СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме "Союз как часть речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок «открытия» нового знания. Цель урока: формирование представления о союзе как служебной части речи,  умения определять  роль в предложении.  

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Союз как часть речи"»


Открытый урок по русскому языку в 7 классе

по теме «Союз как часть речи»

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: формирование представления о союзе как служебной части речи, умения определять роль в предложении.



Задачи:

Обучающая:

  • дать общее понятие о союзе как служебной части речи, показать его роль в предложении.

Развивающая:

  • развивать память, логическое мышление, речь.

Воспитательная:

  • способствовать формированию уважительного отношения друг к другу;

  • воспитывать интерес к предмету.



Оборудование урока:

  1. презентация к уроку

  2. раздаточный материал

  3. учебник «Русский язык».



































План урока

  1. «Организация».

  2. «Вызов».

  1. Актуализация знаний.

  1. Теория.

  2. Работа с таблицей.

  3. Лингвистическая разминка.

  1. Формулирование темы урока.

  2. Мотивирование к учебной деятельности

  1. «Осмысление».

  1. Постановка учебной задачи.

  1. «Открытие».

  1. История слова «союз».

  2. Чтение §32 и заполнение опорной таблицы.

  3. Открытие.

  1. «Размышление».

  1. Применение усвоенных знаний на практике.

1.1. Работа с текстом.

1.2. Определение роли союзов в предложении.

1.3. Игра «Собери пословицу»

  1. «Рефлексия».

  1. Обобщение результатов урока, подведение итогов.

  1. Домашнее задание.















Ход урока.



Этапы урока



ИКТ


Содержание этапа



Деятельность учителя



Деятельность учащихся


Планируемые результаты (УУД)


I.

«Организация».





Приветствует учащихся, создаёт комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку:

- Друзья, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Улыбки ваших милых глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда – талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений –
Мы вместе сотворим урок.





Сегодня у нас открытый урок, на котором присутствуют учителя нашей школы. Желаю вам, ребята, удачи на уроке, хороших оценок!


Приветствуют учителя, настраиваются на работу

Личностные:

положительное отношение к учебной деятельности


II.

«Вызов».






Организует работу в тетрадях:

- Откройте тетради. Запишите число.

Выясняет настроение учащихся в начале урока:

- Ребята, перед вами лежат три кружочка: оранжевый, зелёный и розовый.

Оранжевый означает, что ваше настроение радостное, тёплое; зелёный – спокойное; розовый – тревожное. Предлагаю вам поднять тот кружок, который соответствует вашему настроению в данный момент.

Открывают тетради, записывают число.




Поднимают кружок, который соответствует настроению в данный момент.


Личностные: самооценка

Актуализация знаний.

1)Теория












2)Работа с таблицей














3)Лингвистическая разминка



Задаёт вопросы по теории:



1.Найдите четвёртое лишнее:

1) существительное, прилагательное, частица, глагол;

2) причастие, предлог, наречие, местоимение;

3) деепричастие, числительное, категория состояния, союз.

2. Что объединяет эти понятия?

3. С какой из этих частей речи вы знакомы?


Заполним второй столбец таблицы о предлоге, отвечая на вопросы первого столбца.


Предлог


Часть речи



Что связывают?



По составу



По значению



По употреблению в речи



Член предложения







Выполнять (в) течени.. года, благодаря поддержк.. мамы, (в)следстви.. небольшой ссоры, достать из(под) ёлки, (не)смотря на разные взгляды, поговорить (на)счёт подарка, двигаться (на)встречу отряду, иметь (в) виду, не видеть (в)продолжени.. года.


Отвечают на вопросы.




Частица


Предлог


Союз


Частица, предлог, союз – служебные части речи.

Предлогом.



Заполняют таблицу:




Предлог


Часть речи

Служебная


Что связывают?

Слова в словосочетании


По составу

Простые и составные


По значению

Производные и непроизводные


По употреблению в речи



Член предложения

Не является (входит в состав)



Выполняют с комментированием.

Познавательные: структурирование знаний

Коммуникативные:

умение давать полный ответ

Формулирование темы урока



Чтобы определить тему сегодняшнего урока, прослушайте загадку:

- Объединять и связывать стараюсь

Я равных и неравных в нужный час,

Порою я совсем не повторяюсь,

Порою повторяюсь много раз.


- Какова тема сегодняшнего урока?


- Запишите тему урока в тетрадь.




Союз





Союз как часть речи

Регулятивные: формулирование темы

Мотивирование к учебной деятельности



- Надо ли вам знать материал о союзе? Для чего?






Для сдачи ГИА, для употребления в речи союзов.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

III.

«Осмысление».












Постановка учебной задачи.



- Какую учебную задачу мы можем поставить на урок?

- познакомиться с союзом как служебной частью речи; узнать, какую роль выполняет союз в предложении.


Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: формулирование гипотез

IV.Открытие.

1.История слова «союз».


























2.Чтение параграфа и заполнение таблицы



Начнём с этимологии слова «союз». Слово «союз» по происхождению очень древнее, оно было заимствовано из старославянского языка. Когда-то в нём выделялась приставка СЪ- (со-), имевшая значение «вместе» и корень –ЮЗЪ-, значение которого было близко к значению в словах УЗЫ, УЗЕЛ. Название «союз» появилось в 17 веке. В русском языке около 250 союзов.

Сравним два определения:


















- Откройте §32 и прочитайте теоретический материал на стр. 163, 164 учебника. По ходу чтения вам необходимо заполнить третий столбец таблицы:


Предлог


Часть речи

Служебная


Что связывают?

Слова в словосочетании


По составу

Простые и составные


По значению

Производные и непроизводные


По употреблению в речи



Член предложения

Не является (входит в состав)





- Проверим таблицу.















  1. В 19 веке в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль так определил значение слова «союз»: «Взаимные узы, связь, скрепа, соединение, смык, сцепление; часть речи, частичка, связующая слова».

  2. В 20 веке «Толковый словарь русского языка» Ожегова и Шведовой. Слово «союз» было определено так: «В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения».

Чем отличаются эти определения?

(Словарь Ожегова по сравнению со словарём Даля указывает на большое количество признаков: служебное слово, связывает не только слова, но и предложения)


Читают §32 и заполняют таблицу.






Предлог

Союз

Часть речи

Служебная

Служебная

Что связывают?

Слова в словосочетании

Однородные члены предложения или части сложного предложения

По составу

Простые и составные


По значению

Производные и непроизводные

Сочинительные, подчинительные

По употреблению в речи



Член предложения

Не является (входит в состав)

Не является


- Проверяют таблицу.



Регулятивные: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция.

Физкультминутка





V. «Размышление»


1.Применение усвоенных знаний на практике.

1.1. Работа с текстом.























1.2. Определение роли союзов в предложении.














1.3.Игра «Собери пословицу»













Организует работу с текстом.

- Прочитайте задание к тексту.


Прочитайте текст. Найдите и выделите союзы. Что связывают союзы?

С севера подул студёный ветер, и с неба посыпались снежки. Снег одел и деревья, и крыши домов. Сугробы покрыли не только пригорок, но и дорогу. Каждый слой снега рыхлый, потому что снежинки ложатся не плотно друг к другу. Сугробы постепенно растут, поэтому снежный покров становится плотным. Зима торжествует и властвует.


- Какие союзы вы выделили? Назовите их.

- Что они связывают?




- Чем отличаются эти союзы друг от друга?




- Определите роль союзов в предложениях.


Прочитайте предложение, найдите союз и определите его роль в предложении, покажите это при помощи схемы.

  1. Отзвенели капели, и подсохла земля, и грачи полетели на родные поля.

  2. Солнце взошло и осветило всё вокруг.

  3. Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.

  4. Сказки Пушкина читают не только дети, но и взрослые.


Организует работу в парах.


Что

Рассеянный ничего не знает

Напишешь пером

Чтобы

Того не вырубишь топором

Надо сильным, смелым быть

Потому что

Труд

Ворон считает

Где

Родине служить

Там и счастье


- Какую роль выполняют союзы в предложениях?








С севера подул студёный ветер, и с неба посыпались снежки. Снег одел и деревья, и крыши домов. Сугробы покрыли не только пригорок, но и дорогу. Каждый слой снега рыхлый, потому что снежинки ложатся не плотно друг к другу. Сугробы постепенно растут, поэтому снежный покров становится плотным. Зима торжествует и властвует.




И, и-и, не только…но и, потому что, поэтому.


Однородные члены предложения, части сложносочинённого предложения, части сложноподчинённого предложения.


Союзы бывают подчинительные и сочинительные, одиночные, повторяющиеся, двойные.



















Работают в парах, собирая пословицы.


Что напишешь пером, того не вырубишь топором. Надо сильным смелым быть, чтобы Родине служить. Рассеянный ничего не знает, потому что ворон считает. Где труд, там и счастье.





- Соединяют слова или части сложного предложения.





Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: саморегуляция.


































Регулятивные: контроль, самоконтроль.

VI. «Рефлексия»

1. Обобщение результатов урока, подведение итогов


- Подводя итог нашего урока, расскажите, что вы узнали о союзе.


- Предлагаю вам поднять тот кружок, который соответствует вашему настроению в данный момент.


-Так как мы люди современные, мобильные, прошу вас написать SMS-сообщение другу, маме, подруге, папе о том, как прошёл урок, оценить свою работу, поделиться своими впечатлениями.




Отвечают на вопросы.



Поднимают кружок, который соответствует настроению в данный момент.

Личностные: самоопределение,

самооценка














VII. «Домашнее задание»




§32

  1. Упр. 393

  2. По карточке

Прочитайте и озаглавьте текст. Запишите его. Выделите союз И в кружок и определите его роль.

Самое прекрасное слово на земле – мама, и оно звучит на всех языках мира одинаково нежно.

У мамы самые добрые и ласковые руки, они всё умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце. В нём никогда не гаснет любовь, и оно ни к чему не остаётся равнодушным.

Тебе всегда нужна мать, её ласка, её взгляд, и твоя любовь к матери делает радостной и светлой твою жизнь.

(По З. Воскресенской)













Регулятивные: планирование.

Личностные: самоопределение







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!