СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка "Правописание частицы НЕ с глаголами" 4 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка  «Правописание частицы НЕ с глаголами» 4 класс по учебнику А.В. Поляковой разработан в соответствии с ФГОС. Этот урок подойдёт и для работы с другими учебниками. На уроке  используется  презентация.

    В 3 классе дети уже знакомились с правописанием частицы не с глаголами. В 4 классе учитель ставит цель: расширить знания детей о служебных частях речи;

правописание частицы не с глаголами-исключениями.

    На уроке использовались современные  технологии, методы  и  приёмы обучения :

 проблемное обучение (постановка темы и целей урока самими учениками); использование ИКТ;

    организация учебного сотрудничества на уроках ( технология КСО);

приём ученики в роли учителя, метод организации фронтальной деятельности обучающихся: словесный ( эвристическая беседа, вопросы педагога и ответы детей);

     наглядный метод (презентация «Правописание частицы НЕ с глаголами»); методы мотивирования (стимулирования) обучающихся в ходе занятия: одобрение, похвала, создание ситуации успеха (задания подобраны с учетом возраста и уровня подготовки обучающихся);

 

практический метод и частично-поисковый (работа с текстом, составление правила правописание не с глаголами- исключениями, работа  со словарём Ожигова);

     здоровьесберегающая технология (физ. минутка, напоминание о правильной посадке на письме, проветривание кабинета перед уроком);

     групповая технология (творческая работа);

     работа в парах (первичное закрепление);

     гуманно-личностная технология (воспитывающий аспект связан с формированием уважительного отношения друг к другу. Он представлен в умении слышать одноклассников, воспринимать чужую точку зрения);

     педагогика сотрудничества (изучение нового материала)

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Правописание частицы НЕ с глаголами" 4 класс»

Предмет: Русский язык

Класс: 4 класс

Тип урока: ОНЗ

Подготовила: Кожина Елена Анатольевна, учитель начальных классов, МБОУ «Гимназия №17» г. о Королёв, Московская обл.

Тема урока: Правописание частицы НЕ с глаголами.

Цели: расширение знаний детей о служебных частях речи;

знакомство с отрицательной частицей НЕ, правописание этой частицы с глаголами;

воспитывать осознанное отношение к выполнению правил культурного поведения.

Основные понятия: служебные части речи, самостоятельные части речи, частица, глагол.

Ресурсы:

- основные

Полякова А.В. Русский язык, 4 класс, 1 часть, стр. 91

- дополнительные

- презентация «Правописание частицы НЕ с глаголами»

- тетрадь

- карточки с заданием для групп

- толковый словарь Ожегова С.И.

- карточки со словами

УУД:


Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи,

формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение)

Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; анализировать объект с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез; выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений; умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы; умение подводить под понятие, применять новые знания на практике.

Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей; владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка; объективно оценивать себя и других, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция продукта;

умение запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени, выбирать средства для организации своего поведения, умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), правилу, с использование норм, саморегуляция;

оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения.


Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин)

Слайд №1

  • В наших силах сделать урок полезным и интересным. Будем работать вдумчиво и внимательно, порадуем друг друга успехами.

  • Откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату.




II. Актуализация знаний. (5 мин)

Работа с текстом. Слайд №2

- Прочитайте внимательно текст на доске.

Прих..ди (в) кла.. (до) зв..нка (на) урок. (Во) время урока веди себя тихо и спокойно; (не) разг..варивай (с) соседями и (не) отвл..кайся. Выполняй всё, что г..в..рит учитель. (Не) кр..чи с места, а подними руку. (Не) перебивай учителя и одноклассников. Отв..ч..й (у) д..ски громко, чётко, внятно.

- О чём этот текст? Какова его тема? (Правила поведения на уроке) Назовите основную мысль.(Хорошо вести себя на уроке)


III. Постановка учебной задачи и темы урока. (8 мин)

- Вставим пропущенные орфограммы и раскроем скобки. Почему НЕ напишем отдельно. Выясним, что такое НЕ.

Слайд№3

- Можем ли поставить вопрос к этому слову?

(Нельзя поставить вопрос)


- Можем ли отнести это слово к имени существительному, прилагательному, глаголу?

(Не обозначает предмет, действие, признак. Глагол, существительные, прилагательные- это самостоятельные части речи.)

- Можем ли определить, каким членом предложения является это слово? (Нет)

-Если к слову нельзя поставить вопрос, если это слово не обозначает предмет, признак, действие, не является членом предложения, значит. Это какая часть речи? (Служебная часть речи.)


- А какие в этом тексте есть ещё служебные части речи? (предлоги и союзы) Для чего они служат? (предлоги – для связи слов в предложении; союзы – для соединения однородных членов предложения и для связи простых предложений в составе сложного предложения.)


- Какова эмоциональная окраска глаголов с НЕ? (отрицательная) В русском языке НЕ называют отрицательной частицей. Запомните! Слайд №4



-Выпишите из текста все глаголы с отрицательной частицей НЕ в левый столбик. (Работа у доски с карточками)

-Какое правило вы учили в 3 классе о написании НЕ с глаголами.


-Какие вы молодцы. Как вы много знаете и умеете, и правила поведения на уроке я, думаю, вы то же все выполняете. Я, надеюсь, что мне сегодня не придётся на уроке НЕГОДОВАТЬ, НЕДОУМЕВАТЬ… И уж тем более кого-то НЕВЗЛЮБИТЬ или НЕНАВИДЕТЬ, а то мне будет очень НЕЗДОРОВИТЬСЯ.

- Скажите, какие глаголы вы услышали в моей речи? Запишите их в правый столбик.

(Карточки) Как же мы запишем частицу НЕ с этими глаголами? У нас возникла проблема. Одни написали частицу НЕ отдельно, а другие слитно.

- Кто может сформулировать тему урока? Слайд №5

-Какова цель будет нашего урока?


IV. «Открытие нового знания» Построение модели (5 мин)

- Как же нам написать наши глаголы в правом столбике?

  • Как же действовать, чтобы не ошибиться в написании глаголов с частицей НЕ?




Слайд №6

Глагол употребляется без «не»?

↓ ↓

Да Нет

↓ ↓

Пиши раздельно Пиши слитно


- Сделаем вывод о написании отрицательной частицы НЕ с глаголами.

-Прочитаем правила на с. 91 учебника. Правы мы были?


V. Физминутка. (3 мин) Слайд №7



VI. Первичное закрепление (10 мин)

- Какова тема нашего урока?

  1. Выполним упр. 124 с.91в учебнике.


  1. Работа в парах

-Выполнить упр. 337 с. 186 «Справочное пособие по русскому языку» О.В.Узорова.

-Проверим по эталону. Слайд №8

Проверь!

Двум смертям не бывать, а одной не миновать. Кто не работает, тот не ест. Правда в огне не горит и в воде не тонет. Потчевать велено, а неволить грех.

(Работа с пословицами)

-Что означает слова потчевать и неволить? Обратимся к словарю Ожегова

Слайд №9

Из словаря Ожегова

Потчевать- то же, что угощать.

Неволить- принуждать, заставлять делать что-нибудь.


-А что такое пословица? Это народная мудрость. Кто их создавал, придумывал?


VII. Творческая работа. (8мин.)

Работа в группах.

-Предлагаю вам выполнить творческое задание. Для этого распределимся на 6 групп.

Задание: составить небольшой текст-призыв, используя глаголы с отрицательной частицей НЕ.

(Каждая группа получает карточку с заданием)

Слайд №10

Творческая работа

Составить текст-призыв, используя глаголы с отрицательной частицей НЕ

1 группа – Правила поведения в лесу.

2 группа – Правила поведения в столовой.

3 группа - Правила поведения на перемене.

4 группа – Правила пользования книгой.

5 группа – Правила поведения в общественном транспорте.

6 группа – Правила поведения в театре.

Проверка. По завершению работы представитель группы (его выбирают дети) читает свой вариант. Обращать внимание на оформление текста, знаки препинания, написание отрицательной частицы НЕ с глаголами.

- Где используются эти призывы в жизни? (В инструкциях, плакатах)


VIII. Домашнее задание (1 мин) Слайд №11

С. 93, упр.126 Составьте дома 3-5 предложений, в которых глаголы стояли бы с отрицательной частицей НЕ.


Рефлексия деятельности (итог урока) (2 мин)

- Какова была тема урока?

- Какую цель мы перед собой ставили? Достигли мы её? Слайд №12

  • Сформулируйте свою мысль с помощью глаголов: ПОНЯЛ ЗНАЮ УМЕЮ

  • Но всё ли мы умеем? Всё ли знаем?

  • Что можно добавить к нашему глаголу? (частицу не)

  • Пока не всё умеем, не все знаем.

  • Как напишете отрицательную частицу НЕ с глаголом? (раздельно) Почему?

Я думаю, что вы будете стараться, проявлять усердие, и частица не как можно реже будет стоять с этими глаголами.

Слайд №12

СПАСИБО ЗА УРОК!











1 группа

Составить текст-призыв, используя глаголы с отрицательной частицей НЕ.

«Правила поведения в лесу»




2 группа

Составить текст-призыв, используя глаголы с отрицательной частицей НЕ.

«Правила поведения в столовой»




3 группа

Составить текст-призыв, используя глаголы с отрицательной частицей НЕ.

«Правила поведения на перемене»




4 группа

Составить текст-призыв, используя глаголы с отрицательной частицей НЕ.

«Правила пользования книгой»




5 группа

Составить текст-призыв, используя глаголы с отрицательной частицей НЕ.

«Правила поведения в общественном транспорте»





6 группа

Составить текст-призыв, используя глаголы с отрицательной частицей НЕ.

«Правила поведения в театре»







Упр. 337. Спишите.

Двум смертям (не)бывать, а одной (не)миновать. Кто (не)работает, тот (не)ест. Правда в огне (не)горит и в воде (не)тонет. Потчевать велено, а (не)волить грех.



Упр. 337. Спишите.

Двум смертям (не)бывать, а одной (не)миновать. Кто (не)работает, тот (не)ест. Правда в огне (не)горит и в воде (не)тонет. Потчевать велено, а (не)волить грех.



Упр. 337. Спишите.

Двум смертям (не)бывать, а одной (не)миновать. Кто (не)работает, тот (не)ест. Правда в огне (не)горит и в воде (не)тонет. Потчевать велено, а (не)волить грех.



Упр. 337. Спишите.

Двум смертям (не)бывать, а одной (не)миновать. Кто (не)работает, тот (не)ест. Правда в огне (не)горит и в воде (не)тонет. Потчевать велено, а (не)волить грех.



Упр. 337. Спишите.

Двум смертям (не)бывать, а одной (не)миновать. Кто (не)работает, тот (не)ест. Правда в огне (не)горит и в воде (не)тонет. Потчевать велено, а (не)волить грех.



Упр. 337. Спишите.

Двум смертям (не)бывать, а одной (не)миновать. Кто (не)работает, тот (не)ест. Правда в огне (не)горит и в воде (не)тонет. Потчевать велено, а (не)волить грех.



Упр. 337. Спишите.

Двум смертям (не)бывать, а одной (не)миновать. Кто (не)работает, тот (не)ест. Правда в огне (не)горит и в воде (не)тонет. Потчевать велено, а (не)волить грех.









Прих..ди в кла.. (до) звонка на урок.(Во) время урока веди себя тихо и спокойно; (не) разговаривай (с) соседями и (не) отвлекайся. Выполняй всё, что г..в..рит учитель. (Не) кричи с места, а подними руку. (Не) перебивай учителя и одноклассников. Отвечай (у) доски громко, чётко, внятно.



Прих..ди в кла.. (до) звонка на урок.(Во) время урока веди себя тихо и спокойно; (не) разговаривай (с) соседями и (не) отвлекайся. Выполняй всё, что г..в..рит учитель. (Не) кричи с места, а подними руку. (Не) перебивай учителя и одноклассников. Отвечай (у) доски громко, чётко, внятно.



Прих..ди в кла.. (до) звонка на урок.(Во) время урока веди себя тихо и спокойно; (не) разговаривай (с) соседями и (не) отвлекайся. Выполняй всё, что г..в..рит учитель. (Не) кричи с места, а подними руку. (Не) перебивай учителя и одноклассников. Отвечай (у) доски громко, чётко, внятно.



Прих..ди в кла.. (до) звонка на урок.(Во) время урока веди себя тихо и спокойно; (не) разговаривай (с) соседями и (не) отвлекайся. Выполняй всё, что г..в..рит учитель. (Не) кричи с места, а подними руку. (Не) перебивай учителя и одноклассников. Отвечай (у) доски громко, чётко, внятно.



Прих..ди в кла.. (до) звонка на урок.(Во) время урока веди себя тихо и спокойно; (не) разговаривай (с) соседями и (не) отвлекайся. Выполняй всё, что г..в..рит учитель. (Не) кричи с места, а подними руку. (Не) перебивай учителя и одноклассников. Отвечай (у) доски громко, чётко, внятно.



Прих..ди в кла.. (до) звонка на урок.(Во) время урока веди себя тихо и спокойно; (не) разговаривай (с) соседями и (не) отвлекайся. Выполняй всё, что г..в..рит учитель. (Не) кричи с места, а подними руку. (Не) перебивай учителя и одноклассников. Отвечай (у) доски громко, чётко, внятно.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!