Тема: Возвратные глаголы (общее представление).
Цели: познакомить с понятием возвратные глаголы; развивать умение обосновывать правильность написания слов с изученными орфограммами.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока
I. Организационный момент
- Давайте встанем ровно, выпрямим спинки, улыбнемся друг другу. Садитесь.
- Посмотрите на слайд. Кто прочитает нам цитату?
«Не стыдно не знать, стыдно не пытаться узнать»
- Как вы понимаете это высказывание?
II. Минутка чистописания. Самоопределение к деятельности.
- Посмотрите на доску. На ней представлены буквосочетания: спр, вр, чи, ро, ли, ск , возвр.ф.
- Запишите их каллиграфичным почерком к себе в тетрадь
- По данным буквосочетаниям догадайтесь, какие признаки глагола имеются в виду.
- А как, по-вашему, что может обозначать возвр.ф.?
- Хотите узнать?
III. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний
- Прочитайте слова на карточках: сидит, светится, тронешь, пожелтеет, щёлкнешь, запАрит, понюхаешь.
- Что это за слова? (Это слова-глаголы из домашнего упражнения)
- Напомните задание к этим глаголам. (Вставить буквы, определить спряжение)
Учащиеся по цепочке объясняют написание слов с пропущенными буквами, расставляют глаголы по столбикам- спряжениям. Один ученик выполняет на доске разбор слова «понюхаешь» как части речи.
Понюхаешь — глаг., что сделаешь? Н. ф. — понюхать. I спр., б. в., 2 л, ед. ч. Сказуемое.
Проверка, самооценка.
IV. Самоопределение к деятельности
— Какой глагол отличается от других? Чем? (Частицей – ся)
- Прием «Пантомима»
Надя причесывает и умывает Егора.
Надя причесывается и умывается.
— Прочитайте предложение, а Надя с Егором нам его разыграют.
- Скажите, кто выполнял действие? На кого оно было направлено?
- Теперь я прошу разыграть второе предложение. Будут ли нужны оба артиста?
- Выпишите глаголы парами: умывает – умывается, причесывает – причесывается.
- Что вы можете сказать? Одинаковое или разное значение имеют глаголы в парах? (Первые глаголы в каждой паре показывают, что действие совершается над кем-то или над чем-то, а вторые — что действие совершается кем-то или чем-то над самим собой.)
— Что придаёт вторым глаголам такое значение? Чем глаголы отличаются по форме? (У вторых глаголов в парах добавляется -ся.)
— Как могут называться такие глаголы?
- Что мы сегодня должны узнать на уроке? Сформулируйте тему.
— Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с особенностями
возвратных глаголов, научиться правильно их писать.)
V. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
— Прочитайте сведения о языке на с. 102.
- Какие глаголы называются возвратными?
- Назовите показатель возвратных глаголов. (Суффикс -ся.)
— Как вы думаете, почему в неопределённой форме перед суффиксом -ся всегда пишется мягкий знак? (Сохраняется суффикс неопределённой формы -ть.)
Справка учителя. Раньше суффикс –ся был самостоятельным словом –
местоимением – и писался отдельно. Обозначал «себя», «сам».
2. Упражнение в образовании возвратных глаголов
- Образуйте и запишите возвратные глаголы (работа в группах) Прием «По кругу»
Возвращать
Обнимать
Огорчать
Удивлять
Ответить
Проверка.
— Какие вы образовывали глаголы? (С помощью суффикса – ся)
- Почему мы их называем «возвратные»? (Действие направлено на себя)
- Что можно сказать о глаголе «ответить»? (Не можем образовать глагол)
- Какой вывод сделаем? (Не от всех глаголов можно образовать возвратные глаголы)
Физминутка https://youtu.be/JC2OxoQLsHs
3. Упражнение в правописании возвратных глаголов
- Где в жизни могут пригодиться эти знания?
- При написании творческих работ нам требуется заменять слова синонимами, чтобы избежать повторов. Попробуем заменить словосочетания одним словом и запишите. Выделите в глаголах возвратный суффикс и подчеркните мягкий знак
Бить баклуши | лениться |
Совать нос | вмешиваться |
Навострить уши | прислушаться |
Считать ворон | отвлекаться |
Работать в поте лица | трудиться |
Проверка по образцу, самооценка.
- Какой суффикс есть во всех этих словах? (-ся)
- А что особенно в основе? (Она не включается в себя –ть, а прерывается).
VI. Выборочный диктант
— Выпишите возвратные глаголы в неопределённой форме. Подчеркните мягкий знак перед суффиксом -ся.
1) Чтобы из ручья напиться, надо наклониться. 2) Любишь кататься — люби и саночки возить. 3) Станешь лениться — будешь с сумой волочиться.
Проверка.
- Обменяйтесь со своим соседом.
- Сверьте со слайдом и поставьте либо «+», либо «-».
— Оцените свою работу на уроке.
– Удалось ли выполнить задание?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
VII. Подведение итогов урока
- Скажите, пожалуйста, как тему мы проходили сегодня?
- Какие цели мы ставили на уроках?
- Реализовали ли мы их?
VIII. Рефлексия (Слайд)
- Центр нашей вселенной- Солнце. Оно большое и теплое.
- Зажмите руку в кулак и……
Кому было интересно- разогните мизинец.
Кто считает, что знания пригодятся в жизни – безымянный.
Кто хорошо работал – средний.
Кто помогал работе в парах – указательный.
Кому урок понравился – большой.