Конспект урока русского языка
Организационная информация |
Тема урока/занятия | Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова. |
Предмет | Русский язык |
Класс/группа | 4 |
Психолого-педагогическая характеристика класса/группы | В классе обучается 12 человек (диагноз: умственная отсталость (интеллектуальные нарушения), обучаются по АООП (вариант1), |
Автор/ы урока/занятия (ФИО, должность) | Попикова Наталья Александровна, учитель |
Образовательное учреждение | КГКОУ ШИ14 |
Населённый пункт | г. Амурск |
Методическая информация |
Тип урока (мероприятия, занятия) | урок открытия нового знания, обретения новых умений и навыков |
Цель урока (мероприятия, занятия) | Формирование умений подбирать проверочные слова к словам с парными согласными на конце слова |
Задачи урока (мероприятия, занятия) (образовательные, развивающие, воспитательные) | Образовательные: сформировать умение подбирать проверочные слова к словам с парным согласным на конце. Коррекционно- развивающие: -способствовать развитию связной устной речи, зрительного и слухового внимания; -обеспечивать необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности; -корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук; коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки). Воспитательные: воспитывать самостоятельность, воспитывать интерес к учебе, родному языку. |
Используемые педагогические технологии, методы и приемы | |
Время реализации урока (мероприятия, занятия) | 40 минут |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия) | обучающиеся научатся подбирать проверочные слова к словам с парным согласным на конце слова, формулировать правило. Познавательные БУД: формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; использовать знаково-символические средства; создавать и преобразовывать модели. Коммуникативные БУД: формировать умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Регулятивные БУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; Личностные БУД: установка на здоровый образ жизни; развивать эмпатию и сопереживания, эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций. Межпредметные связи: чтение, мир природы и человека, речевая практика |
Необходимое оборудование и материалы | Доска, презентация |
Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия) | Карточки для индивидуальной работы и для составления кластера, загадки |
Список учебной и дополнительной литературы | Якубовская Э.В., Коршунова Я.В. Русский язык, 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы в двух частях, часть 2-М.: Просвещение,2018. |
Ход урока
Этап урока | Виды работы, формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Мотивация к учебной деятельности | Словесное приветствие | Прозвенел для нас звонок -Начинается урок. -Проверьте, всё ли готово у вас к уроку. -Тогда мы начинаем. -Начать наш урок я хотела бы с фразы К. Паустовского «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». – Как вы понимаете это высказывание? – В русском языке всему можно найти объяснение подобрав точное объяснение тому или иному предмету, явлению, действию. | Организовывают рабочее место. Объясняют смысл фразы |
Актуализация знаний | Пальчиковая гимнастика Работа в тетради Минутка чистописания (фронтально) | Упражнение №1 Сжимаем пальцы рук в кулак, оставляя на левой руке вытянутым указательный палец, а на правой мизинец. Далее выполняем один хлопок в ладони, а затем меняем положение пальцев. После чего, снова выполняем хлопок и так далее. Упражнение №2 На одной руке делаем, знакомый с детства жест зайчика, а на другой кольцо. После чего, так же, как и прошлые упражнения начинаем одновременно чередовать движение пальцев рук. На выполнение каждого представленного упражнения, необходимо выделять ровно по одной минуте времени. Между упражнениями делаем отдых около 30 секунд. Стараемся делать упражнения в темпе. -Открываем тетради, записываем число, классная работа Демонстрация образца написания, комментирование правила каллиграфического письма букв и их соединений. Какие буквы записаны? Какие это согласные? Почему? | Обучающиеся повторяют упражнения за учителем Записывают число. Самостоятельно выполняют письмо по образцу Отвечают на вопросы учителя |
Словарная работа | Загадки, отгадки записываются на доске, с объяснением орфограмм Все его зимой боятся - Больно может он кусаться. Прячьте уши, щёки, нос, Ведь на улице ... (Мороз) Заводы, фабрики стоят, И магазинов много, И люди разные живут, Так это же ведь … (Город) Я прочитаю в этот раз Свой удивительный…. (Рассказ) Я на тёплый свой носок Обуваю зимний кожаный… (Сапог) 5. Летом ходит без дороги Возле сосен и берез, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос. (Медведь) – Обратите внимание на словарные слова, какая проблема ещё возникает при их написании? Где можно допустить ошибку? Работа в парах У вас на парте лежат конверты, в них записаны буквы, сейчас вы должны распределить их по парам, какие пары у вас получились. Какие буквы лишние? Почему? | Обучающиеся отгадывают загадки, записывают слова-отгадки, с объяснением орфограмм Обучающиеся составляю пары согласных, находят лишнюю букву, объясняют почему они лишние |
Постановка учебной задачи | Формулирование темы и целей урока | - Ребята, а сколько пар в русском языке? - Как сформированы пары? – Прослушав стихотворение, вы определите тему урока В нашем русском языке Ходят пары «налегке». Часто «хитрые подружки» Подменить хотят друг дружку. Как узнать писать какую - Эту букву иль другую. Предстоит сегодня вам Всё расставить по местам. - О каких хитрых подружках идет речь? - Какая тема нашего урока? (Правописание парных согласных на конце слова) Цель нашего урока – Учиться подбирать проверочные слова, к словам с парной согласной на конце - А какие задачи нашего урока мы сформулируем вместе, отвечая на вопросы после согласного ставим гласный | - Как проверить правописание парной согласной на конце слова? -Вспомните стихотворение: Парные согласные – самые опасные. Парный в слове проверяй, Рядом гласный иль согласный подставляй! - Подчеркните парные согласные в словарных словах, которые требуют проверки и подберите проверочное слово. (Проверочные слова подбираем устно) Молодцы! | Обучающиеся формулируют тему урока, цель, и задачи, с использованием вопросов подсказок |
Открытие новых знаний | Составление кластера по проверке парного согласного на конце слова Работа с учебником. Стр. 78 упр.1 Работа c карточками | - Что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с парными согласными на конце слова? (Надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный) - Какими способами можно это сделать? Составим кластер (Прочитать правило объяснение) – Какое слово подбирают для проверки? (проверочное) – А после парного согласного, какой окажется звук? (Гласный) – Сформулируйте правило проверки. (кластер в помощь) Выполняют упражнение устно -Перед вами текст. Прочитать. Сейчас вы, должны исправить ошибки в этом тексте, для этого взяли красную ручку и исправляем. Задание. Списать текст исправить ошибки Жил-был крот. Он прорыл хот в огорот. Крот нашел клат. Это были моркофь и лук. | Проверь себя Жил-был крот. Он прорыл ход в огород. Крот нашел клад. Это были морковь и лук. | Вывод: Как проверить парный согласный на конце слова. | Обучающиеся вместе с учителем составляю кластер Объясняют правописание парной согласной на конце слова Обучающиеся самостоятельно исправляют ошибки в тексте, при фронтальной проверке объясняют правописание слов с парной согласной на конце |
| Физминутка |
Игра «Верно-неверно» | Учитель показывает слова с парным согласным на конце слова, если слово написано верно, то обучающиеся хлопают в ладоши, если неверно, то топают ногами. (сугроп, ёж, нош, конверд, лёт, портрет) | Обучающиеся выполняют задание |
Применение новых знаний. Закрепление изученного | Работа с доской | Закончить предложения, картинки заменить словами Составить предложения и их записать. Храбрый как . Голодный как . Вывод: Как проверить парный согласный на конце слова. Что мы для этого делали? (для объяснения используем кластер) Проверка выполнения, самооценка. | Обучающиеся выполняют задание |
Рефлексия учебной деятельности. Итог урока. | Индивидуальная работа по карточкам | На карточках в каждой строке обведите в круг буквы парных звонких и глухих согласных. б л о ч п ц у ч в ф щ м е з л н щ с э я в д т о ы а г ю к ь ь ю ж ш ъ и -Проверим пары согласных, которые у вас получились. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. Какую учебную задачу мы ставили в начале урока? Справились ли мы с ней? Ответили ли на основной вопрос урока? | Работают по карточкам Беседа с обучающимися |
Выставление отметок | | Выставляет отметку, комментирует в связи с чем, и за что выставляется данная отметка. | |
Список источников
Якубовская Э.В., Коршунова Я.В. Русский язык, 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы в двух частях, часть 2-М.: Просвещение,2018.
Цитата К.Г. Паустовский- https://multiurok.ru/blog/vyskazyvaniia-o-russkom-iazykie-vielikikh-liudiei-1.html (24.11.21022)
Загадки - https://deti-online.com/zagadki/(24.11.2022)
Картинка лев- https://www.inspiremurals.com/wp-content/uploads/2017/01/lion-wall-sticker.jpg (11.12.2022)
Картинка волк - https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-02/1614530313_1-p-volk-na-belom-fone-1.jpg (11.12.2022)
Самоанализ урока русского языка во 4 классе
учителя начальных классов Попиковой Натальи Александровны
Тема моего урока: Проверка написания парных звонких и глухих согласных на конце слова.
Цель урока: Формирование умений подбирать проверочные слова к словам с парными согласными на конце слова
Задачи урока:
Образовательные: сформировать умение подбирать проверочные слова к словам с парным согласным на конце.
Коррекционно- развивающие:
-способствовать развитию связной устной речи, зрительного и слухового внимания;
-обеспечивать необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности;
-корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук;
коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки).
Воспитательные: воспитывать самостоятельность, воспитывать интерес к учебе, родному языку.
Данный тип урока – урок открытия нового знания, обретения новых умений и навыков, включает в себя следующие этапы:
1этап – этап мотивации учебной деятельности. Организационный момент.
Цель: настроить на положительные эмоции, способствовать созданию внутреннего комфорта; организационная часть этапа подготавливает учащихся к включению в деловой ритм.
2 этап – актуализации и пробного учебного действия.
Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового знания. Моя задача состояла в том, чтобы помочь детям определить, какие понятия русского языка нам понадобятся на уроке.
3 этап - этап выявления места и причины затруднения
Цель: осознание учащимися того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений. А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я ставила перед учениками посильные познавательные проблемы, для решения которых необходимо выполнять определенные действия, провести анализ, сравнение, обобщение.
4 этап - построение проекта выхода из затруднения.
Цель: постановка целей учебной деятельности, выбор способа и средств их реализации.
5 этап - этап реализации построенного проекта и решения исходной задачи.
Цель: построение учащимися нового знания и формирование умений его применять
6 этап - первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Цель: усвоение учащимися нового способа действия.
7 этап - самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Цель: применение нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения цели учебного действия.
8 этап - включение в систему знаний и повторения.
Цель: включение нового способа действий в систему знаний, при этом повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса
9 этап - рефлексия учебной деятельности.
Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода
построения и границ применения нового способа действия
Для достижения поставленных целей я использовала следующие приёмы и методы:
словесные (рассказ учителя, учеников, работа с текстом упражнений);
наглядные (презентация на ИД некоторых этапов урока, кластер);
самостоятельная работа;
методы устного и письменного контроля и самоконтроля.
В ходе урока были использованы различные формы работы учащихся:
- коллективная;
- индивидуальная;
- в парах.
На уроке, с целью активизации работы, были использованы различные виды проверок: взаимопроверка в парах, проверка выполненной работы на слайдах презентации.
На всех этапах урока использовала компьютерную презентацию, что позволило не только эффективно и полезно использовать время на уроке, но и прививать интерес к предмету. Каждый слайд презентации служил для достижения определенных целей.
Каждому ребенку на уроке было комфортно, каждый ребенок был успешен в своем мнении. Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Применение компьютерных технологий, создание проблемных ситуаций мотивирует учащихся к настрою в работе. Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий и самооценку. Я думаю, что уроки такой формы удачны, так как учащиеся с интересом применяют и используют свои знания.
Я считаю, что данный урок цели достиг. Так как дети поняли, что парные звонкие и глухие согласные в конце слова произносятся одинаково глухо, и что в конце слов произношение и обозначение на письме парных согласных различно, при правильном написании необходимо подбирать проверочные слова.