Урок русского языка. 2 класс 10.12.2019 г
Тема: Способы проверки парных согласных на конце слова.
Цель: Формировать навыки проверки написания парных звонких и глухих согласных в конце слов
Задачи: 1. Дать понять учащимся, что парные согласные в конце слова произносятся одинаково глухо, и их написание нужно обязательно проверять либо изменением числа, либо подбором родственного слова, у которого после проверяемого согласного звука звучит гласный или звонкие согласные звуки [л], [м], [н], [р].
2. Способствовать развитию орфографической зоркости.
3. Содействовать воспитанию культуры учебного труда, воспитанию личностных качеств учащихся: взаимовыручки, дружелюбия, толерантности.
Тип урока: урок формирования новых знаний
Оборудование: презентация; задания-карточки для групповой работы, индивидуальные карточки для разноуровневой самостоятельной работы; клей – карандаш, кружки красного цвета SOS, сигналы !,+,-, картинки – ёж, медведь, волк, крот.
Ход урока
Организационный момент. Целевая установка.
( Ребятам сразу надеваю эмблемы – докладчик, секретарь, ответственный)
Я рада приветствовать вас в этом классе
Девчонок, мальчишек и мудрых гостей,
Пусть будет сегодня в этом классе
Светло, уютно и всем нам очень легко
Здравствуйте,
Давайте поприветствуем друг друга своими улыбками
Поздороваемся с друг другом
И подарим эти же улыбки нашим гостям
Поздороваемся с нашими гостями
( Поворачиваются и наклон головы)
Садитесь.
-Я желаю, вам ребята, чтобы вы сегодня на уроке, помогали друг другу
( картинка кошки помогают друг другу лезть на забор)
-Я желаю, чтобы вы всегда решали возникающие у вас проблемы вместе.
( картинка ребята помогают друг другу) .
- Чтобы вы открыли, что – то новое и интересное сегодня на уроке. (картинка «мальчик рука поднята вверх и лампочка сверху горит) .
- И самое главное, чтобы хорошее настроение всегда присутствовало на уроке (картинка «вода и острова виде лица).
Итак, устремимся по ступенькам знаний к новым открытиям.
Готовы!
- К сегодняшнему уроку я взяла высказывание Якуба Коласа:
«Только то знание делается нашим зрелым достоянием, когда мы приходим к нему, добываем его сами».
-Почему именно это высказывание? Как вы понимаете данное высказывание? (Потому что знания надо самостоятельно добывать.)
- Почему нам надо добывать знания самим? Зачем?
Зачем нам эти знания вообще? (Чтобы нам в практике пригодилось, чтобы мы могли применять их в жизни.)
- Ребята, а на прошлых уроках у вас получалось самостоятельно добывать знания? Да
-А как вы думаете, а сегодня у вас всё получится?
Все хором.
У НАС ВСЁ ПОЛУЧИТСЯ. ( на доске)
- Сегодня на уроке мы будем открывать новую тайну.
-А как мы открываем неизвестное?
(По шагам учебной деятельности)
- Посмотрите на доску. Назовите шаги учебной деятельности, которые вы должны будете обязательно выполнить. (Знаю. Не знаю. Сам найду способ.)
- Молодцы! Вы правильно определили шаги нашей работы.
- Кто же эти шаги должен сделать? (Мы сами.)
- Почему вы так считаете? (Главное правило ученика: «Делаю всё сам».)(на доске).
- Какая роль тогда будет у меня? (Вы будете нашим помощником.)
− Тогда в путь!
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии
− С чего вы начнете свою работу? (Мы начинаем работу с повторения необходимых знаний и пробного действия).
- Мы сегодня с вами работаем не в тетрадях, а вот в этом маршрутном листе.
- Возьмите этот лист и запишите число и классная работа.
- Начнём с игры «Верите ли вы…» Один ученик работает у доски и записывает ответы с обратной стороны доски. (Листочек с таблицей на доске, фломастер).
У каждого из вас на парте лежит таблица. Я буду задавать вопросы, а вы в первой строке ставьте «+», если согласны с утверждением, и «-», если не согласны. Вторая строка пока останется пустой.
Верите ли вы, что при произношении согласного звука воздух проходит свободно?-
Верите ли вы, что при произношении гласного звука воздух встречает преграду?-
Верите ли вы, что в слове река безударная гласная и? -
Верите ли вы, что в слове дежурный безударная гласная е?+
Верите ли вы, что Й, Л,М,Н,Р непарные звонкие? +
Верите ли вы, что звонкие согласные произносятся с голосом и шумом? +
Верите ли вы, что глухие согласные произносятся с шумом?+
Верите ли вы, что есть 6 пар парных согласных по звонкости и глухости?+
Верите ли вы, что в слове утюг на конце слова пишется буква к ?-
Верите ли вы, что в слове автобус на конце слова пишется буква с?+
- Проверяем. А ребята сигналят знаками, если они согласны или не согласны с учеником, работающим у доски.
И во втором столбце ставим знак «+» , если правильно ответили и «-« , если неправильно ответили.
- Ребята, где у нас возникла проблема? В написании парных согласных на конце слова.
- Почему она у нас возникла? (недостаточно знаний).
- Мы выяснили, где у нас возникло незнание? (ставим карточку)
- Значит, наш следующий шаг? Сами найдем способ.
-Это вам интересно? (Да.)
- Ребята, тогда возьмите на столе «Лист самооценки». Оцените себя, свои знания на начало урока, что вы знаете о парных согласных, о правописании парных согласных. Поставьте плюс или минус.
- Как вы себя оценили? Кто знает всё и может рассказать другим.
(выходят ребята)
- А где именно возникла у нас проблема? В правописании парных согласных на конце слова.
- Но всё - таки поделитесь своими догадками, предположениями, о том, как вы думаете, что вы знаете о парных согласных и правописании парных согласных, а я данные предположения буду фиксировать на доске. (Записываю все правильные и неправильные ответы, под каждым вопросом).
Парные согласные. Правописание парных согласных на конце слова. (на доске)
( это звонкие и глухие; звонкие на конце слова оглушаются; б-п, в-ф, ж-ш, з-с, г-к, з-с; надо слово изменить так, чтобы после парного согласного стояла гласная; надо позвать на помощь ударение; изменить слово – один – много, чтобы стоял на конце гласный) (на доске)
- Итак, вот ваши предположения, догадки и мы пока поставим знаки вопроса, до выяснения, кто же прав, какие утверждения верны, так как у нас нет эталона.
Построение проекта выхода из затруднения.
- Какую цель поставим перед собой? (Узнать о правописании парных согласных на конце слова).
- Тогда определите, какое новое знание мы сегодня открываем, т.е. тему нашего урока. (Правописание парных согласных на конце слова.)
- Чтобы достичь цели, что надо сделать? (Надо составить план.)
- Как вы думаете, чтобы решить возникшую проблему, какие источники информации помогут вам? (Учитель, учебник, наши старые знания, книги, интернет, карточки с заданием.)
- Давайте вместе составим план работы. (вывешиваю на доску.)
- Что сначала вы должны сделать? (узнать о правописании парных согласных на конце слова в научных источниках)
- Что дальше? Обычно в таких словах есть ловушки, вот как сейчас. Значит, что будем делать? (Находить и исправлять ошибки.)
- А когда мы получим знания, что мы должны сделать? (Применять эти знания).
Итак, мы составили план, спланировали свою деятельность.
Реализация построенного проекта.
Итак, работаем по плану.
- Я предлагаю вам побывать в роли исследователей, а чем занимаются исследователи?
Ответы детей:
- Ищут ответы на вопросы.
- Наблюдают.
- Проверяют свои догадки.
- А что вы будете исследовать? Исследовать слова с парными согласными на конце слова и ответить на вопросы, которые вызвали затруднения.
И в этом нам поможет учебник или какая – то информация научная.
Я положила вам на стол информацию, а вы постарайтесь найти
ответы на вопросы, подчеркнув их карандашом, а затем вставьте нужную букву в слова.
ПРОВЕРКА ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ.
Парные согласные (б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с) в конце слова надо проверять, потому что их произношение и написание могут не совпадать. На конце слова звонкие согласные оглушаются.
Для проверки парных по звонкости- глухости согласных в конце слова надо изменить слово так, чтобы после парного согласного звука шёл гласный.
Изменяй слово так: один – много (шкаф – шкафы, дуб- дубы).
Или можно добавить слово- НЕТ. Снег – (нет) снега.
Вопрос | ответ |
1. Назови парные согласные? | |
2. Почему надо проверять на конце слова парные согласные по звонкости- глухости? | |
3.Как проверить парные согласные на конце слова? | |
4. Приведи пример. Запиши слово с парной согласной на конце слова, припиши проверочное слово | |
Если у вас возникнут затруднения в ходе работы, тогда воспользуйтесь карточкой – помощником -красного цвета, которая есть у каждого, она будет сигналом для меня, и я готова буду оказать вам помощь-консультацию.
(Ребята работают)
Проверка
- Я смотрю, исследователи готовы, тогда проверяем, что же вы узнали, когда сами искали ответы на вопросы.
- Отвечаем на вопросы.
1. Назови парные согласные?
2. Почему надо проверять на конце слова парные согласные по звонкости- глухости?
3. Как проверить парные согласные на конце слова?
4. Какие примеры с парной согласной вы придумали.
- Зная, как можно проверить парные согласные, теперь я думаю, легко справиться с заданием, которое вызвало у нас затруднения. Возвращаемся к этому заданию.
Утю.. – утюги
Автобу.. - автобусы
- Смотрим на кластер, на наши предположения и убираем, какие неверные и добавляем то знание, которого нет на доске.
- Мы преодолели затруднение? (да)
4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Какой ваш следующий шаг на уроке? (Находить и исправлять ошибки.)
- Поиграем с вами в игру «Доскажи словечко», а работать будем в паре.
-Запишите нужное слово по смыслу, при этом пользуйтесь словами для справок, подчеркните на конце слова парную согласную и рядом запишите проверочное слово.
- Подчеркни карандашом, тех животных, которые на зиму ложатся в спячку?
Колючий как … (ёж).
Неуклюжий как … (медведь).
Сильный как …. (лев).
Слепой как … (крот).
Голодный как … (волк).
Слова для справок: медве . ь, ё . , вол . , ле . .
-Пары готовы. Пары смотрят на эталон и просигналят, так ли вы выполнили задание.
-Так как же правильно написать на конце слова парную согласную.
-Объясните, парные согласные спорят, что нужно сделать?
- Так, а какие животные ложатся в спячку, а какие – нет? Почему?
6. Включение в систему знаний и повторение
-Переходим к какому пункту плана? К третьему пункту - Применять знания.
( Слайд. Деревья и идёт снег)
- Итак, пока некоторые животные спят, а другие рыщут по лесу в поисках пищи, давайте зайдём с вами в зимний лес. Посмотрите, какой красивый лес зимой. Особенно очень красивый, когда заснеженный. У нас тоже ребята есть свои деревья. Посмотрите по классу, но они у нас какие? Их ещё не коснулась зима. Правда? Не коснулась, они стоят без снега. Сегодня мы укутаем эти деревья, чтобы они зимой не замёрзли. А укрывать вы их будете снежинками с парными согласными. А работать вы будете в группе.
- В группе должны быть роли.
-Кто должен быть в группе?
Самый главный, кто распределят роли. Ответственный.
-У вас будет докладчик, секретарь, который будет записывать ваши мысли, а хранителем времени буду я.
- Будем работать следующим образом.
Первые три парты, первая группа, второй ряд следующие три парты, третьей ряд – следующие три парты и оставшиеся парты – четвертая группа.
-Выберите себе дерево и укутайте снежинками - словами с парными согласными на конце слова при этом вставляем нужную букву и приписываем проверочное слово (хле. - ), а затем приклеиваем на дерево, а также вы должны придумать своё слово и записать на пустой снежинке.
Распределите роли (на партах участник, докладчик, секретарь и участники).
-Секретарь записывает ваши мысли, участники -приклеивают, а докладчик контролирует и готовится к выступлению, организатор следит за дисциплиной в группе.
(Ребята работают в группах)
-Группы распались.
Выходят докладчики.
-Проверим выполнение работ в группах.
-Первая группа- докладчик. Называем слова, вставленную букву и проверочное слово и называем своё слово.
- Какая группа понравилась больше всего, лучше всего, быстрее справилась и правильней.
- Я считаю, что все работали хорошо и все молодцы, так как работали на общий результат.
9. Рефлексия.
- А сейчас пришло время подвести итог нашей работы.
- Какая цель была нашей работы? Что мы с вами делали? Учились правильно писать на конце слова парные согласные.
-Давайте же вспомним, что нужно помнить, чтобы правильно написать парную согласную на конце слова? (надо слово …..
-Или какой это способ? Один – много
- А где нам эти знания пригодятся? Чтобы не допускать ошибок и правильно писать.
- А сейчас я хочу, чтобы вы взяли лист самооценки и оценили свои знания на конец урока
- А если у вас знаний стало больше, то оцените себя, как вы сегодня работали на уроке. Возьмите следующую карточку. Выберите нужные слова и оцените себя.
-Вы сегодня очень хорошо поработали.
Добыть знания самостоятельно – это значит хорошо потрудиться.
А я считаю, что вы сегодня очень хорошо потрудились и зажгли огоньки своих фонариков внутри себя, своими знаниями, вы сегодня поработали хорошо. Я хочу сказать вам:
« Урок наш окончен,
И выполнен план,
Спасибо, ребята,
Огромное вам.
За то, что упорно
Усердно трудились,
И знания ваши
Нам всем пригодились.
И я хочу закончить словами:
«У вас всё получилось»
Хором «У нас всё получилось».
5