Тема урока: «Глагол как часть речи» (5 класс)
Цель урока: повторение и углубление знаний о глаголе;
формирование умения выделять глагол среди других частей речи по морфологическим признакам и его значению
Планируемые образовательные результаты:
Предметные результаты:
обобщить и систематизировать имеющиеся знания о глаголе как части речи;
отличать глаголы от слов других частей речи,
совершенствовать умение использовать знания о глаголе.
Метапредметные результаты:
совершенствование навыков языкового анализа и построения рассуждения на основе причинно-следственных связей
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей;
планирование и регуляция своей деятельности.
Личностные результаты: поддержание познавательного интереса к предмету
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование:
Учебник: Ладыженская Т. А. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / [Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 175 с.
слайдовая презентация,
карточки для проведения рефлексии
Ход урока
Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Мобилизация внимания
(Слайд 2 – число, классная работа)
Мотивация
Учитель: Ребята, сегодня на уроке у нас в гостях таинственный незнакомец. Вот что он рассказал о себе. Узнать его мы сможем, заполнив пробелы в тексте (Читают, добавляя необходимую информацию)
(Слайд 3 – текст с пропущенными словами)
Текст «Портрет незнакомца»
Я очень важная часть речи. Без меня невозможно обойтись. Я обозначаю ____________ предмета, поэтому без меня нельзя думать, читать, петь. В ___________я один из главных членов. Когда люди не знают, как им поступить, они обращаются ко мне, потому что я отвечаю на вопросы «____________?» , «____________?»
А ещё я люблю пошалить с теми, кто не знает, как правильно задать мне вопрос. Меня нелегко узнать, потому что у меня не одно лицо, а три. И у меня есть прошедшее, настоящее и будущее __________.
Учитель: Итак, ребята, как зовут нашего таинственного незнакомца?
- Давайте сформулируем и запишем тему урока.
(Слайд 4 - Глагол как часть речи)
- А теперь проверим, правильно ли мы составили портрет.
(Слайд 5 – готовый текст) Текст «Портрет незнакомца»
Я очень важная часть речи. Без меня невозможно обойтись. Я обозначаю действие предмета, поэтому без меня нельзя думать, читать, петь. В предложении я один из главных членов. Когда люди не знают, как им поступить, они обращаются ко мне, потому что я отвечаю на вопросы «Что делать?» , «Что сделать?»
А ещё я люблю пошалить с теми, кто не знает, как правильно задать мне вопрос. Меня нелегко узнать, потому что у меня не одно лицо, а три. И у меня есть прошедшее, настоящее и будущее время.
Целеполагание
Учитель: Что бы вы хотели узнать сегодня? Опираясь на тему урока, сформулируйте цели урока.
Актуализация знаний
Учитель: Вспомните, что вам известно о глаголе из изученного ранее? Дайте определение глаголу как части речи.
Работа над темой урока
Учитель: А теперь давайте выпишем из текста – «Портрета» нашего незнакомца все глаголы.
( самостоятельное выполнение работы)
Учитель: Посмотрите на слайд, проверьте себя. Прочитайте все глаголы, задайте к ним вопросы.
(Слайд 6 – глаголы из текста)
Обойтись, обозначаю, петь, думать, читать, не знают, поступить, приходят. отвечаю, делать, сделать, люблю, пошалить, не знает, задать, узнать, есть
- О каких «трёх лицах» говорит глагол? Глаголы в форме какого лица есть среди выписанных вами? В форме какого времени они употреблены?
Учитель: Задайте вопросы к выписанным вами глаголам и подумайте, как их можно распределить в 2 группы, по какому принципу. Подсказка: некоторые из глаголов очень скрытные и «утаивают» информацию о времени, лице и числе.
(Подвести к мысли о глаголах в неопределённой форме, дать понятие «инфинитив» )
Учитель: Почему эта форма глагола называется неопределённой?
Учитель: Мы хорошо поработали над «портретом» глагола, а теперь немного разомнёмся – в этом нам тоже помогут глаголы.
Физминутка
Ну-ка встаньте, не ленитесь,
Влево, вправо повернитесь.
Руки вверх вы поднимите,
хорошенечко вздохните
и присядьте – раз, другой,
повращайте головой.
Ручку в руки вы возьмите,
Снова сядьте и пишите.
Учитель: А записать надо предложение, в котором вы опишете, как делали разминку. (Ответы обучающихся).
Учитель: Найдите в предложениях глаголы. Определите их синтаксическую роль. Сделайте вывод, в роли какого члена предложения чаще всего выступает глагол.
Учитель: А теперь ещё раз обратите внимание на текст. О какой «шалости» говорит глагол? (Слайд 7 –готовый текст)
- Сформулируйте правило правописания -тся- /-ться-.
- С помощью какого упражнения можно проверить ваше знание этой орфограммы?
(Обучающиеся предлагают варианты заданий. Обычно это распределительный, выборочный диктант, «Найди лишнее» и т. п.)
Организация работы в малых группах. Учитель предлагает проверить знания друг у друга, самостоятельно придумав ряд слов, одно из которых будет «лишним».
Работа с учебником.
Учитель: А теперь проверьте свои знания по учебнику
(с. 97 - 98, параграф 106).
Прочитайте информацию о глаголе, сделав соответствующие пометки
(приём инсерт)
(Слайд 8 – условные значки)
1. Обучащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:
V — я это знаю;
+ — это новая информация для меня;
- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;
? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.
Совет: маркировки в тексте удобнее делать на полях карандашом. Или можно подложит полоску бумаги, чтобы не пачкать учебники.
Учитель: Какая часть теоретического материала вызывает наибольшие затруднения? Что нужно повторить?
(Слайд 9 - 10 - информация о глаголе в виде таблиц , схем)
Закрепление
Учитель: Чтобы повторить эти сведения, выполним упражнение 604. Найдите глаголы и определить время, лицо, число. (Выполнение упражнения с комментариями обучающихся)
Подведение итогов урока
Учитель: Задайте друг другу по пять вопросов по теме сегодняшнего урока, каждый правильный оцените в 1 балл и выставьте отметку
Объяснение домашнего задания
Параграф 106 – выучить. Записать информацию о глаголе в словарь-справочник
(Слайд 11 – домашнее задание)
Рефлексия
Учитель: В начале урока мы поставили цели. Предлагаю оценить, достигли мы их или нет с помощью карточек
Оцените свою деятельность на уроке:
(Слайд 12 – условные обозначения)
«Цель достигнута» - красная карточка
«Не всё понятно, надо доработать» - зелёная
«Ничего не повторил, не понял» - белая
Учитель: Спасибо за работу
(Слайд 13)
5