СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме "Правописание частицы не с глаголами"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия новых знаний. 

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Правописание частицы не с глаголами"»



Урок русского языка 3 класс

Тип урока: урок «открытия» знаний

Цель:  Формирование представлений о частице не и её употреблении с глаголами.

Задачи урока:

Обучающие :

  • формировать представление о частице не и её употребление с глаголами,

  • умение писать частицу не с глаголами раздельно.

  • Развивать умение слышать и видеть орфограмму «Правописание частицы не с глаголами».

  • способствовать обогащению словарного запаса детей;

  • формировать орфографическую зоркость;

Развивающие:

  • развивать речь, мышление, навыки грамотного написания слов

Воспитывающие:

  • воспитывать эмоционально-положительный взгляд на мир, любовь к русскому языку, интерес к предмету.

Планируемые результаты:

Предметные: научится правильно писать частицу не с глаголом ; расширять словарный запас учащихся; учиться самостоятельно «открывать» новые знания;

Личностные:  формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Метапредметные результаты:

Регулятивные: определять и формулировать учебную проблему и определять цель учебной деятельности на уроке с помощью учителя, искать средства для её осуществления;
Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; взаимодействовать в группе при решении учебных задач, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; высказывать своё мнение и обосновывать его, приводя аргументы;
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного.

Методы: проблемные, частично-поисковые, словесные

Формы организации деятельности учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, учебник Русского языка.



Структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1)Организационный момент

(1 – 2 минуты)

- Вы пришли сегодня в школу, возможно, еще не успели со всеми поздороваться. Сейчас нам представится такая возможность. (все подают друг другу руки для рукопожатия) Вы почувствовали тепло друг друга, тепло наших рук, которое объединило нас сейчас.


Учащиеся приветствуют учителя.




Регулятивные: контроль;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

2) Постановка цели и задач урока.

Мотивация и целеполагание

(7 минут)


Что без меня предметы? Лишь названья.
Но я приду – всё в действие придёт:
Летит ракета. Люди строят здание.
Цветут сады, и хлеб в садах растёт.

– О какой части речи говорится в этом стихотворении? (О глаголе)

– Докажите. (Глаголы обозначают действие предметов или их состояние).

– Найдите глаголы в стихотворении.

– Сегодня мы продолжим путешествие по волшебной стране «Речь». И нас, конечно, интересует её правитель – его величество ГЛАГОЛ.

– Расскажите всё, что вы знаете о нём? Слайд 3.

– Как вы думаете, нам уже всё известно о глаголе?

– Есть что-то, чего мы ещё не знаем?


Повторяют предыдущий материал.









Отвечают на вопросы

Регулятивные: целеполагание, коррекция, саморегуляция;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками;

умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации;

владение монологической и диалогической формами речи.

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


Подготовка к

основному этапу занятия

(5 минут)

- Назовите глаголы в пословицах (слайд 3):

  • После драки кулаками не машут.

  • Чего не знаешь – того не говори.

  • Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

  • Семеро одного не ждут.

  • Два соловья на одной ветке не поют.



- Объясните смысл пословиц.

- Какая частица стоит перед каждым глаголом?

- Частица НЕ.

-Постарайтесь сформулировать тему урока.(слайд 4: Частица НЕ с глаголами)


Работают над пословицами.













Формулируют тему урока.




Регулятивные:

Контроль ,коррекция 

Оценка.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками;

умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации;

владение монологической и диалогической формами речи.

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации;

свободная ориентация и восприятие текста;

построение логической цепи рассуждений;

доказательство;

Усвоение новых знаний и способов действия

(15 минут)

- Запишите глаголы, которые вы нашли в пословицах, вместе с частицей не, в строчку через запятую

  • После драки кулаками не машут.

  • Чего не знаешь – того не говори.

  • Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

  • Семеро одного не ждут.

  • Два соловья на одной ветке не поют.

- Понаблюдайте, как частица не пишется с глаголами. Можете ли вы сформулировать правило?

- Послушайте стихотворение о глаголе и частице не. В нём спряталось правило. Кто услышит его? (слайд 6)

Глаголу нравится читать,
Играть, работать и мечтать!
Глаголу очень нравится 
Всё делать очень живо.
Частица не – красавица,
Но как она ленива!
Она не ходит, не сидит,
Не шьёт, не жнёт и не кипит,
Книг не читает, не поёт,
Другим работать не даёт.
Глагол же, не любя безделья,
С частицей пишется раздельно!

- Что вы узнали из стихотворения о глаголе и частице не?

- Как пишется не с глаголами? (Отдельно).

- Выпишите из этого стихотворения по 3 глагола с частицей не.

- Выясним, какой смысловой оттенок частица НЕ придаёт глаголам.

- Добавьте к глаголам, которые я произнесу частицу не. Что у вас получится?

  • поют – не поют

  • плывут –не плывую

  • идут – не идут

  • рисуют – не рисуют

  • летят – не летят

- Какой смысл придает глаголам частица НЕ?

- Действительно, частица не выражает отрицание, либо запрет.









ФИЗМИНУТКА

Работают с глаголами из пословицы.









Формулируют правило.











.































Отвечают на вопросы.





Отвечают на вопросы.








































Регулятивные: целеполагание, планирование, контроль,

коррекция;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками;

умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации;

владение монологической и диалогической формами речи.

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации;

структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

построение логической цепи рассуждений;

доказательство.

Закрепление, обобщение и систематизация знаний

(10 минут)

Творческая работа в группах.

- Послушайте текст, в котором есть глаголы с частицей не 

Не дразните собак,
Не гоняйте кошек,
Не жалейте для птиц
Вы зерна и крошек!

- Где уместно разместить такой текст?

- Кто мог написать этот текст? (Наверное, так говорят те, кто любит природу. Это как бы обращение к нам, людям, чтобы мы не губили природу. Я бы написал этот текст на плакате. Обратился к людям, чтобы они помогли кошкам, собакам, птицам. Не выбрасывали домашних животных на улицу).

- А можно ли этот текст назвать призывом? (Да, это призыв людей, которые любят природу).

- Предлагаю вам выполнить творческое задание.

- Задание такое: составить небольшой текст-призыв, используя глаголы с частицей не.

Тексты посвящены разным темам:

  • 1 группа будет говорить о правилах поведения в лесу;

  • 2 группа - о правилах поведения в столовой;

  • 3 группа - о правилах пользования книгой;

  • 4 группа – о правилах поведения на уроках;

  • 5 группа – об отношении к младшим;

  • 6 группа - о правилах поведения на уроке.

Проверка. По завершению работы представитель группы (его дети выбирают сами) читает свой вариант. Обращаем внимание на знаки препинания, написания частицы не с глаголами.

Слушают текст.



















Отвечают на вопросы.















Выполняют работу в группах.

Регулятивные:

планирование; контроль; саморегуляция.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации;

структурирование знаний; определение основной и второстепенной информации;

анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

Контроль и самопроверка знаний

(5 минут)

Задаёт вопросы:

-Над какой темой мы с вами работали?

Что такое не?

- Как нужно писать частицу не с глаголом?

- Для чего служит частица не?






Отвечают на вопросы.


Регулятивные:

планирование, контроль 

саморегуляция.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками;

умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации;

владение монологической и диалогической формами речи.

Познавательные:

структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

анализ с целью выделения признаков;

доказательство;

Рефлексия

(2 минуты)

– Какие задания понравились больше всего?

– Кто легко справился со всеми заданиями?

– Какое задание показалось самым сложным? Почему?



Д/з: стр. 92 №159


Учащиеся оценивают свою работу на уроке.

Познавательные:

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные:

прогнозирование,

коррекция, саморегуляция.
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!