СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка «Суффиксы слов, называющих признаки предметов. Написание буквосочетания чн»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка «Суффиксы слов, называющих признаки предметов. Написание буквосочетания чн»

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка «Суффиксы слов, называющих признаки предметов. Написание буквосочетания чн»»

1 001 идея интересного занятия с детьми


Урок русского языка «суффиксы слов, называющих признаки предметов. Написание буквосочетания чн»


Технологическая карта урока:

Цель: - научить детей образовывать новые слова при помощи суффиксов;

- закрепить знания детей о правописании слов с сочетанием чн;

- способствовать развитию фонематического слуха, логического мышления, внимания, памяти;

- воспитывать любовь к родному языку, мотивацию обучения, создавать ситуацию доверия и успеха.


Задачи:

Образовательные:
- формирование у обучающихся умения образовывать слова с помощью суффиксов;
- углубление представления о значении суффикса в слове;

- закрепление навыков нахождения в словах частей слова: корень и окончание;

- обогащение словарного запаса обучающихся.

Развивающие:

- развитие умения анализировать, сравнивать и делать осознанный выбор;

- развитие наблюдательности, внимания, грамотной речи;

- развитие познавательной активности, потребности в знаниях, формирование мотивации к дальнейшему изучению русского языка.

Воспитательные:

- воспитание умения отстаивать собственную точку зрения;

- воспитание чувства взаимопомощи, умения сотрудничать.


Планируемые результаты:

Развитие универсальных учебных действий. (УУД).

Знакомство с образованием слов – названий признаков предметов. Закрепление навыков нахождения в словах частей слова: корень, окончание, суффикс. Повторение правописания ЧН.

Используемые технологии:

ИКТ, здоровьесберегающая, технология проблемного обучения, технология деятельностного метода.


Формируемые универсальные учебные действия:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

обучающиеся научатся: мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленять окончание и основу, в составе основы находить корень и суффикс);

получат возможность научиться: искать графическую, текстовую информацию; наблюдать над образованием слов, образовывать слова по алгоритму.


Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретенная компетентность):

познавательные:

общеучебные – формируют логические действия анализа, сравнения, установления; извлекают необходимую информацию из правила в учебнике, из собственного опыта; преобразовывают её в схему; делают выводы в результате анализа и синтеза мыслительных операций; структурируют полученные знания, осуществляют подбор способа выполнения задания; выстраивают свои действия в соответствии с памяткой;

логические – осуществляют поиск необходимой информации для решения поставленной задачи.

регулятивные - определяют и формулируют цель на уроке с помощью учителя; проговаривают последовательность действий на уроке; принимают и сохраняют учебную задачу, действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя, осуществляют пошаговый контроль своих действий; систематизируют полученные знания, осуществляют выбор способа выполнения задания; выстраивают свои действия, опираясь на наглядность; корректируют выполнение задания; оценивают выполнение задания по заданным параметрам; рефлексируют и оценивают результаты деятельности.

коммуникативные - обмениваются мнениями, понимают возможность существования различных позиций других людей; выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; учитывают разные мнения; планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определяют способ взаимодействия; умение аргументировать свою позицию, свой ответ.


Личностные: осознают себя в роли обучающихся, формируют мотивы достижения поставленной цели; осознают свои возможности в учении; адекватно судят о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; понимают значение полученных знаний.

Ресурсы:

Учебник Н.А.Чуракова «Русский язык» II, III часть

Проектор, экран, компьютер, колонки, презентация, опорные схемы, таблицы, карточки, листы самооценки.

Место данного урока в системе уроков по избранной теме:

Первый урок по теме «Суффиксы слов, называющих признаки предметов. Написание буквосочетаний ЧН, ЧК».

Организация пространства:

Работа фронтальная, самостоятельная, индивидуальная, работа в парах, группах.


Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности

2. Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации

3. Формулировка темы урока, постановка учебной задачи

4. Первичное усвоение новых знаний и способов деятельности

5. Первичное закрепление знаний и способов действий

6. Рефлексия учебной деятельности



1. Мотивация к учебной деятельности

Цель: создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Формируемые УУД:

Личностные: осознают себя в роли обучающихся, формируют мотивы достижения поставленной цели.


Слайд № 1.

Очень любим мы учиться,
Не лениться, а трудиться.
В страну Знаний мы идем
И друзей с собой берём.

Можно сказать, что это стихотворение об учениках нашего класса? (Да)

Как учатся настоящие ученики?

(примерный ответ детей: Хорошо. Сами учатся добывать знания)


Запись в тетради: число, классная работа.


2. Актуализация знаний

Цель: актуализировать имеющиеся знания достаточные для получения нового знания.

Формируемые УУД:

Познавательные: общеучебные – формируют логические действия анализа, сравнения, установления;

логические – осуществляют поиск необходимой информации для решения поставленной задачи.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, понимают возможность существования различных позиций других людей.

Личностные: осознают свои возможности в учении; адекватно судят о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.


- Давайте вспомним, что мы изучали на предыдущем уроке?

(Как образуются слова – названия предметов с помощью суффикса)

- У вас на партах лежат карточки (приложение 1). Работаем в парах. Обсудите и выберите правильный алгоритм образования слов – названий предметов с помощью суффикса.

 

Проверка выполнения задания

(Слайд № 2. Проверка на доске. Устные пояснения к выполненному заданию)

- Оцените свою работу в оценочном листе. (приложение 4.)

- Минутка чистописания: ччч ЧЧ ччч

- Дайте характеристику звуку [ ч ] по схеме (Слайд № 3.)

согласный / гласный

звонкий / глухой

твёрдый / мягкий

парный / непарный

(Согласный, мягкий, глухой, непарный)


- Какие орфограммы вы знаете, где встречается звук [ч ]

(Ча – ща под ударением пиши с буквой А. Чу – щу пиши с буквой У. Чк, чн, чт пиши без Ь. Чередование в корне слова К\Ч.)


- Молодцы! А теперь попробуем расшифровать словарное слово. (Слайд № 4.)

Код для расшифровки: 42, 33, 12, 34,13, 21


1 2 3 4

1 А С О И


2 К М У Л


3 Н Р Е Н


4 П Ч Ж Б


(чеснок)


- Чеснок – древнейшее однолетнее травянистое овощное растение. Его родиной считают горные Средней Азии, Афганистана, Индии. Человека привлекли в чесноке его запах, ценные лечебные и пищевые свойства, из-за которых это растение уже за пять-шесть тысяч лет до нашей эры стали выращивать в Азии, Африке и Европе. За четыреста лет до нашей эры в Древней Греции чеснок использовали в качестве противоядия при укусе змеи. С тех пор чеснок ценили, прежде всего, как лекарственное растение против многих болезней и затем как овощное в повседневном питании. Пифагор называл чеснок царем среди приправ. А что вы знаете о чесноке?


- Запишите это слово в тетрадь. Подберите родственные слова. Выделите корень. Назовите из написанных слов слова – названия предметов. Назовите корень в этих словах.

(чесночок, чесноковка)

- Оцените свою работу в оценочном листе.

- У кого ещё записаны слова, но эти слова не названия предметов? Что обозначают эти слова?

(чесночный – это слово – название признака предмета)

- Мы знаем, как оно образовалось?

(Нет.)


3. Формулировка темы урока, постановка учебной задачи

Цель: зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний.

Формируемые УУД:

Познавательные: общеучебные – формируют логические действия анализа, сравнения, установления; извлекают необходимую информацию из правила в учебнике, из собственного опыта; преобразовывают её в схему; делают выводы в результате анализа и синтеза мыслительных операций;

регулятивные - определяют и формулируют цель на уроке с помощью учителя; принимают и сохраняют учебную задачу, действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

коммуникативные - выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; учитывают разные мнения.


- На какой же вопрос нам предстоит ответить на этом уроке?

(Как образуются слова с помощью суффиксов, называющих признаки предметов.)


- Чему мы должны научиться на этом уроке?

(Научиться составлять слова – названия признаков предметов с помощью суффикса.)


- Тема нашего урока сегодня «Суффиксы слов, называющих признаки предметов». (Слайд № 5.)


Физкультминутка: музыкальная (под слова песни выполняем движения)

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде - 2 раза

(Хлопаем по всему телу ладонями).

Припев:

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела).

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде - 2 раза

(Щипаем себя, как бы собирая складки).

Припев: тот же

У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде - 2 раза

(Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку).

Припев: тот же

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. 2 раза (Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)

Припев: тот же


4. Первичное усвоение новых знаний и способов деятельности

Цель: организовать усвоение детьми нового способа действия при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи.

Формируемые УУД:

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из правила в учебнике, из собственного опыта; преобразовывают её в схему; делают выводы в результате анализа и синтеза мыслительных операций.

логические – осуществляют поиск необходимой информации.

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, осуществляют пошаговый контроль своих действий.

Коммуникативные - обмениваются мнениями, понимают возможность существования различных позиций других людей; выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; учитывают разные мнения; планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определяют способ взаимодействия; умение аргументировать свою позицию, свой ответ.


- Где мы можем найти ответы на наши вопросы? К чему можно обратиться за помощью?

(Можно прочитать в учебнике)

- Откроем учебник на с. 32 упр.31. (Слайд № 5.) Прочитаем первое задание.

Работать будем в 3 группах. Каждой группе 1 слово: облако, кулак, огурец.

Учитель группам раздаёт задание (приложение 2.)


Выступление групп.

- Оцените свою работу в оценочном листе.


- А я тоже образовала слово. У меня правильно получилось?

(Слайд № 5.) Наука - наукный

(Нет.) Ученики с объяснением исправляют ошибки, допущенные на доске.

- Теперь внимательно посмотрите на слова. Давайте попробуем составить алгоритм образования слов – названий признаков предметов.

(Слайд № 6.) Составление алгоритма на доске:

____ : ___ / + +


5. Первичное закрепление знаний и способов действий.

Цель: проверить на основе сопоставления с эталоном своё умение применять новое учебное действие в типовых ситуациях.

Формируемые УУД:

Познавательные: общеучебные - учатся проводить классификацию слов по заданному критерию; осуществляют подбор способа выполнения задания; выстраивают свои действия в соответствии с памяткой;

логические – осуществляют поиск необходимой информации для решения поставленной задачи;

регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, осуществляют выбор способа выполнения задания; корректируют выполнение задания; оценивают выполнение задания по заданным параметрам;

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определяют способ взаимодействия.


- Какая особенность встречалась во всех словах, с которыми мы сегодня работали.

(Чередование букв К/Ч, Ц/Ч в корне слова)


- А теперь поработаем в группах. (деление на 3 группы)

- Вы должны определить, в каких словах произойдёт чередование звуков в корне слова при образовании слов – названий признаков предметов и распределить их на группы: мрак, ночь, печь, птица, река, дача, яйцо, встреча, цветок, песок. (приложение 3.)


Коллективная проверка (Слайд № 7.)

- Оцените свою работу в оценочном листе.

6. Рефлексия учебной деятельности

Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, провести рефлексивный анализ с точки зрения выполнения учебной задачи.

Формируемые УУД:

Познавательные: регулятивные - систематизируют полученные знания; рефлексируют и оценивают результаты деятельности; адекватно воспринимают оценку учителя.

Личностные: адекватно судят о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; понимают значение полученных знаний.


- Что нового узнали на уроке?

- Какое задание было самое трудное? Все с ним справились?

- Какое задание вам понравилось больше всего?


Заполнение Денотатного графа «Суффикс» (Слайд № 8. – при проговаривании детьми ответов учитель щелчком по мыши «вызывает» появление правильных ответов)

(Ответы детей: это…- часть слова, служит … - для образования новых слов, стоит … - после корня, обозначается…- значком «уголок», имеет … - значения уменьшительно – ласкательное, увеличения, принадлежности к чему-либо, вызывает …- чередование звуков в корне слова К/Ч, Ц/Ч)


- Оцените свою работу на уроке в оценочном листе


- Где мы можем потренироваться? 

(В домашней работе) (Слайд № 9.)

1 уровень – Тетрадь с.20 упр. 27

2 уровень – Учебник с.35 упр.33.



Приложение 1.


Приложение 2.


Группа № 1.

РАБОТА В ГРУППЕ

1. Откройте обратный словарь на -ный

2. Найдите 3-е слово.

3. Напишите его в своих тетрадях

4. Напишите слово от которого оно образовалось.

5. Выделите окончание, корень и суффикс.


ВЫСТУПЛЕНИЕ У ДОСКИ

1 - ый ученик от группы делает сообщение:

«Мы заметили, что слово – название признака …………………… образовалось от слова …… ……. при помощи суффикса …..

при этом в корне произошло чередование звуков …..

2 - ой ученик от группы на доске записывает пару слов:

слово – название признака и слово, от которого оно образовалось.


Группа № 2.

РАБОТА В ГРУППЕ

1. Откройте обратный словарь на -ный

2. Найдите 4-ое слово.

3. Напишите его в своих тетрадях.

4. Напишите слово, от которого оно образовалось.

5. Выделите окончание, корень и суффикс.


ВЫСТУПЛЕНИЕ У ДОСКИ

1- ый ученик от группы делает сообщение:

«Мы заметили, что слово – название признака …………………… образовалось от слова …… ……. при помощи суффикса …..

при этом в корне произошло чередование звуков …..

2 - ой ученик от группы на доске записывает пару слов:

слово – название признака и слово, от которого оно образовалось.



Группа № 3.

РАБОТА В ГРУППЕ

1. Откройте обратный словарь на -ный

2. Найдите 9-ое слово.

3. Напишите его в своих тетрадях.

4. Напишите слово, от которого оно образовалось.

5. Выделите окончание, корень и суффикс.


ВЫСТУПЛЕНИЕ У ДОСКИ

1 - ый ученик от группы делает сообщение:

«Мы заметили, что слово – название признака …………………… образовалось от слова …… ……. при помощи суффикса …..

при этом в корне произошло чередование звуков …..

2 - ой ученик от группы на доске записывает пару слов:

слово – название признака и слово, от которого оно образовалось.


Приложение 3.

Слова на отдельных карточках: мрак, ночь, печь, птица, река, дача, яйцо, встреча, цветок, песок


Приложение 4.

Лист самооценки

Имя __________________________



Работа на уроке

Всё правильно, без ошибок

1 – 2 ошибки

3 и более ошибок

1. Работа в парах.

Я знаю, как образовать слово – название предмета с помощью суффикса




2. Я умею подбирать родственные слова и выделять корень




3. Работа в группе.

Я знаю, как образовалось слово – название признака




4. Работа в группе.

Я знаю, как образовалось слово – название признака с чередованием звуков в корне слова.




ИТОГ





Я понял и научился образовывать слово – название признака с

чередованием звуков в корне слова.


Я понял, как образовывать слово – название признака с

чередованием звуков в корне слова, но мне надо

потренироваться


Я плохо понял, как образовывать слово – название признака с

чередованием звуков в корне слова





ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
  1. Автор слов: Шел Силверстайн. Исполнитель: Екатерина Железнова. Песня «У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде», адрес сайта в Интернете http://muzyaka.com/song/1188



11