УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ФГОС «ДВОЙНАЯ РОЛЬ БУКВ Е, Ё, Ю, Я» (5 КЛАСС)
Открытый урок в 5 классе на тему "Двойная роль букв е, ё,ю,я" по ФГОС.
Предметные цели урока:
Ознакомление с двойной ролью букв Е, Ё, Ю, Я, с тем, что данные буквы могут обозначать один и два звука. Отработка первичных умений и навыков учащихся.Умение различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука.
ЦЕЛЬ УРОКА:
дать понятие о двойной роли букв Е,Ё,Ю,Я, доказать, что в некоторых позициях эти буквы обозначают два звука;
сформировать навык различения звукового значения этих букв в разных фонетических позициях;
продолжить формировать навык транскрибирования;
ЗНАТЬ: буквы Е,Ё,Ю,Я могут обозначать 1 или 2 звука.
УМЕТЬ: называть звуки, обозначаемые буквами Е,Ё,Ю,Я.
Цели:
Продолжить работу по теме "Фонетика";
Выяснить, почему йотированные гласные в языке выполняют двойную роль.
Задачи урока:
1.Повторить изученное на предыдущем уроке;
2.научиться «видеть» двойную роль букв Е, Ё, Ю, Я;
3.доказать, что в некоторых позициях эти буквы обозначают два звука;
4.продолжить формировать навык транскрибирования;
5. развивать грамотность устной и письменной речи;
6. уметь оценивать себя;
7. работать в паре, группе;
8. применять логические операции (учить анализировать и сравнивать);
9. воспитывать интерес к предмету
Метапредметные цели урока:
Познавательные УУД: умение работы со справочной литературой, постановка и решение проблемы.
Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;
Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи.
Личностные: воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников, привитие учащимся интереса к урокам русского языка, любви к русскому языку, воспитание внимания и активности учащихся на уроке, умения обобщать и делать выводы.
Оборудование: учебник, обобщающие таблицы, проектор
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Прогнозируемые результаты: учащиеся различают позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука; называют звуки, обозначаемые этими буквами; отрабатывают первичные умения и навыки.
Ход урока:
I.Оргмомент. Самоопределение к деятельности.
II. Проверка домашнего задания.
- Какие испытывали трудности при выполнении домашнего задания?
Актуализация опорных знаний. Открываем тетради,записываем число.
Орфографическая диктовка:
III. Орфографическая минутка
Открываем тетради, записываем число и классная работа
Вставьте на месте пропусков мягкий знак там, где это необходимо
поч(?)товый ран(?)ше
ноч(?)ной коч(?)ка
камен(?)щик мысл(?)
ден(?) бетон(?)щик
поч(?)ка мач(?)та
мен(?)ше реч(?)ной
III. Актуализация знаний.
1. Лингвистическая разминка
Найти логическую ошибку. В скобках даны ключи к этому заданию.
а) Закричал охотник: “ОЙ!
Двери гонятся за мной!» (звери)
б) «Посмотрите-ка, ребятки,
Раки выросли на грядке». (маки)
в) Старый дедушка Пахом
На козе скакал верхом. (коне)
г) На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву. (лес)
д) Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами. (чайки)
Учитель: Какой вывод, ребята, напрашивается?
Ученик: Если мы неправильно запишем хоть одну букву или неправильно произнесем хоть один звук, то меняется целое слово. Даже меняется значение целого предложения.
Учитель: - Сегодня мы продолжаем работать над буквами и звуками .
-Чем отличаются буквы от звуков? (буквы мы читаем и пишем, а звуки произносим, слышим.)
-Вспомните, какой раздел науки о языке изучает звуки речи?
Ученик: Фонетика.
2. Блиц-опрос.
1. Что такое фонетика? ( наука, изучающая звуки речи)
2. - Какие звуки существуют в русском языке? ( Гласные и согласные.)
Звуки делятся на …(гласные и согласные)
3. Гласные бывают …… (ударные и безударные)
4.На какие группы делятся согласные звуки? На какие звуки делятся согласные?(звонкие/глухие, твердые/мягкие)
III. Объяснение нового материала. V. Построение проекта выхода из затруднения
-Посмотрите на доску. Работаем с первым столбиком.
лес- [л’эс]
нёс- [н’ос]
люк- [л’ук]
ряд- [ р’ад]
-Проследите и скажите, где стоят буквы Е,Ё,Ю,Я? После каких букв?( после согласных)
-Сколько звуков они обозначают?(1)
-Что еще обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я?(мягкость предыдущего согласного)
-Подведём итог: когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 звук?
(обозначают 1 звук , когда стоят после согласных)
Итак, какова роль у букв Е, Ё, Ю, Я? (После согласных звуков эти буквы обозначают лишь один звук и мягкость предыдущего согласного).
Делаем вывод: первая роль у букв Е, Ё, Ю, Я -после согласных звуков эти буквы обозначают лишь один звук и мягкость предыдущего согласного).
-Работаем со следующим столбиком:
ель- [й’э]ль
ёрш-[й’о]рш
юла-[й’у]ла
яма-[й’а]ма
-Где стоят в словах этого столбика буквы Е,Ё,Ю,Я (В начале слова)
-Сколько звуков они обозначают? (2)
-Подведите итог этой работе: если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят в начале слова , то обозначают 2 звука.
-Работаем со следующим столбиком:
боец -бо[й`э]ц
приём -при[й`о ]м
союз- со [йу`]з
маяк -м [й`а ]к
-Где стоят в словах этого столбика буквы Е,Ё,Ю,Я? (После гласной )
-Сколько звуков обозначают? (2)
-Подведём итог этой работе: если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят после гласной , то обозначают 2 звука.
-Работаем со следующим столбиком:
съезд -съ[й`э ]зд
подъём -подъ[й`о ]м
вьюга -вь[`й`у ]га
бурьян- бурь[й`а ]н
-Где стоят в словах этого столбика буквы Е,Ё,Ю,Я ( После Ъ или Ь знаков)
-Сколько звуков они обозначают? (2)
-Подведём итог : если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят после Ьили Ъ знака , то они обозначают 2 звука.
- Итак, есть еще вторая роль у букв Е, Е, Ю, Я. Попробуйте догадаться, какая. (Умение обозначать два звука)
Делаем вывод: вторая роль у букв Е, Е, Ю, Я -умение обозначать два звука.
-Сколько ролей у букв е.ё,ю,я?
-Какова будет тема нашего урока? (Итак, тема нашего урока) (Тема записывается на доске ).
VI. Первичное закрепление во внешней речи.
Найдите и запишите в 2 столбика слова:
1 вариант :1) в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначает один звук и мягкость согласного;
2 вариант: 2) в которых эти буквы обозначают 2 звука.
Весело сияет
Месяц над селом,
Белый снег сверкает
Синим огоньком. И. С. Никитин
Проверяем:
весело сияет
месяц сверкает
белый
снег
VI. Закрепление материала.
1.Работа по учебнику. Упр 311
- А всегда ли количество букв в слове совпадает с количеством звуков? (Нет).
- Почему?
Учитель: Ведь Ъ и Ь знаки звуков не обозначают, и непроизносимые согласные тоже звуков не обозначают, а некоторые буквы обозначают 2 звука.
.Выполните следующее задание: определите в данных словах, сколько букв и сколько звуков:кКабина, баян, юг, еда, ёлка, честный, праздник ,малина ,ручьи.
Работа у доски:
кабина – 6 б., 6 зв честный-7 б.,6 зв
баян- 4 б.,5зв праздник-8 б.,7зв
юг-2 б.,3зв малина -6 б.,6зв
еда-3 б.,4зв ручьи-5 б.,5зв
ёлка-4 б.,5зв
Фонетический разбор слов «ёж» и «юла»
Отгадайте загадки.
1.Под соснами , под ёлками лежит мешок с иголками.(ёж)
2. Быстро, быстро завожусь,но не еду, а кружусь. (юла)
1 вариант : Делает транскрипцию слова «ёж»
2 вариант: Делает транскрипцию слова «юла»
Проверяем:
ёж – 1слог
[й’ ] - согл., зв., мяг.
ё /
\ [ о ] - гласн., ударн.
ж - [ш ] - согл., глух., тв.
_____________________
2 буквы, 3 звука
юла – 2слога
[й’ ] - согл., зв., мяг.
ю /
\ [ у ] - гласн., ударн.
л - [л ] - согл., зв., тв.
а - [а ] - гласн., безударн.
_____________________
3 буквы, 4 звука
3.Запишите транскрипцию слов
Проверяем:
клюв [кл’уф ] мясо [ м’аса ]
юмор [й’умар ] юбка [й’упка ]
мёд [м’от ] швея [шв’эй’а]
ягода [й’а гада ] лев [ л’э́в ]
редька [р’эт’ка ] полёт [пал’й’от]
4.«Третье лишнее»
1. Яблоко, мяч, наряд.
2. Поле, поезд, тема.
3. Юра, вьюн, салют.
-Почему это слово лишнее?
5. Орфоэпическая работа.
-Запомним произношение!
что [шт]
чтобы
конечно [шн]
скучный
пустячный
скворечник
яичница [шн]
-Сегодня на уроке мы возьмём словарное слово ЯИЧНИЦА.
-Обратите внимание, что произносится оно по другому "яи(ш)ница"!
Давайте запишем транскрипцию этого слова. [й, а и ш н, и ц а ]
-Сколько звуков обозначает буква Я и почему? (2 и стоит в начале слова)
-Подходит это слово под наше правило (Да)
-В этом слове спряталась орфограмма. Какая? (Сочетание ЧК,ЧН пишется без Ь знака)
-Лексическое значение этого слова? (Приготовленное из яиц блюдо.)
6.Разбор словосочетания.
-Составляем словосочетание.
-Возьмём одно из предложенных - вкусная яичница!
-Разберём словосочетание (главное и зависимое слово, вопрос)
-Какое это словосочетание? (Именное)
-А какие ещё бывают словосочетания? (Глагольные)
-Придумайте и запишите глагольное словосочетание.(приготовить яичницу.)
7. Синтаксический разбор предложения.
Следующее задание: записать предложение и сделать синтаксический разбор предложения.
сущ. гл. прил сущ.
Мама приготовила вкусную яичницу и подала на стол .)
(Повеств., невоскл., прост., двусостав, распр., осложнено однород чл)
-Составьте схему предложения.
[ ---- == ~~~ - - - и == -----].
8. Собери одно предложение.
Падают, на, белые, землю, снежинки, и, застилается, вокруг, покрывалом, все, мягким.
Проверяем:
Белые снежинки падают на землю, и все вокруг застилается белым ковром.
(Повеств., невоскл.,сложное, союзное, ССП)
-Составьте схему предложения.
[ ], и [ ].
[ ------- === ], и [------- === ].
V Домашнее задание
1.Написать сочинение,употребив слова с буквами е ,ё, ю, я.
2. Выполнить упр 312.
3. Выписать из словаря 5 слов с буквами е ,ё, ю, я.
X. Рефлексия. Итог урока.
Какую тему мы сегодня изучали? (Двойная роль букв е, ё. ю, я)
Какую же двойную роль выполняют буквы е, ё. ю, я?
Первая роль:обозначают один звук и мягкость согласного
Вторая роль: обозначают два звука, когда стоят:
1. В начале слова
2. После гласных
3. После ъ и ь
Кому было интересно на уроке?
Кто доволен своей работой?
Оцените вашу(свою) работу на уроке.