СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме "Изменение имён существительных по падежам" 3 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

представлена разработка урока русского языка в 3 классе по УМК Школа России на тему "Изменение имён существительных по падежам"

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Изменение имён существительных по падежам" 3 класс»

Урок русского языка в 3 классе

Тема: «Изменение существительных по падежам».

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Цели:

- знакомство с понятием “изменение слова по падежам”;

-наблюдение за употреблением в предложениях текста одного и того же слова в формах разных падежей;

- учить решать проблемные задачи.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника; учиться работать по предложенному плану.

Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы в тексте; делать выводы в результате совместной работы.

Коммуникативные действия: оформлять свои мысли в устной и письменной форме; учиться работать в паре; развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения.

Личностные результаты: осознавать роль языка и речи в жизни людей; пробудить познавательную активность.

Оборудование: учебники русского языка В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, тетради на печатной основе, таблица “Изменение имен существительных по падежам”, карточки для работы в паре.

Ход урока

         I. Орг. момент.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок, у нас много гостей. Давайте поприветствуем их. Поддержите друг друга улыбкой! Начинаем работу!

- Ребята, вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в наш сундучок, а когда нужно, достаём и используем. Я надеюсь, что сегодня каждый из вас сможет поделиться с остальными богатством из своих сундучков.

II. Чистописание   слайд №2

- Прочитайте слова: лиса, лису, лисичка, лисы, лисой. Как вы думаете, какое слово здесь лишнее?

Что вы можете сказать об остальных словах? Какое слово стоит в начальной форме?

- А сейчас догадайтесь, какие буквы мы будем писать на чистописании. Эта буква обозначает глухой непарный звук. Какая это буква и в каком слове она находится?

          чк  чн    

(учащиеся выполняют работу)

III. Орфографическая минутка слайд №3

- Спишите слова, вставьте пропущенные гласные буквы:

Мсц,  звд,  двчк, Рсс,  врн,  чнк,  Мскв,  грх. (месяц, завод, девочка, Россия, ученик, Москва, горох) (проверка с помощью сигнальных карточек)

IV. Актуализация знаний слайд №4

- Что объединяет все эти слова?

- Я предлагаю разделить вам эти слова на две группы. По какому признаку вы это сделаете?

  1. Одушевленные и неодушевленные.

  2. Собственные и нарицательные.

  3. Существительные мужского и женского рода.

- Как вы думаете, а всё ли мы знаем об имени существительном? А хотите узнать что-то новое?

V. Введение в новую тему.

 1) Знакомство со склонением имён существительных слайд №5

У учащихся карточки:

Сосна любит расти на сухих песках. Хвоя  (сосна) ____________ всегда зелёная. Прилетел   к (сосна) __________ дятел. Села   на (сосна) ______________ синичка. Растут  под (сосна)______________ маслята. Резвые белки играли  на (сосна)________________.

- Что заметили в этом тексте?

- Как вы думаете, что надо сделать? Что значит «изменить слово»? Напишите на месте пропуска слово в правильной форме.

- Давайте проверим. 

- Ребята, что же происходит со словом «сосна» в каждом предложении?

- А почему оно изменяет свои окончания?

- Выпишите из каждого предложения словосочетания со словом «сосна» вместе с вопросом, который вы будете задавать от главного слова, выделите окончания. (Проверка.)

- Какой мы можем сделать вывод?

ВЫВОД: Имена существительные изменяют свои окончания,  когда оказываются в предложении рядом с другими словами и отвечают на разные вопросы. Слайд №6

- Продолжите высказывания:  

  • Имена существительные могут отвечать на вопросы:

кто?, что?, кого?, чего?, кому?, чему?, кого?, что?, кем?, чем?, о ком?, о чём?

  • При изменении существительного по вопросам изменяется его ………(окончание)                                                                                                       

2)Определение темы урока

- Кто из вас может определить тему урока?

- А вы знаете, что в русском языке эту длинную фразу можно заменить одним словом? Хотите узнать это слово?


Физминутка слайд №7

Мы сегодня обезьянки,

Шалунишки, хулиганки…

Покривляемся немножко

И похлопаем в ладошки.

Головой кивнём друг другу,

И опять бежим по кругу!

Сядем, встанем – и прыжок!

Продолжаем свой урок.


VI. Работа по теме урока

  1. Знакомство с материалом в учебнике. Слайд №8

- Прочитайте статью в учебнике на стр.36 и вы узнаете, как называется такое словоизменение существительных.

Отвечаем на вопросы 

Как называется изменение имён существительных по вопросам?

- Сколько падежей в русском языке?

- Что такое склонение?

- От чего произошло название слова «падеж»?

Cлово падеж произошло от латинского casus  (казус - падение). В русском языке это слово было переведено как «падеж». Ещё греческие учёные заметили, что имя существительное имеет прямую (основную) форму и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой. Отсюда и известный термин склонение. Слова, употребляясь в речи, «падают» той или иной формой.

  1. Рассматривание таблицы на стр.37 слайд №9

- Что вы можете рассказать по этой таблице? 

- Каждый падеж имеет своё название и сокращённое обозначение.

- Каждый падеж имеет свои вопросы.

- Послушайте сказку Е.Мережинской  «Откуда пошли названия падежей» слайд № 10

- Он ещё не родился, а уже думали, какое имя ему дать, и решили назвать — именительный. (И.п.)

-Родился — стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.(Р.п.)

-Но он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.(Д.п.)

-Но он был ещё и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал винительным.(В.п.)

- Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал  творительным.(Т.п.)

-Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь предложным.(П.п.)

- Какие названия падежей запомнили?

- Давайте еще раз прочитаем названия падежей

- В русском языке принято изменение существительных по падежам называть склонение.

- Хочу вас обрадовать, с одним падежом вы хорошо знакомы. Ведь во всех словарях слова стоят в начальной форме. Имя  существительное в начальной форме отвечает на вопросы «Кто? Что?». Это и есть слово в именительном  падеже.

Если слово является в предложении подлежащим ,то оно стоит в именительном падеже.

- Для верного определения падежей очень важно запомнить, на какие вопросы отвечают существительные в разных падежах.

- Для указания падежей в работе принято их сокращенно писать, а поставить вопросы помогут нам слова-помощники. слайд №11

И.п. (есть)  кто?  что?

Р.п. (нет)   кого?  чего?

Д.п. (рад) кому?  чему?

В.п.(вижу)  кого?  что?

 Т.п.(любуюсь)  кем?   чем?

П.п.(думаю)  о ком?   о чем?  

– Почему задается 2 вопроса?

 (что? – к неодушевленным существительным, кто? – к одушевленным.)  


VII. Заполнение таблицы слайд №12

- Давайте определим, что мы уже знаем по нашей теме урока

- Что такое «склонение», «падеж»

- Как называются падежи

- Вопросы падежей

- Что вы ещё хотите узнать на уроке? Это будет следующей целью нашего урока.

- Как изменять слово по падежам (склонять).

VIII. Упражнение в склонении существительных.


1).Игра «Эстафета» (Участвуют 2 команды) . слайд №13

Каждая команда получает карточку со словосочетанием по числу уч-ся. Каждый ученик должен письменно определить падеж одного существительного и передать карточку  сидящему сзади. Последний в ряду возвращает карточку учителю.)

 

1-й ряд. Растет (на чём?) дереве (……….), сидит  (за чем?) за партой (……….),   подарил (кому?) товарищу (……….) , поставил  (на что?) на стол. (………), радоваться (чему?) зиме (………)

 

2-й ряд. Зашел  (к кому?) к другу (……….), горжусь  (чем?) Родиной (…………), мечтаю (о чём?) о лете(………),   катиться  ( с чего?) с горки (………)., радоваться (чему?) празднику(……..)

 

2) Самостоятельная работа. Стр. 38 упр. 66. Слайд №14

- С какой целью мы выполняли это упражнение? (Чтобы запомнить падежи, падежные вопросы и научиться склонять существительные.)

IX. Итоги:

- Давайте вернёмся к нашей таблице, которую мы заполняли. Что же мы узнали и чему научились на уроке?

- Изменение существительного по вопросам называется «изменением по падежам» или «склонением».

- У каждого падежа есть своё название, вопрос и слово-подсказка.

- При склонении существительного меняется его окончание.

- Мы ещё не до конца исследовали эту тему, на следующем уроке мы разработаем с вами алгоритм, как определять падеж существительных.

- А сейчас мы поднимемся по лесенке успеха. Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.

- Оцените свою работу на уроке.

 X. Домашнее задание

Выучить название падежей, падежные вопросы

Выполнить задания на карточках в тетради.

Мне было приятно сегодня с вами работать на уроке. Я говорю вам – спасибо и надеюсь, что  те знания, которые вы получили сегодня на уроке, пригодятся вам на последующих уроках и в дальнейшем обучении 

 









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!