Класс: 5 «Б»
Дата: 6 марта 2024
Предмет: русский язык
Тема урока: Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными.
Цели урока:
Развивающие: Формировать лингвистическую и языковую компетенцию: знать правило о правописании не с существительными; уметь с помощью алгоритма применять данное правило на практике.
Воспитательные: Воспитание культуры общения, речи и поведения; вызвать заинтересованность в получении знаний; побудить учащихся к активности; воспитывать бережное отношение к слову как духовной ценности народа.
Образовательные: Развивать коммуникативные умения, а именно: формулировать вопрос и давать ответ на грамматическую тему; осуществлять речевое взаимодействие в мобильной группе; создавать собственные тексты на заданную тему; активно слушать художественную речь; развивать логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, планировать свое высказывание.
Планируемые результаты:
Предметные: формировать умение использовать правильный способ действия при выборе слитного и раздельного написания не с именами существительными.
Метапредметные:
Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования условий написания не с именами существительными.
Личностные: Формирование устойчивой мотивации к обучению, навыков анализа, конструирования, проектной работы по алгоритму с перспективой самодиагностики результатов.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер
Оргмомент. Мотивация.
Я расскажу вам одну притчу. Жил-был великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был один человек, завидующий его славе. И вот он решил придумать и задать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. Пошел этот человек на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: какая бабочка у меня в руках - живая или мертвая? Если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если скажет – мертвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее.
Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у мудреца: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший,- живая или мертвая? И тогда мудрец ответил : «Все в твоих руках». Все в ваших руках, ребята! А сейчас поднимите тихонько свои ладошки кверху и откройте их. У вас из рук выпорхнула бабочка успеха. И весь урок, я надеюсь, она будет летать над вами.
Запись в тетрадях и на доске: число, классная работа.
1)Синтаксическая пятиминутка «Составь предложение и сделай синтаксический разбор предложения». Работа двух минигрупп по 3 человека.
В карточках записаны предложения:
1 группа
Из предложения Вдоль дорожки мы собирали незабудки выписать существительное, которое является дополнение;
Из предложения В саду цветут астры выписать сказуемое и поставить его в прошедшем времени;
Из предложения Ещё в полях белеет снег выписать обстоятельство, поставить слово в предложном падеже в единственном числе;
Из предложения Лось вышел на опушку леса и заревел выписать обстоятельство, поставить слово в предложном падеже;
Из предложения Роняет лес багряный свой убор выписать подлежащее и поставить его в родительном падеже.
Незабудки цвели в поле и на опушке леса.
2 группа
1. Из предложения Парашютисты опустились в центре стадиона
взять сказуемое.
2. Из предложения Вдруг послышались легкие шаги
взять определение.
3. Добавить подлежащее из предложения На щеках тают снежинки.
4. Взять существительное, выступающее в роли дополнения
Тропинки в саду засыпали листья.
(Употребить данное существительное в винительном падеже с предлогом на).
Опустились легкие снежинки на тропинки.
2) Фронтальный опрос класса ( слайд)
Я нарисую март карандашом
Прозрачным, призрачным пейзажем.
Он ляжет на листок в альбоме
Весенним свежим вернисажем.
3)Словарно-орфографическая работа (написано на доске):
По алле.., (не)вежа, врач..м, рож.., плам..нем, (много) задач.., (не)настье, об арми.., пейзаж..м, ц..ркуль.
(работают самостоятельно, далее у доски по 1 ученику объясняют орфограммы).
III. Целеполагание
- Написание каких слов нам трудно объяснить? Почему? (написание НЕ с именами существительными)
- Сформулируйте тему нашего урока. Запишите ее в тетрадь.
- Как вы думаете, какова же цель нашего урока? (Научиться писать НЕ с существительными)
- А что для этого надо сделать? (Выявить условия написания НЕ с именами существительными)
Материал для наблюдения ( слайды)
4. Распределительный диктант
(Не)настье, (не)доразумение, (не)друг; (не)друг, а враг; (не)знайка, (не)погода, (не)досол, (не)вежливость; (не)вежливость, а грубость; (не)урожай, (не)счастье; (не)счастье, а горе; (не)приятель, (не)нависть, (не)дочет, (не)развитость, (не)доумение, (не)ряха, (не)рушимость; (не)задача, а пример, (не)решительность, (не)брежность; (не)слон, (не)лесть, а правда.
А теперь , ребята, давайте поиграем в игру «Найди синоним. Устно.
Неприятель | Выдумка |
Небылица Неуверенность Недоверие | Грубость Горе Случайная ошибка |
Несмелость | Противник, враг |
Ненависть | Робость |
Невежливость Недоразумение Несчастье Неправда | Вражда Ложь Отсутствие доверия Сомнение |
Исправьте ошибки в предложениях. ( слайд)
Недоверие, а сомнение закралось в сердце.
Случившееся показалось мне настоящим не счастьем.
С неряхой мало кто общается.
В любом ожидании страшнее всего не известность.
Трудно преодолеть не ловкость, когда оказываешься среди незнакомых людей.
Закончите предложение так, чтобы было противопоставление.
(Не)погода помешала уборке снега, а …
(Не)удача помогло исследователю, а …
(Не)друг ты мне, а …
(Не)воля ожидала его, а …
Говорить (не)правду, а ...
Тест по теме «Не с существительными»( на листочках) А. Не существительным пишется слитно, так как не употребляется без не.
1. Мешала (не)погода, а другие обстоятельства.
2. Полная (не) лепица.
3. Причина (не) успеваемости.
Б. Не с существительным пишется слитно, так как можно заменить синонимом или близким по значению выражением.
1. Прилив (не) нависти.
2. (Не) знание предмета.
3. Жизнь красна (не) днями, а делами.
В. Не с существительными пишется раздельно, так как есть противопоставление с союзом а.
1. Видно (не) ряху по грязной рубахе.
2. Говорить (не) правду некрасиво.
3. Говорить (не) правду, а ложь.
Г. Не существительным пишется раздельно.
1. (Не) везение преследовало меня.
2. (Не) везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях.
Д. Не с существительным пишется раздельно.
1. Учение – красота, а (не)учение - слепота.
2. Сила с (не) правдою не уживаются.
3. Ещё (не) зима, но уже выпал первый снег.
Работа в парах. Проверка выборочная.
5. Домашнее задание:
1.Повторить правило о правописании НЕ.
2. Составить 5 предложений, используя существительные с НЕ.
6. Рефлексия.