Урок русского языка в 3 классе
Тема: Предлоги: НАД, ПОД.
Цель: Формирование у обучающихся употребления предлогов НАД и ПОД в устной и письменной речи для обозначения пространственного расположения предметов.
Задачи:
Обучающая: познакомить с предлогами ПОД и НАД. Объяснить значение данных предлогов для обозначения пространственного расположения предметов. Продолжать работу по развитию умения правильно употреблять предлоги.
Коррекционная: развивать навыки употребления предлогов в речи, расширять словарный запас обучающихся, связанных с пространственными отношениями.
Воспитательная: воспитывать интерес к сказкам, аккуратность при выполнении заданий.
Оборудование: доска, проектор, демонстрационный материал
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Меня зовут Елена Викторовна! Сегодня я у вас буду вести урок.
Сказка в гости к нам пришла,
В мир фантазий позвала.
Все про сказку мы расскажем,
Свои знания покажем.
-Ребята, какой у нас урок? (дети: русский язык)
-Сегодняшний урок будет не совсем обычный.
Мы с вами отправимся в сказку.
-Учитель рассказывает:"
В одном волшебной стране, где живут слова, есть необычный город. Это особый город, где каждое маленькое слово — это маленький магический ключик, который помогает словам соединяться друг с другом, создавая удивительные истории.
-Вы догадались о каком городе будет идти речь в нашей сказке?
2. Пальчиковая гимнастика
-Знаете ли вы, что наши пальчики умеют рассказывать сказки. Но чтобы они ожили нужно их немного разогреть. Давайте начнем с считалочки.
(Приготовьте руки и пальчики, слушайте внимательно, кто знает повторяйте за мной.)
Считалочка
На золотом крыльце сидели
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной,
Кто ты будешь такой?
-Ребята, сядьте правильно и красиво. Откройте тетради, запишите число. (пишем: двадцать первое марта, классная работа)
3. Минутка чистописания
В этот день наш сказочный город накрыл волшебный туман, и одна буква в тумане потерялась. Давайте посмотрим на картинку и определим, какая же буква потерялась. (Буква О)
Сначала новой строки написать букву О, показываю на доске. Молодцы ребята, мы помогли букве О выбраться из этого тумана.
4.Словарная работа
- А мы продолжаем! (вывешиваю картинку Царя).
- Ребята, кто это?
Я- царь Словарь! В моем сказочном городе живут слова, но они постоянно от меня прячутся. Помогите мне их отыскать. Сейчас я расскажу вам одну историю, а вы внимательно послушайте, и назовите мне словарные слова, которые здесь встречаются.
В соседнем сказочном городе живет мой товарищ. У него праздник. Мне нужно купить красивую одежду.
-Какие словарные слова вы услышали в этой истории?
Эти слова запишем себе в тетрадь. К доске пойдет…. (имя)
(Дети по одному выходят к доске и записывают данные слова.)
Царь - Словарь очень благодарен вам, за то, что все слова нашлись, продолжаем путешествие по сказочному городу
5. Актуализация знаний
-Царь- Словарь посмотрел внимательно на свой сказочный город и удивился! Что-то изменилось, в городе начался переполох. Ото всюду прилетели птицы. Они были везде. Они звонко пели, переговаривались, щебетали.
-Посмотрите внимательно на город и скажите, где находятся птицы? Не пропустите ни одной! (на дереве, по дороге, над облаком, под крышей, у забора)
- Какие слова нам помогли определить местонахождение птиц? (на, под, над, по, у)
-Еще раз прочитаем эти слова.
-Как они называются! (Предлоги)
- Так, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
- Так какая тема нашего урока? (ПРЕДЛОГИ)
-Да ребята, тема нашего урока Предлоги
-Сегодня мы повторим предлоги, которые вам уже известны и познакомимся с новыми.
-Мы с вами оказались в сказочном городе под названием Предлоги.
-Что такое предлоги? (маленькие слова)
-Как пишутся предлоги со словами? (отдельно)
-Для чего нужны предлоги? (открою секретик: предлоги служат для связи слов в предложении и для определения места предмета в пространстве)
-Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
-У царя – Словаря есть маленькая доченька, царевна - Капелька!
-Она была очень красивая, светлая с голубыми глазами и всегда любила смотреть на свое отражение в зеркальце. Свое зеркальце Капелька носила с собой по всюду. Но могла оставит его где угодно. Жители города могли обнаружить его в разных местах.
Работа в парах
-У вас на партах лежат зеркала. Прочитайте слова, которые написаны на каждом зеркале. Как называются эти слова?
Задание. Работать вы будете в парах. Советуемся друг с другом, помогаем, уступаем. Я буду называть словосочетания, где могла оставить Капелька зеркальце, а вы должны выделить предлог из словосочетания и показать зеркальце с этим предлогом.
Уронила (в) воду, отскочил (от) пола, находится (у) колдуна, шагает (по) дороге, спряталось (за) дерево, прибито (к) стене
-Ребята, вы хорошо справились с заданием! Помогли царевне- Капельке найти её зеркало.
Но прежде, чем мы отправимся дальше, мы немножко отдохнём.
6. Физминутка
Царь – Словарь пошел, пошел.
И тут зеркальце нашел.
Чтобы спину разогнуть
И немножко отдохнуть.
На носочки нужно встать,
Облака рукой достать.
Влево- вправо наклонись
И тихонечко садись.
7. Новая тема
-Однажды царевна- Капелька нашла старую книгу, покрытую пылью. Она открыла ее и обнаружила, что страницы заполнены картинками, но без текста. Только два слова встречались повсюду НАД и ПОД (вывешиваю на доску). Книга оказалась волшебной, каждое изображение оживало, когда Капелька произносила эти слова. Она увидела, как цветы растут НАД землей, а корни прячутся ПОД ней. Как бабочки порхают НАД цветами, а зайчишка сидит ПОД кустом (вывешиваю картинки к словосочетаниям)
- Так Капелька поняла, что предлоги помогают описать положение предметов в пространстве. Она стала рассказывать друзьям о своих открытиях. Все вместе стали играть в игры, используя предлоги НАД и ПОД.
Про какие предлоги узнала Капелька из этой книги?
-Когда в речи используют эти предлоги?
-Предлог НАД, (когда предмет выше относительно другого предмета)
-Предлог ПОД, (когда предмет ниже относительно другого предмета)
8. Закрепление
Работа с учебником
-А сейчас мы поиграем с Царевной-Капелькой
-Для этого открываем свои сказочные книги на стр. 47, и выполним упражнение 3.
-Послушайте задание (читаю).
-Прочитайте предложения про себя, подумайте, и скажете, какие предлоги потерялись в этих предложениях?
-Чтение предложений вслух.
- Так какие предлоги потерялись?
-Прочитай 1 предложение.
-Какой предлог потерялся в 1 предложении?
-Когда мы используем предлог ПОД? (Когда предмет ниже относительно другого предмета)
-Прочитай 2 предложение.
-Какой предлог потерялся в 2 предложении?
-Когда используем НАД, (Когда предмет выше относительно другого предмета)
-Списать в тетрадь, вставить пропущенные предлоги, подчеркнуть их.
-КАК пишутся предлоги со словами?
-Для чего нужны предлоги в речи?
Игра в сказку
-У Капельки в этом городе живёт друг -Ручеек. Он очень любит играть в сказки. Сейчас мы с вами поиграем в сказку.
Мне нужны артисты и зрители. А я буду режиссёр, буду распределять роли. Артисты: за ручеек будет…, за мостик – два артиста, за лягушку. Я буду читать сказку, а вы выполнять действия.
Зрители: Вам задание: вы должны не только посмотреть сказку, но и определить какие предлоги вы услышали в этой сказке?
Сказка. Жил был маленький ручеек. Он бежал по камушкам и под мостиком. Вдруг встретил он большую лягушку, которая сидела на листике. Лягушка предложила ручейку поиграть в догонялки. Они бегали и прыгали по камушкам. Было очень весело!
-Вам понравилась сказка, молодцы артисты, похлопаем им!
-Вопрос зрителям: какие предлоги, вы услышали в этой сказке?
-Ребята, зачем нам нужны предлоги? (Для определения предмета в пространстве.)
9.Итог урока.
-В каком сказочном городе побывали сегодня?
- С какими сказочными героями вы сегодня повстречались?
-Я пришла к вам не с пустыми руками, принесла кубик. Кому его брошу в руки, тот читает начало вопроса на грани, а я его закончу, отвечает на данный вопрос.
НАЗОВИ предлоги
ПОДЕЛИСЬ впечатлением о сегодняшнем уроке
ПРЕДЛОЖИ каких героев пригласил бы в нашу сказку?
ОБЪЯСНИ как пишутся предлоги со словами
ПРИДУМАЙ предложение с предлогом ПОД, НАД
ПОЧЕМУ тема предлоги для нас важна? Предлоги связывают слова в предложении.
-Сегодняшнее сказочное путешествие подошло к концу, я вас благодарю за работу, за ваше старание! Выставляю оценки. Царь – Словарь передал вам волшебные предлоги. Подойдите ко мне, разберите предлоги.