Деятельность учителя I Организационный этап Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Откройте тетради, запишите число, классная работа. II Актуализация знаний. -О какой части речи мы говорим уже на нескольких уроках? - Какие морфологические признаки имеет эта часть речи? - Какие признаки являются постоянными? -А как изменяются существительные? -Докажите, что имена существительные изменяются по числам. - Посмотрите на доску: поставьте в единственное число существительные, стоящие во множественном числе (Деревья, улицы, города, ученики, сапоги, ножницы, грабли). - Все ли у вас получилось? С какой проблемой столкнулись? III Целеполагание. - Все верно, молодцы! В русском языке есть имена существительные, которые имеют форму единственного и множественного числа. Это мы знали раньше. Сегодня мы узнали, что есть имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. Значит, тема сегодняшнего урока – «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа». IV Объяснение нового материала - Скажите, как отличить такие существительные от тех, которые имеют две формы числа? - Давайте посмотрим на слайд. Найдем существительные, которые имеют форму только множественного числа и попробуем определить род, падеж и склонение. Налетел легкий порыв ветра, ворота скрипнули. За окном сгущались сумерки. Я посмотрел на часы, до маминого прихода осталось тридцать минут. - Молодцы! Это нужно запомнить! У существительных, имеющих форму только множественного числа нельзя определить род и склонение. V Закрепление изученного Давайте мы с вами выполним несколько упражнений для закрепления. Упражнение 1. (на слайде) Прочитайте слова и сделайте вывод, что их объединяет? Сани, клещи, жмурки, Альпы, сумерки, очки, пятнашки, Карпаты, сливки, сутки, духи, горелки, макароны, каникулы. - Распределите слова по группам, продолжите ряд слов в группе, дополнив 1-2 своими примерами. Парные и составные предметы | Игры, действия, процессы | Массы, вещества | Отрезки времени | Географические названия | Упражнение 2. (на слайде) Посмотрим, как сочетаются прилагательные с такими существительными. Выберите из таблицы 3-4 понравившихся вам существительных и составьте словосочетания «прилагательное + существительное». Сделаем вывод: прилагательное согласуется с существительным, стоит во мн.числе. Упражнение 3. На экране размещен текст. Учащиеся списывают его, вставляют пропущенные буквы и подчеркивают имена существительные, имеющие только форму множественного числа. На Садовой улице открылся новый м…газин. В нем три отдела. В первом – б…льшой выбор м…лочных продуктов кефир см…тана йогурт сливки прост…кваша. Во втором отделе можно купить м…кароны муку крупы. В третьем вам любезно предложат различные к…ндитерские изделия к…нфеты з…фир мармелад пряники. Резерв: устно 511 (морфемный разбор письменно), упр. 510 VI. Подведение итогов. Что нового мы сегодня узнали? Что было для вас трудным? Выставление оценок. VII. Домашнее задание. Упр. 508 | Деятельность ученика Приветствуют учителя, делают записи в тетради. - Имя существительное -Собственное/ нарицательное, одушевленное/ неодушевленное, склонение, род, падеж, число. - Собственное/ нарицательное, одушевленное/ неодушевленное, склонение, род). - По падежам и числам. - Дерево, улица, город, ученик, сапог, ножницы, грабли. - Нет формы единственного числа у существительных ножницы, грабли. Ученики записывают тему урока со слайда - Надо попытаться образовать от существительных две формы числа. Если форма единственного числа не образуется, то это существительное употребляется только в форме множественного числа. -Ученики отмечают, что все существительные стоят в Им.п., а род и склонение определить невозможно. - Все существительные имеют только форму множественного числа. Ученики записывают слова, заполняя таблицу в тематические группы, подбирают примеры для каждой группы слов Ученики составляют словосочетания, один работает у доски. Опрос 2-3 учеников, что получилось. |