Тема. Правописание приставок и предлогов.
Цели: 1. Дать понятие о приставке как о части слова, о предлоге как о служебной
части речи.
2. Учить различать предлоги и приставки, правильно их писать.
3. Учить логически рассуждать вслух, оперируя условными обозначениями
и переводя их на языковой материал.
4. Обогащать словарный запас.
5. Развивать орфографическую зоркость.
Ход урока.
Ι. Организационный момент.
Хочется счастья вам пожелать,
Самое главное – не унывать.
Всего вам доброго, мирного, ясного!
Всего вам светлого и прекрасного!
- Перечислите ещё раз своими словами, что я вам сейчас пожелала.
- Для чего люди желают друг другу много доброго? (чтобы было приятно, хотят дружить друг с другом, чтобы создать хорошее настроение)
- Наше настроение влияет на наше здоровье и наши успехи в учении. Я надеюсь, что сегодняшний наш урок будет успешным.
- Встаньте, пожалуйста, те, кто вчера постарался, и к нему прилетели снежинки.
- Открыли тетради, положили их правильно. Записали число, классная работа.
ΙI. Повторение изученного.
- Прочитайте слова, записанные на доске.
Доска
Ворс, в.сна, видный, взморье, в.дич.ка, (В,в)ася
- Какое слово лишнее?
(1. видный – это прилагательное, а остальные – существительные;
2. ворс – все твёрдые согласные, а в остальных есть и твёрдые и мягкие;
3. Вася – это имя собственное;
4. взморье – есть разделительный мягкий знак;
5. взморье – есть приставка, а в других нет)
III. Минутка чистописания.
– На минутке чистописания мы будем писать три буквы:
две из них являются безударными гласными в корнях слов, с которыми мы сейчас работали,
третья встречается в каждом из этих слов.
- Назовите эти буквы.
2. – Определите порядок следования букв в цепочке
Доска
ево ове ево
(поочерёдно пишутся три буквы, в каждой ячейке е и о меняются местами)
IV. Физминутка.
Для глаз и на внимание.
V. Словарно-орфографическая подготовка.
1. - Внимательно прочитайте записанные на доске словосочетания.
Доска
(до)ехал (до)м.тро
(по)бежал (по)д.роге
(про)читал (про)т.атр
(на)бросал (на)в.кзале
- На какие две группы можно разделить находящиеся в них слова?
(на слова из словарика)
- Запишите слова из словарика, разделив на две группы: 1группу на одной строке,
другую – на другой.(самостоятельно, 1человек – у доски)
- По какому признаку вы разделили слова? (1 – е, 2 – о)
- На какие ещё две группы можно разделить слова в словосочетаниях?
(на слова с приставками и слова с предлогами)
VI. Сообщение темы урока.
- Обратите внимание на особенность записи этих слов и попробуйте сформулировать тему урока.
- Сегодня мы будем говорить о правописании приставок и предлогов.
VII. Изучение нового материала.
– Из словосочетаний, записанных на доске, выпишите слова с приставками. (1человек – у доски)
- Что такое приставка и для чего она служит?
- Как пишется приставка со словом?
- Как найти приставку в слове?
- Докажите что в записанных вами словах имеются приставки.
2. – Найдите в словосочетаниях слова с предлогами. Прочитайте.
- Что такое предлог? Для чего он служит?
- Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании предлога со словом?
- Докажите, что во втором столбике написаны слова с предлогами.
3. – А теперь, обобщим всё то, о чём рассуждали, используя данную таблицу.
4. - Откройте учебник на с.62,63. Прочитайте правила.
- Всё мы сказали? (предлог – это служебная часть речи)
5. Физминутка.
- А сейчас я посмотрю, какие вы были внимательные и сможете отличить приставку от предлога.
- Если я назову слово с предлогом, вы наклоняетесь вперёд, если с приставкой – приседаете.
Для друга, зашёл, в углу, по классу, заплясал, к школе, научил, от берега, на уроке.
6. – учебник с.66 упр.115 (2 человека у доски)
I вариант выписывает слова с приставками,
II вариант – слова с предлогами.
7. - Из заданий, написанных на доске выберите то, с которым вы сможете справиться.
По картине Васнецова «Богатыри» составьте и запишите 1 предложение. Но чтобы в нём обязательно было слово или с приставкой, или с предлогом. Отметьте грамматическую основу предложения.
По этой же картине составить и записать по 2 слова с приставкой и с предлогом.
учебник на с.64 упр.110 (1, 2 предложения) (1 человек у доски)
Звучит симфония Бородина «Богатырская»
- Проверка.
8. Давайте проверим себя, выполнив задания экспресс-опроса.
Предлог – это служебная часть речи.
По дороге – по- это приставка.
Между предлогом и следующим словом можно вставить другое
слово.
Приставка – это часть речи.
Побежали – по – это приставка.
Предлог служит для образования новых слов.
Приставка пишется слитно со словом.
- Поменялись тетрадями. Проверьте.
Доска
1 2 3 4 5 6 7
+ - + - + - +
- Встаньте те, у кого не было ошибок. Молодцы!
9. - Из каких двух предлогов можно составить название домашнего животного? А из трех? (к от, к-о-за)
VΙII. Итог урока.
- Наш урок подходит к концу. Вспомните свои впечатления и закончите предложения.
- А теперь потрите ладошки так, чтобы стало жарко. Быстро передайте тепло друг другу, соединив свои ладошки с ладошками товарища. Пусть тепло души ваших друзей согревает Вас.
IX. Домашнее задание.
с.62, 63 правило (или по таблице)
по выбору: с. 64 упр110 или 111.