СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Проверка парных согласных на конце слова".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия нового знания. Использована технология системно- деятельностного подхода и приёмы критического мышления.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Проверка парных согласных на конце слова".»

Урок русского языка. 2 класс 10.12.2019 г


Тема: Способы проверки парных согласных на конце слова.

Цель: Формировать навыки проверки написания парных звонких и глухих согласных в конце слов

Задачи: 1. Дать понять учащимся, что парные согласные в конце слова произносятся одинаково глухо, и их написание нужно обязательно проверять либо изменением числа, либо подбором родственного слова, у которого после проверяемого согласного звука звучит гласный или звонкие согласные звуки [л], [м], [н], [р].

2. Способствовать развитию орфографической зоркости.

3. Содействовать воспитанию культуры учебного труда, воспитанию личностных качеств учащихся: взаимовыручки, дружелюбия, толерантности.

Тип урока: урок формирования новых знаний

Оборудование: презентация; задания-карточки для групповой работы, индивидуальные карточки для разноуровневой самостоятельной работы; клей – карандаш, кружки красного цвета SOS, сигналы !,+,-, картинки – ёж, медведь, волк, крот.


Ход урока

  1. Организационный момент. Целевая установка.

( Ребятам сразу надеваю эмблемы – докладчик, секретарь, ответственный)

Я рада приветствовать вас в этом классе

Девчонок, мальчишек и мудрых гостей,

Пусть будет сегодня в этом классе

Светло, уютно и всем нам очень легко

Здравствуйте,

Давайте поприветствуем друг друга своими улыбками

Поздороваемся с друг другом

И подарим эти же улыбки нашим гостям

Поздороваемся с нашими гостями

( Поворачиваются и наклон головы)

Садитесь.

-Я желаю, вам ребята, чтобы вы сегодня на уроке, помогали друг другу

( картинка кошки помогают друг другу лезть на забор)

-Я желаю, чтобы вы всегда решали возникающие у вас проблемы вместе.

( картинка ребята помогают друг другу) .

- Чтобы вы открыли, что – то новое и интересное сегодня на уроке. (картинка «мальчик рука поднята вверх и лампочка сверху горит) .

- И самое главное, чтобы хорошее настроение всегда присутствовало на уроке (картинка «вода и острова виде лица).

Итак, устремимся по ступенькам знаний к новым открытиям.

Готовы!

- К сегодняшнему уроку я взяла высказывание Якуба Коласа:

«Только то знание делается нашим зрелым достоянием, когда мы приходим к нему, добываем его сами».

-Почему именно это высказывание? Как вы понимаете данное высказывание? (Потому что знания надо самостоятельно добывать.)

- Почему нам надо добывать знания самим? Зачем?

Зачем нам эти знания вообще? (Чтобы нам в практике пригодилось, чтобы мы могли применять их в жизни.)

- Ребята, а на прошлых уроках у вас получалось самостоятельно добывать знания? Да

-А как вы думаете, а сегодня у вас всё получится?


Все хором.

У НАС ВСЁ ПОЛУЧИТСЯ. ( на доске)


- Сегодня на уроке мы будем открывать новую тайну.

-А как мы открываем неизвестное?

(По шагам учебной деятельности)

- Посмотрите на доску. Назовите шаги учебной деятельности, которые вы должны будете обязательно выполнить. (Знаю. Не знаю. Сам найду способ.)

- Молодцы! Вы правильно определили шаги нашей работы.

- Кто же эти шаги должен сделать? (Мы сами.)

- Почему вы так считаете? (Главное правило ученика: «Делаю всё сам».)(на доске).

- Какая роль тогда будет у меня? (Вы будете нашим помощником.)

− Тогда в путь!

  1. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

− С чего вы начнете свою работу? (Мы начинаем работу с повторения необходимых знаний и пробного действия).

- Мы сегодня с вами работаем не в тетрадях, а вот в этом маршрутном листе.

- Возьмите этот лист и запишите число и классная работа.

- Начнём с игры «Верите ли вы…» Один ученик работает у доски и записывает ответы с обратной стороны доски. (Листочек с таблицей на доске, фломастер).

У каждого из вас на парте лежит таблица. Я буду задавать вопросы, а вы в первой строке ставьте «+», если согласны с утверждением, и «-», если не согласны. Вторая строка пока останется пустой.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10






















  1. Верите ли вы, что при произношении согласного звука воздух проходит свободно?-

  2. Верите ли вы, что при произношении гласного звука воздух встречает преграду?-

  3. Верите ли вы, что в слове река безударная гласная и? -

  4. Верите ли вы, что в слове дежурный безударная гласная е?+

  5. Верите ли вы, что Й, Л,М,Н,Р непарные звонкие? +

  6. Верите ли вы, что звонкие согласные произносятся с голосом и шумом? +

  7. Верите ли вы, что глухие согласные произносятся с шумом?+

  8. Верите ли вы, что есть 6 пар парных согласных по звонкости и глухости?+

  9. Верите ли вы, что в слове утюг на конце слова пишется буква к ?-

  10. Верите ли вы, что в слове автобус на конце слова пишется буква с?+

- Проверяем. А ребята сигналят знаками, если они согласны или не согласны с учеником, работающим у доски.

И во втором столбце ставим знак «+» , если правильно ответили и «-« , если неправильно ответили.

- Ребята, где у нас возникла проблема? В написании парных согласных на конце слова.

- Почему она у нас возникла? (недостаточно знаний).

- Мы выяснили, где у нас возникло незнание? (ставим карточку)

- Значит, наш следующий шаг? Сами найдем способ.

-Это вам интересно? (Да.)

- Ребята, тогда возьмите на столе «Лист самооценки». Оцените себя, свои знания на начало урока, что вы знаете о парных согласных, о правописании парных согласных. Поставьте плюс или минус.


- Как вы себя оценили? Кто знает всё и может рассказать другим.

(выходят ребята)

- А где именно возникла у нас проблема? В правописании парных согласных на конце слова.

- Но всё - таки поделитесь своими догадками, предположениями, о том, как вы думаете, что вы знаете о парных согласных и правописании парных согласных, а я данные предположения буду фиксировать на доске. (Записываю все правильные и неправильные ответы, под каждым вопросом).

Парные согласные. Правописание парных согласных на конце слова. (на доске)

( это звонкие и глухие; звонкие на конце слова оглушаются; б-п, в-ф, ж-ш, з-с, г-к, з-с; надо слово изменить так, чтобы после парного согласного стояла гласная; надо позвать на помощь ударение; изменить слово – один – много, чтобы стоял на конце гласный) (на доске)

- Итак, вот ваши предположения, догадки и мы пока поставим знаки вопроса, до выяснения, кто же прав, какие утверждения верны, так как у нас нет эталона.


  1. Построение проекта выхода из затруднения.

- Какую цель поставим перед собой? (Узнать о правописании парных согласных на конце слова).

- Тогда определите, какое новое знание мы сегодня открываем, т.е. тему нашего урока. (Правописание парных согласных на конце слова.)

- Чтобы достичь цели, что надо сделать? (Надо составить план.)

- Как вы думаете, чтобы решить возникшую проблему, какие источники информации помогут вам? (Учитель, учебник, наши старые знания, книги, интернет, карточки с заданием.)

- Давайте вместе составим план работы. (вывешиваю на доску.)

- Что сначала вы должны сделать? (узнать о правописании парных согласных на конце слова в научных источниках)

- Что дальше? Обычно в таких словах есть ловушки, вот как сейчас. Значит, что будем делать? (Находить и исправлять ошибки.)

- А когда мы получим знания, что мы должны сделать? (Применять эти знания).

Итак, мы составили план, спланировали свою деятельность.

  1. Реализация построенного проекта.

Итак, работаем по плану.

- Я предлагаю вам побывать в роли исследователей, а чем занимаются исследователи?

Ответы детей:

- Ищут ответы на вопросы.

- Наблюдают.

- Проверяют свои догадки.


- А что вы будете исследовать? Исследовать слова с парными согласными на конце слова и ответить на вопросы, которые вызвали затруднения.

И в этом нам поможет учебник или какая – то информация научная.

Я положила вам на стол информацию, а вы постарайтесь найти

ответы на вопросы, подчеркнув их карандашом, а затем вставьте нужную букву в слова.

ПРОВЕРКА ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ.

Парные согласные (б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с) в конце слова надо проверять, потому что их произношение и написание могут не совпадать. На конце слова звонкие согласные оглушаются.

Для проверки парных по звонкости- глухости согласных в конце слова надо изменить слово так, чтобы после парного согласного звука шёл гласный.

Изменяй слово так: один – много (шкаф – шкафы, дуб- дубы).

Или можно добавить слово- НЕТ. Снег(нет) снега.


Вопрос

ответ

1. Назови парные согласные?


2. Почему надо проверять на конце слова парные согласные по звонкости- глухости?


3.Как проверить парные согласные на конце слова?


4. Приведи пример. Запиши слово с парной согласной на конце слова, припиши проверочное слово



Если у вас возникнут затруднения в ходе работы, тогда воспользуйтесь карточкой – помощником -красного цвета, которая есть у каждого, она будет сигналом для меня, и я готова буду оказать вам помощь-консультацию.


(Ребята работают)

Проверка

- Я смотрю, исследователи готовы, тогда проверяем, что же вы узнали, когда сами искали ответы на вопросы.

- Отвечаем на вопросы.

1. Назови парные согласные?

2. Почему надо проверять на конце слова парные согласные по звонкости- глухости?

3. Как проверить парные согласные на конце слова?

4. Какие примеры с парной согласной вы придумали.


- Зная, как можно проверить парные согласные, теперь я думаю, легко справиться с заданием, которое вызвало у нас затруднения. Возвращаемся к этому заданию.


Утю.. – утюги

Автобу.. - автобусы


- Смотрим на кластер, на наши предположения и убираем, какие неверные и добавляем то знание, которого нет на доске.


- Мы преодолели затруднение? (да)


4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Какой ваш следующий шаг на уроке? (Находить и исправлять ошибки.)

- Поиграем с вами в игру «Доскажи словечко», а работать будем в паре.

-Запишите нужное слово по смыслу, при этом пользуйтесь словами для справок, подчеркните на конце слова парную согласную и рядом запишите проверочное слово.

- Подчеркни карандашом, тех животных, которые на зиму ложатся в спячку?

Колючий как … (ёж).

Неуклюжий как … (медведь).

Сильный как …. (лев).

Слепой как … (крот).

Голодный как … (волк).

Слова для справок: медве . ь, ё . , вол . , ле . .

-Пары готовы. Пары смотрят на эталон и просигналят, так ли вы выполнили задание.

-Так как же правильно написать на конце слова парную согласную.

-Объясните, парные согласные спорят, что нужно сделать?

- Так, а какие животные ложатся в спячку, а какие – нет? Почему?

6. Включение в систему знаний и повторение

-Переходим к какому пункту плана? К третьему пункту - Применять знания.

( Слайд. Деревья и идёт снег)

- Итак, пока некоторые животные спят, а другие рыщут по лесу в поисках пищи, давайте зайдём с вами в зимний лес. Посмотрите, какой красивый лес зимой. Особенно очень красивый, когда заснеженный. У нас тоже ребята есть свои деревья. Посмотрите по классу, но они у нас какие? Их ещё не коснулась зима. Правда? Не коснулась, они стоят без снега. Сегодня мы укутаем эти деревья, чтобы они зимой не замёрзли. А укрывать вы их будете снежинками с парными согласными. А работать вы будете в группе.

- В группе должны быть роли.

-Кто должен быть в группе?

Самый главный, кто распределят роли. Ответственный.

-У вас будет докладчик, секретарь, который будет записывать ваши мысли, а хранителем времени буду я.

- Будем работать следующим образом.

Первые три парты, первая группа, второй ряд следующие три парты, третьей ряд – следующие три парты и оставшиеся парты – четвертая группа.

-Выберите себе дерево и укутайте снежинками - словами с парными согласными на конце слова при этом вставляем нужную букву и приписываем проверочное слово (хле. - ), а затем приклеиваем на дерево, а также вы должны придумать своё слово и записать на пустой снежинке.

Распределите роли (на партах участник, докладчик, секретарь и участники).

-Секретарь записывает ваши мысли, участники -приклеивают, а докладчик контролирует и готовится к выступлению, организатор следит за дисциплиной в группе.


(Ребята работают в группах)

-Группы распались.

Выходят докладчики.

-Проверим выполнение работ в группах.

-Первая группа- докладчик. Называем слова, вставленную букву и проверочное слово и называем своё слово.

- Какая группа понравилась больше всего, лучше всего, быстрее справилась и правильней.

- Я считаю, что все работали хорошо и все молодцы, так как работали на общий результат.


9. Рефлексия.

- А сейчас пришло время подвести итог нашей работы.

- Какая цель была нашей работы? Что мы с вами делали? Учились правильно писать на конце слова парные согласные.

-Давайте же вспомним, что нужно помнить, чтобы правильно написать парную согласную на конце слова? (надо слово …..

-Или какой это способ? Один – много

- А где нам эти знания пригодятся? Чтобы не допускать ошибок и правильно писать.

- А сейчас я хочу, чтобы вы взяли лист самооценки и оценили свои знания на конец урока

- А если у вас знаний стало больше, то оцените себя, как вы сегодня работали на уроке. Возьмите следующую карточку. Выберите нужные слова и оцените себя.

-Вы сегодня очень хорошо поработали.

Добыть знания самостоятельно – это значит хорошо потрудиться.

А я считаю, что вы сегодня очень хорошо потрудились и зажгли огоньки своих фонариков внутри себя, своими знаниями, вы сегодня поработали хорошо. Я хочу сказать вам:

« Урок наш окончен,

И выполнен план,

Спасибо, ребята,

Огромное вам.

За то, что упорно

Усердно трудились,

И знания ваши

Нам всем пригодились.

И я хочу закончить словами:

«У вас всё получилось»


Хором «У нас всё получилось».

5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!