1.1. Работа с текстом.
1.2. Определение роли союзов в предложении.
1.3. Игра «Собери пословицу»
Этапы урока | ИКТ | Содержание этапа |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты (УУД) |
I. «Организация». | | Приветствует учащихся, создаёт комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку: - Друзья, я очень рада Войти в приветливый ваш класс. И для меня уже награда Улыбки ваших милых глаз. Я знаю: каждый в классе гений, Но без труда – талант не впрок. Скрестите шпаги ваших мнений – Мы вместе сотворим урок.
Сегодня у нас открытый урок, на котором присутствуют учителя нашей школы. Желаю вам, ребята, удачи на уроке, хороших оценок! | Приветствуют учителя, настраиваются на работу | Личностные: положительное отношение к учебной деятельности |
II. «Вызов». | | Организует работу в тетрадях: - Откройте тетради. Запишите число. Выясняет настроение учащихся в начале урока: - Ребята, перед вами лежат три кружочка: оранжевый, зелёный и розовый. Оранжевый означает, что ваше настроение радостное, тёплое; зелёный – спокойное; розовый – тревожное. Предлагаю вам поднять тот кружок, который соответствует вашему настроению в данный момент. | Открывают тетради, записывают число. Поднимают кружок, который соответствует настроению в данный момент. | Личностные: самооценка |
-
Актуализация знаний. 1)Теория 2)Работа с таблицей 3)Лингвистическая разминка | | Задаёт вопросы по теории: 1.Найдите четвёртое лишнее: 1) существительное, прилагательное, частица, глагол; 2) причастие, предлог, наречие, местоимение; 3) деепричастие, числительное, категория состояния, союз. 2. Что объединяет эти понятия? 3. С какой из этих частей речи вы знакомы? Заполним второй столбец таблицы о предлоге, отвечая на вопросы первого столбца. | Предлог | | Часть речи | | | Что связывают? | | | По составу | | | По значению | | | По употреблению в речи | | | Член предложения | | | Выполнять (в) течени.. года, благодаря поддержк.. мамы, (в)следстви.. небольшой ссоры, достать из(под) ёлки, (не)смотря на разные взгляды, поговорить (на)счёт подарка, двигаться (на)встречу отряду, иметь (в) виду, не видеть (в)продолжени.. года. | Отвечают на вопросы. Частица Предлог Союз Частица, предлог, союз – служебные части речи. Предлогом. Заполняют таблицу: | Предлог | | Часть речи | Служебная | | Что связывают? | Слова в словосочетании | | По составу | Простые и составные | | По значению | Производные и непроизводные | | По употреблению в речи | | | Член предложения | Не является (входит в состав) | | Выполняют с комментированием. | Познавательные: структурирование знаний Коммуникативные: умение давать полный ответ |
Формулирование темы урока | | Чтобы определить тему сегодняшнего урока, прослушайте загадку: - Объединять и связывать стараюсь Я равных и неравных в нужный час, Порою я совсем не повторяюсь, Порою повторяюсь много раз. - Какова тема сегодняшнего урока? - Запишите тему урока в тетрадь. | Союз Союз как часть речи | Регулятивные: формулирование темы |
Мотивирование к учебной деятельности | | - Надо ли вам знать материал о союзе? Для чего? | Для сдачи ГИА, для употребления в речи союзов. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества |
III. «Осмысление». | | | | |
Постановка учебной задачи. | | - Какую учебную задачу мы можем поставить на урок? | - познакомиться с союзом как служебной частью речи; узнать, какую роль выполняет союз в предложении. | Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: формулирование гипотез |
IV.Открытие. 1.История слова «союз». 2.Чтение параграфа и заполнение таблицы | | Начнём с этимологии слова «союз». Слово «союз» по происхождению очень древнее, оно было заимствовано из старославянского языка. Когда-то в нём выделялась приставка СЪ- (со-), имевшая значение «вместе» и корень –ЮЗЪ-, значение которого было близко к значению в словах УЗЫ, УЗЕЛ. Название «союз» появилось в 17 веке. В русском языке около 250 союзов. Сравним два определения: - Откройте §32 и прочитайте теоретический материал на стр. 163, 164 учебника. По ходу чтения вам необходимо заполнить третий столбец таблицы: | Предлог | | Часть речи | Служебная | | Что связывают? | Слова в словосочетании | | По составу | Простые и составные | | По значению | Производные и непроизводные | | По употреблению в речи | | | Член предложения | Не является (входит в состав) | | - Проверим таблицу. | В 19 веке в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль так определил значение слова «союз»: «Взаимные узы, связь, скрепа, соединение, смык, сцепление; часть речи, частичка, связующая слова». В 20 веке «Толковый словарь русского языка» Ожегова и Шведовой. Слово «союз» было определено так: «В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения». Чем отличаются эти определения? (Словарь Ожегова по сравнению со словарём Даля указывает на большое количество признаков: служебное слово, связывает не только слова, но и предложения) Читают §32 и заполняют таблицу. | Предлог | Союз | Часть речи | Служебная | Служебная | Что связывают? | Слова в словосочетании | Однородные члены предложения или части сложного предложения | По составу | Простые и составные | | По значению | Производные и непроизводные | Сочинительные, подчинительные | По употреблению в речи | | | Член предложения | Не является (входит в состав) | Не является | - Проверяют таблицу. | Регулятивные: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция. |
Физкультминутка | | | | |
V. «Размышление» 1.Применение усвоенных знаний на практике. 1.1. Работа с текстом. 1.2. Определение роли союзов в предложении. 1.3.Игра «Собери пословицу» | | Организует работу с текстом. - Прочитайте задание к тексту. Прочитайте текст. Найдите и выделите союзы. Что связывают союзы? С севера подул студёный ветер, и с неба посыпались снежки. Снег одел и деревья, и крыши домов. Сугробы покрыли не только пригорок, но и дорогу. Каждый слой снега рыхлый, потому что снежинки ложатся не плотно друг к другу. Сугробы постепенно растут, поэтому снежный покров становится плотным. Зима торжествует и властвует. - Какие союзы вы выделили? Назовите их. - Что они связывают? - Чем отличаются эти союзы друг от друга? - Определите роль союзов в предложениях. Прочитайте предложение, найдите союз и определите его роль в предложении, покажите это при помощи схемы. Отзвенели капели, и подсохла земля, и грачи полетели на родные поля. Солнце взошло и осветило всё вокруг. Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад. Сказки Пушкина читают не только дети, но и взрослые. Организует работу в парах. Что | Рассеянный ничего не знает | Напишешь пером | Чтобы | Того не вырубишь топором | Надо сильным, смелым быть | Потому что | Труд | Ворон считает | Где | Родине служить | Там и счастье | - Какую роль выполняют союзы в предложениях? | С севера подул студёный ветер, и с неба посыпались снежки. Снег одел и деревья, и крыши домов. Сугробы покрыли не только пригорок, но и дорогу. Каждый слой снега рыхлый, потому что снежинки ложатся не плотно друг к другу. Сугробы постепенно растут, поэтому снежный покров становится плотным. Зима торжествует и властвует. И, и-и, не только…но и, потому что, поэтому. Однородные члены предложения, части сложносочинённого предложения, части сложноподчинённого предложения. Союзы бывают подчинительные и сочинительные, одиночные, повторяющиеся, двойные. Работают в парах, собирая пословицы. Что напишешь пером, того не вырубишь топором. Надо сильным смелым быть, чтобы Родине служить. Рассеянный ничего не знает, потому что ворон считает. Где труд, там и счастье. - Соединяют слова или части сложного предложения. | Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: саморегуляция. Регулятивные: контроль, самоконтроль. |
VI. «Рефлексия» 1. Обобщение результатов урока, подведение итогов | | - Подводя итог нашего урока, расскажите, что вы узнали о союзе. - Предлагаю вам поднять тот кружок, который соответствует вашему настроению в данный момент. -Так как мы люди современные, мобильные, прошу вас написать SMS-сообщение другу, маме, подруге, папе о том, как прошёл урок, оценить свою работу, поделиться своими впечатлениями. | Отвечают на вопросы. Поднимают кружок, который соответствует настроению в данный момент. | Личностные: самоопределение, самооценка |
VII. «Домашнее задание» | | §32 Упр. 393 По карточке Прочитайте и озаглавьте текст. Запишите его. Выделите союз И в кружок и определите его роль. Самое прекрасное слово на земле – мама, и оно звучит на всех языках мира одинаково нежно. У мамы самые добрые и ласковые руки, они всё умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце. В нём никогда не гаснет любовь, и оно ни к чему не остаётся равнодушным. Тебе всегда нужна мать, её ласка, её взгляд, и твоя любовь к матери делает радостной и светлой твою жизнь. (По З. Воскресенской) | | Регулятивные: планирование. Личностные: самоопределение |