1. Создание условий для формирования исследовательской деятельности..
2. Создать условия для ознакомления обучающихся с понятием дополнение, его особенностями, применения полученных знаний.
3. Развитие умений устанавливать последовательность действий при выполнении поставленных задач, строить рассуждения и работать по алгоритму.
4.Создать условия для доброжелательной совместной работы.
5.Развивать универсальные учебные действия (личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные).
РУУД: самостоятельно определять цели своего обучения; целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи.
ПУУД: планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям;
строить речевое высказывание в устной и письменной форме наблюдать, характеризовать, анализировать, сравнивать;
КУУД: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
1)Различать основные языковые средства: слова, словосочетания, предложения.
3)Различать члены предложения.
1. Освоение личностного смысла учения, желание продолжать свою учёбу.
2. Развивать способность к самооценке успешности в овладении материалом.
1.Работа в группах.
2.Самостоятельная индивидуальная работа.
3.Работа в парах.
4.Фронтальная работа.
Компьютер, проектор, презентация, карточки для работы в группах, опорные схемы, памятки.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные действия |
I.Мотивирование к учебной деятельности. Организационный момент (2 мин) | - Ребята, какое у вас настроение? - Давайте улыбнёмся друг другу и с таким хорошим настроением начнём наш успешный и плодотворный урок, ведь не зря говорят: «Дорогу осилит идущий!», а значит у нас всё получится! | Настраиваются на урок. Формулируют правила успешной работы на уроке. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
II. Актуализация знаний и фиксирование затруднений в пробном учебном действии (4 мин). | Словарная работа. - Сегодня на уроке мы будем открывать новые знания и сейчас познакомимся с новым словарным словом. Даю лексическое значение слова сувенир. 1) Сувенир - Подарок на память 2) Сувенир - Художественное изделие, вещь как память о посещении страны, какого-нибудь места - Кто догадался, о каком слове идёт речь? -Где мы можем найти правильное написание этого слова? -Найдите, прочитайте и проговорите его. - Запишите новое слово. - Какая орфограмма здесь встречается? - Проведём морфологический разбор этого слова. - Каким членом предложения оно может быть? Почему? | - В орфографическом словаре. Учащиеся находят, проговаривают, называют орфограмму. (Актуализация знаний) - запись на доске в виде кластера. Это имя существительное, нарицательное, обозначает неодушевлённый предмет,2 склонения, мужского рода, стоит в ед. числе, в Им.падеже, может быть членом предложения. -Главным членом предложения. Подлежащим. - Стоит в начальной форме. Ответы детей по пройденному материалу. В беседе принимают участие ученики с разным уровнем подготовки, создается ситуация успеха. Выполняют задание, тренирующее мыслительные операции и учебные навыки. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные: осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
III. Постановка учебной задачи(4мин). | На доске записано предложение. Мама привезла. - Что записано на доске? - Прочитайте его. Дайте характеристику этому предложению. -Дополните предложение новым словарным словом. Мама привезла сувенир. -Запишите предложение. - Что общего в предложениях? - Чем отличаются? - Каким стало предложение? - Что мы сделали, чтобы оно стало распространённым? - Как вы думаете, какая тема нашего урока? - Чему мы будем учится на уроке? Цель: научиться находить второстепенные члены предложения. | -Предложение. - По цели высказывания повествовательное, по интонации невосклицательное, по составу простое нераспространённое. - У них одинаковая основа. - Появился второстепенный член предложения. - Распространённым. - Дополнили его. Определяем проблему урока (запись). - Второстепенный член предложения -дополнение. На доске появляется тема урока. Ставят цели, формулируют тему урока. Поясняют, уточняют. - Узнать, что такое дополнение. - Научиться находить дополнение. | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: общеучебные – самостоятельное формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы. |
IV. Построение проекта выхода из затруднения. Открытие нового знания (3 мин) | - Какова роль второстепенного члена дополнения? - Составьте словосочетание. - Давайте понаблюдаем ещё за дополнением? На доске записаны предложения. Ученик пишет (…?) ручкой. Мама пела (…?) сыну. - От какого члена предложения вы задали вопрос? - Значит, с каким членом предложения связано дополнение? - Проанализируйте всё, о чём мы говорили и скажите, что такое дополнение. Сравним наше определение с правилом в учебнике. - Что нового вы узнали из правила? - Составьте памятку нахождения дополнения. 1. Найти основу предложения. 2. От сказуемого поставить вопрос к второстепенному члену (существительному) 3. Определить падеж. 4.Если падеж косвенный, то это дополнение. 5. Подчёркиваем пунктиром. | Обучающиеся определяют связь второстепенного члена с главными. - Он дополняет, поясняет. -Привезла что? Дети составляют словосочетания. - От сказуемого. - Со сказуемым. В ходе обсуждения в парах дети делают выводы о том, что дополнение поясняет сказуемое и отвечает на вопросы косвенных падежей. Дети читают правило на стр.68 Дополнение подчёркивается пунктиром. Работа в группах. Составляют памятку. | Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные: моделироваиие; логические: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
V. Первичное закрепление (10 мин) | Раздать учащимся памятку по нахождению дополнения. На листочках записаны предложения. Спишите, найдите и подчеркните дополнение. Мальчик пишет правой рукой. Саша рассказал о друге. Ветер поломал ветку. | Применяем новые знания. Выполняют задание, пользуясь памяткой. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: общеучебные – умение структуировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. |
VI. Физминутка | | | |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (10 мин). | - Упражнение для самостоятельной работы. (выбрать из учебника) Вопросы к ученику (алгоритм самооценки): - Что вам нужно было сделать? - Удалось выполнить задание? - Ты сделал всё правильно или были недочёты? - Ты выполнил всё сам или с чьей-то помощью? - Какую отметку ты бы себе поставил?(Спросить 3-4 учеников) | Выполняют самостоятельное задание, проверяют по образцу, делают самооценку. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение. |
IX.Включение нового знания в систему знаний (5 мин). | Детям на выбор даются 2 карточки. Спишите предложения, вставьте дополнения. - Где нам могут пригодиться полученные знания? | Учащиеся выполняют работу, затем самостоятельно проверяют правильность выполнения. (Ответы на обратной стороне карточек). - В общении, при выполнении различных работ. | Личностные: смыслообразование. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка. |
X.Рефлексия учебной деятельности (3 мин). | - Какая была цель урока? - Какие получены результаты? - Посмотрим на рефлексионный экран. (Отвечаем по цепочке) 1. Сегодня я узнал(а)… 2. Было интересно… 3. Было трудно… 4. Я понял(а), что… 5. Теперь я могу… 6. Я приобрёл(а)… | Соотносят цель с результатами урока. Рефлексия деятельности. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные:рефлексия. Личностные: смыслообразование. |
XI.Домашнее задание( 1 мин). | -Составьте и запишите небольшой рассказ, о том, что вы узнали нового сегодня на уроке.( по желанию выполняют упр.) | Получают домашнее задание. | |