СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Написание гласных ы, и после ц"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Написание гласных ы, и после ц"»



Предмет: русский язык 2 класс

Тип урока: открытие новых знаний

Тема: «Правописание гласных и, ы после ц»


Цель урока: учить писать слова с и, ы после ц в корне и окончаниях.

Задачи:

  • формировать умение грамотно писать слова после ц, уметь применять алгоритм относительно орфограммы и соотнести орфограмму, соответствующую алгоритму действия;

  • уметь составлять алгоритм написания слов с орфограммой, развивать навыки графического обозначения данной орфограммы;

  • развивать умение договариваться, уметь правильно эмоционально реагировать на партнёра, уметь пользоваться правилами работы в группе.


Оборудование: УМК «Перспективная начальная школа», М.Н. Каленчук, О.В.Малаховская, Н.А.Чуракова. Русский язык 2 класс, Т.А.Байкова, О.В.Малаховская. Тетрадь для самостоятельной работы №2, толковый словарь, орфографический словарь, электронные пульты голосования, презентация.

Технологическая карта:

Понятие однокоренных слов.

Понятие окончание слова.

Понятие твёрдых согласных.

Алгоритм написания ы,и после ц в корне слова.

Понятие частей речи.


Этапы работы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Мотивация

учебной деятельности.








Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии.








Выявление места и причины затруднений



Построение проекта выхода из ситуации




























Реализация построенного проекта





Первичное закрепление





Самостоятельная работа






Включение в систему знаний и повторение



















Рефлексия учебной деятельности



Проверьте, всё ли у вас готово к работе. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожелайте друг другу успеха.

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работать будем старательно.

Слушать будем внимательно.






На доске буквы Цц цц ци цы цирк цыган

-Дайте характеристику звуку, обозначенный буквой ц.

-Что вы заметили в словах?

-Запишите предложение:

[Цы]рковой м_две[т’] едет на мото[цы]кле.

Дети записывают предложение и устно объясняют все орфограммы.


-Какие алгоритмы вы использовали?(после ц в корне слова пишется буква и; словарные слова проверяем по словарю)

-Придумайте и запишите ещё несколько слов.

(циркуль, цифра, циркач, цып, цыпленок, ресницы)

Дети объясняют правописание слов с помощью изученного правила.





-Почему вы получили разные результаты в слове ресниц[ы]?

Делают вывод, что слово ресницы не подходит к данному алгоритму.






На доске:

Цыпленок прыгнул на циновку

И там на цыпочки привстал.

А мимо шёл цыган на танцы

Цып, цып,-цыплёнка он позвал.

Он из цилиндра доставал

Морковь и огурцы.

И только одного не знал

Где пишут цы, где ци?

(используем как физминутку)


-Цыплёнок не знает, а вы знаете, как пишутся эти слова?

Сейчас будем исследовать причину, когда будем писать ци или цы


Запись на доске.

цирк огурцы цыганка

циркач ножницы цыган

цифра кузнецы цыплёнок


-Посмотрите на столбики слов. Что вы заметили?(1- ци в корне,2- в окончании,3- исключения в корне).

-С какими орфограммами уже встречались? Что новое увидели? Сформулируйте тему урока и цель.(Буква ы после ц пишется в окончаниях слов названий предметов во множественном числе)


-Что поможет нам в достижении цели? (Составление алгоритма; сравнение с эталоном ).


Алгоритм.

1.Определи, в какой части слова находится орфограмма.

2.Если орфограмма в корне –пиши с и, но не забывай слова исключения, которые пишутся с ы.

3.Если орфограмма в окончании слов названий предметов во множественном числе, пиши с буквой ы.

Мы открыли новое знание.

- Прочитайте правило в книге: то, что делали, сравните с учебником. Какие знания нам понадобились?


Самостоятельная работа в группах. Учебник. Упр.№15 стр.19 (повторить правила работы в группах)

Работаем по алгоритму, вывод делаем и сравниваем с эталоном.

Вывод: слова получаются с одним решением, знаем что доказывать и как доказывать.




Работа в парах. Учебник. Упр.№ 17 стр.20

Закрепление с проговариванием и озвучивание доказательства.



Дифференцированная самостоятельная работа.

Тетрадь для самостоятельной работы №2 стр.14,15

Предложить детям выполнить одно из упражнений на выбор. ( упр.17,19)

Используем разные источники информации ( словарь,учебник)

Озвучить доказательство.

Рефлексия ( уметь проверить и доказать)




Жнецы (работа с толковым словарём)

Составление предложения со словом жнецы и запись предложения под диктовку.

Разбор слова по составу. Подбор однокоренных слов и формы слова.


Вставьте нужную букву (задание в презентации)

1.В свои висячие дворц.. летят хозяева скворц.. .

2. Любовалась ц..плятами курица: что ни ц..пленок, то – умница!

3. В ц..рке были дрессированные собаки и кошки.

4. Из-за недостатка витаминов моряки болели ц..нгой.

5. Отец привез детям гостинц.. .


Тестовый контроль (задание в презентации)


    1. Укажите слово в котором после ц пишется буква ы

А) ц..рк; Б) делегац..я; В) ц..ганочка; Г) ц..фра.

    1. Укажите слово, в котором в корне пишем И:

А) ц..кнуть Б) ц..ркач

В) ц.плёнок Г) уц..питься.

3. В какой группе слов пишется Ы

А) секц..я, ц.трус, ц..клон.

Б) умельц.., птенц.., ножниц…





Организовать самоконтроль, самопроверку, самооценку и разобрать шаги учебной деятельности.(Какую цель ставили, справились ли мы с целью).

Лист самооценки

Я понял, что…

Было интересно…

Особенно понравилось…

Вызвало затруднение…

Нужно выучить…

















Вспоминают изученные орфограммы.
































Определяют слова по группам (по виду орфограмм).



Сталкиваются с затруднением

(не могут назвать орфограмму в словах второго столбика).

Ставят учебные задачи.

Составляют алгоритм.







Находят ошибки в словах, действуя по составленному алгоритму.


Записывают слова, испытывая затруднение

Делают вывод, сравнивают собственный вывод с правилом в учебнике.

Оценивают на шкале умение писать слова с цы, ци


Наблюдают за словами (изменяют форму слова, подбирают однокоренные слова)

Обсуждают свои наблюдения.

Анализируют собственную деятельность на уроке. Находят слова, действуя по составленному алгоритму, используя при этом пульты голосования.



1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!