СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Правописание парных согласных" к методической теме: "Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование орфографической зоркости у учащихся начальной школы на примере разработки урока по теме: «Правописание парных согласных».

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Правописание парных согласных" к методической теме: "Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС"»


Учитель: Варман Людмила Сергеевна

ГБОУ СОШ №249 имени М.В. Маневича

Г. Санкт- Петербург


Урок по методической теме 2022-2023 учебный год:

«Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС»


I. У учащихся начальных классов часто встречаются ошибки на правописание парных согласных в словах. Ошибки возникают по нескольким причинам:

- неумение подобрать проверочное слово

- ученики не видят слов, требующих проверки.

Необходимо тренировать учащихся в нахождении таких слов в тексте во время чтения и в упражнениях, в подборе проверочных слов. Такую работу следует проводить в системе, постепенно усложняя задания. Умение обнаруживать, распознавать, проверять орфограммы являются основополагающими в системе орфографических умений. Развитие орфографической зоркости — это один из приёмов повышения грамотности. Орфографическая зоркость — это способность (или умение) быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы.


II. «Формирование орфографической зоркости у учащихся начальной школы на примере разработки урока по теме «Правописание парных согласных».


Тема: «Парный согласный в середине слова»

Цель:

1) Создать условия для наблюдения над расхождением произношения парного согласного в середине слова с написанием этой орфограммы в слове.

2) Создать условия для отработки написания и проверки парного согласного в середине слова

Задачи:

  1. Вспомнят понятие парные согласные, запишут пары.

  2. Будут работать над каллиграфией письма.

  3. Актуализируют знания по данной орфограмме на конце слова.

  4. Сформулируют правило написания парного согласного в середине слова через самостоятельный поиск.

  5. Используют правило на практике.

  6. Продолжат работу над формированием умения работать в парах.

  7. Оценят работу одноклассников и свою работу на уроке.


Урок

I.Орг. момент.


Доска:

Вот книжка на столе, а вот тетрадки,

Не хочется играть сегодня в прятки.

И не досуг дуть на корабль бумажный-

Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!


-Прочитайте стихотворение. Какой же урок у нас с вами сейчас?



II. Минутка чистописания. Парные согласные по звонкости и глухости. Актуализация знаний.


а ) Доска:





- Буквы играли в прятки. Отгадайте буквы, которые спрятались. (п, к, т, с, ш, ф)

-Запишите их в тетрадь.

-Что можно сказать об этих буквах?


б) Ниже под каждой буквой напишите им пару.


п к т с ш ф доска : ц л б н г дети выбирают

р д ч в ж ту букву , которая

б г д з ж в з н щ м соответствует)


- Что можно сказать о буквах, написанных в пару?


III. Тема урока. Постановка цели урока

- О чём же мы сегодня будем говорить на уроке?

-Какую цель мы поставим на уроке?


IV. Парный согласный на конце слова.

- Что мы знаем о парном согласном? Где мы его можем встретить в слове?

Доска:

фарту…, тра…ка, шка.., ве..ка, гря ка, ша.., гла…, поло..ка, ро кий,


- Прочитайте слова на доске (слова даны на доске на карточках)

-Что заметили? Какое задание можете предложить.

-На какие 2 группы можно разделить данные слова? ( где орфограмма в конце слова и в середине слова)

Запишите слова, где орфограмма в конце слова, подберите проверочные слова, докажите.

( дети самостоятельно выполняют задание, проверка у доски)

проверка // доска ( дети берут карточку со словом, пишут рядом проверочное слово, объясняют орфограмму, вставляют букву)

фартук-фартуки

шкаф-шкафы

шаг-шаги

глаз-глаза

-Над чем мы работали?

-Где встретилась орфограмма?

-Как же мы проверяем парный согласный в конце слова?

Доска :

Парные согласные – самые опасные!

В слове ты их проверяй –

Рядом букву подставляй!


V. Физкультминутка.

VI. Парный согласный в середине слова.

-Вернулись к нашему заданию. Запишем 2-ую группу слов во второй столбик, вставим орфограмму, попробуем доказать. (задание выполняется аналогично 1 столбику, работа идёт параллельно на доске и в тетради)


травка-трава

ветка-веточка

грядка-грядочка

полоска-полосы

робкий – робок

-Где здесь встретился парный согласный в слове?

- Как же мы здесь его доказывали?

- Сделайте вывод, как же проверить парный согласный в середине слова?

- Сравним с выводом учебника.

-Что же мы можем сказать о нашем выводе?


VII. Работа над закреплением полученных знаний, применение правила на практике.

-Посмотрите на слова 2 группы. Какое слово лишнее? Почему?

(робкий- т.к. имя прилагательное)

-Какой частью речи являлось проверочное слово?( краткое прилагательное)

Я предлагаю вам задание на карточке.

КАРТОЧКА: сладок-………, узок-……..., гибок-………., ловок-………, гладок-…..….., редок-………....


-Прочитаем задание (Подберите к данным словам прилагательные)

-Прочитайте слова про себя. Что вы заметили? (даны кр. прил , являющиеся проверочными словами , образуем от них прилагательные с парным согласным)

(дети выполняют работу самостоятельно, с последующей проверкой)

тетрадь: сладок- сладкий, узок-узкий, гибок-гибкий, ловок-ловкий, гладок-гладкий, редок-редкий.

-Какое правило помогло нам при выполнении этого задания?

- Что же мы с вами делали?

-Какие задания нам в этом помогали?

-Как же проверить парный согласный в середине слова?


VII. Подведение итогов. Работа в парах.

-Вернёмся к началу урока, с чего мы его с вами начали?

-Кто помнит, о чём оно было?

-Как это стихотворение связано с нашим уроком?

-Работаем в парах, возьмите карточку с этим стихотворением, какое задание надо сделать? Выполните его. (далее идёт проверка, дети доказывают, какую букву они вставили.


Вот кни….ка на столе, а вот тетра…ки,

Не хочется играть сегодня в пря…ки.

И не досу… дуть на корабль бумажный-

Сегодня в классе у ребя… уро… уж больно важный!


VIII Рефлексия.

-Что же важного мы сегодня узнали на уроке?

-Какие знания нам в этом помогли?

-Кто нам сегодня помогал?

-Оцените свою работу (ПРИЁМ: открытый микрофон)