Город Курск МБОУ «Лицей №21»
Булгакова Татьяна Тимофеевна, учитель начальных классов
План-конспект урока русского языка во 2 классе
УМК «21 век»
Тема: Повторение. Главные члены предложения.
Цель: Повторение знаний о главных и второстепенных членах предложения.
Задачи:
1. Совершенствовать умение детей работать в группе, уметь рассуждать, делать выводы; расширять кругозор по теме урока;
2. Развивать умение определять предложения по цели высказывания, по интонации в тексте; развивать навыки орфографической зоркости, память, логическое мышление;
3. Воспитывать уважение друг к другу работая в группе, взаимопонимание, доброжелательность.
Оборудование: карточки на магнитах с названием терминов, флажки, учебник, ручка, карандаш, линейка.
Ход урока
I. Организационный момент
- Ребята у нас сегодня необычный урок. К нам пришли гости. Давайте их поприветствуем, пожелаем друг другу удачи и начнём урок.
II. Обозначение темы урока.
Откройте тетради. Проверьте, как вы сидите.
- Я хочу загадать вам загадку.
Если речка голубая
Пробудилась ото сна..
И бежит в полях, сверкая,-
Значит, к нам пришла …(весна)
- Назовите весенние месяцы?
- Ребята, а вы любите весну? А за что вы её любите?
Лес просыпается после зимнего сна. Оживает каждое дерево. Ярко светит солнце. Разбухают и надуваются почки. Появилась зелень Отгремели буйные ручьи .Сошёл с полей снег. Зацвели первые кусты Возвращаются к нам из тёплых краёв перелётные птицы. От зимнего сна проснулись мохнатые пчёлки.
III. Минутка чистописания.
- А вот ещё одна загадка.
33 синички
Сели на странички
Сели рядом и молчат.
О весне нам говорят!
- А сейчас минутка чистописания.
-Букву, написание которой мы будем повторять, вы определите сами.
Эта буква обозначает один согласный звук, непарный по по звонкости – глухости, твёрдый. Не имеет пары по мягкости. Что это за буква?
Вот какая буква «цэ»:
С коготочком на конце.
Коготок царапка.
Как кошачья лапка.
- Из каких элементов состоит строчная буква ц?
( 2 туфельки балерины и петельки, которая опускается на 1/3 ниже рабочей строки)
- Обратите внимание. Как вы сидите: спина прямая, ноги стоят на полу, между животом и столом вмещается кулачок, глаза-30 см от тетради. Тетрадь лежит под
наклоном.
- Напишите 5 строчных буквц. Помните, что расстояние между буквами равно строчной букве и, и перехлёст петельки идёт на нижней рабочей строке.
- Далее давайте допишем строку в соединении строчной буквы ц и с
Гласными а,о, е,и, ы
-Какими соединениями будем писать?
Ца- верхнее соединение,
Цо- верхнее и нижнее,
Це- среднее соединение.
Слышим звук [э], а пишем букву е
т.к. звук [ц] всегда твёрдый .
ци- среднее соединение. Слышим гласный звук[ ы],а пишем букву и, как в слове цирк.
Цы- среднее соединение, как в словах молодцы. Огурцы,цыган. цыпочки.
- Посмотрите на доску. Прочитайте предложение и скажите сколько раз в нём встречается буква ц ? (4 раза)
Спишите это предложение.
- В начале урока мы хорошо говорили о том. Что вас радует весной. И,
IV Проверка домашнего задания.
- Конечно же мы не можем представить весну без птиц.
- Дома вы по группам подбирали загадки и пословицы. Давайте послушаем
загадки.
Угадайте, что за птичка-
Тёмненькая невеличка?
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста…( Ласточка)
Спинкою зеленовата.
Животиком желтовата
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика…(Синица)
3. Мы в скворечнике живем,
Песни звонкие поем. (Скворцы)
4. Угадай, какая птица —
Бойкая, задорная,
Ловкая, проворная?
Звонко тенькает: «Тень, тень!
Как хорош весенний день!» (Синица)
5. Кто летает, кто стрекочет —
Рассказать нам новость хочет? (Сорока)
6. На шесте — дворец,
Во дворце — певец. (Скворец)
7. Черный, проворный,
Кричит «крак» —
Червякам враг. (Грач)
8. Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей. (Грач)
9. Трещала с самого утра:
«Пор-р-р-а! Пор-р-р-а!»
А что — пора?
Какая с ней морока,
Когда трещит… ( Сорока)
10. Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет.
Крохи подбирает,
По ночам кочует —
Коноплю ворует ( Воробей)
11. Стоит Алёна- платок зелёный,
Тонкий стан, белый сарафан. ( Берёза)
12. Золотой и молодой
За неделю стал седой
А денёчка через два
Облысела голова. (Одуванчик)
( Обратить внимание на плакат с изображением птиц )
-Запишем эти слова с комментированием по цепочке
- 2-ая группа искала пословицы. Проверим.
Ласточка весну начинает, а соловей кончает.
Слово не воробей. Вылетит- не поймаешь.
- Как вы понимаете данную пословицу?
«Сказанного слова не вернёшь, поэтому прежде, чем сказать его, надо хорошо подумать»
- Какие еще есть пословицы с похожим значением?
«Мала синичка, да коготок остёр»
«Лучше синица в руках, чем журавль в небе»
«Мал соловей, да голосом велик»
«Соловья баснями не кормят»
- Как вы понимаете эти пословицы?
«Разговорами не накормишь того, кто хочет есть» (т.е. басни- пустые разговоры)
«Сорока на хвосте принесла».( Употребляется в том случае, когда хотят скрыть источник информации)
«Старого воробья на мякине не проведёшь». ( О бывалом человеке с большим жизненным опытом)
V. Теоретическая чяасть
-А сейчас мы насладимся звуками весны. Сядьте поудобнее. Закройте глаза. Внимательно послушайте звуки весны.
-Какие весенние звуки вы услышали? (журчание ручейка, пение птиц)
- Составьте предложение о весенних звуках.
Запишите каждый своё предложение или то, которое вам понравилось больше всего.
- Что такое предложение?
-Что мы называем грамматической основой предложения?
-Как называются главные члены предложения?
-Дайте определение подлежащему.
- Что такое сказуемое?
- Подчеркните в предложении грамматическую основу.
- На какие две группы вы можете разделить предложения? (Нераспространенное, распространенное.)
-Дайте определение нераспространённому предложению.
- А чем отличается распространённое предложение от нераспространённого?
- Посмотрите на доску.
-Прочитайте предложение.
Лес оделся.
- Распространите данное предложение:
Весенний лес оделся в зелёное платье.
VI. Физ. минутка.
- Давайте представим, что мы входим в лес.
-Идём мы с вами в лес.
Ах, сколько здесь чудес!
Руки подняли, покачали-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Помашем - и за работу опять.
VI. Работа по учебнику
- Сегодня мы с вами продолжаем повторять главные члены
предложения.
Упражнение № 209
- Прочитайте задание самостоятельно.
Что нужно сделать? ( Прочитать текст)
-О чём этот текст?
-Как озаглавили текст? Почему?
- Можете ли вы объяснить выражение «травка заворсилась» - стала мягкой, пушистой;
Листочки проклюнулись - на почках появились маленькие листочки.
- На какие две группы можно разделить данные предложения?
- Прочитайте только нераспространённые предложения.
Пеночки прилетели. Цветы зацвели. Кукушка вернулась. Соловьи запели. Черёмуха зацвела.
- Кто хочет попробовать у доски записать 1-ое нераспространенное предложение?
-Подчеркните грамматическую основу предложения.
- Объясните выделенные в тексте орфограммы.
- Продолжаем работу.
1-ый ряд запишет предложение о цветах,
2-ой ряд - о кукушке,
3-ий ряд - о соловье.
-1-ый ряд. Каким словом вы проверили безударную гласную в словах «цветы зацвели»?
- Какие это слова по отношению друг к другу?
-2-ой ряд- какая орфограмма в слове кукушка?
-3-ий ряд- объясните орфограмму в слове соловьи.
- Давайте ещё раз обратимся к тексту. Прочитайте только подлежащее.
- Чем чаще всего выражены подлежащие в предложениях?
- На какие 2 группы можно разделить глаголы? (ед.ч.- мн.ч.)
- Посмотрите на схему предложения.
- Какому предложению в тексте она соответствует?
Зелёная травка засорилась.
Кто? Что сделали? Где?
Зяблики появились в лесу.
- Назовите грамматическую основу предложения.
VIII. Итог урока.
-Молодцы, ребята. Вы справились с заданиями.
Блиц- турнир.
-Возьмите свои флажки.
Какой член предложения отвечает на вопросы что делает? Что делают?
- Какой член предложения обозначает о ком или о чём говорится в предложении?
-Послушайте предложение.
У нашего оконца кричит стайка ласточек.
-Какой член предложения отвечает на вопрос кто? Или что?
-Какой член предложения обозначает, что говорится в предложении о подлежащем?
-Послушайте внимательно предложение.
Пригревает жаркое солнце.
-Каким членом предложения является слово солнце?
IX. Домашнее задание.
- Молодцы, ребята! Я, думаю, что вы справитесь с д/з. Объяснение д/з.
X. Рефлексия деятельности
Мои впечатления от урока…
На уроке я узнал…
Мне на уроке удалось…
Самым интересным на уроке было…
- Ребята, я хотела бы вам подарить вот этого соловья, чтобы он вам напоминал о нашем первом открытом уроке, и в вашем сердце всегда звучала трель соловья.
- Спасибо за урок.