Цель урока: познакомить учащихся с орфографическим правилом о правописании не с глаголом; учить находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их; вырабатывать навыки написания не с глаголами.
Задачи урока: развивать умение различать глаголы, ставить к ним вопросы, формировать умение написания частицы не с глаголами; развивать орфографическую зоркость, речь учащихся; способствовать воспитанию доброжелательности, взаимопонимания через организацию работы в парах, группах.
Используемые педагогические технологии: проблемная, здоровьесберегающая, ИКТ, технология деятельностного метода.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Оборудование урока: учебник, компьютер, презентация, индивидуальные карточки для учащихся.
Ход урока.
Организационный момент.
Прозвенел звонок веселый.
Вы начать урок готовы?
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать. Слайд 2
2. Актуализация знаний.
- А сейчас подумайте, о чём пойдёт речь на нашем уроке.
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам … (глагол!)
- Правильно, речь пойдёт о глаголе. Слайд 3
Фронтальная работа
- Чтобы продолжить дальнейшее знакомство с глаголом, давайте повторим всё, что узнали о нем на прошлых уроках.
Глагол – это ..…. . Обозначает… Отвечает…
(Глагол - часть речи. Глаголы обозначают действие предметов. Отвечают на вопросы: что делать? что сделать?)
- Молодцы.
- Откройте тетради и запишите число, «Классная работа».
- Проведем минутку чистописания, где мы будем писать гласную, которая есть в словах апрель, весна, но нет в слове солнце. (Гласная и)
- Запишите гласную и отдельно и в соединении. Слайд 4
а аа ааа …
- Прочитайте слова на доске:
Творит, дружба, чудеса.
-Составьте предложение.
Дружба творит чудеса.
- Объясните её смысл.
(Дружба - это могучая сила. Если рядом надежные друзья, то любое дело по силам, даже самое трудное.)
- Запишите пословицу в тетрадь грамотно и аккуратно. (Ученик записывает на доске).
-Найдите глагол, укажите число.
- Эта пословица станет девизом нашего урока.
- Желаю вам успехов на уроке и я верю, что вместе у нас всё получится
3. Создание проблемной ситуации.
- А вы знаете, как нужно себя вести в школе. Давайте вспомним правила. Слайд 5
Правила школьника.
1. Разговаривай на уроке.
2. Рисуй на парте.
3. Отвлекайся.
4. Выкрикивай с места.
- Вы согласны с тем, как записаны правила? А как правильно сказать?
1. Не разговаривай на уроке.
2. Нерисуй на парте.
3. Не отвлекайся.
4. Невыкрикивай с места. Слайд 6
Выдвижение гипотез
- Скажите, есть ли отличия и в чем? (Поменялся смысл, добавилось слово НЕ к глаголу.)
- Но посмотрите, везде ли одинаково написано Не с глаголами?
Где же правильно?
Определение темы урока, постановка и принятие цели учебной деятельности
- Попробуем сформулировать тему урока. (Правописание НЕ с глаголами) Слайд 7
- Какую цель мы поставим перед собой на уроке? (Узнать, что такое не. Научиться правильно писать не с глаголами)
- Итак, я предлагаю работать по такому плану. Слайд 8
План
1. Какой частью речи является НЕ?
2. Как пишется НЕ с глаголами?
3. Какой смысл придает НЕ глаголу?
- У вас есть таблица «Лист достижений». Каждое выполненное задание вы будете оценивать.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Итак, обратимся к первому пункту нашего плана.
Какой частью речи является НЕ?
Слайд 9
- Чтобы ответить на этот вопрос, вам необходимо разгадать кроссворд. Работать вы будете в парах. В выделенном столбике у вас получится слово, которое подскажет, какой частью речи является не.
Дети работают в парах, обсуждают написание слов.
Кроссворд. (Словарная работа)
1) Учащийся в школе.
2) В этой узенькой коробке ты найдешь карандаши,
Ручки, стерки, скрепки, кнопки,
Что угодно для души.
3) Изображение на листе бумаги.
4) Я бываю в линейку и в клетку
И всегда получаю отметку
На уроках я молчу,
Быть отличницей хочу.
5) Вот он у доски стоит,
На него весь класс глядит.
Говорит он: «Ну, начнем.
Все тетрадки достаем!»
6) В нем лежат пенал, тетрадки
И на завтрак бутерброд.
Все учебники в порядке
В школу ученик несет.
Он блестит, как будто глянец,-
За спиной красивый …
7) Остро носик ты заточишь.
Нарисуешь всё, что хочешь.
Будет солнце, море, пляж.
Что же это?
Ученик, пенал, рисунок, тетрадь, учитель, ранец, карандаш
- Проверим словарную работу. Слайд 10
-Прочитайте слово в выделенном столбике. Какой же частью речи является НЕ?
Вывод 1: НЕ – это частица. Слайд 11
- Оцените свою работу в таблице.
Физкультминутка
Мы глаголы изучаем,
Каждый день их повторяем.
Хлопаем вот так: 1, 2, 3.
Топаем вот так: 1, 2, 3.
Прыгаем вот так:. 1, 2, 3.
А садимся так: 1, 2, 3.
- Обратимся ко второму пункту нашего плана.
2. Как пишется частица НЕ с глаголами?
-Может быть, исходя из своего опыта, кто-то знает, как нужно написать НЕ с глаголом?
- Глаголы не любят частицу НЕ. Она такая маленькая, а «перечёркивает» то, о чем говорят глаголы. Она всё отрицает. Поэтому глаголы оттолкнули её от себя. Послушайте стихотворение поэта В. Агафонова о глаголе и частице НЕ и проверьте предположения о том, как пишется частица НЕ с глаголами.
Глаголу нравится читать,
Играть, работать и мечтать!
Глаголу очень нравится
Всё делать очень живо.
Частица НЕ – красавица,
Но как она ленива!
Она не ходит, не сидит,
Не шьёт, не жнёт и не кипит,
Книг не читает, не поёт,
Другим работать не даёт.
Глагол же, не любя безделья,
С частицей пишется раздельно!
- Что вы узнали из стихотворения о правописании частицы НЕ с глаголами?
- Какое открытие сделали?
Вывод 2: Частица НЕ с глаголами пишется раздельно. Слайд 12.
- Вы самостоятельно вывели правило о правописании НЕ с глаголами.
- Где можно проверить наши утверждения?
Работа с правилом.
- Откройте учебник на стр. 78 и прочитайте правило.
- Правильный ли вывод мы сделали?
- Да.
- Устранение затруднения.
- Можете ли, вы теперь определить, как правильно записать правила поведения. Слайд 13.
(Да)
- Запишите правила в тетрадь правильно.
1. Не разговаривай на уроке.
2. Не рисуй на парте.
3. Не отвлекайся.
4. Не выкрикивай с места.
Подчеркните частицу НЕ.
Оцените свою работу.
- Обратимся к третьему пункту плана.
3. Какой смысл придает частица НЕ глаголу?
- Послушайте маленькую сказку.
Жила – была на свете упрямая частица НЕ. Она никак не могла подружиться с глаголами. Что бы ей не предлагали глаголы, она всё отрицала. И вот однажды частица совсем заупрямилась.
- Слезь со стула!
- Не хочу!
- Упадёшь!
- Не упаду!
- Отойди!
- Не отойду!
- Приедешь?
- Не приеду!
- Придешь?
- Нет, не приду!
- Услышишь?
- Не услышу!
- Найдёшь?
- Нет, не найду!
- Молчишь?
- Нет, не молчу!
- Конфетку, может, хочешь?
- Нет! Да, хочу, хочу! (Шибаев А.)
Какой смысл придает частица НЕ глаголу?
(Отрицательный, все отвергает)
- А теперь обратимся к пословицам. Слайд 14.
1. Друг в беде бросит.
2. Новых друзей наживай, а старых забывай.
3. Дружба – как стекло, разобьёшь – склеишь.
- Вы согласны с тем, как записаны пословицы?
- Прочитайте их правильно.
- Объясните смысл этих пословиц.
- Когда вы добавили частицу НЕ, изменился ли смысл глагола?
-Для чего же служит частица НЕ? (отрицает, отменяет или запрещает действие)
Вывод 3: Частица НЕ служит для отрицания действия. Слайд 15
-Запишите любые две пословицы по выбору в тетрадь. Проверьте свою работу и оцените.
Слайд 16.
6. Первичное закрепление. Работа по учебнику.
С. 78 упр. 135.
Выполнение упражнения самостоятельно.
- Проверьте работу и оцените себя. Слайд 17.
7. Самостоятельная работа.
-Вам предлагается выбрать 1 задание, с которым вы без труда справитесь, и его выполнить в тетради.
1. Прочитайте текст, спишите.
Пришла дружная весна. На лесных озёрах треснул лёд. Журчат шумные ручьи.
Укажите в тексте глаголы.
Прочитайте. Из слов каждой строчки составьте и запишите предложения.
Весна, наступила.
Деревьях, на, набухли, почки.
Кричат, в, грачи, рощах.
Найдите в тексте глаголы, укажите число глаголов.
-Проверьте работу, оцените себя. Слайд 18.
7. Итог урока. Рефлексия.
- Вернёмся к плану урока.
- На все ли вопросы ответили?
- Какую цель поставили в начале урока?
- Какую тайну русского языка узнали?
(НЕ – служебная часть речи, которая пишется с глаголами раздельно, служит для отрицания действия).
Слайд 19
- Давайте вернемся к девизу нашего урока.
Дружба творит чудеса.
- Помогла ли вам на уроке дружба?
Так давайте, давайте дружить,
Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.
Если дружбой всегда дорожить,
То любое желанье исполнится.
Самооценка
-Возьмите лист своих достижений, посмотрите на свои оценки и поставьте общую оценку за работу на уроке. Слайд 20.
- Подумайте, часто ли вы дарите пожелания своим близким и друзьям? Слайд 21
Давайте сейчас создадим «Дерево пожеланий». Напишите друг другу на листиках пожелания, в которых есть глаголы с частицей НЕ и прикрепите на дерево.
Пусть ваши пожелания сбудутся.
- Я вам желаю не забывать новую орфограмму (прикрепляет свой листочек).
8. Домашнее задание
Слайд 22
Домашнее задание по выбору:
1) С. 79 упр. 137
2) Составьте небольшой текст, используя глаголы с отрицательной частицей НЕ на тему «Правила пользования книгой».
Слайд 23
-Спасибо за урок! Урок окончен.
Карточка
1. Прочитайте текст, спишите.
Пришла дружная весна. На лесных озёрах треснул лёд. Журчат шумные ручьи.
Укажите в тексте глаголы.
Прочитайте. Из слов каждой строчки составьте и запишите предложения.
Весна, наступила.
Деревьях, на, набухли, почки.
Кричат, в, грачи, рощах.
Найдите в тексте глаголы, укажите число глаголов.
Карточка
1. Прочитайте текст, спишите.
Пришла дружная весна. На лесных озёрах треснул лёд. Журчат шумные ручьи.
Укажите в тексте глаголы.
Прочитайте. Из слов каждой строчки составьте и запишите предложения.
Весна, наступила.
Деревьях, на, набухли, почки.
Кричат, в, грачи, рощах.
Найдите в тексте глаголы, укажите число глаголов.
Карточка
1. Прочитайте текст, спишите.
Пришла дружная весна. На лесных озёрах треснул лёд. Журчат шумные ручьи.
Укажите в тексте глаголы.
2. Прочитайте. Из слов каждой строчки составьте и запишите предложения.
Весна, наступила.
Деревьях, на, набухли, почки.
Кричат, в, грачи, рощах.
Найдите в тексте глаголы, укажите число глаголов.
Карточка
1. Прочитайте текст, спишите.
Пришла дружная весна. На лесных озёрах треснул лёд. Журчат шумные ручьи.
Укажите в тексте глаголы.
Прочитайте. Из слов каждой строчки составьте и запишите предложения.
Весна, наступила.
Деревьях, на, набухли, почки.
Кричат, в, грачи, рощах.
Найдите в тексте глаголы, укажите число глаголов.
Лист самооценки
Ф. И. ____________________________________________
№ п/п | Вид работы | Оценка |
1. | Кроссворд (словарная работа) | |
2. | Правила поведения | |
3. | Пословицы | |
4. | Работа по учебнику | |
5. | Карточка (самостоятельная работа) | |
| | Общая оценка |
Лист самооценки
Ф. И. ____________________________________________
№ п/п | Вид работы | Оценка |
1. | Кроссворд (словарная работа) | |
2. | Правила поведения | |
3. | Пословицы | |
4. | Работа по учебнику | |
5. | Карточка (самостоятельная работа) | |
6. | | Общая оценка |
1. Учащийся в школе.
2. В этой узенькой коробке
ты найдешь карандаши,
Ручки, ластик, скрепки, кнопки,
Что угодно для души.
3. Изображение на листе бумаги.
4. Я бываю в линейку и в клетку
И всегда получаю отметку
На уроках я молчу,
Быть отличницей хочу.
5. Вот он у доски стоит,
На него весь класс глядит.
Говорит он: «Ну, начнем.
Все тетрадки достаем!»
6. В нем лежат пенал, тетрадки
И на завтрак бутерброд.
Все учебники в порядке
В школу ученик несет.
Он блестит, как будто глянец,
- За спиной красивый …
7. Остро носик ты заточишь.
Нарисуешь всё, что хочешь.
Будет солнце, море, пляж.
Что же это?