СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 03.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме "Возвратные глаголы (общее представление)".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проведен в 4 классе УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Возвратные глаголы (общее представление)".»

Тема: Возвратные глаголы (общее представление).


Цели: познакомить с понятием возвратные глаголы; развивать умение обосновывать правильность написания слов с изученны­ми орфограммами.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и форму­лирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — постановка учебной задачи; сличение спо­соба действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.


Ход урока

I. Организационный момент

- Давайте встанем ровно, выпрямим спинки, улыбнемся друг другу. Садитесь.

- Посмотрите на слайд. Кто прочитает нам цитату?

«Не стыдно не знать, стыдно не пытаться узнать»

- Как вы понимаете это высказывание?

II. Минутка чистописания. Самоопределение к деятельности.

- Посмотрите на доску. На ней представлены буквосочетания: спр, вр, чи, ро, ли, ск , возвр.ф.

- Запишите их каллиграфичным почерком к себе в тетрадь

- По данным буквосочетаниям догадайтесь, какие признаки глагола имеются в виду.

- А как, по-вашему, что может обозначать возвр.ф.?

- Хотите узнать?

III. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний

- Прочитайте слова на карточках: сидит, светится, тронешь, пожелтеет, щёлкнешь, запАрит, понюхаешь.

- Что это за слова? (Это слова-глаголы из домашнего упражнения)

- Напомните задание к этим глаголам. (Вставить буквы, определить спряжение)

Учащиеся по цепочке объясняют написание слов с пропу­щенными буквами, расставляют глаголы по столбикам- спряжениям. Один ученик выполняет на доске разбор слова «понюхаешь» как части речи.

Понюхаешь — глаг., что сделаешь? Н. ф. — понюхать. I спр., б. в., 2 л, ед. ч. Сказуемое.

Проверка, самооценка.

IV. Самоопределение к деятельности

— Какой глагол отличается от других? Чем? (Частицей – ся)

- Прием «Пантомима»

Надя причесывает и умывает Егора.

Надя причесывается и умывается.

— Прочитайте предложение, а Надя с Егором нам его разыграют.

- Скажите, кто выполнял действие? На кого оно было направлено?

- Теперь я прошу разыграть второе предложение. Будут ли нужны оба артиста?

- Выпишите глаголы парами: умывает – умывается, причесывает – причесывается.

- Что вы можете сказать? Одинаковое или разное значение имеют глаголы в парах? (Первые глаголы в каждой паре по­казывают, что действие совершается над кем-то или над чем-то, а вторые что действие совершается кем-то или чем-то над самим собой.)

— Что придаёт вторым глаголам такое значение? Чем глаголы отличаются по форме? (У вторых глаголов в парах добавля­ется -ся.)

— Как могут называться такие глаголы?

- Что мы сегодня должны узнать на уроке? Сформулируйте тему.

— Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с особенно­стями

возвратных глаголов, научиться правильно их писать.)

V. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

— Прочитайте сведения о языке на с. 102.

- Какие глаголы называются возвратными?

- Назовите пока­затель возвратных глаголов. (Суффикс -ся.)

— Как вы думаете, почему в неопределённой форме перед суффиксом -ся всегда пишется мягкий знак? (Сохраняется суффикс неопределённой формы -ть.)

Справка учителя. Раньше суффикс –ся был самостоятельным словом –

местоимением – и писался отдельно. Обозначал «себя», «сам».

2. Упражнение в образовании возвратных глаголов

- Образуйте и запишите возвратные глаголы (работа в группах) Прием «По кругу»

Возвращать

Обнимать

Огорчать

Удивлять

Ответить

Проверка.

— Какие вы образовывали глаголы? (С помощью суффикса – ся)

- Почему мы их называем «возвратные»? (Действие направлено на себя)

- Что можно сказать о глаголе «ответить»? (Не можем образовать глагол)

- Какой вывод сделаем? (Не от всех глаголов можно образовать возвратные глаголы)

Физминутка https://youtu.be/JC2OxoQLsHs

3. Упражнение в правописании возвратных глаголов

- Где в жизни могут пригодиться эти знания?

- При написании творческих работ нам требуется заменять слова синонимами, чтобы избежать повторов. Попробуем заменить словосочетания одним словом и запишите. Выделите в глаголах возвратный суффикс и подчеркните мягкий знак

Бить баклуши

лениться

Совать нос

вмешиваться

Навострить уши

прислушаться

Считать ворон

отвлекаться

Работать в поте лица

трудиться

Проверка по образцу, самооценка.

- Какой суффикс есть во всех этих словах? (-ся)

- А что особенно в основе? (Она не включается в себя –ть, а прерывается).

VI. Выборочный диктант

— Выпишите возвратные глаголы в неопределённой форме. Подчеркните мягкий знак перед суффиксом -ся.

1) Чтобы из ручья напиться, надо наклониться. 2) Любишь катать­ся — люби и саночки возить. 3) Станешь лениться — будешь с сумой во­лочиться.

Проверка.

- Обменяйтесь со своим соседом.

- Сверьте со слайдом и поставьте либо «+», либо «-».

— Оцените свою работу на уроке.

– Удалось ли выполнить задание?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

VII. Подведение итогов урока

- Скажите, пожалуйста, как тему мы проходили сегодня?

- Какие цели мы ставили на уроках?

- Реализовали ли мы их?

VIII. Рефлексия (Слайд)

- Центр нашей вселенной- Солнце. Оно большое и теплое.

- Зажмите руку в кулак и……

Кому было интересно- разогните мизинец.

Кто считает, что знания пригодятся в жизни – безымянный.

Кто хорошо работал – средний.

Кто помогал работе в парах – указательный.

Кому урок понравился – большой.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!