СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме "Односоставные предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

обобщающий урок по теме "Односоставные предложения " в условиях ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Односоставные предложения"»

Урок русского языка в 8 классе по теме «Односоставные предложения».

Цели урока

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения, классификация объектов; подведение под понятие; выделение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательств;

Личностные: формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

  • распознавание односоставных предложений в тексте;

  • классификация односоставных предложений по их значению и структурным особенностям;

  • построение речевых высказываний с употреблением односоставных предложений разного вида.



Средством формирования коммуникативных УУД служит технология сотрудничества и организация работы в парах и малых группах.

Тип урока - урок совершенствования знаний, умений и навыков. На изучение темы «Односоставные предложения» в рабочей программе по русскому языку в 8 классе выделено8 часов (По программе под редакцией В.В.Бабайцевой). Это 7 урок по изучению видов односоставных предложений, ему предшествовали уроки по изучению следующих тем: виды односоставных предложений (1 час), определённо-личные предложения (1 час), неопределённо-личные предложения (1 час), безличные предложения (2 часа), назывные предложения (1 час).

Вид урока – комбинированный урок.





Конспект урока

ХОД УРОКА

1.Оргмомент.

- Посмотрите в окно.

Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный –

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!


Кто автор этих чудесных строк?


Какие предложения преобладают в данном тексте? Как вы думаете, о чём сегодня будем говорить на уроке?

Ответ. Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы : «Односоставные предложения».

Какие цели перед собой вы можете поставить? (Предполагаемый ответ. Закрепим умения и навыки распознавания таких предложений; понаблюдаем за употреблением всех видов односоставных предложений в речи, будем учиться уместному употреблению односоставных предложений в устной и письменной речи).

- Правильно. А что для этого необходимо?( Предполагаемый ответ. Вспомнить, какие группы односоставных предложений есть, на какие виды делятся односоставные предложения со сказуемым, чем может быть выражено в них сказуемое, какие предложения называются номинативными)

Это цель нашего урока.

К мудрости идут через большой труд.

- Как вы понимаете это высказывание? (Ответ произвольный)

- Используя крылатые выражения, пословицы и поговорки, мы делаем нашу речь выразительнее, образнее, богаче. Недаром наш великий русский поэт А.С. Пушкин восклицал: « Что за золото пословицы русские!» (слайд)

Сегодня на уроке мы прикоснёмся к сокровищам русского языка, вспомним некоторые из пословиц.

Итак, первая «Сделал дело – гуляй смело».

II. Проверка знаний умений и навыков по теме «Односоставные предложения»

Индивидуальная работа у доски.

ПОВТОРЕНЬЕ – МАТЬ УЧЕНЬЯ.

Охарактеризуйте это предложение. Как вы понимаете его смысл?

Давайте повторим особенности строения односоставных предложений и их классификацию.

1. Индивидуальная работа у доски по карточкам. (3 человека по желанию)

1) Выпиши определённо- личное предложение и обоснуй свой выбор.

А. Какое великолепие и спокойствие.

Б. Пришли посмотреть на берёзовую рощу.

В. В нашем крае можно увидеть берёзовые рощи, большие и маленькие реки.

Г.Сделал дело – гуляй смело.

2). Выпиши неопределённо- личное предложение и обоснуй свой выбор.

А. Дом простоит долго и переживёт первых жильцов.

Б. Многим не терпелось кинуться в бой.

В. Большой костер развели на берегу, недалеко от обрыва.

Г. Крещенский мороз.

3). Выпиши безличное предложение и обоснуй свой выбор.

А.Высоко в небе стояла радуга. Это редкое явление в зимний день.

Б. Необыкновенно тихо было в лесу.

В. Тоскливо и медленно проходили дни и ночи.

Г. Идя по орехи, топчешь ногами ягоды.

2. Классу предлагаю игру «Путаница». (слайд)

Перед вами слайд с данными об односоставных предложениях. Но эти данные перепутались. Давайте попробуем вернуть всё на свои места. Работаем в парах.

Правильные ответы заносим в тетради.

Вид предложения

Признаки

Пример

Безличное

Главный член-сказуемое (глагол в форме 1-2 лица)

Зима!

Определённо-личное

Главный член -подлежащее

Привезли ёлку.

Неопределённо-личное

Главный член-сказуемое (безличный глагол)

Подморозило.

Назывное

Главный член – сказуемое

(глагол в форме 3 лица мн.числа)

Тему знаю хорошо.

Давайте проверим, как вы справились с этим заданием. (Проверка по слайду). В оценочный лист заносим число правильных ответов.

Проверка индивидуальных ответов у доски. Каких односоставных предложений нет на доске? Приведите примеры.

III. Обобщение темы «Односоставные предложения»

  1. «НЕ ТОРОПИСЬ СКАЗАТЬ - ТОРОПИСЬ СЛУШАТЬ» (слайд)

Охарактеризуйте это предложение. Как вы понимаете его смысл?

Ребята, вы знаете, кто из лингвистов впервые поднял вопрос об односоставных предложениях в русской грамматике?

Давайте послушаем об этом сообщение.

Сообщение учащегося: слайд портрет А.А.Шахматова.

Впервые поднял вопрос об односоставных предложениях в русской грамматике великий русский лингвист Алексей Александрович Шахматов.. Он полагает, что в каждом предложении «должны быть члены, соответствующие основным элементам коммуникации. Такие предложения он объединил в один тип и впервые в русской лингвистике назвал их односоставными.

В основу дифференциации односоставных предложений он кладет природу главного члена, однако последовательность в решении этого вопроса у него отсутствует. Так, например, характеризуя природу главного члена односоставного предложения, он пишет: «Сравнительно со способами словесного выражения главных членов в двусоставных предложениях, главный член односоставного предложения может быть отождествлен формально или с подлежащим, или со сказуемым. Тем не менее, все односоставные предложения делятся им на подлежащные, бесподлежащные, безличные …

Именно А.А.Шахматов первым в истории нашей науки выделил типы односоставных предложений и описал особенности их строения. Именно он «впервые собрал колоссальный материал, характеризующий поразительное разнообразие синтаксических конструкций современного русского языка».

  1. «ДЕЛО СЛОВОМ НЕ ЗАМЕНИШЬ»

Цифровой диктант.

Учитель читает пронумерованные предложения, учащиеся 1 варианта записывают номера односоставных предложений, 2 вариант – номера двусоставных.

1. Ради розы терпят и шипы. (пословица)

2. Весна берёт свои права. (А.Фет)

3. Нигде жилья не видно на просторе. (А.Фет)

4. Со скрипом опустили трап. (А.Толстой)

5. Еду-еду в чистом поле. (А.Пушкин)

6. Ведут ко мсне коня. (А.Пушкин)

7. Осенний день прошуршал ломкой листвой.

8. Не спится, няня. (А.Пушкин)

9. Люблю тебя, моя Россия, за ясный свет твоих очей. (С.Васильев)

10. Кому-то принесли от мастера ларец. (И.Крылов)

ОТВЕТЫ: 1 вариант: 1, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10 2 вариант: 2, 7

Ученики сверяют свои ответы. (Проверка по слайду)

Учитель. У кого были ошибки? Объясните, почему вы ошиблись.

2. Словарно-орфографическая работа (слайд)

Свеж …,могуч…, скрипуч…, пишеш…, вскач…, , нареж…те, невтерпеж…,рощ,..., много дач…, стереч.., с плеч…,трескуч.., жгуч.., скрипуч.., мчиш…ся, видиш…

-Какое орфографическое правило повторяли?

- Проверьте, как вы записали слова (презентация ).

- Кто не допустил ни одной ошибки? 1-2? А 5 и более?

Игра «Кто быстрее составит односоставное предложение и определит его вид с 2 –мя словами из словарного диктанта.

Не забывайте заполнять лист учёта ответов и оценок. Что каждому нужно помнить? (При выставлении себе оценок быть честным и объективным).

Лист учёта ответов и оценок учащихся

Фамилия ученика

Оценка за словарную работу

Оценка за «Путаницу»

Цифровой диктант

Оценка за тест

Оценка за активность на уроке

Итоговая оценка за урок.

 

 


 

 

 

 



III. Формирование новых понятий и способов действия

1..Физминутка. Игра «Согласен! Не согласен!» («Тонкие вопросы») ДА! НЕТ! Слайд

Если вы согласны со мной, то покачайте головой, помашите левой рукой, помашите правой рукой, поклонитесь.

1. Это предложения с одним главным членом. Я люблю тебя, жизнь.

2. Определенно- личные предложения - это односоставные предложения?
3.Можно ли в неопределённо- личном предложении восстановить подлежащее?
4.Связаны ли понятия: безличные глаголы и безличные предложения?

5. Люблю грозу в начале мая. Это предложение двусоставное?

2. Групповая работа по разноуровневым заданиям

Ну, а теперь пришла пора попробовать себя в роли писателей. На предложенные темы

1 группе нужно написать сочинения-миниатюры. Ваша задача – в 4-8 предложениях раскрыть тему сочинения и при этом употребить в тексте односоставные предложения, но сделать это нужно грамотно, к месту, не потерять в погоне за ними настроение сочинения.

1 группа – Пишут сочинение-миниатюру по картине «Как прекрасен этот мир» (презентация, слайд) (задание для детей со средней мотивацией к обучению )

2 группа – Записать текст, вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркнуть грамматические основы предложений. Определить вид односоставных предложений. (задание для детей с низкой мотивацией)

Зимн..е утро. Холодно. Но свет..т яркое со..нце. Красиво разукрасил моро.. окна. Деревья одеты в белые шубы. Смотрю на эту чудес(?)ную картину и сразу вспоминаю Пушкина:

Моро.. и со..нце! День чудес(?)ный!
Ещё ты дремл..шь, друг пр..лес(?) ный!
Пора, красвица, проснись!

3 группа – Выписать односоставные предложения. Заменить односоставные предложения двусоставными, сделать вывод о роли односоставных предложений в тексте. (задание для детей с высокой мотивацией к обучению)

Зимн..е утро. Холодно. Но свет..т яркое со..нце. Красиво разукрасил моро.. окна. Деревья одеты в белые шубы. Смотрю на эту чудес(?)ную картину и сразу вспоминаю Пушкина:

Моро.. и со..нце! День чудес(?)ный!
Ещё ты дремл..шь, друг пр..лес(?) ный!
Пора, красавица, проснись!

Проверка выполнения заданий.

3.  Тестовое задание (по вариантам).

Тест

I вариант

1. По какому признаку предложения делятся на двусоставные и односоставные?

А) По наличию или отсутствию второстепенных членов предложения.

Б) По наличию или отсутствию членов предложения.

В) По наличию главных членов предложения.

2. На какие виды делятся односоставные предложения?

А) Назывные, определенно-личные.

Б) Назывные, определенно-личные, неопределенно-личные, безличные.

В) Назывные, безличные, обобщенно-личные.

3) Какое предложение является односоставным?

А) Жди ясного на завтра дня.

Б) Черные сосны на белый песок кинули странные тени.

В) На заре ты ее не буди.

Г) Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

4) Какое предложение является безличным?

А) На работе следите за осанкой.

Б) Дадим друг другу руки и молча двинемся в путь.

В) Кругом ни души.

Г) Звездное небо.

5) Какое предложение является неопределенно- личным?

А) Мне не спалось.

Б) Выхожу на крыльцо.

В) Далеко-далеко грохочет.

Г) О произошедшем будут долго вспоминать.

II вариант

1) По какому признаку предложения делятся на двусоставные и односоставные?

А) По наличию или отсутствию второстепенных членов предложения

Б) По наличию или отсутствию членов предложения.

В) По наличию главных членов предложения.

2) На какие виды делятся односоставные предложения?

А) Назывные, определенно-личные.

Б) Назывные, определенно-личные, неопределенно-личные, безличные.

В) назывные, безличные, обобщенно-личные.

3) Какое предложение является односоставным?

А) Вечернее небо гляделось в зеркальный затон.

Б) От лип душистым медом тянет.

В)Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя.

Г) Здесь розы больше кулака.

4) Какое предложение является назывным?

А) На улице пустынно.

Б) Вчерашний день не воротишь.

В) Загрустив, вспыхнула осень маленьким дождем.

Г) Чудесный день.

5) Какое предложение является безличным?

А) Не жалею, не зову, не плачу.

Б) Не презирай совета ничьего.

В) Вороне соколом не быть.

Г) Из воды пустой масла не извлечешь.

После выполнения работы – взаимопроверка. Правильные ответы на слайде.

1-В

1-В

2-Б

2-Б

3-А

3-Б

4-В

4-Г

5-В

5-В

V. Итог урока

Итак, я снова обращаюсь к эпиграфу нашего урока:

К мудрости идут через большой труд.

- Как вы думаете, хорошо ли вы потрудились, стали ли вы после сегодняшнего урока мудрее?

- Как вы думаете, для чего нужны   знания, полученные на этом уроке, и где они будут применяться?

- Было ли трудно вам оценить себя, свои знания?

- Если было трудно/ не трудно – почему?

- Какие у вас оценки, результаты?

- Если хорошие – мои поздравления.

- Если допущены ошибки – что нужно сделать, чтобы их исправить?

VI. Домашнее задание

  1. Написать сочинение-миниатюру на тему “Скоро, скоро Новый год! ”, используя односоставные предложения. (задание для детей с высокой и средней мотивацией),

  2. Составить предложения на тему «Скоро, скоро Новый год» (Задание для детей с низкой мотивацией)

VII. Этап рефлексии

(стикеры)

Если урок понравился и все было понятно – зелёный стикер

Если урок не понравился, что-то не поняли - красный




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!