Русский язык 2 класс
Тема: Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных.
Цели:
Воспитательная: воспитывать трудолюбие, старание аккуратно выполнять работу, поддерживать интерес к учению, способствовать формированию интереса к предмету.
Развивающая: развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.; развивать логическое мышление, внимание, развивать орфографическую зоркость.
Образовательная: закреплять умение различать собственные и нарицательные имена существительные. Формировать умение писать с заглавной буквы собственные имена существительные.
Тип урока : комбинированный.
Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий; фрагмент песни «Буратино»; карточки для учащихся с заданиями для парной и индивидуальной работы; картинки с изображением сказочных героев .
Ход урока:
I. Организационный момент.
Встаньте ровно и красиво,
Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнем урок.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы – ученики.
- Садитесь. Запишите в тетрадях число и классная работа.
II. Актуализация знаний
Урок начнём с минутки чистописания.
- Запишите первые буквы своего имени и фамилии. Какие буквы вы будете писать маленькие или заглавные?
- Когда ещё пишутся заглавные буквы в словах?
-Расскажите правило.
III. Словарная работа.
- Посмотрите на доску.
Щ__вель, наро__, ___безьяна, мес__ц, __нварь, к___ртина.
-Запишите слова.Подчеркните пропущенные буквы.
-Обменяйтесь тетрадями, исправьте ошибки.
IV Актуализация опорных знаний.
- запись предложения;
Зимой Петя катался на коньках.
- разбор предложения.
1. – К какой части речи относится слово «Петя»?
Какие слова относятся к именам существительным?
Дайте характеристику слову «Петя».
Какие существительные относятся к одушевлённым (неодушевлённым)?
2. Игра «Кто или что?» (если слова относится к одушевлённым следует хлопнуть в ладоши, если к неодушевлённым – замираем):
Клоун, курица, олень, дедушка, стул, чайник, продавец, снег, солнце, улитка.
3. – Какие слова относятся к собственным именам существительным (к нарицательным)?
Самостоятельная работа о карточкам:
Работа с карточками № 1, № 2(над словами указать к какой группе относится данное существительное – к собственным или нарицательным).
Карточка №1. Елена, Сидорова, сестра, капуста, Андрей Сергеевич, дедушка.
Карточка №2Светлана, Кузьмина, брат, морковь, Сергей Андреевич, бабушка.
IV. Сообщение темы и цели урока
(Звучит 1 куплет песни про Буратино)
– Все ли узнали, о ком звучит песня? (Да).
– Как называется произведение, откуда наш сказочный герой? (Повесть-сказка «Золотой ключик, или приключения Буратино»).
– Кто написал эту повесть-сказку? (А.К.Толстой).
- Как зовут главного героя? (Буратино)(Итальянская сказка о Пиноккио автор Карло Коллоди)
-Как вы думаете какая тема нашого сегодняшнего урока?
-Сегодня на уроке мы потренируемся в написании имен сказочных героев.(повторение изученных правил)
V. Работа над новым материалом.
- Буратино приготовил вам разные интересные задания. Кто будет внимателен, обязательно с ними справится.
1 задание «Отгадайте загадки».
а) Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор … (Айболит).
б) Сказочная учительница Буратино (Мальвина).
в) Толстяк живёт на крыше
Летает он всех выше (Карлсон).
г) Она красива и мила,
А имя ее от слова “зола”. (Золушка).
д) Из семени волшебного
Вырос цветок.
Раскрылся... А что внутри?
Девчушка с ноготок. (Дюймовочка.)
Физминутка.
- Ребята, а вы любите играть? Тогда будьте внимательны, я буду читать вам стихотворение, а вы, услышав имена собственные, подпрыгните на месте.
Подарили Пете, книжку о ракете,
Прочитал Петя – подарил Свете,
Света – Ване, Ваня – Тане,
Таня маленькой Марьяне.
Совершила книжка круг
И сказала: «Здравствуй, друг!»
- Запишем в тетрадь имена сказочных героев в алфавитном порядке. (Айболит, Буратино, Дюймовочка, Золушка, Карлсон, Мальвина)
- Какая орфограмма в записанных словах?Подчеркните заглавную букву.
– Как вы написали имена сказочных героев? Почему?
(Вывод: Имена сказочных героев тоже имена собственные. Они пишутся с большой буквы).
- Какие имена сказочных героев могут рассказать о самом герое?(Айболит – сложное слово: АЙ – междометие, БОЛЬ – корень; ДЮЙМ – единица длины, равная 2,54см.; ЗОЛА – остаток от сжигания чего-нибудь в виде черно-серой пыли).
2 задание «Имена героев из двух слов».
- У некоторых сказочных героев имя состоит из двух слов. И оба слова пишутся с большой буквы.
1) Была очень красивой. (Елена Прекрасная). Давайте запишем.
Как пишутся оба эти слова?
- Догадайтесь, о ком идёт речь и запишите правильно имя героя:
2)“Жила когда-то в одной деревне девочка, до того хорошенькая, что другой такой не было на свете; мать без памяти любила ее, а еще больше любила ее бабушка”.(«Красная Шапочка»)
– Почему так назвали девочку?
3) А какая Василиса встречается в русских народных сказках? (Василиса Премудрая)
-Подчеркните в именах собственных большую букву.
Физминутка.
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в стороны развел –
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
3 задание: «Составить предложения».
-Из слов каждой строчки составьте предложения и запишите их.(работа в парах):
1-ряд) о, ласточке, Дюймовочка, зиму, всю заботилась (Всю зиму Дюймовочка заботилась о ласточке).
2-ряд) кота, Базилио, и, лису, Алису, встретил, Буратино (Буратино встретил кота Базилио и лису Алису).
3-ряд) живёт, в, крыше, маленьком, домике, Карлсон, на (Карлсон живёт на крыше в маленьком домике).
Запишите. Проверим написанное. Подчеркните опасные места.
4) Игра «Да - Нет».
- Послушайте различные высказывания по изученной теме. И объясните правильны высказывания или нет?
-Имена пиши с большой буквы.
Имя Гулливер пишу с большой буквы, потому что Гулливер большой.
Имя Дюймовочка пишу с маленькой буквы, потому что Дюймовочка маленькая.
Фамилии пиши с большой буквы.
Матроскин - фамилию кота пишу с большой буквы, мне кот нравится.
Печкин-фамилию противного почтальона из деревни Простоквашино пишу с маленькой буквы, мне он не нравится.
Клички животных пиши с большой буквы.
Рекс - пишу с большой буквы, потому что Рекс – это большая собака.
Тотошка- пишу с маленькой буквы, потому что это маленькая собачка.
Названия городов пиши с большой буквы.
Донецк - пишу с большой буквы, потому что это большой город.
Макеевка - пишу с маленькой буквы, потому что это маленький городок.
VI. Итог урока.
- Чему научились на уроке?
-Какое задание вам было интересно выполнять?
-Где допустили ошибки?
VII. Домашнее задание.
С.57, упр.98 ;повторить правила с.52-53