СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Правописание частицы не с глаголами"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: познакомить учащихся с орфографическим правилом; учить находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их; вырабатывать навыки написания не с глаголами.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Правописание частицы не с глаголами"»



Цель урока: познакомить учащихся с орфографическим правилом о правописании не с глаголом; учить находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их; вырабатывать навыки написания не с глаголами. 
Задачи урока: развивать умение различать глаголы, ставить к ним вопросы, формировать умение написания частицы не с глаголами; развивать орфографическую зоркость, речь учащихся;  способствовать воспитанию доброжелательности, взаимопонимания через организацию работы в парах, группах.
Используемые педагогические технологии: проблемная, здоровьесберегающая, ИКТ, технология деятельностного метода.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая. 
Оборудование урока: учебник, компьютер, презентация, индивидуальные карточки для учащихся.

Ход урока.



  1. Организационный момент.  
    Прозвенел звонок веселый. 
    Вы начать урок готовы?
    Будем слушать, рассуждать
    И друг другу помогать.  Слайд 2


2. Актуализация знаний.
 
- А сейчас подумайте, о чём пойдёт речь на нашем уроке. 

Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам … (глагол!) 

- Правильно, речь пойдёт о глаголе. Слайд 3
Фронтальная работа
- Чтобы продолжить дальнейшее знакомство с глаголом, давайте повторим всё, что узнали о нем на прошлых уроках. 
Глагол – это ..…. . Обозначает… Отвечает…

(Глагол - часть речи. Глаголы обозначают действие предметов. Отвечают на вопросы: что делать? что сделать?)
- Молодцы.
- Откройте тетради и запишите число, «Классная работа». 
- Проведем минутку чистописания, где мы будем писать гласную, которая есть в словах апрель, весна, но нет в слове солнце. (Гласная и) 
- Запишите гласную и отдельно и в соединении.  Слайд 4
а аа ааа …

- Прочитайте слова на доске:

Творит, дружба, чудеса.

-Составьте предложение. 
Дружба творит чудеса. 
- Объясните её смысл. 
(Дружба - это могучая сила. Если рядом надежные друзья, то любое дело по силам, даже самое трудное.)
- Запишите пословицу в тетрадь грамотно и аккуратно. (Ученик записывает на доске).

-Найдите глагол, укажите число.

- Эта пословица станет девизом нашего урока.


- Желаю вам успехов на уроке и я верю, что вместе у нас всё получится


3. Создание проблемной ситуации. 
- А вы знаете, как нужно себя вести в школе. Давайте вспомним правила. Слайд 5
Правила школьника.
1. Разговаривай на уроке.
2. Рисуй на парте.
3. Отвлекайся.
4. Выкрикивай с места.

- Вы согласны с тем, как записаны правила? А как правильно сказать? 
1. Не разговаривай на уроке.
2. Нерисуй на парте.
3. Не отвлекайся.
4. Невыкрикивай с места. Слайд 6
Выдвижение гипотез
- Скажите, есть ли отличия и в чем? (Поменялся смысл, добавилось слово НЕ к глаголу.)
- Но посмотрите, везде ли одинаково написано Не с глаголами?
Где же правильно?
Определение темы урока, постановка и принятие цели учебной деятельности

- Попробуем сформулировать тему урока. (Правописание НЕ с глаголами) Слайд 7
- Какую цель мы поставим перед собой на уроке? (Узнать, что такое не. Научиться правильно писать не с глаголами) 
- Итак, я предлагаю работать по такому плану. Слайд 8
План
1. Какой частью речи является НЕ?

2. Как пишется НЕ с глаголами?
3. Какой смысл придает НЕ глаголу?

- У вас есть таблица «Лист достижений». Каждое выполненное задание вы будете оценивать.
4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Итак, обратимся к первому пункту нашего плана.

  1. Какой частью речи является НЕ?

  Слайд 9

- Чтобы ответить на этот вопрос, вам необходимо разгадать кроссворд. Работать вы будете в парах. В выделенном столбике у вас получится слово, которое подскажет, какой частью речи является не.

Дети работают в парах, обсуждают написание слов.
Кроссворд. (Словарная работа)
1) Учащийся в школе.
2) В этой узенькой коробке ты найдешь карандаши, 
Ручки, стерки, скрепки, кнопки,
Что угодно для души.
3) Изображение на листе бумаги.
4) Я бываю в линейку и в клетку
И всегда получаю отметку
На уроках я молчу,
Быть отличницей хочу.
5) Вот он у доски стоит,
На него весь класс глядит.
Говорит он: «Ну, начнем.
Все тетрадки достаем!»
6) В нем лежат пенал, тетрадки
И на завтрак бутерброд.
Все учебники в порядке 
В школу ученик несет.
Он блестит, как будто глянец,-
За спиной красивый …
7) Остро носик ты заточишь.
Нарисуешь всё, что хочешь.
Будет солнце, море, пляж.
Что же это? 

Ученик, пенал, рисунок, тетрадь, учитель, ранец, карандаш 
- Проверим словарную работу. Слайд 10
-Прочитайте слово в выделенном столбике. Какой же частью речи является НЕ?

Вывод 1: НЕ – это частицаСлайд 11

- Оцените свою работу в таблице.


Физкультминутка
Мы глаголы изучаем,
Каждый день их повторяем.
Хлопаем вот так: 1, 2, 3.
Топаем вот так: 1, 2, 3.
Прыгаем вот так:. 1, 2, 3.
А садимся так: 1, 2, 3.
 

- Обратимся ко второму пункту нашего плана. 

2. Как пишется частица НЕ с глаголами? 
-Может быть, исходя из своего опыта, кто-то знает, как нужно написать НЕ с глаголом?
- Глаголы не любят частицу НЕ. Она такая маленькая, а «перечёркивает» то, о чем говорят глаголы. Она всё отрицает. Поэтому глаголы оттолкнули её от себя. Послушайте стихотворение поэта В. Агафонова о глаголе и частице НЕ и проверьте предположения о том, как пишется частица НЕ с глаголами.


Глаголу нравится читать,
Играть, работать и мечтать!
Глаголу очень нравится 
Всё делать очень живо.
Частица НЕ – красавица,
Но как она ленива!
Она не ходит, не сидит,
Не шьёт, не жнёт и не кипит,
Книг не читает, не поёт,
Другим работать не даёт.
Глагол же, не любя безделья,
С частицей пишется раздельно!
- Что вы узнали из стихотворения о правописании частицы НЕ с глаголами?
- Какое открытие сделали?


Вывод 2: Частица НЕ с глаголами пишется раздельно. Слайд 12.
- Вы самостоятельно вывели правило о правописании НЕ с глаголами.
- Где можно проверить наши утверждения? 
Работа с правилом.
- Откройте учебник на стр. 78 и прочитайте правило. 
- Правильный ли вывод мы сделали?
- Да. 
Устранение затруднения.
- Можете ли, вы теперь определить, как правильно записать правила поведения. Слайд 13.
(Да)
- Запишите правила в тетрадь правильно.
1. Не разговаривай на уроке.
2. Не рисуй на парте.
3. Не отвлекайся.
4. Не выкрикивай с места.
Подчеркните частицу НЕ.
Оцените свою работу.

- Обратимся к третьему пункту плана.
3. Какой смысл придает частица НЕ глаголу?

- Послушайте маленькую сказку.
Жила – была на свете упрямая частица НЕ. Она никак не могла подружиться с глаголами. Что бы ей не предлагали глаголы, она всё отрицала. И вот однажды частица совсем заупрямилась.
- Слезь со стула!
- Не хочу!
- Упадёшь!
- Не упаду!
- Отойди!
- Не отойду!
- Приедешь?
- Не приеду!
- Придешь?
- Нет, не приду!
- Услышишь?
- Не услышу!
- Найдёшь?
- Нет, не найду!
- Молчишь?
- Нет, не молчу!
- Конфетку, может, хочешь?
- Нет! Да, хочу, хочу!
(Шибаев А.)

Какой смысл придает частица НЕ глаголу?
(Отрицательный, все отвергает)
- А теперь обратимся к пословицам. Слайд 14.

1. Друг в беде бросит.
2. Новых друзей наживай, а старых забывай.
3. Дружба – как стекло, разобьёшь – склеишь.

- Вы согласны с тем, как записаны пословицы?
- Прочитайте их правильно. 
- Объясните смысл этих пословиц.
- Когда вы добавили частицу НЕ, изменился ли смысл глагола?
-Для чего же служит частица НЕ? (отрицает, отменяет или запрещает действие)


Вывод 3: Частица НЕ служит для отрицания действияСлайд 15
-Запишите любые две пословицы по выбору в тетрадь. Проверьте свою работу и оцените.

Слайд 16.
6. Первичное закрепление. Работа по учебнику.

С. 78 упр. 135.

Выполнение упражнения самостоятельно.

- Проверьте работу и оцените себя. Слайд 17.

7. Самостоятельная работа.

-Вам предлагается выбрать 1 задание, с которым вы без труда справитесь, и его выполнить в тетради.

1. Прочитайте текст, спишите.

Пришла дружная весна. На лесных озёрах треснул лёд. Журчат шумные ручьи.

Укажите в тексте глаголы.

  1. Прочитайте. Из слов каждой строчки составьте и запишите предложения.

Весна, наступила.

Деревьях, на, набухли, почки.

Кричат, в, грачи, рощах.

Найдите в тексте глаголы, укажите число глаголов.

-Проверьте работу, оцените себя. Слайд 18.


7. Итог урока. Рефлексия.

- Вернёмся к плану урока. 
- На все ли вопросы ответили?

- Какую цель поставили в начале урока?

- Какую тайну русского языка узнали?


(НЕ – служебная часть речи, которая пишется с глаголами раздельно, служит для отрицания действия). 
Слайд 19
- Давайте вернемся к девизу нашего урока.

Дружба творит чудеса. 
- Помогла ли вам на уроке дружба?

Так давайте, давайте дружить,
Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.
Если дружбой всегда дорожить,
То любое желанье исполнится.

Самооценка

-Возьмите лист своих достижений, посмотрите на свои оценки и поставьте общую оценку за работу на уроке. Слайд 20.
- Подумайте, часто ли вы дарите пожелания своим близким и друзьям? Слайд 21
Давайте сейчас создадим «Дерево пожеланий». Напишите друг другу на листиках пожелания, в которых есть глаголы с частицей НЕ и прикрепите на дерево. 
Пусть ваши пожелания сбудутся.
- Я вам желаю не забывать новую орфограмму (прикрепляет свой листочек).

8. Домашнее задание 
Слайд 22
Домашнее задание по выбору:

1) С. 79 упр. 137

2) Составьте небольшой текст, используя глаголы с отрицательной частицей НЕ на тему «Правила пользования книгой».

Слайд 23

-Спасибо за урок! Урок окончен.













Карточка

1. Прочитайте текст, спишите.

Пришла дружная весна. На лесных озёрах треснул лёд. Журчат шумные ручьи.

Укажите в тексте глаголы.


  1. Прочитайте. Из слов каждой строчки составьте и запишите предложения.

Весна, наступила.

Деревьях, на, набухли, почки.

Кричат, в, грачи, рощах.

Найдите в тексте глаголы, укажите число глаголов.





Карточка

1. Прочитайте текст, спишите.

Пришла дружная весна. На лесных озёрах треснул лёд. Журчат шумные ручьи.

Укажите в тексте глаголы.


  1. Прочитайте. Из слов каждой строчки составьте и запишите предложения.

Весна, наступила.

Деревьях, на, набухли, почки.

Кричат, в, грачи, рощах.

Найдите в тексте глаголы, укажите число глаголов.





Карточка

1. Прочитайте текст, спишите.

Пришла дружная весна. На лесных озёрах треснул лёд. Журчат шумные ручьи.

Укажите в тексте глаголы.


2. Прочитайте. Из слов каждой строчки составьте и запишите предложения.

Весна, наступила.

Деревьях, на, набухли, почки.

Кричат, в, грачи, рощах.

Найдите в тексте глаголы, укажите число глаголов.





Карточка

1. Прочитайте текст, спишите.

Пришла дружная весна. На лесных озёрах треснул лёд. Журчат шумные ручьи.

Укажите в тексте глаголы.


  1. Прочитайте. Из слов каждой строчки составьте и запишите предложения.

Весна, наступила.

Деревьях, на, набухли, почки.

Кричат, в, грачи, рощах.

Найдите в тексте глаголы, укажите число глаголов.




Лист самооценки

Ф. И. ____________________________________________



п/п

Вид работы

Оценка

1.

Кроссворд (словарная работа)




2.

Правила поведения



3.

Пословицы



4.

Работа по учебнику



5.

Карточка (самостоятельная работа)





Общая оценка







Лист самооценки

Ф. И. ____________________________________________



п/п

Вид работы

Оценка

1.

Кроссворд (словарная работа)



2.

Правила поведения



3.

Пословицы



4.

Работа по учебнику



5.

Карточка (самостоятельная работа)


6.



Общая оценка












 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 


6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 




1. Учащийся в школе.

2. В этой узенькой коробке

ты найдешь карандаши,

Ручки, ластик, скрепки, кнопки,

Что угодно для души.

3. Изображение на листе бумаги.

4. Я бываю в линейку и в клетку

И всегда получаю отметку

На уроках я молчу,

Быть отличницей хочу.

5. Вот он у доски стоит,

На него весь класс глядит.

Говорит он: «Ну, начнем.

Все тетрадки достаем!»

6. В нем лежат пенал, тетрадки

И на завтрак бутерброд.

Все учебники в порядке

В школу ученик несет.

Он блестит, как будто глянец,

- За спиной красивый …

7. Остро носик ты заточишь.

Нарисуешь всё, что хочешь.

Будет солнце, море, пляж.

Что же это?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!