Предмет: Русский язык
Класс: 4 класс
Тип урока: ОНЗ
Подготовила: Кожина Елена Анатольевна, учитель начальных классов, МБОУ «Гимназия №17» г. о Королёв, Московская обл.
Тема урока: Правописание частицы НЕ с глаголами.
Цели: расширение знаний детей о служебных частях речи;
знакомство с отрицательной частицей НЕ, правописание этой частицы с глаголами;
воспитывать осознанное отношение к выполнению правил культурного поведения.
Основные понятия: служебные части речи, самостоятельные части речи, частица, глагол.
Ресурсы:
- основные
Полякова А.В. Русский язык, 4 класс, 1 часть, стр. 91
- дополнительные
- презентация «Правописание частицы НЕ с глаголами»
- тетрадь
- карточки с заданием для групп
- толковый словарь Ожегова С.И.
- карточки со словами
УУД:
Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи,
формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение)
Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; анализировать объект с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез; выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений; умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы; умение подводить под понятие, применять новые знания на практике.
Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей; владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка; объективно оценивать себя и других, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность.
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция продукта;
умение запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени, выбирать средства для организации своего поведения, умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), правилу, с использование норм, саморегуляция;
оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин)
Слайд №1
В наших силах сделать урок полезным и интересным. Будем работать вдумчиво и внимательно, порадуем друг друга успехами.
Откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату.
II. Актуализация знаний. (5 мин)
Работа с текстом. Слайд №2
- Прочитайте внимательно текст на доске.
Прих..ди (в) кла.. (до) зв..нка (на) урок. (Во) время урока веди себя тихо и спокойно; (не) разг..варивай (с) соседями и (не) отвл..кайся. Выполняй всё, что г..в..рит учитель. (Не) кр..чи с места, а подними руку. (Не) перебивай учителя и одноклассников. Отв..ч..й (у) д..ски громко, чётко, внятно.
- О чём этот текст? Какова его тема? (Правила поведения на уроке) Назовите основную мысль.(Хорошо вести себя на уроке)
III. Постановка учебной задачи и темы урока. (8 мин)
- Вставим пропущенные орфограммы и раскроем скобки. Почему НЕ напишем отдельно. Выясним, что такое НЕ.
Слайд№3
- Можем ли поставить вопрос к этому слову?
(Нельзя поставить вопрос)
- Можем ли отнести это слово к имени существительному, прилагательному, глаголу?
(Не обозначает предмет, действие, признак. Глагол, существительные, прилагательные- это самостоятельные части речи.)
- Можем ли определить, каким членом предложения является это слово? (Нет)
-Если к слову нельзя поставить вопрос, если это слово не обозначает предмет, признак, действие, не является членом предложения, значит. Это какая часть речи? (Служебная часть речи.)
- А какие в этом тексте есть ещё служебные части речи? (предлоги и союзы) Для чего они служат? (предлоги – для связи слов в предложении; союзы – для соединения однородных членов предложения и для связи простых предложений в составе сложного предложения.)
- Какова эмоциональная окраска глаголов с НЕ? (отрицательная) В русском языке НЕ называют отрицательной частицей. Запомните! Слайд №4
-Выпишите из текста все глаголы с отрицательной частицей НЕ в левый столбик. (Работа у доски с карточками)
-Какое правило вы учили в 3 классе о написании НЕ с глаголами.
-Какие вы молодцы. Как вы много знаете и умеете, и правила поведения на уроке я, думаю, вы то же все выполняете. Я, надеюсь, что мне сегодня не придётся на уроке НЕГОДОВАТЬ, НЕДОУМЕВАТЬ… И уж тем более кого-то НЕВЗЛЮБИТЬ или НЕНАВИДЕТЬ, а то мне будет очень НЕЗДОРОВИТЬСЯ.
- Скажите, какие глаголы вы услышали в моей речи? Запишите их в правый столбик.
(Карточки) Как же мы запишем частицу НЕ с этими глаголами? У нас возникла проблема. Одни написали частицу НЕ отдельно, а другие слитно.
- Кто может сформулировать тему урока? Слайд №5
-Какова цель будет нашего урока?
IV. «Открытие нового знания» Построение модели (5 мин)
- Как же нам написать наши глаголы в правом столбике?
Слайд №6
Глагол употребляется без «не»?
↓ ↓
Да Нет
↓ ↓
Пиши раздельно Пиши слитно
- Сделаем вывод о написании отрицательной частицы НЕ с глаголами.
-Прочитаем правила на с. 91 учебника. Правы мы были?
V. Физминутка. (3 мин) Слайд №7
VI. Первичное закрепление (10 мин)
- Какова тема нашего урока?
Выполним упр. 124 с.91в учебнике.
Работа в парах
-Выполнить упр. 337 с. 186 «Справочное пособие по русскому языку» О.В.Узорова.
-Проверим по эталону. Слайд №8
Проверь!
Двум смертям не бывать, а одной не миновать. Кто не работает, тот не ест. Правда в огне не горит и в воде не тонет. Потчевать велено, а неволить грех.
(Работа с пословицами)
-Что означает слова потчевать и неволить? Обратимся к словарю Ожегова
Слайд №9
Из словаря Ожегова
Потчевать- то же, что угощать.
Неволить- принуждать, заставлять делать что-нибудь.
-А что такое пословица? Это народная мудрость. Кто их создавал, придумывал?
VII. Творческая работа. (8мин.)
Работа в группах.
-Предлагаю вам выполнить творческое задание. Для этого распределимся на 6 групп.
Задание: составить небольшой текст-призыв, используя глаголы с отрицательной частицей НЕ.
(Каждая группа получает карточку с заданием)
Слайд №10
Творческая работа
Составить текст-призыв, используя глаголы с отрицательной частицей НЕ
1 группа – Правила поведения в лесу.
2 группа – Правила поведения в столовой.
3 группа - Правила поведения на перемене.
4 группа – Правила пользования книгой.
5 группа – Правила поведения в общественном транспорте.
6 группа – Правила поведения в театре.
Проверка. По завершению работы представитель группы (его выбирают дети) читает свой вариант. Обращать внимание на оформление текста, знаки препинания, написание отрицательной частицы НЕ с глаголами.
- Где используются эти призывы в жизни? (В инструкциях, плакатах)
VIII. Домашнее задание (1 мин) Слайд №11
С. 93, упр.126 Составьте дома 3-5 предложений, в которых глаголы стояли бы с отрицательной частицей НЕ.
Рефлексия деятельности (итог урока) (2 мин)
- Какова была тема урока?
- Какую цель мы перед собой ставили? Достигли мы её? Слайд №12
Сформулируйте свою мысль с помощью глаголов: ПОНЯЛ ЗНАЮ УМЕЮ
Но всё ли мы умеем? Всё ли знаем?
Что можно добавить к нашему глаголу? (частицу не)
Пока не всё умеем, не все знаем.
Как напишете отрицательную частицу НЕ с глаголом? (раздельно) Почему?
Я думаю, что вы будете стараться, проявлять усердие, и частица не как можно реже будет стоять с этими глаголами.
Слайд №12
СПАСИБО ЗА УРОК!
1 группа
Составить текст-призыв, используя глаголы с отрицательной частицей НЕ.
«Правила поведения в лесу»
2 группа
Составить текст-призыв, используя глаголы с отрицательной частицей НЕ.
«Правила поведения в столовой»
3 группа
Составить текст-призыв, используя глаголы с отрицательной частицей НЕ.
«Правила поведения на перемене»
4 группа
Составить текст-призыв, используя глаголы с отрицательной частицей НЕ.
«Правила пользования книгой»
5 группа
Составить текст-призыв, используя глаголы с отрицательной частицей НЕ.
«Правила поведения в общественном транспорте»
6 группа
Составить текст-призыв, используя глаголы с отрицательной частицей НЕ.
«Правила поведения в театре»
Упр. 337. Спишите.
Двум смертям (не)бывать, а одной (не)миновать. Кто (не)работает, тот (не)ест. Правда в огне (не)горит и в воде (не)тонет. Потчевать велено, а (не)волить грех.
Упр. 337. Спишите.
Двум смертям (не)бывать, а одной (не)миновать. Кто (не)работает, тот (не)ест. Правда в огне (не)горит и в воде (не)тонет. Потчевать велено, а (не)волить грех.
Упр. 337. Спишите.
Двум смертям (не)бывать, а одной (не)миновать. Кто (не)работает, тот (не)ест. Правда в огне (не)горит и в воде (не)тонет. Потчевать велено, а (не)волить грех.
Упр. 337. Спишите.
Двум смертям (не)бывать, а одной (не)миновать. Кто (не)работает, тот (не)ест. Правда в огне (не)горит и в воде (не)тонет. Потчевать велено, а (не)волить грех.
Упр. 337. Спишите.
Двум смертям (не)бывать, а одной (не)миновать. Кто (не)работает, тот (не)ест. Правда в огне (не)горит и в воде (не)тонет. Потчевать велено, а (не)волить грех.
Упр. 337. Спишите.
Двум смертям (не)бывать, а одной (не)миновать. Кто (не)работает, тот (не)ест. Правда в огне (не)горит и в воде (не)тонет. Потчевать велено, а (не)волить грех.
Упр. 337. Спишите.
Двум смертям (не)бывать, а одной (не)миновать. Кто (не)работает, тот (не)ест. Правда в огне (не)горит и в воде (не)тонет. Потчевать велено, а (не)волить грех.
Прих..ди в кла.. (до) звонка на урок.(Во) время урока веди себя тихо и спокойно; (не) разговаривай (с) соседями и (не) отвлекайся. Выполняй всё, что г..в..рит учитель. (Не) кричи с места, а подними руку. (Не) перебивай учителя и одноклассников. Отвечай (у) доски громко, чётко, внятно.
Прих..ди в кла.. (до) звонка на урок.(Во) время урока веди себя тихо и спокойно; (не) разговаривай (с) соседями и (не) отвлекайся. Выполняй всё, что г..в..рит учитель. (Не) кричи с места, а подними руку. (Не) перебивай учителя и одноклассников. Отвечай (у) доски громко, чётко, внятно.
Прих..ди в кла.. (до) звонка на урок.(Во) время урока веди себя тихо и спокойно; (не) разговаривай (с) соседями и (не) отвлекайся. Выполняй всё, что г..в..рит учитель. (Не) кричи с места, а подними руку. (Не) перебивай учителя и одноклассников. Отвечай (у) доски громко, чётко, внятно.
Прих..ди в кла.. (до) звонка на урок.(Во) время урока веди себя тихо и спокойно; (не) разговаривай (с) соседями и (не) отвлекайся. Выполняй всё, что г..в..рит учитель. (Не) кричи с места, а подними руку. (Не) перебивай учителя и одноклассников. Отвечай (у) доски громко, чётко, внятно.
Прих..ди в кла.. (до) звонка на урок.(Во) время урока веди себя тихо и спокойно; (не) разговаривай (с) соседями и (не) отвлекайся. Выполняй всё, что г..в..рит учитель. (Не) кричи с места, а подними руку. (Не) перебивай учителя и одноклассников. Отвечай (у) доски громко, чётко, внятно.
Прих..ди в кла.. (до) звонка на урок.(Во) время урока веди себя тихо и спокойно; (не) разговаривай (с) соседями и (не) отвлекайся. Выполняй всё, что г..в..рит учитель. (Не) кричи с места, а подними руку. (Не) перебивай учителя и одноклассников. Отвечай (у) доски громко, чётко, внятно.