Урок русского языка в 3 классе
Тема: «Изменение существительных по падежам».
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Цели:
- знакомство с понятием “изменение слова по падежам”;
-наблюдение за употреблением в предложениях текста одного и того же слова в формах разных падежей;
- учить решать проблемные задачи.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника; учиться работать по предложенному плану.
Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы в тексте; делать выводы в результате совместной работы.
Коммуникативные действия: оформлять свои мысли в устной и письменной форме; учиться работать в паре; развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения.
Личностные результаты: осознавать роль языка и речи в жизни людей; пробудить познавательную активность.
Оборудование: учебники русского языка В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, тетради на печатной основе, таблица “Изменение имен существительных по падежам”, карточки для работы в паре.
Ход урока
I. Орг. момент.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок, у нас много гостей. Давайте поприветствуем их. Поддержите друг друга улыбкой! Начинаем работу!
- Ребята, вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в наш сундучок, а когда нужно, достаём и используем. Я надеюсь, что сегодня каждый из вас сможет поделиться с остальными богатством из своих сундучков.
II. Чистописание слайд №2
- Прочитайте слова: лиса, лису, лисичка, лисы, лисой. Как вы думаете, какое слово здесь лишнее?
Что вы можете сказать об остальных словах? Какое слово стоит в начальной форме?
- А сейчас догадайтесь, какие буквы мы будем писать на чистописании. Эта буква обозначает глухой непарный звук. Какая это буква и в каком слове она находится?
чк чн
(учащиеся выполняют работу)
III. Орфографическая минутка слайд №3
- Спишите слова, вставьте пропущенные гласные буквы:
Мсц, звд, двчк, Рсс, врн, чнк, Мскв, грх. (месяц, завод, девочка, Россия, ученик, Москва, горох) (проверка с помощью сигнальных карточек)
IV. Актуализация знаний слайд №4
- Что объединяет все эти слова?
- Я предлагаю разделить вам эти слова на две группы. По какому признаку вы это сделаете?
Одушевленные и неодушевленные.
Собственные и нарицательные.
Существительные мужского и женского рода.
- Как вы думаете, а всё ли мы знаем об имени существительном? А хотите узнать что-то новое?
V. Введение в новую тему.
1) Знакомство со склонением имён существительных слайд №5
У учащихся карточки:
Сосна любит расти на сухих песках. Хвоя (сосна) ____________ всегда зелёная. Прилетел к (сосна) __________ дятел. Села на (сосна) ______________ синичка. Растут под (сосна)______________ маслята. Резвые белки играли на (сосна)________________.
- Что заметили в этом тексте?
- Как вы думаете, что надо сделать? Что значит «изменить слово»? Напишите на месте пропуска слово в правильной форме.
- Давайте проверим.
- Ребята, что же происходит со словом «сосна» в каждом предложении?
- А почему оно изменяет свои окончания?
- Выпишите из каждого предложения словосочетания со словом «сосна» вместе с вопросом, который вы будете задавать от главного слова, выделите окончания. (Проверка.)
- Какой мы можем сделать вывод?
ВЫВОД: Имена существительные изменяют свои окончания, когда оказываются в предложении рядом с другими словами и отвечают на разные вопросы. Слайд №6
- Продолжите высказывания:
кто?, что?, кого?, чего?, кому?, чему?, кого?, что?, кем?, чем?, о ком?, о чём?
2)Определение темы урока
- Кто из вас может определить тему урока?
- А вы знаете, что в русском языке эту длинную фразу можно заменить одним словом? Хотите узнать это слово?
Физминутка слайд №7
Мы сегодня обезьянки,
Шалунишки, хулиганки…
Покривляемся немножко
И похлопаем в ладошки.
Головой кивнём друг другу,
И опять бежим по кругу!
Сядем, встанем – и прыжок!
Продолжаем свой урок.
VI. Работа по теме урока
Знакомство с материалом в учебнике. Слайд №8
- Прочитайте статью в учебнике на стр.36 и вы узнаете, как называется такое словоизменение существительных.
Отвечаем на вопросы
Как называется изменение имён существительных по вопросам?
- Сколько падежей в русском языке?
- Что такое склонение?
- От чего произошло название слова «падеж»?
Cлово падеж произошло от латинского casus (казус - падение). В русском языке это слово было переведено как «падеж». Ещё греческие учёные заметили, что имя существительное имеет прямую (основную) форму и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой. Отсюда и известный термин склонение. Слова, употребляясь в речи, «падают» той или иной формой.
Рассматривание таблицы на стр.37 слайд №9
- Что вы можете рассказать по этой таблице?
- Каждый падеж имеет своё название и сокращённое обозначение.
- Каждый падеж имеет свои вопросы.
- Послушайте сказку Е.Мережинской «Откуда пошли названия падежей» слайд № 10
- Он ещё не родился, а уже думали, какое имя ему дать, и решили назвать — именительный. (И.п.)
-Родился — стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.(Р.п.)
-Но он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.(Д.п.)
-Но он был ещё и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал винительным.(В.п.)
- Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным.(Т.п.)
-Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь предложным.(П.п.)
- Какие названия падежей запомнили?
- Давайте еще раз прочитаем названия падежей
- В русском языке принято изменение существительных по падежам называть склонение.
- Хочу вас обрадовать, с одним падежом вы хорошо знакомы. Ведь во всех словарях слова стоят в начальной форме. Имя существительное в начальной форме отвечает на вопросы «Кто? Что?». Это и есть слово в именительном падеже.
Если слово является в предложении подлежащим ,то оно стоит в именительном падеже.
- Для верного определения падежей очень важно запомнить, на какие вопросы отвечают существительные в разных падежах.
- Для указания падежей в работе принято их сокращенно писать, а поставить вопросы помогут нам слова-помощники. слайд №11
И.п. (есть) кто? что?
Р.п. (нет) кого? чего?
Д.п. (рад) кому? чему?
В.п.(вижу) кого? что?
Т.п.(любуюсь) кем? чем?
П.п.(думаю) о ком? о чем?
– Почему задается 2 вопроса?
(что? – к неодушевленным существительным, кто? – к одушевленным.)
VII. Заполнение таблицы слайд №12
- Давайте определим, что мы уже знаем по нашей теме урока
- Что такое «склонение», «падеж»
- Как называются падежи
- Вопросы падежей
- Что вы ещё хотите узнать на уроке? Это будет следующей целью нашего урока.
- Как изменять слово по падежам (склонять).
VIII. Упражнение в склонении существительных.
1).Игра «Эстафета» (Участвуют 2 команды) . слайд №13
Каждая команда получает карточку со словосочетанием по числу уч-ся. Каждый ученик должен письменно определить падеж одного существительного и передать карточку сидящему сзади. Последний в ряду возвращает карточку учителю.)
1-й ряд. Растет (на чём?) дереве (……….), сидит (за чем?) за партой (……….), подарил (кому?) товарищу (……….) , поставил (на что?) на стол. (………), радоваться (чему?) зиме (………)
2-й ряд. Зашел (к кому?) к другу (……….), горжусь (чем?) Родиной (…………), мечтаю (о чём?) о лете(………), катиться ( с чего?) с горки (………)., радоваться (чему?) празднику(……..)
2) Самостоятельная работа. Стр. 38 упр. 66. Слайд №14
- С какой целью мы выполняли это упражнение? (Чтобы запомнить падежи, падежные вопросы и научиться склонять существительные.)
IX. Итоги:
- Давайте вернёмся к нашей таблице, которую мы заполняли. Что же мы узнали и чему научились на уроке?
- Изменение существительного по вопросам называется «изменением по падежам» или «склонением».
- У каждого падежа есть своё название, вопрос и слово-подсказка.
- При склонении существительного меняется его окончание.
- Мы ещё не до конца исследовали эту тему, на следующем уроке мы разработаем с вами алгоритм, как определять падеж существительных.
- А сейчас мы поднимемся по лесенке успеха. Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.
- Оцените свою работу на уроке.
X. Домашнее задание
Выучить название падежей, падежные вопросы
Выполнить задания на карточках в тетради.
Мне было приятно сегодня с вами работать на уроке. Я говорю вам – спасибо и надеюсь, что те знания, которые вы получили сегодня на уроке, пригодятся вам на последующих уроках и в дальнейшем обучении