СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка на тему: Значения суффиксов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формировать у учащихся умение образовывать слова с помощью суффиксов с различным значением.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка на тему: Значения суффиксов»

МБОУ Стаевская СОШ



План-конспект

открытого урока русского языка в 3 классе

на тему

«Значение суффиксов»

учителя

нач. классов

Ширяевой

Татьяны Борисовны









2016

Цель:

-совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова; учить разбирать слова по составу, объяснять значения суффиксов;

-познакомить учащихся с уменьшительно-ласкательными суффиксами, с суффиксами, образующими слова-названия лиц по роду занятий;

- отрабатывать алгоритм нахождения суффикса в слове.

Задачи урока:

Предметные:
-формировать у учащихся умения образовывать слова с помощью суффиксов;
-углублять представления о значении суффикса в слове;
-обогащать словарный запас учащихся;

Метапредметные:
-способствовать формированию умения работать в паре, воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи;
-побудить учащихся к ведению диалога, изложения своего мнения, аргументации своей точки зрения;
-акцентировать внимание учащихся на контроле и самоконтроле.

Оборудование:
-ноутбук, проектор, презентация к уроку;
-учебник «Русский язык. 3 класс», авт. В.П. Канакина, В.Г.Горецкий

Ход урока

I Оргмомент

Запись даты и наименования работы.

II Актуализация знаний

1 Чистописание (Контроль за посадкой)(Слайд №1)

Запишите эти слова в таком порядке, в котором они могут встречаться в слове.

Окончание, приставка, корень, суффикс.

Проверьте опасные места (повторение орфограмм)

2 А теперь вспомните, что мы уже знаем об этих частях слова. Начнём по порядку разбора. Что надо находить в первую очередь?

- Окончание.

- Что дальше находим?

-Корень.

Что такое корень?

-Что такое приставка?

-Какие оттенки значений может обозначать приставка? Например в словах: ушёл, перепишет, прилетел, выпрыгнет.

-Молодцы!

III Постановка темы и целей

-Что такое суффикс?

-Как вы думаете, сколько суффиксов в русском языке? (Слайд №2)

Как видите, в русском языке их очень много. Можете вы мне ответить, какие оттенки значений могут придавать суффиксы словам?

Итак, какая у нас тема урока? (Слайд №3)

Значение суффиксов (Запись в тетрадь)

Какие задачи мы будем сегодня решать? (Слайд №4)

  1. Исследовать оттенки значений, которые придают суффиксы словам.

  2. Запомнить правописание некоторых суффиксов.

  3. Совершенствовать умение разбирать слова по составу.

IV Работа по теме

1 Постановка проблемы

Мы разделимся на команды, после чего каждая получит карточку со словами, в которых надо будет выделить суффиксы и попытаться определить, какое значение придают эти суффиксы словам.

2 Работа в группах . Организация познавательной деятельности

Карточки

Берёзка, ягодка, зёрнышко, дождик, стаканчик, гнёздышко, ключик, носик, супчик. (Уменьшительно-ласкательное значение)

Сахарница, супница, маслёнка, солонка, хлебница, салатница, перечница. ( Принадлежность к посуде)

Рыжеватый, белизна, сероватый, желтизна, сыроватый, новизна, тонковатый, крутизна. ( Неполнота признака, признак в роли существительного)

Молодость, трусость, храбрец, глупец, упрямец, смелость, верность. (Качества человека)

3 Группы представляют классу результат своей работы. Рабочие листы размещаются на доске. В результате выступления каждой группы появляется вывод о влиянии суффикса на значение слова.

4 Все записывают значения и суффиксы в рабочие тетради.

5 Орфографическая работа по запоминанию суффиксов –оват, -еват, -изн.

Придумайте предложения со словами с суффиксами –оват, -изн.

6 Обобщение

Ответьте на вопросы:

-Что такое суффикс?

-Как найти суффикс ?

-Как влияют суффиксы на значение слова?

- Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.

- Выводы :Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, и будет суффиксом.

Суффиксы по-разному влияют на значение слова. Выбор суффикса влияет не только на слово, но и на предложение и текст. Чтобы речь была точной, грамотной, нужно умело использовать суффиксы.

V Физминутка

Если я называю приставку, вы вытягиваете одну руку , если суффикс-, делаете домик над головой.

До, на, ик, под, тель, из, за, над, ишк, ушк, вы, ость, к, еньк, у, при, ищ, ист,по.

VI Закрепление. Работа с учебником стр.91 упр.169.

Самостоятельная работа . Списать, выделить суффиксы, определить оттенок значения, разобрать по составу.

Самопроверка. Сравнить с эталоном.

VII Рефлексия.

Тест (Слайды №5,6,7,8,9)

Выполняем на листочках. Взаимопроверка в парах по слайду №10 .

1С помощью какого суффикса можно образовать названия детёнышей животных?

А) -ушк-

Б) -онок-

В) -ищ-

2 Укажи слово, которое образовано только с помощью суффикса

А) машинист

Б) пробежка

В) разрез

3 В каком слове суффикс написан с ошибкой?

А) супница

Б) строитель

В) голубаватый

4 В каком слове с помощью суффикса
-тель- образовано не название профессии?

А) родитель

Б) водитель

В) писатель

5 Какое слово соответствует схеме?

А)дорога

Б)машинист

В)походы


VIII Подведение итогов. Самооценка работы на уроке

Поставьте + у тех вопросов, на которые вы знаете ответ.

  • Что такое суффикс?

  • Какое место в слове занимает суффикс?

  • Как обозначается суффикс?

  • Для чего служит суффикс?

  • Какие значения имеет суффикс?

Оценки за урок. Домашнее задание стр.92 упр.172

Дополнительные задания

Хитрые вопросы

1Как большой дом превратить в маленький?

2 Как рыбу превратить в человека?

3 Как из трактора сделать человека?


6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!