I.Организационный этап Цель: осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. | Вступительное слово. - Здравствуйте, ребята. Начинаем урок. Присаживайтесь. У нас на занятии сегодня гости, поприветствуем. | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку, приветствуют гостей. | Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия. Коммуникативные: учатся принимать общественную позицию |
II.Актуализация знаний учащихся 1.Орфографи -ческая диктовка. Цель: отработка орфограмм «Проверяемая безударная гласная в корне», «Личные окончания глаголов». | - Ну, а сейчас мы переходим к нашей работе. Отгадайте загадку. Запишите загадку под диктовку. Нахмурилось небо (Наверно, не в духе!). Летают, летают Белые мухи!.. И носятся слухи, Что белые мухи, Не только летают, Но даже – не тают! | Пишут, обсуждают правописание, исправляют ошибки. | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. |
III. Первичное освоение новых знаний 1. Беседа Цель: Постановка цели учебной деятельности. | Конечно, вы догадались, что речь идёт о снеге. Как вам удалось определить правильный ответ? Поэт создал образ снега, сравнив его с мухами. Всё это удалось благодаря употреблению слов в переносном значении. Например, небу приписано действие человека: оно нахмурилось, оно не в духе. Слова или обороты, употреблённые в переносном значении, называются тропами. К основным тропам относятся: метафора, олицетворение, эпитет, гипербола. Сегодня мы будем говорить об эпитетах. 1) В своей повседневной речи мы постоянно пользуемся словами, которые употребляются в переносном значении: кружится голова, горячее сердце, встаёт солнце, пришла весна, горящие глаза, тяжёлый характер, тонкий голос. 2) Но поэты и писатели, создавая свои произведения, ищут свежие, неожиданные и более точные средства для передачи мыслей и чувств. Мастера русской речи пользуются при этом особой выразительностью переносного значения слова и создают специальные средства художественной изобразительности: метафору, олицетворение, эпитет и др. 3) Таким образом, перенос наименования предмета на другой предмет служит для создания образной и выразительной речи. На основе переносного значения слов создаются метафоры, олицетворения, эпитеты. Соотнесите художественные средства и примеры переносного употребления речи: костёр рябины красной, запела капель, холодный взгляд. - Что же такое эпитет? -Эпитет — это художественное определение предмета или явления (яркое, образное определение предмета). В художественном произведении эпитет помогает живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему. | Обдумывают. Формулируют и озвучивают собственные вопросы для уточнения полученного нового материала. | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. |
IV. Первичное усвоение новых знаний. Погружение в тему урока. Групповая работа. Цель: Выявление и фиксация места и причины затруднения. 1. Задание 1 Карточка 1. 2. Задание 2. Карточка 2. 3. Задание 3. 4. Задание 4. Карточка 3. 5. Задание 5. Карточка 4. 6. Задание 6. Карточка 5. | Работаем в группах. -
Найдите эпитеты. Докажите свою точку зрения. Прокалывая ржавые прошлогодние листья, потянулась на свет нетерпеливая травка, и подснежник, укутанный в бархатистую шубку, выглянул из-под слежавшейся хвои. Из данных прилагательных выпишите такие, которые могут быть эпитетами к слову «лес». Составьте 1 предложение, используя эпитеты. Багряный, безмолвный, берёзовый, ближний, весёлый, волшебный, дубовый, заволжский, изумрудный, кедровый, лиственный, мохнатый, серебристый, смешанный, соседний, угрюмый. -Есть очень интересный словарь. Его составили учёные-лингвисты Кирилл Сергеевич Горбачевич и Евгений Петрович Хабло, а называется он так: «Словарь эпитетов русского литературного языка». Знаете, сколько эпитетов в нём, например, к слову лес? 238! В русских народных сказках и былинах при определённых существительных встречаются эпитеты. Такие эпитеты называются постоянными. Вспомните постоянные эпитеты. Красна девица, добрый молодец, шелкова трава, сыра земля, богатырь святорусский, конь ретивый, речка быстрая, поле чистое, синее море. Наверное, каждому из вас приходилось видеть, как в жаркий летний день переливается волнами поле поспевающей ржи. (И.И.Шишкин «Рожь») -Восстановите в стихотворении А.А.Фета опущенные эпитеты, выбрав их из каждой группы Зреет рожь над ... нивой, и от нивы и до нивы Гонит ветер … … переливы. Слова для выбора: 1) над ближней, жаркой, тёплой; 2) шаловливый, торопливый, прихотливый; 3) дорогие, золотые, багряные. Подберите эпитеты к слову звон в следующих контекстах: 1) ... звон жаворонка; 2) ... звон бьющихся льдинок; З) ... звон бьющихся сосулек; 4) ... звон бубенцов; 5) ... звон часов; б) ... звон разбитого стекла; 7) ... звон стеклянной посуды. Слова для выбора: высокий, жалобный, дребезжащий. лёгкий, мерный, раздольный, серебристый, стеклянный. хрустальный. Подберите 2-3 эпитета к следующим словам __________________________ деревня; __________________________ солнце; __________________________ месяц; __________________________ сад. | Делятся на группы, совместно выполняют задания учителя. Формулируют и озвучивают вопросы для уточнения полученного нового материала. Дети вспоминают и выполняют задание учителя. Совместно в группах выполняют задания учителя. | Личностные: осознают свои трудности и возможности в учении и стремятся к их преодолению. Познавательные: извлекают необходимую информацию, систематизируют собственные знания. Регулятивные: действуют по плану. |
V. Подведение итогов. Рефлексия (итог урока) Цель: Уточнить общий характер нового знания и зафиксировать преодоление возникшего затруднения. | -Ка Подведём итог уроку: Какое Ка - Какое средство художественной изобразительности мы сегодня узнали? - Дайте определение, расскажите о его видах. | П одводят итог групповой работы, с опорой на вопросы учителя делают выводы и обобщение по уроку. | Личностные: понимают, в чем значение знаний. Регулятивные: оценивание Познавательные: рефлексия способов действия. Коммуникативные: контролировать действия, выражать свои мысли. |
VI. Домашнее задание: Цель: самостоятельно решить типовое задание на новый способ действий | Создайте рассказ-миниатюру (5-7 предложений) с использованием следующих эпитетов. а) Задумчивый дождь, унылый сад, сонные дома, чужой пруд, одинокая яблоня; б) лунная ночь, искристый снег, кусачий мороз, застывшие деревья, холодные звёзды, дремлющий фонарь. Запишите д. з.: создание рассказа-миниатюры. | Записывают д. з. | |