СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка на тему "Корень слова" (5 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок на тему «Корень слова» Цели урока: Метапредметная : Расширить изучение понятия «однокоренные слова»  Предметная: Обобщить знания обучающихся о корне слова Метапредметные задачи Развитие универсальных учебных действий обучающихся: Познавательных Общеучебных: 1. Ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы; 2. Искать и выделять необходимую информацию Логических: 3. Устанавливать причинно-следственные связи; 4. Строить логические цепи рассуждений; 5. Выдвигать гипотезы Постановка и решение проблем: 6. Самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характера; Личностных 1. Уметь слушать и вступать в диалог;  2. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи, конструируя предложение в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами; Коммуникативных 1.Проявлять любознательность при получении знаний; 2.Проявлять интерес к изучению родного языка; 3.Проявлять чувство взаимоуважения, взаимовыручки. Регулятивных 1. Определять цель урока на основе соотнесения того, что уже "мне известно и что ещё не известно, но предстоит узнать"; 2.Контролировать себя в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; 3. Корректировать способ действия в случае расхождения эталона и результата; 4. Оценивать - осознавать качество и уровень усвоения нового знания; Предметные задачи Образовательные: конкретизация полученных знаний о корне и однокоренных словах; закрепить умение распознавать однокоренные слова; обогащать речь детей.  Развивающие: развивать орфографическую зоркость; развивать познавательные процессы: мышление (все виды), логическое, ассоциативное, критическое; внимание, память (зрительную, ассоциативную); развивать кругозор учащихся. Тип урока: комбинированный урок, урок развивающего контроля. ХОД УРОКА I. Организационный момент Слово учителя: - Добрый день, уважаемые ребята! Я рада Вас приветствовать на уроке русского языка, уверена, что сегодня каждый из Вас результативно и продуктивно будет работать на уроке! (Запись в тетрадях, определение цели и задач) – 3 минуты II. Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний. – Стадия вызова 1.«Солнышко ассоциаций» (1 сущ., 2 прил., 3 глаг., 1 предложение) – 2 минуты

2.Словарная работа (определение темы урока и целей урока) Крыжовник, общество, Россия, единый, ненавидеть,  запись – 5 минут Слово учителя - Сегодня мы будем говорить о главной части слова, значимой морфеме – корне!   3. Мозговой штурм. Составление ассоциативного кластера 3 минуты

                                                                      Корень

1. Подземная часть растения, служащая для укрепления его в почве и всасывания из неё воды и питательных веществ. "Пустить корни также перен. : прочно обосноваться где-н.; разг." 2. Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя. "Покраснеть до корней волос очень сильно" 3. переносное значение Начало, источник, основа чего-н. "К. зла» 4. В грамматике: основная часть слова без приставок и суффиксов. 5. В математике: величина, к-рая при возведении её в ту или иную степень даёт новое число. "Квадратный к." ВЫВОД: Корень – многозначное слово! 3минуты III. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений – Стадия осмысления Записать слова, выделить в них корни: 5 минут •    береза, березовый  - эти слова однокоренные, у них один корень и лексическое значение. •    Косичка, косить – эти слова не однокоренные!!! - В чём трудность? С чем вы столкнулись? (корни одинаковые, а лексическое значение у них разное) Что же необходимо знать для того, чтобы правильно определить, являются ли слова однокоренными? (лексическое значение слов) 1. Тренировочное упражнение. Работа в парах. – 3 минуты •    Соль, солонка, солнце •    Лес, лестница, лесник. •    Больной, больница, большой. •    Линейка, линия, линять •    Нос, выносить, носовой •    Гора, горный, гореть Физминутка «Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз): - 1 минута  Закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты.  – 1 минута Единственное слово русского языка, которое не имеет корня, — вынуть. Считается, что в этом слове так называемый нулевой корень, находящийся в чередовании с корнем -им- (вын-им-ать). Раньше, примерно до XVII века, этот глагол выглядел как вынять, и в нем был материальный корень, такой же как в снять, обнять, понять (ср. снимать, обнимать, понимать), однако впоследствии корень -ня- был переосмыслен как суффикс -ну- (как в сунуть, дунуть).  2. Работа у  доски Записать предложения, выбрав нужную букву, и выделить корень. Устно объяснить свой выбор Ветер разве/ивает яркие флаги.- Чтение разве/ивает грамотность. РАЗ-ВЕ-ВА-ЕТ – РАЗ-ВИ-ВА-ЕТ Я да/ою сигнал. – Я да/ою корову. ДА-Ю – ДО-Ю 3. Подготовка к ВПР Выполнить морфемный разбор слов: 1 вариант  - грамотность ГРАМОТ-Н-ОСТЬ-нулевое окончание 2 вариант – Корова КОРОВ-А  IV. Итог урока, выставление  оценок и их комментирование – Стадия рефлексии •    Заполнение дерева с корнями •    Спросить мнение об отметках у ребят - «Комплимент» V.  Домашнее задание – 1 минута •    Стр. 14, упр. 397 – письменно; •    Выписать из Толкового словаря 5-6 однокоренных слов со словарной статьёй – по желанию.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка на тему "Корень слова" (5 класс)»

Урок на тему «Корень слова»

Цели урока:

Метапредметная : Расширить изучение понятия «однокоренные слова»

Предметная: Обобщить знания обучающихся о корне слова

Метапредметные задачи

Развитие универсальных учебных действий обучающихся:

Познавательных

Общеучебных:

1. Ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы;

2. Искать и выделять необходимую информацию

Логических:

3. Устанавливать причинно-следственные связи;

4. Строить логические цепи рассуждений;

5. Выдвигать гипотезы

Постановка и решение проблем:

6. Самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характера;

Личностных

1. Уметь слушать и вступать в диалог;

2. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи, конструируя предложение в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами;

Коммуникативных

1.Проявлять любознательность при получении знаний;

2.Проявлять интерес к изучению родного языка;

3.Проявлять чувство взаимоуважения, взаимовыручки.

Регулятивных

1. Определять цель урока на основе соотнесения того, что уже "мне известно и что ещё не известно, но предстоит узнать";

2.Контролировать себя в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

3. Корректировать способ действия в случае расхождения эталона и результата;

4. Оценивать - осознавать качество и уровень усвоения нового знания;

Предметные задачи

Образовательные:

конкретизация полученных знаний о корне и однокоренных словах;

закрепить умение распознавать однокоренные слова;

обогащать речь детей.

Развивающие:

развивать орфографическую зоркость;

развивать познавательные процессы: мышление (все виды), логическое, ассоциативное, критическое; внимание, память (зрительную, ассоциативную);

развивать кругозор учащихся.

Тип урока: комбинированный урок, урок развивающего контроля.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Слово учителя:

- Добрый день, уважаемые ребята! Я рада Вас приветствовать на уроке русского языка, уверена, что сегодня каждый из Вас результативно и продуктивно будет работать на уроке! (Запись в тетрадях, определение цели и задач) – 3 минуты

II. Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний.Стадия вызова

1.«Солнышко ассоциаций» (1 сущ., 2 прил., 3 глаг., 1 предложение) – 2 минуты

















2.Словарная работа (определение темы урока и целей урока)

Крыжовник, общество, Россия, единый, ненавидеть, запись – 5 минут

Слово учителя

- Сегодня мы будем говорить о главной части слова, значимой морфеме – корне!

3. Мозговой штурм. Составление ассоциативного кластера 3 минуты




Корень




1. Подземная часть растения, служащая для укрепления его в почве и всасывания из неё воды и питательных веществ.

"Пустить корни также перен. : прочно обосноваться где-н.; разг."

2. Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя.

"Покраснеть до корней волос очень сильно"

3. переносное значение

Начало, источник, основа чего-н.

"К. зла»

4. В грамматике: основная часть слова без приставок и суффиксов.

5. В математике: величина, к-рая при возведении её в ту или иную степень даёт новое число.

"Квадратный к."

ВЫВОД: Корень – многозначное слово! 3минуты

III. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений – Стадия осмысления

Записать слова, выделить в них корни: 5 минут

  • береза, березовый - эти слова однокоренные, у них один корень и лексическое значение.

  • Косичка, косить – эти слова не однокоренные!!!

- В чём трудность? С чем вы столкнулись? (корни одинаковые, а лексическое значение у них разное)

Что же необходимо знать для того, чтобы правильно определить, являются ли слова однокоренными? (лексическое значение слов)

1. Тренировочное упражнение. Работа в парах. – 3 минуты

  • Соль, солонка, солнце

  • Лес, лестница, лесник.

  • Больной, больница, большой.

  • Линейка, линия, линять

  • Нос, выносить, носовой

  • Гора, горный, гореть

Физминутка «Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз): - 1 минута

Закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты. – 1 минута Единственное слово русского языка, которое не имеет корня, — вынуть. Считается, что в этом слове так называемый нулевой корень, находящийся в чередовании с корнем -им- (вын-им-ать). Раньше, примерно до XVII века, этот глагол выглядел как вынять, и в нем был материальный корень, такой же как в снять, обнять, понять (ср. снимать, обнимать, понимать), однако впоследствии корень -ня- был переосмыслен как суффикс -ну- (как в сунуть, дунуть). 

2. Работа у доски

Записать предложения, выбрав нужную букву, и выделить корень. Устно объяснить свой выбор

Ветер разве/ивает яркие флаги.- Чтение разве/ивает грамотность. РАЗ-ВЕ-ВА-ЕТ – РАЗ-ВИ-ВА-ЕТ

Я да/ою сигнал. – Я да/ою корову. ДА-Ю – ДО-Ю

3. Подготовка к ВПР

Выполнить морфемный разбор слов:

1 вариант - грамотность ГРАМОТ-Н-ОСТЬ-нулевое окончание

2 вариант – Корова КОРОВ-А

IV. Итог урока, выставление оценок и их комментирование – Стадия рефлексии

  • Заполнение дерева с корнями

  • Спросить мнение об отметках у ребят - «Комплимент»

V. Домашнее задание – 1 минута

  • Стр. 14, упр. 397 – письменно;

  • Выписать из Толкового словаря 5-6 однокоренных слов со словарной статьёй – по желанию.





6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!