СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 1 классе по программе «Перспективная начальная школа» на тему: "Слова-названия признаков" план-конспект

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 1 классе по программе «Перспективная начальная школа» на тему: "Слова-названия признаков" план-конспект

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 1 классе по программе «Перспективная начальная школа» на тему: "Слова-названия признаков" план-конспект»



Пояснительная записка к уроку

Урок русского языка проведен в 1 классе по программе «Перспективная начальная школа».

Номер урока: 5

Тип урока: «открытие» нового знания.

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации (слова- названия признаков предметов)

Задачи урока:

  1. Образовательная – формировать опыт различения слов—названий признаков, умения задавать вопросы к этим словам, обозначать их на схеме.

  2. Развивающая – способствовать развитию познавательной сферы учащихся, логического мышления, внимания, умения устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно добывать знания, сравнивать, обобщать и делать выводы, развивать опыт использования в речи слов—названий признаков предметов.

  3. Воспитательная – создать условия для формирования у детей познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения в группе со сверстниками, осуществления самооценки собственной учебной деятельности; развития интеллекта, эмоций, самостоятельности мышления, творческих способностей.



Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, наглядно-иллюстративный.

Средства обучения: интерактивная доска, компьютер, проектор, презентация Microsoft Power Point, конверты с карточками – схемами.





Технологическая карта урока.

п/п

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Организационный этап. Самоопределение к учебной деятельности (2 -3минуты)


- Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу и мне. Попробуйте сохранить такое доброе настроение в течение всего урока.

Прозвенел уже звонок.

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнем урок.

Будем мы писать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы – ученики


 - Прочитайте название главы, которую мы начинаем изучать.


- Как, обозначено начало

урока?


- Почему бабочка одна ? Сколько уроков по данной теме в учебнике?



- Как вы догадались?


















-“Миша и Маша знакомятся с миром слов”.

- Голубая вертикальная

полоса с бабочкой.

-Это первый урок по теме.

-По данной теме 4 урока.


-На голубой полоске вместо бабочки появилась птичка. Это значит – первый урок другой темы.


Личностные УУД: самооценка готовности к уроку.

Метапредметные УУД: учебно - познавательный интерес, организация рабочего места.


Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

(4-5 минут)


У.- Что называют слова: кот, сова, часы, цветок?


У.- На какие вопросы отвечают слова – названия предметов?


У.- Как мы обозначаем их схематически?



У.- На какие вопросы отвечают слова – названия действий?


У.- Как обозначаются слова –названия действий схематически?





У.- Подберите к каждому слову-предмету подходящее по смыслу слово-действие.




У.- Составьте схемы получившихся предложений. Кот мяукает. Сова летит.


У.- Теперь составим схему такого предложения: Рыжий кот спит.


Д.- Это слова – названия предметов.


Д.- Они отвечают на вопросы: кто? что?


Д.- Они обозначаются прямоугольником с одной чертой.


Д.- Они отвечают на вопросы: что делает? что делают?


Д.- Эти слова обозначаем прямоугольником с двумя чертами.


Д- Кот мяукает.

- Сова летит.

- Часы идут.

- Цветок растёт.


Ученики составляют схемы предложений, используя карточки (Приложение 1) Работа в парах.


Дети составляют схему предложения, но не получается.

Личностные УУД: умению видеть и признавать свои ошибки.

Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения.

ЛичностныеУУД:

мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Постановка учебной задачи (3 минуты)


У.- Вы смогли выполнить задание?


У.- Почему не получается?


У.- Значит, это совсем другое слово? Оно не подходит в группу слов «названий предметов» и не подходит в группу слов «названий действий». Хотите узнать, что это за слово?


У.- Тогда что мы будем открывать на уроке? Какова тема сегодняшнего урока русского языка урока?


Динамическая пауза (нарисовать глазами солнышко и шесть лучиков)

Д.- Нет.


Д.- Не знаем, как обозначить на схеме слово «рыжий».







Дети формулируют тему урока.


Регулятивные УУД: умение оценивать учебные действия в соответствии с задачей, планировать деятельность.


Личностные УУД: умение видеть, формулировать цель, проблему, тему урока.


«Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)

(10 -11минут)


У.- Вспомним, что произошло в Волшебном лесу? (Слайд 2)




У.- Как мы вместе с Машей и Мишей спасали животных?


У.- Пришла пора возвратить животным признаки. В этом нам помогут слова типа «рыжий». Нам нужно узнать, что же это за слова? Чем они отличаются от других групп слов?


У.- Составим план нашей работы.

(Слайд3)

У. - А также мы будем различать их в ряде других слов, составлять и записывать предложения по схемам.

У. - Где мы будем искать информацию?


Работа по учебнику с. 15. Чтение текста учителем.

- А теперь, - сказал Ворон, - надо вернуть животным признаки.


Например: большой колючий ёж.


Ниже даны слова-названия признаков. Прочитайте их.

У.- Слова-названия признаков отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие? и обозначаются прямоугольником с волнистой линией.

У.- Задайте от слова «шмель» к слову «мохнатый» вопрос.


Д.- Анишит Йокоп лишила животных способности действовать.

Д.- Мы помогли их расколдовать, вернули им способность действовать







Составляют план достижения цели.





- Д: В учебнике.










Д. Читают слова из учебника.






Д.- Шмель (какой?) мохнатый.



Личностные УУД: умение удерживать учебную задачу.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в учебнике, умение на основе анализа объектов и действий с ними делать выводы.

Коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения установление аналогий и причинно - следственных связей.


Регулятивные УУД: прогнозировать предстоящую работу (составлять план).


.      Первичное закрепление во внешней речи

(5-6 минут)

 


- Вернитесь к списку из шести животных. Начиная с медведя, примеряй к ним указанные слова-названия признаков. Можно ли о медведе сказать, что он полосатый? Рыжий? Большой?

Выберите из списка слова, чтобы рассказать о медведе. (Слайд 4)


А теперь расскажите о еже, петухе, коте.

1 ряд рассказывает о еже.

2 ряд - о петухе.

3 ряд - о коте .

У.- Давайте проверим устно вашу работу.

У. – Молодцы, ребята!


У. –А теперь вернемся к нашему плану:

-На какие вопросы отвечают слова – признаки?


У.- Как обозначаются на схеме?




У. - Теперь можно выполнить

задание, с которым не справились в начале урока.


У. - Составьте схему предложения: Рыжий кот спит.




У.- Сверьте свою запись с записью на доске. (Слайд 5)



Динамическая пауза. ( Игра с мячом)

У.- Я буду называть слово- название предмета, а вы подходящее по смыслу слово- название признака.


Д. - Медведь большой, косолапый, хищный, прожорливый, мохнатый, пушистый, бурый, крупный.




Дети подбирают слова – признаки, чтобы рассказать о еже, петухе, коте.

(Работа в парах.)






Д.- Слова-признаки отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Д. – Слова – признаки мы обозначаем прямоугольником с волнистой линией.


Д. – Можем.



Дети составляют схему предложения, используя карточки. Работают в парах.


Ученик работает на интерактивной доске. Составляет схему предложения.


Коммуникативные УУД: умение строить свое высказывание в соответствии с задачей.


Регулятивные УУД: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.



Самостоятельная работа с самопроверкой (7-8 минут)

 



Работа в печатной тетради с. 8 упражнение 1.

У.- Вернись к рисункам на странице 6.

Начерти схемы к предложениям про лису и птичку.

  1. Рыжая лиса бежит.

  2. Поёт серенькая птичка.

У.- Проверьте свою работу.

(Слайды 6 и 7)


Расшифруй схему предложения к рисунку 3.



У.- Сколько слов в предложении?

-Что называет каждое из слов?


- Составьте предложение по картинке о девочке.


- Предложение записано на доске печатными буквами. (Слайд 8)


- Назовите первое слово, второе, третье.

- Как пишутся слова друг от друга в предложении?

- С какой буквы начинается предложение?


- Прочитаем предложение орфографически.


У.- Спишите предложение письменными буквами в тетрадь.


У.- Подчеркните слово-название признака.


Дети составляют схемы и записывают их в тетради.




Ученик работает на интерактивной доске. Составляет схему предложения.







Д.- В предложении три слова.


Д.- Маленькая девочка рисует.







- Раздельно.


- Предложение начинается с большой буквы.

Хоровое чтение предложения.


Дети записывают предложение.




Личностные УУД: осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Познавательные УУД: умение сравнивать, делать выводы.

Предметные УУД: применение новых знаний в жизненных ситуациях


.      Включение нового

знания в систему знаний и повторение.

(5 минут)

 


Выполнение упр. №3 стр.9 в тетради с печатной основой.


У. – Прочитаем задание. Что же нужно сделать в упражнении?

Давайте найдем слова-названия признаков. Как мы их будем отличать от других слов?


У.- Я прочитаю вам текст сначала без слов- названий признаков. (Слайд 9 ) А сейчас - со словами-названиями признаков. (Слайд 10)

- Какой текст вам больше нравится? Почему?

- Какова же роль слов-названий признаков в русском языке? Зачем они?



Д.- Найти в стихотворении слова-признаки и подчеркнуть их волнистой линией.

Д.- Будем отличать эти слова по вопросам.






Дети высказывают своё мнение.

Д. - Слова- названия признаков делают нашу речь яркой, выразительной , более точной.


Рефлексия деятельности.

(3-4 минуты)


У.- Какую цель ставили на уроке?

У.- Удалось её решить?

Посмотрите на план. Все пункты выполнены? (Слайд 3)

- На этом уроке я узнал …

- Я запомнил…

- Мне понравилось…

- Меня заинтересовало…

(Слайд 11)

Осуществляют

самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Познавательные УУД:

уметь делать выводы.

Коммуникативные УУД:

умение слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД:

оценивать учебные действия.




Приложение к уроку

1.



~~~~~~~~~



—————



—————

—————



— — — — —

2. Презентация

Список используемой литературы:



  1. Чуракова Н.А. Русский язык. 1 класс. Учебник, — М.: Академкнига/Учебник, 2011.

  2. Гольфман Е.Р. Тетрадь для самостоятельной работы. 1 класс. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.

  3. Чуракова Н.А., Гольфман Е.Р. Русский язык. 1 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2010.

  4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» А.Г.Асмолова, М., «Просвещение»,2008.

  5. Все фоны в формате JPG... http://blog.kp.ua/users/3672042/post124379381/

  6. Лисица http://animal-photos.ru/foxes/

  7. Птичка http://foto-zverey.ru/pticy-mal.htm

  8. Кот http://foto-zverey.ru/koshki5.htm