СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок Русского языка 2 класс по теме :Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в    именах собственных.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных."»

Русский язык 2 класс

Тема: Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных.


Цели:

Воспитательная: воспитывать трудолюбие, старание аккуратно выполнять работу, поддерживать интерес к учению, способствовать формированию интереса к предмету.

Развивающая: развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.; развивать логическое мышление, внимание, развивать орфо­графическую зоркость.

Образовательная: закреплять умение различать собственные и нарицательные имена существительные. Формировать умение писать с заглавной буквы собственные имена существительные.

Тип урока : комбинированный.

Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий; фрагмент песни «Буратино»; карточки для учащихся с заданиями для парной и индивидуальной работы; картинки с изображением сказочных героев .


Ход урока:

I. Организационный момент.

Встаньте ровно и красиво,

Прозвенел уже звонок.

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнем урок.

Будем мы писать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы – ученики.

- Садитесь. Запишите в тетрадях число и классная работа.


II. Актуализация знаний

Урок начнём с минутки чистописания.

- Запишите первые буквы своего имени и фамилии. Какие буквы вы будете писать маленькие или заглавные?

-  Когда ещё пишутся заглавные буквы в словах?

-Расскажите правило.

III. Словарная работа.

- Посмотрите на доску.


Щ__вель, наро__, ___безьяна, мес__ц, __нварь, к___ртина.


-Запишите слова.Подчеркните пропущенные буквы.


-Обменяйтесь тетрадями, исправьте ошибки.

IV Актуализация опорных знаний.

- запись предложения;

Зимой Петя катался на коньках.

- разбор предложения.


1. – К какой части речи относится слово «Петя»?

Какие слова относятся к именам существительным?

Дайте характеристику слову «Петя».

Какие существительные относятся к одушевлённым (неодушевлённым)?


2. Игра «Кто или что?» (если слова относится к одушевлённым следует хлопнуть в ладоши, если к неодушевлённым – замираем):


Клоун, курица, олень, дедушка, стул, чайник, продавец, снег, солнце, улитка.


3. – Какие слова относятся к собственным именам существительным (к нарицательным)?

Самостоятельная работа о карточкам:

Работа с карточками № 1, № 2(над словами указать к какой группе относится данное существительное – к собственным или нарицательным).

Карточка №1. Елена, Сидорова, сестра, капуста, Андрей Сергеевич, дедушка.

Карточка №2Светлана, Кузьмина, брат, морковь, Сергей Андреевич, бабушка.

IV. Сообщение темы и цели урока

(Звучит 1 куплет песни про Буратино)

– Все ли узнали, о ком звучит песня? (Да).
– Как называется произведение,  откуда наш сказочный герой? (Повесть-сказка «Золотой ключик, или приключения Буратино»).
– Кто написал эту повесть-сказку? (А.К.Толстой).

- Как зовут главного героя? (Буратино)(Итальянская сказка о Пиноккио автор Карло Коллоди)

-Как вы думаете какая тема нашого сегодняшнего урока?

-Сегодня на уроке мы потренируемся в написании имен сказочных героев.(повторение изученных правил)

V. Работа над новым материалом.

- Буратино приготовил вам разные интересные задания. Кто будет внимателен, обязательно с ними справится.

1 задание «Отгадайте загадки».

а) Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор … (Айболит).

б) Сказочная учительница Буратино  (Мальвина).

в) Толстяк живёт на крыше
Летает он всех выше  (Карлсон).

г) Она красива и мила,

 А имя ее от слова “зола”. (Золушка).


д) Из семени волшебного

Вырос цветок.

Раскрылся... А что внутри?

Девчушка с ноготок. (Дюймовочка.)

Физминутка.

- Ребята, а вы любите играть? Тогда будьте внимательны, я буду читать вам стихотворение, а вы, услышав имена собственные, подпрыгните на месте.

Подарили Пете, книжку о ракете,

Прочитал Петя – подарил Свете,

Света – Ване, Ваня – Тане,

Таня маленькой Марьяне.

Совершила книжка круг

И сказала: «Здравствуй, друг!»

- Запишем в тетрадь имена сказочных героев  в алфавитном порядке. (Айболит, Буратино, Дюймовочка, Золушка, Карлсон, Мальвина)
- Какая орфограмма в записанных словах?Подчеркните заглавную букву.

– Как вы написали имена сказочных героев? Почему?

(Вывод: Имена сказочных героев тоже имена собственные. Они пишутся с большой буквы).
- Какие имена сказочных героев могут рассказать о самом герое?(Айболит – сложное слово: АЙ – междометие, БОЛЬ – корень;  ДЮЙМ – единица длины, равная 2,54см.; ЗОЛА – остаток от сжигания чего-нибудь в виде черно-серой пыли).

2 задание «Имена героев из двух слов».

- У некоторых сказочных героев имя состоит из двух слов. И оба слова пишутся с большой буквы.

1) Была очень красивой. (Елена Прекрасная). Давайте запишем.

Как пишутся оба эти слова?

- Догадайтесь, о ком идёт речь и запишите правильно имя героя:

2)“Жила когда-то в одной деревне девочка, до того хорошенькая, что другой такой не было на свете; мать без памяти любила ее, а еще больше любила ее бабушка”.Красная Шапочка») 

– Почему так назвали девочку?

3) А какая Василиса встречается в русских народных сказках? (Василиса Премудрая)

-Подчеркните в именах собственных большую букву.

Физминутка.

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в стороны развел –

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

3 задание: «Составить предложения».

-Из слов каждой строчки составьте предложения и запишите их.(работа в парах):

1-ряд) о, ласточке, Дюймовочка, зиму, всю заботилась  (Всю зиму Дюймовочка заботилась о ласточке).
2-ряд) кота, Базилио, и, лису, Алису, встретил, Буратино (Буратино встретил кота Базилио и лису Алису).
3-ряд) живёт, в, крыше, маленьком, домике, Карлсон, на  (Карлсон живёт на крыше в маленьком домике).

Запишите. Проверим написанное.  Подчеркните опасные места.

4) Игра «Да - Нет». 

- Послушайте различные высказывания по изученной теме. И объясните правильны высказывания или нет?

-Имена пиши с большой буквы.

  • Имя Гулливер пишу с большой буквы, потому что Гулливер большой.

  • Имя Дюймовочка пишу с маленькой буквы, потому что Дюймовочка маленькая.

  • Фамилии пиши с большой буквы.

  • Матроскин - фамилию кота пишу с большой буквы, мне кот нравится.

  • Печкин-фамилию противного почтальона из деревни Простоквашино пишу с маленькой буквы, мне он не нравится.
    Клички животных пиши с большой буквы.

  • Рекс - пишу с большой буквы, потому что Рекс – это большая собака.

  • Тотошка- пишу с маленькой буквы, потому что это маленькая собачка.

  • Названия городов пиши с большой буквы.

  • Донецк - пишу с большой буквы, потому что это большой город.

  • Макеевка - пишу с маленькой буквы, потому что это маленький городок.

VI. Итог урока.

- Чему научились на уроке?

-Какое задание вам было интересно выполнять?

-Где допустили ошибки?


VII. Домашнее задание.


С.57, упр.98 ;повторить правила с.52-53













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!