Урок русского языка в 7 классе по теме: «Состав слова»
Цель: закрепление знаний учащихся по теме «Состав слова»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
повторение материала по теме «Состав слова», закрепление умений подбирать родственные слова, образовывать слова при помощи приставок и суффиксов;
обогащение активного и пассивного словаря учащихся.
Коррекционно-развивающие.
развитие операции мышления: сравнение, обобщение, классификация на основе работы со словами, аналитико-синтетической деятельности, устной речи на основе работы со схемой, связной речи на основе работы над деформированным текстом.
Коррекционно-воспитательные:
формирование навыков учебной деятельности, умение работать в группе.
ХОД УРОКА.
Орг.момент.
а) Диагностика эмоционального состояния учащихся на начало урока:
- В начале урока, мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли сегодня в класс. Покажите мне. (Дети показывают условными знаками своё настроение: большой пальчик вверх – настроение отличное, вниз – плохое, ладонь влево, вправо – не определился).
- Надеюсь, что к концу урока отличное настроение будет у всех.
- Ребята, кто из вас смотрит или смотрел передачу «Орел или решка»? О чем эта передача? Да, это путешествие по всему миру, знакомство с интересными местами нашей планеты. А вы знаете, что в сентябре эта передача побывала у нас в Хакасии и познакомила телезрителей с достопримечательностями нашей Республики? Наша Республика привлекательна для туристов. И сегодня на уроке мы тоже попутешествуем по Хакасии. За каждое выполненное задание бонус – знакомство с достопримечательными местами нашей малой Родины.
Постановка учебной задачи.
Чтобы узнать тему нашего урока, надо потрудиться, расшифровать логограмму
СкОоСрТеАнВь СуЛфОфВиАкс! (слайд1)
Сообщение темы и целей урока
Состав слова «Слайд 2»
- Какие задачи поставим перед собой на уроке? (повторим части слова, закрепим умение подбирать родственные слова, образовывать слова при помощи приставок и суффиксов, правильно составлять и писать сложные слова)
- Запишите число, классная работа.
Фронтальной опрос по изученному (слайд 3)
- Буду зачитывать правила о частях слова, а вы показывайте сигнальную карточку с нужной частью слова
Общая часть родственных или однокоренных слов.
Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Молодцы. Бонус – знакомство с музеем под открытым небом «Казановка» (слайд 6)
Работа по закреплению изученного материала
Корень
-Без какой части, слово не может существовать? Найди в каждой группе слов лишнее слово. Запиши, выдели корень.
Лес, лесник, леска, лесной
Водичка, вода, водитель, водяной.
Дом, домино, домовой.
Вывод: что такое корень? Бонус – знакомство с Салбыкским курганом (слайд 6; показ, информация)
Окончание
- Вставьте в предложения слово хвост с нужным окончанием. Выделите в этих словах корень и окончание.
Хвост есть почти у каждого животного. С помощью _________ рыбы плавают. В _________ у гремучей змеи погремушка, которой она пугает врагов. Перепрыгивая с ветки на ветку, белка рулит своим __________ . Без _________ корова не могла бы отгонять мух.
Вывод: что такое окончание? Бонус – знакомство с музеем «Улух Хуртуях-тас» (слайд 8; показ, информация)
Приставка
- С помощью приставок и корнем –ход, образуй и запиши слова.
Вывод: что такое приставка? Бонус – путешествие на Ивановские озера (слайд 13; показ, информация)
Суффикс
С помощью суффиксов –ник-, -чик-, -ист- образуйте и запишите новые слова. Суффиксы выделите.
что ? кто ? что ? кто ?
груз ___________ машина ___________
гитара ___________ дача ___________
Вывод: что такое суффикс? Бонус – путешествие к Боярской писанице (слайд 16; показ, информация)
Физминутка
Разбор слов по составу лисичка, подберезовик, белый, мухомор.
Посмотри на схемы слов, подбери к ним слова, назови части слов. Какое слово лишнее? (мухомор) Почему?
Сложные слова
«Собери слово»
Лист воз
Дым руб
Лес пад
Пар О вод
Верх ход
Сам лаз
Сад вар
Вывод: какие слова называются сложными? Бонус – знакомство с горной грядой «Сундуки» (слайд 19; показ, информация)
Итог урока.
- Наш урок подошел к концу.
-Какие задания мы выполняли? Какое задание запомнилось, понравилось? Какое задание показалось наиболее сложным?
Хакасия - гостеприимный живописный край, где степи, богатые целебными озёрами, лежат у подножия сказочных гор. Здесь стремительные реки и таинственные пещеры влекут любителей приключений со всех уголков Земли. Любите и сохраняйте свою малую Родину! (слайд 23)
Рефлексия
Диагностика эмоционального состояния учащихся на конец урока.
4