Мотивационно-целевой этап | Организационный момент. (1 мин.) Постановка учебной задачи. (1 мин.) | Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. А теперь повернёмся к нашим гостям и поделимся своими улыбками, громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. Ребята, сегодня мы будем изучать новую тему: «Притяжательные местоимения» и продолжим знакомство с разрядами местоимений. Откройте тетради, запишите число, тему урока. Исходя из темы, сформулируем цель урока. Что нам предстоит выяснить? (- Какие местоимения относятся к притяжательным. -Каково значение притяжательных местоимений. -Как отличить личные местоимения: его, её, их от притяжательных. -Как склоняются притяжательные местоимения и какие из них не изменяются. -Синтаксическая роль притяжательных местоимений. -Трудные случаи употребления местоимений.) Это и есть цели нашего урока. В конце занятия проверим, всему ли, чему хотели, мы научились? Ребята у вас на партах есть карта заданий и лист самоконтроля, в котором вы оцениваете свою работу на уроке. | | Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку | Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку. | Самопроверка | |
Актуализация знаний. (10 мин.) | 1. Вспомним и повторим: - Как называется раздел науки о языке, который мы изучаем? (морфология) - А что он изучает? (части речи) - Отгадайте загадки. Всё, что существует, оно обозначает, На вопросы КТО? И ЧТО?отвечает. Оно всегда имеет и число, и род. У него к тому же три склонения есть, Падежей различных сразу целых шесть. (Имя существительное) Художницу нашу знает весь свет: Раскрасит художница всякий предмет. Ответит всегда на вопросы такие: Какой? Какая? Какое? Какие? С существительным Живет на редкость дружно: Изменит окончание, когда ему так нужно. Она с ним не расстанется никогда уже: Стоит с ним в одном роде, Числе и падеже. (Прилагательное) Он все предметы оживляет, Всех их в дело вовлекает, ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит, Строго сам за всем следит. Он три времени имеет И спрягаться он умеет Детям строят много школ, Чтоб все знали про… (Глагол) Быстро предметы оно сосчитает, Строгий порядок при счете их знает. На два вопроса ответит вам только, Это вопросы КОТОРЫЙ? и СКОЛЬКО? Цифры частенько его заменяют, Люди его в устной речи склоняют, Часто при этом они ошибаются, Как его звать, кто скорей догадается? (Имя числительное) Мы предмет не называем, Его признаки скрываем, Прямого не дадим ответа, Скажем: он, ты, мы, этот. Велико же будет удивленье, Если не узнали вы … (Местоимение) - Молодцы! Отгадали все загадки. Вопросы: - Что называется местоимением? (Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.) - Какие разряды местоимений вы знаете? (Личные, возвратное, вопросительные, относительные, неопределенные, отрицательные, притяжательные, указательные, определительные. Графический диктант + | есть местоимение в предложении | - | нет местоимения в предложении | 1 2 3 4 5 6 7 Вода с гор потекла, весну принесла. Март с водой, апрель с травой, а май с цветами. Где сосна выросла, там она и красна. Зима весну пугает, да сама тает. Рощи да леса – всему миру краса. Грач на горе – весна на дворе. Растение – весны украшение. Ключ для взаимопроверки: - - + + + - - 1 2 3 4 5 6 7 - Назовите личные местоимения. (Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они.) - Как вы думаете, почему эти местоимения называются личными? (Они указывают какому лицу принадлежит предмет.) Следующее упражнение находится в наших картах заданий. 2. Поставьте личные местоимения: он, она, они в нужном падеже. Что ты знаешь о (он)? Зачем мы едем к (она)? Я хочу читать с (они). (Он)позвали на урок. Мы видели (она) в библиотеке. Вывод: если перед личным местоимением есть предлог, то к этому местоимению добавляется «н». (о нём, к ней, с ними). 3.Работа с интерактивной доской. Флипчарт Составьте по 2 словосочетания с качественными, относительными, притяжательными прилагательными и запишите их в тетради. Работа со словарём: Притяжательный – Выражающий принадлежность кому, чему-либо. Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность предметов лицам или животным. | Словесный (беседа) | Мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока. Предлагает задание на слух на выявление местоимений по его признакам. Предлагает выполнить задание, находящееся в карте заданий. Предлагает выполнить задание по вариантам, приготовленное по программе интерактивной доски. Предлагает учащемуся определить значение слова (из дом. задания) | Определяют тему урока. Участвуют в постановке познавательной цели урока. Выполняют задание на слух и заполняют таблицу. Производят взаимопроверку в парах по ключу. Выполняют задание в тетрадях. Учащиеся записывают предложения, раскрывают скобки, ставят личные местоимения в нужном падеже. Делают вывод о написании личных местоимений с начальной буквой н. Составляют словосочет-я с прилагательными разных разрядов из бегущей строки, записывают их Учащийся рассказывает о значении слова | Словесная оценка учителя Взаимопроверка (обмен тетрадями в парах, оценивание по ключу) Взаимопроверка. Словесная оценка учителя. Взаимопроверка(оценивание работы по вариантам) | Личностные: осознание своих возможностей. Регулятивные: умение регулировать свои действия, взаимодействовать в группе. Познавательные: Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание. |
Учебно-познавательная деятельность: (10 мин.) Постановка проблемы Открытие нового через решение проблемы | 1. Значение притяжательных местоимений, их связь с личными местоимениями. Притяжательные местоимения так же как и притяжательные прилагательные указывают на принадлежность предмета или предметов определённому лицу или определённым лицам. Притяжательные местоимения отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи? Например: мой дневник, твоя книга, его тетрадь. Притяжательное местоимение мой указывает на принадлежность 1-му лицу, т.е. говорящему, твой – на принадлежность 2-му лицу – тому, с кем говорят, местоимение его – 3-му лицу, т.е. человеку, не участвующему в диалоге. Каждому личному местоимению соответствует определённое притяжательное местоимение. Притяжательные местоимения его, её, их, соотносимые с личными местоимениями 3-го лица, совпадают с формами Р. п. этих личных местоимений (нет кого? его, её, их). Составление алгоритма правила Отличие личных местоимений его, ее, их от притяжательных местоимений его, ее, их. Личное местоимение | Притяжательное местоимение | 1.Отвечает на вопросы косвенных падежей. Её попросили подготовить доклад. | 1.Отвечает на вопросы «чей?», «чья?», «чье?», «чьи?». Её рисунок всем понравился. | 2.В предложении является дополнением. | 2.В предложении являются определениями. | 3.Если добавить предлог, появляется начальная буква Н. Спросил его. Спросил у него. | 3.С тем же предлогом начального буквы Н нет. Спросил его друга. Спросил у его друга. | Все перечисленные притяжательные местоимения указывают на принадлежность определённому лицу или определённым лицам. Местоимение свой указывает на принадлежность любому из трёх лиц. Я взял свою тетрадь. Ты взял свою тетрадь. Он взял свою тетрадь. Ещё раз обратите внимание на притяжательные местоимения: его, её, их. Когда вам надо сказать о принадлежности предмета лицу или лицам, не участвующим в диалоге, используйте только эти местоимения, например: его собака, её стол, их велосипеды. Слов егонный, ейный, ихний в русском языке нет. Не употребляйте их! 2. Склонение притяжательных местоимений. Притяжательные местоимения: мой, наш, твой, ваш, а также местоимение свой склоняются по образцу имён прилагательных. Эти местоимения стоят в тех же роде, числе и падеже, что и существительные, от которых они зависят. Притяжательные местоимения мой, твой, свой склоняются одинаково. В качестве примера рассмотрим склонение местоимения твой. Склонение местоимения твой Обратите внимание: в форме единственного числа мужского рода винительного падежа, а также в форме множественного числа винительного падежа притяжательные местоимения имеют двоякие формы, например: твой/твоего, наш/нашего, твои/твоих, наши/наших. Формы (твой, наш, твои, наши) употребляются с неодушевленными существительными, (твоего, нашего, твоих, наших) – с одушевленными, например: вижу твой портфель (неодуш.) – вижу твоего друга (одуш.) Притяжательные местоимения: его, её, их не изменяются по числам и падежам. Его телефон лежит на столе. В его комнате есть книжная полка. Независимо от рода, числа и падежа существительных, от которых зависит местоимение его, форма местоимения остаётся неизменной. 3.Трудные случаи употребления местоимений. Местоимение свой никогда не определяет подлежащее в предложении. Он очень любит свой город. Его город находится на берегу моря. Но в устойчивых сочетаниях, пословицах и поговорках может употребляться. Своя ноша не тянет. 4.Синтаксическая роль притяжательных местоимений. В предложении притяжательные местоимения обычно выполняют функцию определения. Физкультминутка (1 мин.) | Дедуктивный (применение знаний) наглядный | Предлагает обучающимся вопросы и задания с целью выявления существенных признаков местоимения. Направляет деятельность обучающихся, помогает в решении эвристических задач. Предлагает найти отличия личных местоимений от притяжательных (его, её, их) | Делают вывод о роли притяжательного местоимений в речи. Сравнивают лингвистические единицы с целью решения эвристических задач. Работают с таблицей и находят отличия, приводят примеры предложений. | Словесная оценка учителя Словесная оценка учителя | Познавательные: Формулирование вопросов, поиск путей решения. Анализ с выявлением признаков местоимения, сравнение, установление причинно-следственных связей, обобщение. Регулятивные: целеполагание; планирование; контроль; оценка и самооценка. Коммуникативные: участие в совместной деятельности; изложение собственных мыслей, диалог, умение вести дискуссию. Личностные: Ответственное отношение к выполнению учебных задач. Готовность к восприятию нового знания. Уважительное отношение к другому человеку, его мнению. |
3. Первичное закрепление (5 мин.) 4.Закрепление (практический этап) ( 15 мин.) 5.Постановка и решение проблемы | 1.)Мини-тест. 1. Притяжательные местоимения а) обозначают принадлежность предметов лицам или животным. б) указывают на принадлежность предмета определённому лицу. в) указывают на неопределенные предметы, признаки, количества. г) указывают на лицо или предмет, о котором идёт речь. 2. Определить строку с притяжательными местоимениями а) никто, нам, его, мой б) ваш, наш, его, твой в) мой, твой, свой, вам г) мой, твой, их, себя. 3. Укажите предложения с притяжательными местоимениями а) Его никто не заметил. б) У её дома растет белоствольная береза. в) Наша мама всегда готова всем помочь в трудную минуту. г) Мы часто бываем у них. Взаимопроверка 2.)Отрывки из стихотворений С. Есенина. Вставьте окончания местоимений, определите синтаксическую роль местоимений. 1. От луны свет большой Прямо на наш.. крышу. Где-то песнь соловья Вдалеке я слышу. 2. Белая берёза Под мо.. окном Принакрылась снегом, Будто серебром. 3. О Русь – малиновое поле, О синь, упавшая в реку, - Люблю до радости и боли Тво.. озёрную тоску. 4. Загорелась зорька красная В небе тёмно-голубом, Полоса явилась ясная В сво.. блеске золотом. 3.) В творческой лаборатории. 1.Составьте предложения с притяжательными местоимениями. Используйте названия данных предметов. На столе расставлены предметы. ( ваза, часы, картина, лампа, словарь, бусы, зеркало, рисунок.) На стенде находятся таблицы. Мой, твой, наш, ваш, его, её, их + подлежащее | 2.(дополнительное задание) 1.И она стала рассказывать о моей жизни. 2.Напрасно прятал я в траву мою усталую главу. 3.Обычно осенью моя мать уезжала в Москву. а) Местоимение мой может быть заменено местоимением свой. б) Замена невозможна стилистически. в) Замена приводит к изменению смысла предложения. 4.) Устойчивые сочетания Жить своим умом Не верить своим глазам Помяни моё слово На своих двоих На своём месте Идти своим чередом Определить значение фразеологизмов, указать притяжательные местоимения. 5.)Фрагменты из произведений К. Г. Паустовского. К. Паустовский прекрасно знал природу, его пейзажи всегда были лиричны. Он рассказывает о сокровенной прелести природы людям, напоминая, что родная земля – самое великолепное для жизни, и мы должны её возделывать, беречь и охранять. Местоимения могут в нужном случае заменить имена существительные, прилагательные, числительные. Благодаря этому свойству они служат средством связи предложений в тексте. Среди предложений найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Во глубине России. 1.А еще дальше высокой стеной вздымались боярышник и шиповник. 2.Ветки их так переплелись, что казалось, будто огненные цветы шиповника и белые, пахнущие миндалем, цветы боярышника каким-то чудом распустились на одном и том же кусте. 3.Шиповник стоял, повернувшись большими цветами к солнцу, нарядный, совершенно праздничный, покрытый множеством острых бутонов. 4. Цветение его совпадало с самыми короткими ночами – нашими русскими, немного северными ночами, когда соловьи гремят в росе всю ночь напролет, зеленоватая заря не уходит с горизонта и в самую глухую пору ночи так светло, что на небе хорошо видны горные вершины облаков. 5. Кое-где на их снеговой крутизне можно заметить розоватый отблеск солнечного света. Лесные реки и каналы. 1.Сладковатый запах водяных лилий смешан с запахом смолы. 2.Иногда высокие камыши перегораживают каналы сплошными плотинами. 3.По берегам растет белокрыльник. 4.Листья его немного похожи на листья ландыша, но на одном листе прорисована широкая белая полоса, и издали кажется, что это цветут громадные снежные цветы. 5. Папоротник, ежевика, хвощи и мох наклоняются с берегов. 6. Если задеть рукой или веслом за космы мха, из него вылетает густым облаком яркая изумрудная пыль – споры кукушкиного льна. 7.Розовый кипрей цветет невысокими стенами. Леса. 1.Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. 2.Внизу, у подножия сосен, уже темно и глухо. 3Бесшумно летают и как будто заглядывают в лицо летучие мыши. 4.Какой-то непонятный звон слышен в лесах – звучание вечера, догоревшего дня. 5.А вечером блеснет наконец озеро, как черное, косо поставленное зеркало. 6.Ночь уже стоит над ним и смотрит в его темную воду, – ночь, полная звезд. 7.На западе еще тлеет заря, в зарослях волчьих ягод кричит выпь, и на мшарах бормочут и возятся журавли, обеспокоенные дымом костра. | Дедуктивный Групповое исследование Поисковый аналитический | Предлагает составить алгоритм правила с опорой на известные и вновь полученные знания Предлагает выполнить мини-тест Предлагает выполнить задание: вместо пропусков вставить окончания притяжательных местоимений, определить их синтаксическую роль. Определяет задания для работы в группах. Контролирует ход выполнения работ, направляет деятельность учеников. Предлагает объяснить значение фразеологизмов (из дом. задания) Предлагает задание по тексту. Осуществляет контроль имеющихся и полученных на уроке знаний обучающихся | Осуществляют поиск информации, необходимой для решения проблемы. Выслушивают мнение других по данному вопросу. Извлекают и фиксируют необходимую информацию Выполняют мини-тест письменно, ,проводят взаимопроверку Выполняют задание, находящееся в карте заданий Объединяются в группы, обсуждают, совместно решают поставленную проблему, выбирают представителя группы для озвучивания итогов выполнения задания Учащиеся рассказывают о лексическом значении устойчивых сочетаний, находят притяжательные местоимения Осуществляют поиск информации, необходимой для решения проблемы. Демонстрируют имеющиеся и вновь полученные на уроке знания | Словесная оценка учителя Взаимопроверка Взаимоконтроль. Словесная оценка учителя Словесная оценка учителя Словесная оценка учителя. |