СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме "Обращение" (5 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан и проведен в соответсвии с конструктором рабочих программ 2023 г. Учебник: Русский язык. 5 класс. 1-2 часть - Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др. 2023 год

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Обращение" (5 класс)»

Класс: 5

Тема: Обращение (§146)

Цель: познакомиться с понятием «обращение»; обучаться нахождению обращений в речи и правилу постановки знаков препинания в предложении с обращением.

Планируемые результаты

Предметные: знать определение обращения; опознавательный признак выделе­ния обращения на письме - звательную интонацию, функцию знаков препинания в предложении с обращением - знаков выделения; правило постановки знаков препинания в предложении с обращением, схемы предложений с обращением, случаи возможного смеше­ния подлежащего и обращения; уметь распознавать обращения с опорой на звательную интонацию; по опознавательному признаку на­ходить место постановки выделительных знаков препинания; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с обраще­нием; составлять предложения с обращением с учетом речевой ситуации, по схемам; отличать обращение от подлежащего. 

Метапредметные: уметь анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать, строить рассуждения; определять последовательность действий, соотносить цели и результаты своей деятельности; свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 

Личностные: первичное понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.


Ход урока.

Организационный момент.

- Мы продолжаем с вами изучение раздела «Синтаксис и пунктуация». У вас на столах лежат лесенки успеха. Как вы считаете, на какой ступеньке вы находитесь сейчас? Напишите на этой ступеньке букву: «Я».

Актуализация знаний.

Терминологический диктант.

- Какие разделы науки о языке мы с вами изучаем?

- Проверим, как вы знаете термины, связанные с данной темой. Для этого я предлагаю вам терминологический диктант.

1.Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения.

2.Вид предложения, которое состоит только из главных членов.

3.Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей.

4.Вид предложения по цели высказывания, в котором рассказывается о чем-либо.

5.Главный член предложения, который отвечает на вопросы: кто, что; обозначает предмет, выражается именем существительным, местоимением, сочетанием слов.

6.Раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки.

Проверка по эталону

1.Однородные члены, 2. Нераспространенное, 3. Дополнение, 4. Повествовательное, 5. Подлежащее, 6. Пунктуация

- Поставьте себе оценку

«5» - 6 верных ответов

«4» - 4-5 верных ответа

«3» - 3 верных ответа

«2» - 2 верных ответа и меньше

Самоопределение к деятельности




- Рассмотрите схемы. Попытайтесь предположить, о чем пойдет речь на уроке?

- Итак, записываем тему урока «Предложения с обращениями».

- Что такое обращение?

- Определим цели нашего урока.

У - учиться ….Чему мы сегодня будем учиться?

Р- развивать ….Что будем развивать?

О - объяснять …..Что будем объяснять?

К – контролировать …Что будем контролировать?

Стадия осмысления.

- Прочитайте внимательно теоретический материал на стр. 198.

- Задайте вопросы одноклассникам.

- Вернемся к схемам, расшифруйте запись. Каковы условия выделения обращения в письменной речи?

- Подтвердите свои предположения материалом учебника (с.199)

Первичное закрепление.

- Найди обращения, расставь знаки препинания. Объясните.

    1. Соседушка я сыт по горло.

    2. Друзья к чему весь этот шум?

    3. Стой братцы стой!

    4. Я братец сам виноват.

    5. Защити отец родной!

    6. Чего ты скулишь бедняжка?

    7. Не шуми сосна. Не пыли дорога.

    8. Ты не пой соловей под моим окном.


Физминутка КОНЭРС (по углам класса расположены карточки-схемы предложений, у каждого ученика карточка с предложением)




- Прочитайте предложение с обращением на карточке, определите, к какой схеме оно относится, и займите соответствующий угол. Определите жанр данного текста.

Ветры, бури, ураганы,                  

Дуйте, что есть мочи.

Вихри, вьюги и бураны,

Разыграйтесь к ночи. (стихотворение)


Приплыла к нему рыбка и спросила:
«Чего тебе надобно, старче?» (сказка)


«Милый дедушка, Константин Макарыч! — писал он. — И пишу тебе письмо. (письмо)

Неправильно ты, дядя Фёдор, бутерброд ешь. (рассказ, мультфильм)

К Муравью ползет она:

«Не оставь меня, кум милый!» (басня)

Закрепление полученных знаний.

- Обращение может употребляться в текстах художественных произведений и письмах.

- Ребята, от чего зависит обращение к человеку? (От ситуации, возраста, отношений между людьми)

- В речевом этикете обращению уделяется большое внимание. Неудачное, необдуманное обращение может обидеть. Чем вежливее вы будете обращаться к другим, тем с большим желанием вас, будут слушать.

Часто по обращению можно понять, каков тот человек, который обращается и тот, к которому обращаются. Обращением можно выразить ласку, доброту, заботу, доброжелательность говорящего и, наоборот, злость, недовольство. Очень часто обращение раскрывает отношения между людьми.

Порой пренебрежительный тон, неласковое обращение огорчают сердце близкого человека. А что уж говорить о незнакомых людях, с которыми мы общаемся по телефону, в транспорте, на улице. Нет, не простое это искусство - обращение к человеку! Главное – не опоздать с добрыми словами.

- А какие добрые слова вы знаете? (Здравствуйте, будьте добры, пожалуйста, простите за беспокойство, всего доброго, до свидания, спасибо, благодарю и т. д.)

Практикум.

- С чем можно спутать обращения? Сравним:

Друзья посещают детскую библиотеку.

Я вам, друзья, открою сказочный мир.

- Обращение можно спутать с подлежащим, так как оба слова стоят в именительном падеже.

- А как их различать? (Подлежащее является главным членом предложения и

действует вместе со сказуемым, а обращение – служебное слово, не является никаким членом предложения).

Цифровой диктант: 1 - предложение с обращением; 2 - предложение без обращения

Мама, пойдем в музей.

Я люблю тебя, родная Русь моя!

Ветер гоняет стаи туч.

Друзья, к чему весь этот шум?

Во поле березонька стояла.

Наша Русь – могучая держава.

Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч!

Петя, читай книгу!

- Проверим: 11212211

- Оцените себя.

«5» - 8 верных ответов

«4» - 7-6 верных ответа

«3» - 5-4 верных ответ

«2» - 3 верных ответа и меньше

Рефлек­сия учеб­ной дея­тельности на уроке (итог урока)

- Подходит к концу наш урок, давайте подытожим, что же вы можете сегодня положить в наш сундучок знаний.

- Как вы оцените свою работу на уроке.

Я знаю:

Я умею:

- Напишите букву «Я» на лесенке успеха. Кто хочет высказаться?


Домашнее задание: учить правила (с.198,199).

На «3» - любое упражнение в учебнике по теме урока.

На «4» - найти в сказках А. С. Пушкина или баснях И. А. Крылова примеры обращений. Записать небольшими отрывками.

На «5» - сочинить письмо другу об обращении.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!