СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме: «Имена существительные, имеющие форму только множественного числа».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме: «Имена существительные, имеющие форму только множественного числа».»

Урок русского языка по теме:

«Имена существительные, имеющие форму только множественного числа».

Тип урока: Усвоение новых знаний


Задачи урока:

Образовательные:

1) дать обучающимся понятие о существительных, имеющих форму только множественного числа,

2) научить правильно употреблять такие существительные в устной и письменной речи.

Развивающие:

1) развивать критическое мышление обучающихся,

2) формировать коммуникативные умения обучающихся, развивать внимание, память, мышление,

3) развивать словарный запас, устную и письменную речь.

Воспитательные:

1) воспитывать у обучающихся культуру общения, уважение к собеседнику и учителю,

2) воспитывать интерес к русскому языку.


Обеспечение урока: учебник, мультимедиа проектор, экран, компьютер, дидактический материал (карточки с таблицами, с заданиями)

План:

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

III. Целеполагание.

IV. Объяснение нового материала.

V. Закрепление изученного.

VI. Подведение итогов.

VII. Домашнее задание.



Ход урока

Деятельность учителя


I Организационный этап


Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Откройте тетради, запишите число, классная работа.


II Актуализация знаний.


-О какой части речи мы говорим уже на нескольких уроках?

- Какие морфологические признаки имеет эта часть речи?







- Какие признаки являются постоянными?







-А как изменяются существительные?


-Докажите, что имена существительные изменяются по числам.

- Посмотрите на доску: поставьте в единственное число существительные, стоящие во множественном числе (Деревья, улицы, города, ученики, сапоги, ножницы, грабли).


- Все ли у вас получилось? С какой проблемой столкнулись?



III Целеполагание.


- Все верно, молодцы! В русском языке есть имена существительные, которые имеют форму единственного и множественного числа. Это мы знали раньше. Сегодня мы узнали, что есть имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.

Значит, тема сегодняшнего урока – «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа».


IV Объяснение нового материала

- Скажите, как отличить такие существительные от тех, которые имеют две формы числа?








- Давайте посмотрим на слайд. Найдем существительные, которые имеют форму только множественного числа и попробуем определить род, падеж и склонение.


Налетел легкий порыв ветра, ворота скрипнули. За окном сгущались сумерки.

Я посмотрел на часы, до маминого прихода осталось тридцать минут.

- Молодцы! Это нужно запомнить! У существительных,  имеющих форму только множественного числа нельзя определить  род и склонение.

V Закрепление изученного

Давайте мы с вами выполним несколько упражнений для закрепления.

Упражнение 1. (на слайде) Прочитайте слова и сделайте вывод, что их объединяет?

Сани, клещи, жмурки, Альпы, сумерки, очки, пятнашки, Карпаты, сливки, сутки, духи, горелки, макароны, каникулы.

- Распределите слова по группам, продолжите ряд слов в группе, дополнив 1-2 своими примерами. 



Парные и составные предметы

Игры, действия, процессы

Массы, вещества

Отрезки времени

Географические названия



Упражнение 2. (на слайде) Посмотрим, как сочетаются прилагательные с такими существительными. Выберите из таблицы 3-4 понравившихся вам существительных и составьте словосочетания «прилагательное + существительное».


Сделаем вывод: прилагательное согласуется с существительным, стоит во мн.числе.


Упражнение 3. На  экране размещен текст. Учащиеся списывают его, вставляют пропущенные буквы и подчеркивают имена существительные, имеющие только форму множественного числа.


На Садовой улице открылся новый м…газин. В нем три отдела. В первом – б…льшой выбор м…лочных продуктов кефир см…тана йогурт сливки прост…кваша. Во втором отделе можно купить м…кароны муку крупы. В третьем вам любезно предложат различные к…ндитерские изделия к…нфеты  з…фир  мармелад пряники.

Резерв: устно 511 (морфемный разбор письменно), упр. 510

VI. Подведение итогов.

Что нового мы сегодня узнали? Что было для вас трудным?

Выставление оценок.

VII. Домашнее задание.

Упр. 508


Деятельность ученика






Приветствуют учителя, делают записи в тетради.






- Имя существительное


-Собственное/ нарицательное, одушевленное/ неодушевленное, склонение, род, падеж, число.


- Собственное/ нарицательное, одушевленное/ неодушевленное, склонение, род).



- По падежам и числам.



- Дерево, улица, город, ученик, сапог, ножницы, грабли.






- Нет формы единственного числа у существительных ножницы, грабли.







Ученики записывают тему урока со слайда






- Надо попытаться образовать от существительных две формы числа. Если форма единственного числа не образуется, то это существительное употребляется только в форме множественного числа.





-Ученики отмечают, что все существительные стоят в Им.п., а род и склонение определить невозможно.














- Все существительные имеют только форму множественного числа.




Ученики записывают слова, заполняя таблицу в тематические группы, подбирают примеры для каждой группы слов











Ученики составляют словосочетания, один работает у доски. Опрос 2-3 учеников, что получилось.







































Изменение существительных по числам


Фамилия, имя __________________________

1) Запишите слова в единственном числе.

Определите род имён существительных?

Утята -
Цыплята -
Мышата -
Поленья - 
Тополя - 
Поросята -  
Жеребята -  
Звенья-


2) Укажи существительные, которые не употребляются в единственном числе:

  1. Ручки

  2. Духи

  3. Облака

  4. Шкафы

  5. Брюки

  6. Диваны

  7. Ножницы

  8. Ученики

  9. Деньги

3) Поставь имена существительные в начальную форму:

берёзы - _________________             в доме - ____________________

над селом - ______________              под крышей - _______________

4) Запиши имена существительные в соответствующий столбик:

девочки,  Россия, ученик, школы, в деревне, над городами, в странах, с картиной

             ед.ч.                                                                             мн.ч.

____________________________                          ____________________________

____________________________                          ____________________________

____________________________                           ____________________________

6) Приведи по два примера:

одушевленное имя существительное - ______________________

неодушевленное имя существительное - ____________________

собственное имя существительное - ________________________

нарицательное имя существительное - ______________________

7) В тексте над именами существительными укажи число и род.

За дачей тянулась роща. Вера и Лена ходили туда за ландышами. За рощей был глубокий овраг. В роще распевали птицы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!