6
Урок русского языка в 7 классе
Дата :
Урок№41-42
ТЕМА: Слитно-дефисно-раздельное написание слов
Правописание сложных прилагательных, существительных, предлогов, местоимений.
Цель:
-
Повторить основные случаи слитного, раздельного и дефисного написания сложных прилагательных, существительных, местоимений;
-
учить находить и объяснять все типы написания; применять правила разных типов орфограмм;
-
развивать умение актуализации полученных знаний;
-
воспитывать чувство ответственности и сознательное отношение к учебному труду.
Оборудование: раздаточный материал, дополнительный материал, компьютерная презентация
Ход урока I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
- От чего зависит написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях?
( под ударением пишем НЕ , а без ударения – НИ)
- Как пишутся отрицательные местоимения с НЕ и НИ? ( слитно и в три слова , если между частицей и местоимением есть предлог).
Учитель:
Чтобы знания были впрок, следует вспомнить прошлый урок.
Перед тем, как перейти к повторению материала о слитно-дефисно-раздельном написании, выполним несколько заданий на повторение материала о правописании НЕ со словами разных частей речи.
Словарный диктант "По следам выполненных упражнений" с взаимопроверкой или самопроверкой Не терпит неправды, не широкая, а узкая река; невысокий дом; невзирая на трудности; не большая, а маленькая книга; книга небольшая, а интересная; не отражаясь в зеркале; нескошенный луг; задача не решённая, а только начатая; калитка не закрыта; не исправленная вовремя ошибка; не пуская в комнату; ненавидя ложь.
III. Постановка учебной задачи.
-
Осмысление заголовка темы с его конца.
Для начала попытаемся ответить на следующие вопросы:
-
Что мы уже можем сказать о теме? (речь идет о правописании сложных прилагательных, существительных, некоторых местоимений)
-
Что значит сложные слова? (состоят из 2-х и более корней)
-
Как они могут писаться? (слитно или через дефис)
2. Постановка цели урока учениками.
Исходя из того, что мы выяснили, попытаемся все вместе сформулировать цель нашего урока. Итак, что нужно выяснить на сегодняшнем уроке? (надо выяснить условия слитного и дефисного написания прилагательных, существительных, местоимений, предлогов.
Учитель: Чтобы вспомнить правила правописания некоторых слов, к которым сегодня будем обращаться, предлагаю работу с текстом.
IV. Работа с книгой упр№151

V. Актуализация знаний
– Какие прилагательные, существительные называются сложными? (Прилагательные и существительные, имеющие два корня, называются сложными.)
– Как пишутся сложные прилагательные и существительные? (Слитно и через дефис.)
- Когда сложные прилагательные пишутся слитно? Приведите примеры.
Ученик: Прилагательные, которые образовались из словосочетаний, в которых одно слово главное, а другое зависимое, пишутся слитно. Слитно также пишутся прилагательные, первая часть которых- имя числительное и которые образовались от сложных существительных.
Например: железная дорога (железнодорожный), пять лет (пятилетний), синие глаза (синеглазый), водопроводный (водопровод)
- Какие прилагательные пишутся через дефис? Приведите примеры.
Ученик: Прилагательные, которые могут быть заменены двумя равноправными словами с союзом И, обозначающие оттенок цвета, образованные от сложных существительных, пишущихся через дефис и прилагательные, являющиеся собственными наименованиями, а также начинающимися со слов восточно-, западно-, северно-, южно-, пишутся через дефис.
Например: немецкий и русский (немецко-русский), фабричный и заводской (фабрично-заводской), северо-запад (северо-западный), бело-розовый, тёмно-серый, Южно- Китайское, Петропавловск- Камчатский )
- А какие сложные существительные пишутся слитно? Приведите примеры.
Ученик: Все сложные существительные с соединительными гласными О и Е или без них, а также существительные с первой частью пол- перед согласными, частью полу- всегда пишутся слитно.
Например: Солнцепёк, баснописец, детсад, полдома, полтетради, полчаса, полувековой.
- Какие существительные пишутся через дефис?
Ученик: Сложные существительные, которые обозначают название промежуточных стран света, одно понятие, образованное из двух самостоятельных слов, а также существительные, имеющие в первой части пол- перед гласными, прописными и Л, пишутся через дефис.
Например: юго-восток, плащ-палатка, кафе-мороженое, пол-луковицы, пол-арбуза, пол-яблока, пол-озера, пол-улицы, пол- Корочи, пол-России.
- Приведите примеры местоимений, пишущихся через дефис. К какому разряду они относятся? (неопределённые).
Кто-либо, какой-нибудь, кем-то, кое - что.
-Как ещё могут писаться такие местоимения?
Ученик: Они могут писаться в три слова, если между местоимением и частями –то, -либо, - нибудь и –кое стоит предлог.
Учитель: На практике проверить можно точно, кто смог теорию усвоить прочно. 4. Работа по закреплению материала
1. Списывание с группировкой (1 вариант).
Распределите слова в две колонки. Объясните их написание.
Образец. Слитно Через дефис
морозоустойчивый бело-розовый
Древнерусская литература, кое- кто, русско-французский словарь, двухгодичные курсы, кому-либо, юго-восточный район, чугунолитейный цех, металлорежущий станок, кого-нибудь, пятиэтажное здание, ярко-жёлтая косынка , шахматно-шашечная секция, чего-то, серо-голубое небо.
2. Упражнение "Замена" (2 вариант).
Запишите данные слова словосочетаниями "прилагательное + существительное". Объясните написание сложных прилагательных.
Образец. Завод по ремонту вагонов – вагоноремонтный завод.
Завод, строящий корабли - кораблестроительный завод,
Река, по которой ходят суда - судоходная река,
Предприятие по переработке нефти - нефтеперерабатывающее предприятие,
Страны Южной Америки - южноамериканские страны,
Поход в десять километров – десятикилометровый поход,
факультет физики и математики - физико-математический факультет
Монета в пять копеек - пятикопеечная монета.
природа Дальнего Востока – дальневосточная природа
дом в десять этажей - десятиэтажный дом
паруса разного цвета – разноцветные паруса
вкус сладкий и кислый – кисло-сладкий вкус
собрание отчетное и выборное – отчётно-выборное собрание
4. Тест по вариантам
Укажите примеры с дефисным написанием.
1 вариант
а) уныло(кислое) выражение лица;
б) древне(греческий) поэт;
в) добро(желательный) тон в разговоре;
г) пепельно(серый) цвет волос;
д) вагоно(строительный) завод;
е) обошли (пол) Киева;
ж) (кое)кому рассказать
2 вариант
Указать примеры со слитным написанием. а) нежно(голубая) полоса;
б) водо(плавающая) птица ;
в) прошло(годний) лист;
г) тонко(ногие) цапли;
д) (пол)тарелки супа;
е) (полу)вековой юбилей;
ж) кем(нибудь) заменить
- Что общего у приставки кое- и суффиксов -то, -либо, -нибудь?
ИТОГ УРОКА
Сегодня на уроке мы закрепили навык слитного, раздельного и дефисного написания существительных, прилагательных, местоимений, надеюсь, что материал всеми был понят и усвоен хорошо.
Рефлексия
Как бы вы определили для себя сегодняшнюю тему?
С правой стороны от меня встаньте те, кто считает, что материал ему дался КАК ДВАЖДЫ ДВА ( легко)
Слева те, кому - С ГОРЕМ ПОПОЛАМ (кое-как, с большим трудом)
Учитель: Чтобы упрочить ваши знания, даю домашнее задание.
Домашнее задание: Упр.153, стр. 61, ЗСП – 6, Упр. 154
Материалы к уроку:
Белокаменный
белокрылый
белоствольный
ближневосточный
вагоноремонтный
восьмиэтажный
головокружительный
громкоголосый
дальневосточный
двухъярусный
девятиградусный
деревообрабатывающий
длинноногий
добродушный
железнодорожный
кареглазый
кофеварочный
красногрудый
краснознамённый
краснощёкий
кровожадный
лесозащитный
низкосортный
перочинный
правоохранительный
пятиконечный
светлоликий
свободолюбивый
североамериканский
седобородый
семилетний
сизокрылый
снегоуборочный
среднеазиатский
темнокожий
теплолюбивый
трёхметровый
узколицый
центральноафриканский
чёрноволосый
черноглазый
четырёхмесячный
шестислойный
бархатисто-мохнатый
безнадёжно-печальный
берёзово-еловый
берёзово-осиновый
беспечно-весёлый
бумажно-картонный
варёно-копчёный
вертолётно-десантный
весенне-летний
взлётно-посадочный
вишнёво-малиновый
воздушно-десантный
глинисто-песчаный
горько-сладкий
горько-солёный
дворцово-парковый
дворянско-помещичий
документально-исторический
жеманно-капризный
журнально-газетный
кисло-сладкий
лечебно-физкультурный
осенне-зимний
песенно-танцевальный
пышно-зелёный
робко-доверчивый
солоновато-горький
багрово-красный
блёкло-лиловый
голубовато-серый
дымчато-синий
золотисто-жёлтый
золотисто-коричневый
изжёлта-зелёный
изжёлта-красный
изумрудно-зелёный
иссиня-белый
кораллово-красный
кроваво-красный
матово-белый
небесно-голубой
нежно-зелёный
оливково-жёлтый
оранжево-жёлтый
светло-бежевый
серебристо-белый
серо-буро-малиновый
серо-коричневый
сине-зелёный
тёмно-лиловый
фиолетово-чёрный
ярко-жёлтый
северо-восточный
северо-западный
юго-восточный
юго-западный
6