1
001 идея интересного занятия с детьми
Урок русского языка «суффиксы слов, называющих признаки предметов. Написание буквосочетания чн»
Технологическая карта урока:
Цель: - научить детей образовывать новые слова при помощи суффиксов;
- закрепить знания детей о правописании слов с сочетанием чн;
- способствовать развитию фонематического слуха, логического мышления, внимания, памяти;
- воспитывать любовь к родному языку, мотивацию обучения, создавать ситуацию доверия и успеха.
Задачи:
Образовательные:
- формирование у обучающихся умения образовывать слова с помощью суффиксов;
- углубление представления о значении суффикса в слове;
- закрепление навыков нахождения в словах частей слова: корень и окончание;
- обогащение словарного запаса обучающихся.
Развивающие:
- развитие умения анализировать, сравнивать и делать осознанный выбор;
- развитие наблюдательности, внимания, грамотной речи;
- развитие познавательной активности, потребности в знаниях, формирование мотивации к дальнейшему изучению русского языка.
Воспитательные:
- воспитание умения отстаивать собственную точку зрения;
- воспитание чувства взаимопомощи, умения сотрудничать.
Планируемые результаты:
Развитие универсальных учебных действий. (УУД).
Знакомство с образованием слов – названий признаков предметов. Закрепление навыков нахождения в словах частей слова: корень, окончание, суффикс. Повторение правописания ЧН.
Используемые технологии:
ИКТ, здоровьесберегающая, технология проблемного обучения, технология деятельностного метода.
Формируемые универсальные учебные действия:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):
обучающиеся научатся: мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленять окончание и основу, в составе основы находить корень и суффикс);
получат возможность научиться: искать графическую, текстовую информацию; наблюдать над образованием слов, образовывать слова по алгоритму.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретенная компетентность):
познавательные:
общеучебные – формируют логические действия анализа, сравнения, установления; извлекают необходимую информацию из правила в учебнике, из собственного опыта; преобразовывают её в схему; делают выводы в результате анализа и синтеза мыслительных операций; структурируют полученные знания, осуществляют подбор способа выполнения задания; выстраивают свои действия в соответствии с памяткой;
логические – осуществляют поиск необходимой информации для решения поставленной задачи.
регулятивные - определяют и формулируют цель на уроке с помощью учителя; проговаривают последовательность действий на уроке; принимают и сохраняют учебную задачу, действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя, осуществляют пошаговый контроль своих действий; систематизируют полученные знания, осуществляют выбор способа выполнения задания; выстраивают свои действия, опираясь на наглядность; корректируют выполнение задания; оценивают выполнение задания по заданным параметрам; рефлексируют и оценивают результаты деятельности.
коммуникативные - обмениваются мнениями, понимают возможность существования различных позиций других людей; выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; учитывают разные мнения; планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определяют способ взаимодействия; умение аргументировать свою позицию, свой ответ.
Личностные: осознают себя в роли обучающихся, формируют мотивы достижения поставленной цели; осознают свои возможности в учении; адекватно судят о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; понимают значение полученных знаний.
Ресурсы:
Учебник Н.А.Чуракова «Русский язык» II, III часть
Проектор, экран, компьютер, колонки, презентация, опорные схемы, таблицы, карточки, листы самооценки.
Место данного урока в системе уроков по избранной теме:
Первый урок по теме «Суффиксы слов, называющих признаки предметов. Написание буквосочетаний ЧН, ЧК».
Организация пространства:
Работа фронтальная, самостоятельная, индивидуальная, работа в парах, группах.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности
2. Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации
3. Формулировка темы урока, постановка учебной задачи
4. Первичное усвоение новых знаний и способов деятельности
5. Первичное закрепление знаний и способов действий
6. Рефлексия учебной деятельности
1. Мотивация к учебной деятельности
Цель: создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Формируемые УУД:
Личностные: осознают себя в роли обучающихся, формируют мотивы достижения поставленной цели.
Слайд № 1.
Очень любим мы учиться,
Не лениться, а трудиться.
В страну Знаний мы идем
И друзей с собой берём.
Можно сказать, что это стихотворение об учениках нашего класса? (Да)
Как учатся настоящие ученики?
(примерный ответ детей: Хорошо. Сами учатся добывать знания)
Запись в тетради: число, классная работа.
2. Актуализация знаний
Цель: актуализировать имеющиеся знания достаточные для получения нового знания.
Формируемые УУД:
Познавательные: общеучебные – формируют логические действия анализа, сравнения, установления;
логические – осуществляют поиск необходимой информации для решения поставленной задачи.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, понимают возможность существования различных позиций других людей.
Личностные: осознают свои возможности в учении; адекватно судят о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
- Давайте вспомним, что мы изучали на предыдущем уроке?
(Как образуются слова – названия предметов с помощью суффикса)
- У вас на партах лежат карточки (приложение 1). Работаем в парах. Обсудите и выберите правильный алгоритм образования слов – названий предметов с помощью суффикса.
Проверка выполнения задания
(Слайд № 2. Проверка на доске. Устные пояснения к выполненному заданию)
- Оцените свою работу в оценочном листе. (приложение 4.)
- Минутка чистописания: ччч ЧЧ ччч
- Дайте характеристику звуку [ ч ] по схеме (Слайд № 3.)
согласный / гласный
звонкий / глухой
твёрдый / мягкий
парный / непарный
(Согласный, мягкий, глухой, непарный)
- Какие орфограммы вы знаете, где встречается звук [ч ]
(Ча – ща под ударением пиши с буквой А. Чу – щу пиши с буквой У. Чк, чн, чт пиши без Ь. Чередование в корне слова К\Ч.)
- Молодцы! А теперь попробуем расшифровать словарное слово. (Слайд № 4.)
Код для расшифровки: 42, 33, 12, 34,13, 21
1 2 3 4
1 А С О И
2 К М У Л
3 Н Р Е Н
4 П Ч Ж Б
(чеснок)
- Чеснок – древнейшее однолетнее травянистое овощное растение. Его родиной считают горные Средней Азии, Афганистана, Индии. Человека привлекли в чесноке его запах, ценные лечебные и пищевые свойства, из-за которых это растение уже за пять-шесть тысяч лет до нашей эры стали выращивать в Азии, Африке и Европе. За четыреста лет до нашей эры в Древней Греции чеснок использовали в качестве противоядия при укусе змеи. С тех пор чеснок ценили, прежде всего, как лекарственное растение против многих болезней и затем как овощное в повседневном питании. Пифагор называл чеснок царем среди приправ. А что вы знаете о чесноке?
- Запишите это слово в тетрадь. Подберите родственные слова. Выделите корень. Назовите из написанных слов слова – названия предметов. Назовите корень в этих словах.
(чесночок, чесноковка)
- Оцените свою работу в оценочном листе.
- У кого ещё записаны слова, но эти слова не названия предметов? Что обозначают эти слова?
(чесночный – это слово – название признака предмета)
- Мы знаем, как оно образовалось?
(Нет.)
3. Формулировка темы урока, постановка учебной задачи
Цель: зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний.
Формируемые УУД:
Познавательные: общеучебные – формируют логические действия анализа, сравнения, установления; извлекают необходимую информацию из правила в учебнике, из собственного опыта; преобразовывают её в схему; делают выводы в результате анализа и синтеза мыслительных операций;
регулятивные - определяют и формулируют цель на уроке с помощью учителя; принимают и сохраняют учебную задачу, действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.
коммуникативные - выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; учитывают разные мнения.
- На какой же вопрос нам предстоит ответить на этом уроке?
(Как образуются слова с помощью суффиксов, называющих признаки предметов.)
- Чему мы должны научиться на этом уроке?
(Научиться составлять слова – названия признаков предметов с помощью суффикса.)
- Тема нашего урока сегодня «Суффиксы слов, называющих признаки предметов». (Слайд № 5.)
Физкультминутка: музыкальная (под слова песни выполняем движения)
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде - 2 раза
(Хлопаем по всему телу ладонями).
Припев:
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела).
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде - 2 раза
(Щипаем себя, как бы собирая складки).
Припев: тот же
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде - 2 раза
(Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку).
Припев: тот же
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. 2 раза (Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)
Припев: тот же
4. Первичное усвоение новых знаний и способов деятельности
Цель: организовать усвоение детьми нового способа действия при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи.
Формируемые УУД:
Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из правила в учебнике, из собственного опыта; преобразовывают её в схему; делают выводы в результате анализа и синтеза мыслительных операций.
логические – осуществляют поиск необходимой информации.
регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, осуществляют пошаговый контроль своих действий.
Коммуникативные - обмениваются мнениями, понимают возможность существования различных позиций других людей; выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; учитывают разные мнения; планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определяют способ взаимодействия; умение аргументировать свою позицию, свой ответ.
- Где мы можем найти ответы на наши вопросы? К чему можно обратиться за помощью?
(Можно прочитать в учебнике)
- Откроем учебник на с. 32 упр.31. (Слайд № 5.) Прочитаем первое задание.
Работать будем в 3 группах. Каждой группе 1 слово: облако, кулак, огурец.
Учитель группам раздаёт задание (приложение 2.)
Выступление групп.
- Оцените свою работу в оценочном листе.
- А я тоже образовала слово. У меня правильно получилось?
(Слайд № 5.) Наука - наукный
(Нет.) Ученики с объяснением исправляют ошибки, допущенные на доске.
- Теперь внимательно посмотрите на слова. Давайте попробуем составить алгоритм образования слов – названий признаков предметов.
(Слайд № 6.) Составление алгоритма на доске:
____ : ___ / + +
5. Первичное закрепление знаний и способов действий.
Цель: проверить на основе сопоставления с эталоном своё умение применять новое учебное действие в типовых ситуациях.
Формируемые УУД:
Познавательные: общеучебные - учатся проводить классификацию слов по заданному критерию; осуществляют подбор способа выполнения задания; выстраивают свои действия в соответствии с памяткой;
логические – осуществляют поиск необходимой информации для решения поставленной задачи;
регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, осуществляют выбор способа выполнения задания; корректируют выполнение задания; оценивают выполнение задания по заданным параметрам;
Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определяют способ взаимодействия.
- Какая особенность встречалась во всех словах, с которыми мы сегодня работали.
(Чередование букв К/Ч, Ц/Ч в корне слова)
- А теперь поработаем в группах. (деление на 3 группы)
- Вы должны определить, в каких словах произойдёт чередование звуков в корне слова при образовании слов – названий признаков предметов и распределить их на группы: мрак, ночь, печь, птица, река, дача, яйцо, встреча, цветок, песок. (приложение 3.)
Коллективная проверка (Слайд № 7.)
- Оцените свою работу в оценочном листе.
6. Рефлексия учебной деятельности
Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, провести рефлексивный анализ с точки зрения выполнения учебной задачи.
Формируемые УУД:
Познавательные: регулятивные - систематизируют полученные знания; рефлексируют и оценивают результаты деятельности; адекватно воспринимают оценку учителя.
Личностные: адекватно судят о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; понимают значение полученных знаний.
- Что нового узнали на уроке?
- Какое задание было самое трудное? Все с ним справились?
- Какое задание вам понравилось больше всего?
Заполнение Денотатного графа «Суффикс» (Слайд № 8. – при проговаривании детьми ответов учитель щелчком по мыши «вызывает» появление правильных ответов)
(Ответы детей: это…- часть слова, служит … - для образования новых слов, стоит … - после корня, обозначается…- значком «уголок», имеет … - значения уменьшительно – ласкательное, увеличения, принадлежности к чему-либо, вызывает …- чередование звуков в корне слова К/Ч, Ц/Ч)
- Оцените свою работу на уроке в оценочном листе
- Где мы можем потренироваться?
(В домашней работе) (Слайд № 9.)
1 уровень – Тетрадь с.20 упр. 27
2 уровень – Учебник с.35 упр.33.
Приложение 1.
Приложение 2.
Группа № 1.
РАБОТА В ГРУППЕ
1. Откройте обратный словарь на -ный
2. Найдите 3-е слово.
3. Напишите его в своих тетрадях
4. Напишите слово от которого оно образовалось.
5. Выделите окончание, корень и суффикс.
ВЫСТУПЛЕНИЕ У ДОСКИ
1 - ый ученик от группы делает сообщение:
«Мы заметили, что слово – название признака …………………… образовалось от слова …… ……. при помощи суффикса …..
при этом в корне произошло чередование звуков …..
2 - ой ученик от группы на доске записывает пару слов:
слово – название признака и слово, от которого оно образовалось.
Группа № 2.
РАБОТА В ГРУППЕ
1. Откройте обратный словарь на -ный
2. Найдите 4-ое слово.
3. Напишите его в своих тетрадях.
4. Напишите слово, от которого оно образовалось.
5. Выделите окончание, корень и суффикс.
ВЫСТУПЛЕНИЕ У ДОСКИ
1- ый ученик от группы делает сообщение:
«Мы заметили, что слово – название признака …………………… образовалось от слова …… ……. при помощи суффикса …..
при этом в корне произошло чередование звуков …..
2 - ой ученик от группы на доске записывает пару слов:
слово – название признака и слово, от которого оно образовалось.
Группа № 3.
РАБОТА В ГРУППЕ
1. Откройте обратный словарь на -ный
2. Найдите 9-ое слово.
3. Напишите его в своих тетрадях.
4. Напишите слово, от которого оно образовалось.
5. Выделите окончание, корень и суффикс.
ВЫСТУПЛЕНИЕ У ДОСКИ
1 - ый ученик от группы делает сообщение:
«Мы заметили, что слово – название признака …………………… образовалось от слова …… ……. при помощи суффикса …..
при этом в корне произошло чередование звуков …..
2 - ой ученик от группы на доске записывает пару слов:
слово – название признака и слово, от которого оно образовалось.
Приложение 3.
Слова на отдельных карточках: мрак, ночь, печь, птица, река, дача, яйцо, встреча, цветок, песок
Приложение 4.
Лист самооценки
Имя __________________________
Работа на уроке | Всё правильно, без ошибок | 1 – 2 ошибки | 3 и более ошибок |
1. Работа в парах. Я знаю, как образовать слово – название предмета с помощью суффикса | | | |
2. Я умею подбирать родственные слова и выделять корень | | | |
3. Работа в группе. Я знаю, как образовалось слово – название признака | | | |
4. Работа в группе. Я знаю, как образовалось слово – название признака с чередованием звуков в корне слова. | | | |
ИТОГ | | | |
Я понял и научился образовывать слово – название признака с
чередованием звуков в корне слова.
Я понял, как образовывать слово – название признака с
чередованием звуков в корне слова, но мне надо
потренироваться
Я плохо понял, как образовывать слово – название признака с
чередованием звуков в корне слова
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
Автор слов: Шел Силверстайн. Исполнитель: Екатерина Железнова. Песня «У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде», адрес сайта в Интернете http://muzyaka.com/song/1188
11