Урок 42
Тема: Знакомство с понятием «сложные слова»
Цель: путём наблюдения над значением корней научить понимать лексическое значение сложного слова, развивать чувство языка.
Форма работы учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Технологии: проблемно-диалогического обучения, развивающего обучения, здоровьесберегающая, АМО
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить учащихся с понятием «сложные слова»;
Формировать умение нахождения двух корней в сложных словах, уметь различать сложные слова от обычных слов;
Метапредметные:
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Выявлять сущность, особенности объектов.
3. На основе анализа объектов делать выводы.
4. Обобщать и классифицировать по признакам.
5. Ориентироваться на развороте учебника.
6. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать действия в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Ход урока
Оргмомент
АМО «Комплимент»
Чистописание
План урока – вырастим «дерево знаний» (повторяем, открываем, закрепляем, подводим итоги)
(дерево на доске и у каждого ребенка – «Дерево успеха»)
АМО «Определение ожиданий и опасений»: на яблочке зеленого цвета напишите – что хорошего я жду от урока, на красном – чего я боюсь. Разместите их на дереве знаний.
Орфографическая минутка
А) В одном словесном государстве жили и не тужили орфограммы.
Орфограммы-буквы гласных и орфограммы-буквы согласных часто собирались вместе, а порой и в одном слове, и ждали, чтобы ребята о них вспомнили и не допустили ошибки в правописании. Но иногда они шалили и никак не хотели говорить свои полные названия. Вот что от них оставалось.
Учитель вывешивает таблички (либо они появляются на слайде).
Безударные согласные удвоенные непроизносимые
- Вспомните полные названия этих орфограмм. (безударные гласные в корне слова, парные согласные в корне слова, непроизносимые согласные в корне слова, ) Проверьте себя. (Слайд)

1). – Внимательно прочитайте слова.
– На сколько групп можно разделить данные слова?
– И по каким признакам?
Сла.кий, мес.ность,клас., сн.жок, ло.ка, закр.чал, грус.ный, сум.а.
(разделили слова по орфограммам)
Безударные гласные Парный согласный Непроизносимый согласный
– Самостоятельно запишите слова по группам. Выделите корень. Подчеркните орфограммы.
снежок | сладкий | класс | местность |
закричал | лодка | сумма | грустный |
Проверка по образцу.
– Кто сделал так же? Молодцы!
– Какое правило использовали при написании безударной гласной? (примеры)
– Какое правило использовали при написании парного согласного? (примеры)
– Какое правило использовали при написании непроизносимого согласного? (примеры)
2). – Что объединяет эти орфограммы?
(Пишутся в корне)
– Что мы знаем о корне?
– Составьте рассказ по плану.
План.
- Давайте на нашем дереве разместим все, что мы знаем о корне. Какой части не хватает дереву? (корня). Давайте составим корень слова.
(собирают корень дерева из кусочков, на которых написаны сведения о корне)
Корень - главная часть слова и общая часть однокоренных слов.
В корне заключен общий смысл всех однокоренных слов. Корень обозначается
Что найти в слове корень, надо: подобрать однокоренные слова, объяснить их смысл, выделить общую часть.
Корни однокоренных слов пишутся одинаково.
- молодцы! Оцените свою работы на этапе повторения, поставьте отметку на дереве успехов.
Постановка проблемы
-Прочитайте слова на доске.
-Как вы думаете, сколько групп однокоренных слов записано?
(на доске в столбик слова-карточки: вода, водичка, падает, водный, падение,водопад)
-Какие это группы? (с корнем -вод- и с корнем -пад-)
-Распределите их по столбикам. (2 ученика работают у доски)
-Почему взял(а) эти слова в 1 группу? (с корнем -пад-)
-Почему взял(а) эти слова во 2 группу? (с корнем -вод-)
(Если не возьмут слово водопад):
-Почему вы не взяли слово «водопад»?
-Вы считаете, что это слово лишнее?
-Объясните, что обозначает слово «водопад» (Поток воды, который падает с высоты).
-Как вы считаете, куда его нужно отнести?
-Все ли согласны? Кто думает по-другому?
-Что вас удивило? (одно слово может быть однокоренным для двух разных групп)
-Какие вопросы возникают? (Какой корень в слове «водопад»? Может ли в слове быть два корня или всегда только один? Как это определить?)
-Как же на них ответить? (Мы пока не знаем)
-Знаний не хватает, поэтому мы начинаем новую тему, которая поможет нам решить проблемную ситуацию.
Назовем цель урока: узнать могут ли быть слова с двумя корнями.
Ф.минутка
Открытие нового знания
-Начнём с наблюдения.
- Прочитайте слова:
Горихвостка, утконос, носорог, мухоловка.
-Посмотрите на иллюстрацию. Это птичка называется горихвостка. Послушайте, как описывает её Е.Ильин в своём стихотворении.
Не подумай, будто спичка
Загорелась под кустом,-
Это птичка – невеличка
Под кустом трясёт хвостом.
Перья огненного цвета
Солнце ярко озарит-
Сразу кажется, что это
Горихвостки хвост горит.
-Что особенного у этой птички?
Что сказано в стихотворении о хвосте птички?
-А как горит? (обыграть сравнительным примером значение слова «горит»)
-Понаблюдаем, как образовалось слово «горихвостка» (запись на доске горихвостка)
-Подберите однокоренные слова с корнями -гор- и -хвост-, запишите эти слова в два столбика (один ученик у доски, остальные в тетрадях)
-Почему вы считаете, что эти слова однокоренные?
-Послушайте ещё раз слово ГОРИХВОСТКА.
-Что заметили? (в слове 2 корня).
-Понаблюдаем за остальными словами самостоятельно в группе.
Подведение итогов работы по наблюдению за новыми словами.
-Вернёмся к цели урока – узнать, может ли в слове быть 2 корня.
-Посмотрите на результат нашего наблюдения. Сделайте вывод.
Как бы вы назвали эти слова. А теперь посмотрите в учебнике на с.104.
- дайте определение – какие слова называются сложными. (в которых 2 корня)
-Сравните наш вывод с выводом в учебнике на стр.106.
-Итак, какие же слова называются сложными?
Оцените работу на этом этапе, поставьте отметку на дереве успехов. На доске расположить на дереве тему урока, определение сложных слов
Закрепление в устной речи
Ребята, как думаете, есть ещё названия птиц – сложные слова?
Хотите их узнать?
-Я предлагаю снова поработать в своих группах. Обсудите и найдите названия птиц, которые являются сложными словами и выделите корни в этих словах.
1 группа-зимородок, синица, трясогузка;
2 группа - ласточка, змеешейка, черноголовка;
3 группа - шилоклювка, снегирь, красношейка;
4 группа – вертишейка, буревестник, сова
5 группа – ворона, мухоловка, дубонос
Проверка (сведения о птицах на слайде). Самооценка в группе.
Закрепление в письменной речи
Самостоятельная работа. Попробуйте сами по определению записать сложные слова, выделите корень.
Пчела, разводить - пчеловод
Леса, рубить - лесоруб
Снег, падать - снегопад
Сам, летит – самолет
- Самопроверка по эталону. Самооценка на дереве знаний.
Рефлексия
1) -Заканчивая урок, давайте вспомним, какую тему мы начали изучать?
- Какие слова называются сложными?
-Давайте попробуем составить схему сложного слова.
-Приведите свой пример сложного слова (спросить несколько учеников).
-У вас на столах карточки с высказываниями литературных героев о том, что такое сложные слова. Прочитайте, выберите, с кем из героев вы согласны, и поднимите эту карточку (Карточки разных цветов – каждому герою соответствует свой цвет).
Незнайка на этот вопрос ответил так: «Все непонятные слова называются сложными».
Буратино сказал, что все длинные слова – это сложные слова.
Афанасий: «Слова, в которых два корня, называются сложными словами»
Поставьте итоговую отметку на «дереве успехов»
Домашнее задание
-Откройте дневники и запишите домашнее задание.
-Обязательное для всех - подобрать 10 слов, которые подходят к теме сегодняшнего урока - необходимый
-И по желанию вы можете выполнить творческое задание - сочините сказку о сложных словах (как они образуются) или сказку, в которой используются сложные слова - повышенный