СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме "Глагол" 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первый урок в теме "Глагол как часть речи" .Предусматривает повторение, обобщение и систематизацию сведений о глаголе, полученных  1-4 классах

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Глагол" 5 класс»

Тема урока: «Глагол как часть речи» (5 класс)

Цель урока: повторение и углубление знаний о глаголе;

формирование умения выделять глагол среди других частей речи по морфологическим признакам и его значению

Планируемые образовательные результаты:

Предметные результаты:

обобщить и систематизировать имеющиеся знания о глаголе как части речи;

отличать глаголы от слов других частей речи,

совершенствовать умение использовать знания о глаголе.

Метапредметные результаты:

 совершенствование навыков языкового анализа и построения рассуждения на основе причинно-следственных связей

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей;

планирование и регуляция своей деятельности.

Личностные результаты:  поддержание познавательного интереса к предмету

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование:

Учебник: Ладыженская Т. А. Русский язык. 5 класс. Учеб.  для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / [Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 175 с.

слайдовая презентация,

карточки для проведения рефлексии



Ход урока

  1. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Мобилизация внимания

(Слайд 2 – число, классная работа)

  1. Мотивация

Учитель: Ребята, сегодня на уроке у нас в гостях таинственный незнакомец. Вот что он рассказал о себе. Узнать его мы сможем, заполнив пробелы в тексте (Читают, добавляя необходимую информацию)

(Слайд 3 – текст с пропущенными словами)

Текст «Портрет незнакомца»

Я очень важная часть речи. Без меня невозможно обойтись. Я обозначаю ____________ предмета, поэтому без меня нельзя думать, читать, петь. В ___________я один из главных членов. Когда люди не знают, как им поступить, они обращаются ко мне, потому что я отвечаю на вопросы «____________?» , «____________?»

А ещё я люблю пошалить с теми, кто не знает, как правильно задать мне вопрос. Меня нелегко узнать, потому что у меня не одно лицо, а три. И у меня есть прошедшее, настоящее и будущее __________.

Учитель: Итак, ребята, как зовут нашего таинственного незнакомца?

- Давайте сформулируем и запишем тему урока.

(Слайд 4 - Глагол как часть речи)

- А теперь проверим, правильно ли мы составили портрет.

(Слайд 5 – готовый текст) Текст «Портрет незнакомца»

Я очень важная часть речи. Без меня невозможно обойтись. Я обозначаю действие предмета, поэтому без меня нельзя думать, читать, петь. В предложении я один из главных членов. Когда люди не знают, как им поступить, они обращаются ко мне, потому что я отвечаю на вопросы «Что делать?» , «Что сделать?»

А ещё я люблю пошалить с теми, кто не знает, как правильно задать мне вопрос. Меня нелегко узнать, потому что у меня не одно лицо, а три. И у меня есть прошедшее, настоящее и будущее время.

  1. Целеполагание

Учитель: Что бы вы хотели узнать сегодня? Опираясь на тему урока, сформулируйте цели урока.

  1. Актуализация знаний

Учитель: Вспомните, что вам известно о глаголе из изученного ранее? Дайте определение глаголу как части речи.

  1. Работа над темой урока

Учитель: А теперь давайте выпишем из текста – «Портрета» нашего незнакомца все глаголы.

( самостоятельное выполнение работы)

Учитель: Посмотрите на слайд, проверьте себя. Прочитайте все глаголы, задайте к ним вопросы.

(Слайд 6 – глаголы из текста)

Обойтись, обозначаю, петь, думать, читать, не знают, поступить, приходят. отвечаю, делать, сделать, люблю, пошалить, не знает, задать, узнать, есть


- О каких «трёх лицах» говорит глагол? Глаголы в форме какого лица есть среди выписанных вами? В форме какого времени они употреблены?


Учитель: Задайте вопросы к выписанным вами глаголам и подумайте, как их можно распределить в 2 группы, по какому принципу. Подсказка: некоторые из глаголов очень скрытные и «утаивают» информацию о времени, лице и числе.

(Подвести к мысли о глаголах в неопределённой форме, дать понятие «инфинитив» )

Учитель: Почему эта форма глагола называется неопределённой?

Учитель: Мы хорошо поработали над «портретом» глагола, а теперь немного разомнёмся – в этом нам тоже помогут глаголы.

Физминутка

Ну-ка встаньте, не ленитесь,

Влево, вправо повернитесь.

Руки вверх вы поднимите,

хорошенечко вздохните

и присядьте – раз, другой,

повращайте головой.

Ручку в руки вы возьмите,

Снова сядьте и пишите.

Учитель: А записать надо предложение, в котором вы опишете, как делали разминку. (Ответы обучающихся).

Учитель: Найдите в предложениях глаголы. Определите их синтаксическую роль. Сделайте вывод, в роли какого члена предложения чаще всего выступает глагол.

Учитель: А теперь ещё раз обратите внимание на текст. О какой «шалости» говорит глагол? (Слайд 7 –готовый текст)

- Сформулируйте правило правописания -тся- /-ться-.

- С помощью какого упражнения можно проверить ваше знание этой орфограммы?

(Обучающиеся предлагают варианты заданий. Обычно это распределительный, выборочный диктант, «Найди лишнее» и т. п.)

Организация работы в малых группах. Учитель предлагает проверить знания друг у друга, самостоятельно придумав ряд слов, одно из которых будет «лишним».

Работа с учебником.

Учитель: А теперь проверьте свои знания по учебнику

(с. 97 - 98, параграф 106).

Прочитайте информацию о глаголе, сделав соответствующие пометки

(приём инсерт)

(Слайд 8 – условные значки)

1. Обучащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:

V — я это знаю;

+ — это новая информация для меня;

- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

Совет: маркировки в тексте удобнее делать на полях карандашом. Или можно подложит полоску бумаги, чтобы не пачкать учебники.

Учитель: Какая часть теоретического материала вызывает наибольшие затруднения? Что нужно повторить?

(Слайд 9 - 10 - информация о глаголе в виде таблиц , схем)

  1. Закрепление

Учитель: Чтобы повторить эти сведения, выполним упражнение 604. Найдите глаголы и определить время, лицо, число. (Выполнение упражнения с комментариями обучающихся)

  1. Подведение итогов урока

Учитель: Задайте друг другу по пять вопросов по теме сегодняшнего урока, каждый правильный оцените в 1 балл и выставьте отметку

  1. Объяснение домашнего задания

Параграф 106 – выучить. Записать информацию о глаголе в словарь-справочник

(Слайд 11 – домашнее задание)

  1. Рефлексия

Учитель: В начале урока мы поставили цели. Предлагаю оценить, достигли мы их или нет с помощью карточек

Оцените свою деятельность на уроке:

(Слайд 12 – условные обозначения)

«Цель достигнута» - красная карточка

«Не всё понятно, надо доработать» - зелёная

«Ничего не повторил, не понял» - белая

Учитель: Спасибо за работу

(Слайд 13)













5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя