в окружении подруг. И вот идёт он как-то по коридору, а навстречу ему идёт она. И тоже одна. Поравнялась она с ним и спрашивает: “Что это ты в одиночестве? Вас же всегда четверо друзей-неразлучников?” Мальчик не ожидал, что девочка с ним заговорит, смутился, но довольно браво ответил: “Ты тоже одна, а вас всегда пятеро подруг”. Но что такое? Она вдруг нахмурилась и чётко произнесла: “Грамотей!” После чего она резко повернулась и ушла. А он с растерянным видом остался стоять один.


- Как вы считаете, что произошло? Почему девочка, назвав мальчика грамотеем, ушла?

- Что значит слово “грамотей”? (Слово в данном случае имеет ироничную окраску)

(Если смогут сами сказать, что всё дело в том, что мальчик допустил ошибку в употреблении числительного, хорошо. В противном случае задаю наводящие вопросы).


«Найди меня»

Утроить, пятёрка, семидесятый, пятикратный, трёхместный, пятьсот, раздваиваться, семьдесят шестой, дважды, двузначный, семидневный, тройка, десятилетие, шестнадцатый, втроем, пятьдесят четыре, второй, восемь, сотня, одиннадцать.

  • Семидесятый

  • Пятьсот

  • Семьдесят шестой

  • Шестнадцатый

  • Пятьдесят четыре

  • Второй

  • Восемь

  • одиннадцать


Тренировочные упражнения

Путешествие продолжается.  Преодолеть эти горы возможно, выполнив ряд заданий с записанными числами:  10; 1; 2; 27; 5. 

1) запишите первое числительное в тв. п. (десятью);
2) запишите третье с конца числительное как порядковое (второй);
3) сколько числительных имеют в п. п. в окончании букву м(об одном);
4) запишите числительные только с одним слогом (два, пять);
5) составьте число из третьей и первой цифры (21) и запишите его в р. п. и тв. п. (двадцати одного; двадцатью одним);
6) сложите все числа и получите сумму (45):

– Каковы особенности склонения числа 40, какие числа склоняются так же? (90, 100);
– В какую великую дату прошлого столетия входит число 45? (1945);
– Что это за дата?
– Составьте с ней предложение и запишите.

(В 1945 году закончилась Великая Отечественная война.) 

- Какова роль числительного в предложении? (Может быть любым членом предложения)

- На нашем пути озеро с кроссвордом . Разгадаем его. 


Прочитайте пословицы и поговорки. Выделенные слова назовите в начальной форме и словами, называющими их цифровое значение, заполните кроссворд

По горизонтали:

2.Час побережешься – век проживешь (шестьдесят).

4. Грамм любви перевешивает тонну законов (тысяча).

7.Когда повздорят двое, их разнимает дюжина (двенадцать).

8.Век живи – век учись (сто).

По вертикали:

1.Он не робкого десятка (десять)

2.Шесть одного и полдюжины другого (шесть).

3.Собралась чёртова дюжина (тринадцать).

5.За его языком и на четверке коней не угнаться (четыре).

6.К единице нуля приписать не умеет (один).

7.О чем может мечтать слепой, как не о паре глаз? (два).

- Мы в непроходимых джунглях (слайд 7) Чтобы пройти через эти джунгли нужно показать умение склонять числительные.

Умение склонять числительные нам просто необходимо. Решая примеры и задачи, находя физические величины, указывая координаты на географической карте, составляя деловые бумаги, мы постоянно сталкиваемся с необходимостью употреблять имена числительные в том или ином падеже, иными словами, нам приходится их склонять. Чтобы пройти через эти джунгли нужно показать умение склонять числительные.

Составьте предложения с предложенными числами и примерами: свыше 570 000, 289+311, 2791- 1447

-  За несколько дней на спортивных соревнованиях побывало свыше 570 тысяч зрителей.
-  Если к 289 прибавить 311, то получится ровно 600.
-  Если из 2791 вычесть 1457, то останется 1334.

Пустыня ошибок (слайд 8) Найдите ошибки, объясните их характер

1. Шестеро девочек сбежали с уроков.
2. Двое лошадей скакали во весь упор.
3. А за ними едва поспевали двое жеребят.
4. На столе стояло четверо стаканов.
5. Трое котят забрались в папину шляпу.

Тестовое задание Приложение 3

Укажите правильные ответы

Задание 1. Найдите «третье лишнее»:

1. семьдесят        
2. пятьдесят три
3. шестнадцать

1. шестичасовой
2. двенадцатый
3. сто пятьдесят первый

Задание 2.  В каком числительном Ь пишется в конце слова?

1. В 70 лет здоровьем не хвалятся

2. Где мои 17 лет!?  

3. Когда беда пройдет и все уймется, тотчас 500 советчиков найдется

4. Учиться и в 60 лет не поздно

Задание 3. В названии какого произведения есть собирательное числительное?

1. «Тысяча и одна ночь»

2. «Трое в лодке, не считая собаки»

3. «Три мушкетера»

4. «Двенадцать стульев»

Задание 4. Вычеркните слова, с которыми собирательным числительным «дружить» запрещено.

1. Двое (певицы, котята, джинсы, ребята).
2. Четверо (коты, сани, семиклассницы, часы).
3. Семеро (сутки, козлята, подруги, дети).
4. Обе (девочки, мальчики, руки, стены).

Задание 5. В какой пословице выделенное слово является числительным?

1. Имя хозяина носит, а семью свою прокормить не может (мордовская).

2. За семью печатями (русская).

3. Сплетня и семью разрушит (армянская).

Подведение итога урока (слайд 9)

- Проделав долгий путь, мы достигли цели нашего путешествия. Вот ваш клад! (дети находят клад в указанном месте) За ваши знания и умения отличные оценки!

Выставление оценок за урок.

Домашнее задание (слайд 10) 

Подберите пословицы, поговорки, фразеологизмы, включающие числительные.








































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!