Тема урока: «Правописание НН и Н в суффиксах разных частей речи». 11 класс.
Тип урока: урок рефлексии
Цели:
- предметные: подготовка к экзамену, формирование навыка правописания Н и НН в суффиксах разных частей речи.
- метапредметные: формирование у учащихся способности к рефлексии (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения).
- личностные: становление познавательного мотива, формирование готовности к самообразованию и самовоспитанию.
Материально-техническое обеспечение урока: карточки - тезисы для оформления доски, рабочие карты учащихся, эталоны, карточки с цифрами 1,2,3.
Технологическая карта урока
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1 этап Мотивация к деятельности Цель: включение учащихся в учебную деятельность | Здравствуйте. Желаю всем на уроке плодотворно потрудиться. Сегодня мы работаем по плану, который находится на доске. Элберт Грин Хаббард сказал: «Худшая ошибка, которую можно совершить в жизни, — все время бояться совершить ошибку». Как вы понимаете это утверждение и согласны ли с ним? Прочитайте предложения: Сказанное слово - пущенная стрела. Обдуманное слово дороже жемчуга. Раненный мечом вылечится, словом – никогда. Что написано пером, не вырубишь топором. Много говорено, да мало сделано. Все ли пословицы вам понятны? Как вы думаете, что объединяет эти предложения? Как вы думаете, какова тема урока? Возьмите рабочую карту, напишите фамилию, имя, запишите тему урока. Первым пунктом рабочей карты вы видите лист достижений. Оцените свои знания по теме на первом этапе. | Подготовка класса к работе. Ученики формулируют ответ на вопрос учителя. Предполагают, что может объединять предложения. Предлагают варианты темы урока, записывают тему в рабочей карте | Самоопределение (Л). Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К). Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию (Р) |
2 этап Актуализация и пробное учебное действие Цель: повторение изученного материала и выявление затруднений в деятельности каждого учащегося. | Предлагаю вам сложить в наш сундучок идей (рисунок сундучка на доске) все знания по теме урока. (На доске в виде тезисов всё сказанное ребятами). Самостоятельная ( пробная) работа: В рабочих картах распределите все слова из пословиц по двум колонкам: с -Н- и -НН-. Проверьте себя по эталону | Ученики называют то, что помнят по данной теме. Самостоятельно распределяют и записывают слова , проверяют по эталону. | Планирование учебного сотрудничества (К). Стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции (П). Контроль в форме сличения с заданным эталоном. (Р) |
3 этап Локализация индивидуальных затруднений Цель: осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий. | Все выполнили задание правильно? У кого возникло затруднение? Почему возникло затруднение? Что необходимо знать, чтобы верно определить количество -Н- в слове? | Отвечают на вопросы. | Владение диалогической формой речи (К). Анализ и поиск путей решения проблемы (Р) |
4 этап Целеполагание и построение проекта коррекции выявленных затруднений Цель: построение проекта выхода из затруднения и формирование способности к его выполнению. | Сформулируйте цель урока. Что необходимо знать для верного выполнения задания? Работа с орфограммой ( по алгоритму) «Правописание -Н- и -НН- в разных частях речи». Все ли правила есть в нашем сундучке идей? (Коррекция «Сундучка идей»). Давайте проговорим правила написания -н- и -нн- в разных частях речи. | Предлагают цель урока: научиться верно определять написание -Н- и –НН- в слове. Корректируют знания по теме. Проговаривают алгоритм действий. | Целеполагание (Р). Планирование (Р). Коррекция. (Р) Самостоятельное формулирование цели (П). Владение монологической и диалогической формой речи (К) |
5 этап Реализация построенного проекта. Цель: исправление учащимися ошибок в самостоятельной работе и формирование умения применять соответствующие способы действий. | В рабочей карте выполните самостоятельную работу №1: вставьте -Н- и -НН- в слова. Проверьте себя по эталону. Заполните лист достижений. | Выполняют самостоятельную работу, проверяют по эталону. | Контроль в форме сличения с эталоном (Р). Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений (П). Действие по аналогии (П). |
6 этап Обобщение затруднений во внешней речи. Цель: закрепление способов действий, вызвавших затруднения. | У вас возникли затруднения? (выяснение причин затруднения). Проговаривание алгоритма. Физминутка: Ребята, предлагаю передохнуть и выполнить небольшую разминку. Посмотрите на доску. Если вы считаете, что в слове пропущена одна буква Н, дотроньтесь до носа, если пропущено НН, помассируйте двумя руками уши. вязаный шарф, шнурованный ботинок, львиная грива, засушенный цветок. | Выясняют причины затруднений (если такие имеются), проговаривают алгоритм действий. Выполняют разминку. | Коррекция (Р). Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П). Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем (К). |
7 этап Самостоя тельная работа с самопроверкой по эталону Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности. | Самостоятельная работа № 2. 1. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. 2. Укажите цифры, на месте которых пишется одна буква Н. Самопроверка по эталону. Оцените свои знания в листе достижений на последнем этапе. | Выполняют самостоятельную работу, проверяют по эталону. Заполняют лист достижений. | Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р). Самоопределение и самооценка (Л). Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р). |
8 этап Включение в систему знаний и повторение. Цель: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного. | Ребята, перед вами пословица. Согласны ли вы с ней? Заживает рана, нанесёная стрелой, вновь поднимается лес, вырубленный топором, но не заживает рана, причинёная злым словом. (в тексте 2 ошибки) 1.На столах у каждого карточки с цифрами 1,2,3. Поднимите ту карточку, на которой, по вашему мнению, указано верное количество ошибок в пословице. 2.Выполнение задания « Исправь ошибку» | Устно находят ошибки и поднимают карточку с цифрой – количеством ошибок. Выполняют работу самостоятельно. Называют количество исправленных ошибок. | Применение алгоритма (П). Осознание усвоенного (Р). |
9 этап Рефлексия деятельности на уроке. Цель: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной деятельности. | Как вы думаете, достигнуты ли поставленные нами цели урока? Продолжите фразу: я узнал… я понял, что… теперь я могу… Домашнее задание: Карточки с индивидуальными заданиями | Проводят рефлексию Выбирают карточки для работы. | Умение выражать свои мысли (К). Рефлексия (П). Смыслообразование (Л). Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П). Самооценка на основе успешности (Л). Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л). |
Используемая литература:
1. Веселова З.Т. Трудные случаи орфографии и пунктуации. Развитие речи. 10-11 классы: Метод. Пособие.- СПб.: «Паритет», 2008.
2. Владимирова А.В. Русский язык (9 - 11 классы): Орфография и пунктуация в алгоритмах: Практические задания, упражнения, тесты/ А.В. Владимирова - М. : Эксмо, 2007.
Рабочая карта__________________________________________
(Фамилия, имя)
ТЕМА:___________________________________________________________________________
Лист достижений
Шкала оценивания от 1 до 10
1. Начало урока_____________
2. 1-я самостоятельная работа____________
3. 2 - я самостоятельная работа___________
Продолжите фразу:
Я узнал………………………………………………………….
Я понял, что…………………………………………………….
3. Теперь я могу…………………………………………………..
1. Самостоятельная (пробная) работа
Распределите слова из пословиц по колонкам:
Сказа..ое, обдума..ое, пуще..ая, ране..ый, написа..о, говоре..о, сдела..о.
2. Самостоятельная работа № 1
Вставьте пропущенные буквы:
Гружё…ые кирпичом, балова…ый ребёнок, ржа..ой хлеб, улица пусты…а, тыкве..ый сок, ути..ый нос, маринова..ые кабачки, торжестве..ый приём.
3. Самостоятельная работа № 2
1. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
1. Маленькая зала, увеша(1)ая картинами, большею частью копиями стари(2)ой итальянской живопис(3)ой школы, освещались таким же множеством свечей, как и большая. 2. Это была огром(4)ая, заставле(5)ая книжными шкафами комната с окнами на Неву, очень светлая, уютно затенё(6)ая тёмными коврами, тёмной дубовой облицовкой стен. 3. Жил он в большом камее(7)ом, довольно неряшливо содержа(8)ом доме; в иных комнатах мебель была загранич(9)ая, а в иных ничего не было, кроме краше(10)ых стульев и клеёнчатого дивана.
Ответ:__________
2. Укажите цифры, на месте которых пишется одна буква Н.
Наконец дом был построе(1). В доме были расставле(2)ы некраше(3)ые столы, стулья, повеше(4)ы потолки. Простор(5)ую комнату разделила белё(6)ая перегородка с фанер(7)ой дверью. Домотка(8)ые половики легли поперёк комнаты, стол был покрыт полотня(9)ой скатертью, деревя(10)ые кровати украше(11)ы самодельной резьбой. И только стари(12)ые сте(13)ые часы с дли(14)ым маятником, будто нарочно повеше(15)ые напротив двери, напоминали о прежней жизни.
Ответ:_________
ИСПРАВЬТЕ ОШИБКИ.
Задание. Исправьте ошибки и назовите их количество.
"Изменники! Подсунуть мне бесприданицу, за которую никто гроша ломаного не давал!” - отчаяно визжал он, возмущено скача на кованном сундуке, застеленном продраной клеенкой. "Она невоспитана и необразована, неслыханно глупа и невидано уродлива, к тому же и вовсе без приданного”, - кричал он, швыряя дранный башмак в недавно купленный соломеный абажур лимонного цвета. Брошеная вслед за ним палка копченной колбасы угодила в стекляную вазу, наполненную дистиллированой водой, и вместе с ней рухнула на коротко стриженую, крашеную под каштан голову обвиненной во всех грехах бесприданницы, с уязвленым видом жавшейся у двери.