СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка (урок сообщения новых знаний) 6 класс Тема: Буквы Ч и Щ в суффиксе –ЧИК (–ЩИК) (15 урок по теме «Имя существительное»)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

1.Обучающая: знать условия выбора букв ч-щ в суффиксе –чик (-щик); научить применять способ действия для правильного написания суффиксов –чик и -щик;

2.Развивающая: научить определять значение суффиксов; развивать  мыслительную деятельность учащихся, умение  анализировать,   сопоставлять, обобщать и  делать выводы.

3.Воспитательная:  расширить кругозор учащихся о профессиях; пробудить интерес к предмету, воспитывать организованность,  выдержку, формировать культуру речи.  

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка (урок сообщения новых знаний) 6 класс Тема: Буквы Ч и Щ в суффиксе –ЧИК (–ЩИК) (15 урок по теме «Имя существительное»)»

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «ЛЕМПИНСКАЯ СОШ»
СМУТКОВСКАЯ ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Урок русского языка (урок сообщения новых знаний) 6 класс

Тема: Буквы Ч и Щ в суффиксе –ЧИК (–ЩИК)

(15 урок по теме «Имя существительное»)

Цели урока:

1.Обучающая: знать условия выбора букв ч-щ в суффиксе –чик (-щик); научить применять способ действия для правильного написания суффиксов –чик и -щик;

2.Развивающая: научить определять значение суффиксов; развивать мыслительную деятельность учащихся, умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы.

3.Воспитательная: расширить кругозор учащихся о профессиях; пробудить интерес к предмету, воспитывать организованность, выдержку, формировать культуру речи.

Задачи: закрепить знания о слитном и раздельном написании НЕ с существительными;

Повторить орфограмму «Ч, Щ в сочетании с другими согласными».

Для учащихся:

  • Знать: условия выбора ч-щ в суффиксе –чик (-щик).

  • Уметь: определять значения суффикса –чик (-щик).

  • Развивать: умения сравнивать и рассуждать, обобщать, делать выводы.

Оборудование: интерактивная доска, презентация PowerPoint, рабочие тетради, учебник для 6 класса под ред. М.Т.Баранова, ученический словарь, толковый словарь С.И Ожегова.

ХОД УРОКА

1 этап. Организационный момент. Приветствие.(5 минут)

Здравствуйте. Садитесь. Давайте настроимся на рабочий лад. Сегодня на уроке мы будем говорить о работе и рабочих профессиях.

Ребята, вспомните пословицы и поговорки о труде!

Учащиеся вспоминают и произносят пословицы.

А теперь прочитаем новые пословицы (Слайд 2)

1.Маленькое дело лучше большого безделья.

2.От трудов своих сыт будешь, а богат не будешь.

3.В рабочее время - язык на засов.

4.Не умел шить золотом, так бей молотом.

5.Глаза страшатся, а руки делают.

6.Упорно трудиться - будет хлеб в закромах водиться.

7.Встать раньше - шагнуть дальше.

8.Не ленись за плужком - будешь с пирожком

Коротко поясняю значение новых пословиц.

2 этап. Всесторонняя проверка знаний; проверка домашнего задания (5 минут).

А) К доске приглашается 1 ученик и выполняет задание: синтаксический разбор предложения, выделяет суффиксы существительных.

Главный и неиссякаемый источник языка – сам народ: крестьяне, паромщики, пасечники, охотники, рыбаки, лесные объездчики… (К Паустовский).

Пока ученик разбирает предложение, задаю вопросы всему классу:

-О чём, ребята, мы говорили на прошлом уроке?

Учащиеся называют тему предыдущего урока.

-Как пишутся существительные с Не? Когда слитно, а когда раздельно?

По опорной схеме ребята воспроизводят правило № 32.



Б) Со всем классом провожу орфографический диктант на повторение  орфограммы «Ч, Щ» в сочетании с другими согласными».

– Записать слова, объяснить их написание.
Нянчить, кончить, ночка, печка, дочка, погонщик, вагончик, источник.

Мягкий знак не пишется в стечении согласных ЧН, ЧК, ЧТ, ЧШ, НЧ, НЩ, РЧ, РЩ.

(СЛАЙД№ 3)

В) Проверяем индивидуальную работу ученика (разбор предложения, выделение суффиксов существительных).

3 этап. Подготовка к сознательному усвоению новых знаний (5 минуты).

Ребята, откройте учебник на странице103. В рамочках на полях этой страницы и страницы 104 даны словарные слова. Их нужно внимательно прочитать, дать толкование значения каждого слова и запомнить их написание.

(СЛАЙД№ 4)


Профессия - основной род занятий, трудовой деятельности

Арматура-1.приборы и принадлежности какого-нибудь аппарата, машины.

2.стальной каркас железобетонных сооружений.

Арматурщик- рабочий, специалист по сооружению арматуры

Агент-1.лицо, уполномоченное кем(чем)-либо (предприятием) для выполнения

служебных, деловых поручений.

2.тот, кто действует в чьих-нибудь интересах.

Бетон - строительный материал из смеси цемента с водой, песком, щебнем, твердеющий после укладки.

Бетонщик-рабочий, по бетонным работам

Копировать-1.снимать копию с чего-нибудь

2.внешне подражать кому-нибудь, передразнивать

Копировщик-специалист по копировке

Вопросы классу.

– Посмотрите внимательно на  записанное предложение и назовите слова с суффиксом –чик ( – щик).
– В каком из этих слов согласный  в суффиксе пишется не так, как произносится? (объездчики).

- Назовите слова из словарика, которые обозначают людей по профессии?   
– Как вы думаете, ребята, по какой теме мы будем сегодня работать на уроке?


Формулирование темы урока: « Буквы Ч и Щ в суффиксе – ЧИК (–ЩИК)»

(Ответ учащихся).

Учитель: Совершенно верно. Мы продолжим наше знакомство с удивительным миром суффиксов. Этим морфемам доверена трудная, но интересная работа, так как они образуют новые слова, обогащают наш язык. Речь пойдёт о правописании букв ч и щ у суффиксе –чик (-щик).

Объявляю цели урока.

(Учащиеся записывают тему урока в тетрадь, учитель сообщает цель урока.

( Слайд 5).

4 этап. Усвоение новых знаний. Объяснение новой темы(12 минут).

(Слайд 6).

В два столбика записаны слова:

гардеробщик                   грузчик
сварщик                           разносчик
стекольщик                      разведчик
кладовщик                       автоответчик
барабанщик                     перебежчик 

задаю вопросы

– Можно ли по произношению определить выбор букв ч и щ в суффиксе –чик (-щик)?
– Почему?
– После каких согласных пишется буква ч в суффиксе –чик (-щик)?

Читаем правило по учебнику. Обращаем внимание на выделение орфограммы.

Учитель. А чтобы вы лучше запомнили эту орфограмму, послушайте сказку. Называется она «Братцы – мастера».

В стране Грамматике, почти на окраине её  обширных земель, жили – были два братца – суффиксы Чик и ЩИК.
Старший брат ЩИК был трудолюбивый: рано вставал, одевался да за дело принимался. А младший между тем в постельке лежал, потягивался, с боку на бок переваливался.
В городе, где они жили, народ был работящий, деловой, и ЩИК с удовольствием им всем помогал. Мастера своё дело знали, но никак не могли обойтись без ЩИКа. Сами посудите, что ни мастер, так обязательно в конце у него ЩИК появляется: обой-ЩИК, закрой-ЩИК, фонар ЩИК, свар-ЩИК. Вскоре работы стало так много, что братец ЩИК перестал с ней справляться. Тогда мастера решили заставить работать и второго брата – ЧИКа, но это было не просто: сам он трудиться не хотел. Вот к нему и приставили сторожей, которые работать его заставляли. Это были буквы   д – т, з – с, ж. С тех пор так и повелось: как только в слове появляются эти буквы, ЧИК принимается за работу. Сами смотрите: смаз ЧИК, груз ЧИК, лёт ЧИК.

(Слайд 7).

Чтобы легче было запомнить орфограмму №33, мы построим опорную схему «Звездочка» + фразу для запоминания букв «Я ТОЖЕ ЗДЕСЬ».

Затем строим схему орфограммы № 33 (звездочка Д-Т,З-С,Ж);

ДЕЛАЕМ ЗАПИСЬ: «Я ТОЖЕ ЗДЕСЬ» (слайд 8)

5 этап. Проверка понимания нового материала (5 минут).

А) Выполняем упражнение № 244 (списать, обозначая условия выбора изучаемой орфограммы).

После выполнения упражнения задаю вопрос.

– Ребята, какое значение приобретают слова с суффиксом -чик?

(Слайд 9)

  • Род деятельности, занятия человека. (Обувщик)

  • Механизм, аппарат или инструмент. (Автоответчик)

Учитель. Но слова с суффиксом –чик (-щик) надо отличать от слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Например,  огурчик.

6 этап. Закрепление новых знаний (8 минут).

Распределительный диктант.

– Распределите слова по значению в 3 колонки:  в 1- слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, во  2 - слова, обозначающие род деятельности человека, в 3 - слова со значением механизм, аппарат, инструмент.

Называю слова, дети распределяют их по колонкам. Получится такая запись.

     1                                     2                                             3
карманчик                 барабанщик                    автоукладчик
стаканчик                   переплётчик                    датчик   
костюмчик                 регулировщик                 зернопогрузчик 
погончик                   атомщик                          электросчётчик
супчик                       формовщик

(СЛАЙД 10)

Творческая работа.

Можно предложить учащимся написать сочинение – миниатюру о профессии в форме сказки или составить по картинке с изображением какой-либо работы 5-6 предложений, включив в них слова на изученную орфограмму. (Слайд 11).

Учитель читает пример связного текста на заданную тему:

1.В БОЛЬШОМ ГОРОДЕ СТРОИТСЯ ВЫСОТНЫЙ ДОМ.

2.БРИГАДА КАМЕНЩИКОВ ВЫКЛАДЫВАЕТ СТЕНЫ.

3.АРМАТУРЩИКИ УКРЕПЛЯЮТ БЕТОННЫЙ ФУНДАМЕНТ.

4.ВСЮ СМЕНУ СВАРЩИКИ СОЕДИНЯЮТ ТРУБЫ, КАРКАСЫ И МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ.

5. РЕЗЧИКИ ПО СТЕКЛУ ИЗГОТАВЛИВАЮТ КРАСИВЫЕ СТЕКЛОПАКЕТЫ.

6.ХОРОШО БУДЕТ ЖИТЬ В НОВОМ ДОМЕ! (Слайд 12)

2-3  работы  учащиеся читают в классе. У остальных ребят учитель посмотрит во время проверки тетрадей.

7 этап. Итог урока (3 минуты). (Слайд 13)

– Итак, по какой теме урока мы сегодня работали?
– Расскажите о правописании суффикса –чик (-щик).
– Какое значение имеют слова с этим суффиксом?

Выставление оценки за работу на уроке (комментирование).

8 этап. Домашнее задание (2минуты)

Объяснение задания к упражнению, в котором нужно вставить существительные, обозначающие лиц по профессии. Данный вид работы предполагает работу со справочной литературой и средствами интернета (поисковый метод). Также в упражнении предусмотрены разные виды языкового анализа (морфологический разбор, фонетический разбор слова).

К упражнению даны задания повышенной сложности (пунктуационный разбор; найти предложения, связанные с помощью однокоренных слов), выполнить которые могут учащиеся, претендующие на оценку «5»

(Слайд 14)

Выучить правило № 33, выполнить упражнение № 246.

Заключительное слово:

Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. ( А. Куприн).(Слайд 15)

Используемая литература

1.Русский язык.6 класс: учебник для общеобраз. учреждений/М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.;М.: Просвещение,2010.

2.Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка: Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности 2101, М.: Просвещение, 1988.

3.Горецкий В.Г. Уроки обучения грамоте: Пособие для учителя/ М.: Просвещение, 1985.

4.Обучение русскому языку в 6 классе: Методические указания к учебнику/М.Т Баранова и др. М.: Просвещение, 1990.И.А. Рабчинская и др, Русский язык в 6-7 классах/ Метод. Указания к учебнику «Русский язык, 6-7 кл.»для школ с белорусским языком обучения, Минск «Народная асвета», 1989.

5. Горшков, А. И. Русская словесность. – М. : Просвещение, 2006.

6.Ожегов С.И. Словарь ру. Яз.: Ок.57000.- Екатеринбург, «Урал-Советы»(Весть), 1994г.

7. Даль В.И. Толковый словарь русского языка.Современная версия.-М.: Эксмо,2002.

8.Касаткин Л.Л. и др. Краткий справочник по современному русскому языку./М.: Высшая школа,1991г.

Цифровые образовательные ресурсы:

http://festival.1september.ru/articles/580956/

http://festival.1september.ru/articles/102114/





























ПРИЛОЖЕНИЕ


РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ


слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами


слова, обозначающие род деятельности человека


слова со значением механизм, аппарат, инструмент





































9