Ф.И.О. Цыплакова Валерия Олеговна
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Дидактические средства: учебник, тетрадь, лист с утверждениями, листы с заданиями, QR-код, лист оценивания.
Интерактивное оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, планшеты, документ-камера.
Этап урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные (П, Р, К) | Личностные |
Мотивация учебной деятельности | Словесный | - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Валерия Олеговна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Проверьте готовность к уроку. У вас должны быть на парте: учебник, тетрадь и пенал. - Ребята, послушайте пословицу: «Труд человека кормит, а лень портит», как вы ее понимаете? - Верно, молодцы. Нам сегодня с вами нужно очень хорошо потрудиться, чтобы мы достигли всех целей и усвоили весь материал. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. - Это значит, что если человек будет трудиться и работать, то он добьется своих целей. Если же не будет трудиться, то ничего не добьется. | | К: Владеть диалогической формой речи. | |
Актуализация опорных знаний и способов действий | Словесный Практический Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | - Ребята, откройте тетради, сядьте ровно, наклоните немного тетрадь влево. - Отступите от последний работы две строки. - По середине запишите число, классная работа. - Послушайте загадки: 1. Лежит меж грядок, зелен и сладок. 2. Красна - девица сидит в темнице, А коса на улице. 3. Что за скрип? Что за хруст? Это что ещё за куст? Как же быть без хруста, Если я ... 4. Летом ходит без дороги Возле сосен и берез, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос. 5. Посмотрите-ка, какая – Вся горит, как золотая. Ходит в шубке дорогой, Хвост пушистый и большой. - Молодцы, ребята. Посмотрите на слайд, мы с вами разгадали загадки. - Определите, слова какой части речи вы записали? Почему существительные? - Что находятся на слайде? - Нам нужно дополнить записи. - Что такое имя существительное? - На какие вопросы отвечает имя существительное? - Что обозначает имя существительное? - Молодцы! | Открывают тетради. Записывают число, классная работа. - Огурец. - Морковь. - Капуста. - Медведь. - Лиса. - Имена существительные. Слова отвечают на вопросы кто? что? -Схема. - Часть речи. - Кто? Что? - Предметы и вещи, явления природы, людей, животных, события, чувства людей, качества людей. | | Р: Принимать и сохранять учебную задачу. П: осуществлять анализ объектов. К: Владеть диалогической формой речи, слушать и понимать речь других. П: осуществлять классификацию по заданному признаку. | Учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу. |
3. Выявление места и причины затруднения | Словесный Практический (упражнение) Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | - Теперь вернемся к ответам на загадки. Вам нужно в тетради распределить данные слова на два столбика, в первой столбик слова, отвечающие на вопрос что? Во второй на вопрос кто? - Какие слова вы записали в первый столбик? - На какой вопрос они отвечают? - Какие во 2? - На какой вопрос они отвечают? - Ребята, знаете ли вы, как называются существительные отвечающие на вопрос кто? - А существительные отвечающие на вопрос что? - Над этими вопросами мы будем работать на уроке. Сформулируйте тему урока. - У данных существительных есть свое называние, о котором мы узнаем чуть-чуть позже. - Откройте учебник на странице 48-й. Прочитайте заголовок. Какая будет тема урока? - Ребята, давайте определим цель нашего урока, чего мы хотим достигнуть. Для этого взгляните на опорные слова. «Узнаем, что такое …» - Верно, молодцы! | - 1 столбик: огурец, морковь, капуста. - Что? - 2 столбик: медведь, лиса. - Кто? - Нет, не знаем. - Нет. - Существительные отвечающие на вопросы кто? и что? - Одушевленные и неодушевленные имена существительные. - Цель: «Узнаем, что такое одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.» | | Р: Принимать и сохранять учебную задачу. П: осуществлять анализ объектов. К: Владеть диалогической формой речи, слушать и понимать речь других. | Учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу. |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Словесный Наглядный (демонстрация) | - Теперь давайте составим план наших действий. Я вам решила помочь, но наш план рассыпался. Посмотрите на доску, давайте восстановим его последовательность. 3. Научиться различать одушевленные и неодушевленные существительные. 1. Узнать, какие существительные называются одушевленными; 2. Узнать, какие существительные называются неодушевленными; - Хорошо, ребята. | 1. Узнать, какие существительные называются одушевленными; 2. Узнать, какие существительные называются неодушевленными; 3. Научиться различать одушевленные и неодушевленные существительные. | | Р: планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами. К: Владеть диалогической формой речи. | |
5. Реализация построенного проекта | Словесный Наглядный (учебник) Практический (упражнение) Словесный Наглядный (учебник) Практический (упражнение) | - Перед выполнением плана наших действий, давайте посмотрим на лист утверждений, кто хочет прочитать? - В левой колонке, поставьте плюс тем утверждениям, с которыми вы согласны, а минус, с которыми не согласны. Позже мы проверим правильность данных утверждений. - Ребята, приступим к выполнению 1 этапа из нашего плана. - Выполним упражнение 80. Кто хочет прочитать стихотворение? - Найдите в стихотворении имена существительные. Кого так называют? - Хорошо, а теперь вам нужно изменить выделенные слова в стихотворении так, чтобы они отвечали на вопрос кто? Запишите эти слова в тетрадь. - Давайте проверим какие слова вы записали. Кто хочет показать выполненное задание с помощью документ-камеры? - Молодцы. Какие незнакомые профессии вам встретились? - Столяр – профессия человека, изготавливающего изделия из дерева. - Инженер – профессия человека, который создает различную технику. - Ребята, как вы думаете, профессии, которые вы записали, легки для работы? - Как мы должны относиться ко всем профессиям? - Молодцы! - Оцените правильность выполненного задания. Поставьте плюс в листе оценивания, если все выполнено верно. - Внизу, на странице 48-й, находится правило. Кто хочет его прочитать? - Как называются существительные, отвечающие на вопрос кто? - Ребята, сейчас вы выполните задание в парах под номером 1, которое у вас находится на партах. Вам нужно подобрать к каждой группе одушевленных существительных еще по два слова. - Проверяем задание. Какая пара хочет прочитать выполненное задание? - Оцените правильность выполненного задания. Поставьте плюс в листе оценивания, если все выполнено верно. -Ребята, посмотрите на слайд. Как вы думаете, мы выполнили первый этап нашего плана? | 1. Существительные бывают одушевленные и неодушевлённые. 2. Неодушевленные имена существительные обозначают людей и животных. 3. Одушевленные существительные отвечают на вопрос кто? Читают стихотворение. - Имена существительные – работники, столяры, плотники, инженеру, доктору, кондуктору, шофёру – это профессии. - Столяр, инженер, доктор, кондуктор, шофёр. - Столяр, инженер. - Нет. - Мы должны относиться к любой профессии человека с уважением. Оценивают выполненное задание. Читают правило. - Одушевленные. Выполняют задание на листочках в парах. Проверяют задание. Оценивают выполненное задание. -Да. | У учащихся будет сформировано представление о том, что такое одушевленные имена существительные | Р: Принимать и сохранять учебную задачу. П: осуществлять анализ объектов. К: Владеть диалогической формой речи. П: осуществлять анализ объектов. П: осуществлять синтез объектов. | Учебно познавательный интерес к новому учебному материалу. Уважительное отношение к деятельности людей. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Словесный (беседа) Наглядный (учебник) Практический (упражнение) Наглядный (демонстрация) | -Приступаем к выполнению второго этапа из нашего плана. - Выполним упражнение 84. Кто хочет прочитать стихотворение? - Прочитайте выделенные слова, к какой части речи они относятся? - На какой вопрос отвечают эти слова? - Молодцы. Выпишите выделенные слова в тетрадь. - После упражнения находится правило. Кто хочет его прочитать? - Какие слова называются неодушевленными? - Теперь выполним в группах задание на листочке 2. Вам нужно соединить неодушевленные существительные с подходящей группой. - Кто хочет продемонстрировать выполненное задание у доски? - Как нужно работать с доской? - Что могут обозначать неодушевленные имена существительные? - Оцените правильность выполненного задания. Поставьте плюс в листе оценивания, если все выполнено верно. -Посмотрите на план наших действий. Какой этап мы с вами выполнили? | Читают стихотворение. - Существительное. - На вопрос что? Читают правило. - Существительные, отвечающие на вопрос что? Выполняют задание на листочках в группах. - Чистыми, сухими руками, пользоваться стилусом. - Предметы, явления. Оценивают выполненное задание. -Мы выполнили второй этап. | У учащихся будет сформировано представление о том, что такое неодушевленные имена существительные | Р: Принимать и сохранять учебную задачу. П: осуществлять анализ объектов. К: Владеть диалогической формой речи. | Учебно познавательный интерес к новому учебному материалу. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Словесный (объяснение) Практический (упражнение) | -Приступаем к выполнению третьего этапа. - У вас на партах лежит QR-код, который вы отсканируете на планшетах и выполните задание. - Для начала давайте проговорим правила работы с планшетом. - Возите планшет, откройте программу для сканирования QR-кода. Выполняйте задание индивидуально. - Поднимите руку те, кто справился верно с заданием. - Оцените правильность выполненного задания. Поставьте плюс в листе оценивания, если все выполнено верно. - Молодцы! | - Работать аккуратно, чистыми сухими руками. Выполняют задание в планшетах. Оценивают выполненное задание. | У учащихся будет сформировано умение опознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам «кто»? и «что?». | Р: Принимать и сохранять учебную задачу. П: осуществлять анализ объектов. | Учебно познавательный интерес к новому учебному материалу. |
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение | Практический (упражнение) Словесный Словесный (беседа) | - В начале урока, мы работали с утверждениями. Давайте прочитаем их снова. - Существительные бывают одушевленные и неодушевлённые? - Поставьте плюсик в правой колонке. - Неодушевленные имена существительные обозначают людей и животных? - Вы согласны с этим утверждением? - Что обозначают неодушевленные существительные? - Поставьте минус в правой колонке. - Одушевленные существительные отвечают на вопрос кто? - Согласны с утверждением? Поставьте плюс. - Ребята, с какой темой мы сегодня познакомились? - Какие существительные отвечают на вопрос кто? - Какие на вопрос что? - Скажите, мы достигли цели урока? - Выполнили все этапы плана? - Оцените свои действия на уроке. Если вы заработали 4 плюса, то поставьте себе отметку 5. - Если три плюса, то поставьте отметку 4. - Если два плюса или меньше, то не ставьте себе отметку и задумайтесь, что не так, вы выполнили в заданиях. | - Да. - Нет. - Предметы, явления. - Да. - Одушевленные и неодушевленные имена существительные. - Одушевленные. - Неодушевленные. - Да. - Да. Оценивают свою работу на уроке. | | Р: Принимать и сохранять учебную задачу. П: осуществлять анализ объектов. К: Владеть диалогической формой речи, слушать и понимать речь других. | |
9.Рефлексия учебной деятельности | Словесный (беседа) | - Как вы думаете, пригодятся ли вам знания, полученные на сегодняшнем уроке? -Давайте оценим свою деятельность на уроке, для этого возьмите лист с лестницей успеха. Поставьте крестик на нужной ступеньке. - Кто поставил себя на верхнюю ступень? - Кто на среднюю? Кто на нижнюю? - Спасибо, ребята, за урок. До новых встреч! | Ответы детей. Оценивают свою деятельность на уроке. | | К: Владеть диалогической формой речи, слушать и понимать речь других. | Способность к оценке своей учебной деятельности. |