1)Организационный момент (1 – 2 минуты) | - Вы пришли сегодня в школу, возможно, еще не успели со всеми поздороваться. Сейчас нам представится такая возможность. (все подают друг другу руки для рукопожатия) Вы почувствовали тепло друг друга, тепло наших рук, которое объединило нас сейчас. | Учащиеся приветствуют учителя. | Регулятивные: контроль; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками |
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация и целеполагание (7 минут) | Что без меня предметы? Лишь названья. Но я приду – всё в действие придёт: Летит ракета. Люди строят здание. Цветут сады, и хлеб в садах растёт. – О какой части речи говорится в этом стихотворении? (О глаголе) – Докажите. (Глаголы обозначают действие предметов или их состояние). – Найдите глаголы в стихотворении. – Сегодня мы продолжим путешествие по волшебной стране «Речь». И нас, конечно, интересует её правитель – его величество ГЛАГОЛ. – Расскажите всё, что вы знаете о нём? Слайд 3. – Как вы думаете, нам уже всё известно о глаголе? – Есть что-то, чего мы ещё не знаем? | Повторяют предыдущий материал. Отвечают на вопросы | Регулятивные: целеполагание, коррекция, саморегуляция; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
Подготовка к основному этапу занятия (5 минут) | - Назовите глаголы в пословицах (слайд 3): После драки кулаками не машут. Чего не знаешь – того не говори. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Семеро одного не ждут. Два соловья на одной ветке не поют. - Объясните смысл пословиц. - Какая частица стоит перед каждым глаголом? - Частица НЕ. -Постарайтесь сформулировать тему урока.(слайд 4: Частица НЕ с глаголами) | Работают над пословицами. Формулируют тему урока. | Регулятивные: Контроль ,коррекция Оценка. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; свободная ориентация и восприятие текста; построение логической цепи рассуждений; доказательство; |
Усвоение новых знаний и способов действия (15 минут) | - Запишите глаголы, которые вы нашли в пословицах, вместе с частицей не, в строчку через запятую После драки кулаками не машут. Чего не знаешь – того не говори. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Семеро одного не ждут. Два соловья на одной ветке не поют. - Понаблюдайте, как частица не пишется с глаголами. Можете ли вы сформулировать правило? - Послушайте стихотворение о глаголе и частице не. В нём спряталось правило. Кто услышит его? (слайд 6) Глаголу нравится читать, Играть, работать и мечтать! Глаголу очень нравится Всё делать очень живо. Частица не – красавица, Но как она ленива! Она не ходит, не сидит, Не шьёт, не жнёт и не кипит, Книг не читает, не поёт, Другим работать не даёт. Глагол же, не любя безделья, С частицей пишется раздельно! - Что вы узнали из стихотворения о глаголе и частице не? - Как пишется не с глаголами? (Отдельно). - Выпишите из этого стихотворения по 3 глагола с частицей не. - Выясним, какой смысловой оттенок частица НЕ придаёт глаголам. - Добавьте к глаголам, которые я произнесу частицу не. Что у вас получится? поют – не поют плывут –не плывую идут – не идут рисуют – не рисуют летят – не летят - Какой смысл придает глаголам частица НЕ? - Действительно, частица не выражает отрицание, либо запрет. ФИЗМИНУТКА | Работают с глаголами из пословицы. Формулируют правило. . Отвечают на вопросы. Отвечают на вопросы. | Регулятивные: целеполагание, планирование, контроль, коррекция; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); построение логической цепи рассуждений; доказательство. |
Закрепление, обобщение и систематизация знаний (10 минут) | Творческая работа в группах. - Послушайте текст, в котором есть глаголы с частицей не Не дразните собак, Не гоняйте кошек, Не жалейте для птиц Вы зерна и крошек! - Где уместно разместить такой текст? - Кто мог написать этот текст? (Наверное, так говорят те, кто любит природу. Это как бы обращение к нам, людям, чтобы мы не губили природу. Я бы написал этот текст на плакате. Обратился к людям, чтобы они помогли кошкам, собакам, птицам. Не выбрасывали домашних животных на улицу). - А можно ли этот текст назвать призывом? (Да, это призыв людей, которые любят природу). - Предлагаю вам выполнить творческое задание. - Задание такое: составить небольшой текст-призыв, используя глаголы с частицей не. Тексты посвящены разным темам: 1 группа будет говорить о правилах поведения в лесу; 2 группа - о правилах поведения в столовой; 3 группа - о правилах пользования книгой; 4 группа – о правилах поведения на уроках; 5 группа – об отношении к младшим; 6 группа - о правилах поведения на уроке. Проверка. По завершению работы представитель группы (его дети выбирают сами) читает свой вариант. Обращаем внимание на знаки препинания, написания частицы не с глаголами. | Слушают текст. Отвечают на вопросы. Выполняют работу в группах. | Регулятивные: планирование; контроль; саморегуляция. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; определение основной и второстепенной информации; анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных). |
Контроль и самопроверка знаний (5 минут) | Задаёт вопросы: -Над какой темой мы с вами работали? Что такое не? - Как нужно писать частицу не с глаголом? - Для чего служит частица не? | Отвечают на вопросы. | Регулятивные: планирование, контроль саморегуляция. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи. Познавательные: структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ с целью выделения признаков; доказательство; |
Рефлексия (2 минуты) | – Какие задания понравились больше всего? – Кто легко справился со всеми заданиями? – Какое задание показалось самым сложным? Почему? Д/з: стр. 92 №159 | Учащиеся оценивают свою работу на уроке. | Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: прогнозирование, коррекция, саморегуляция. |