№ п/п | Этап урока | Действия учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
| Организационный этап. Самоопределение к учебной деятельности (2 -3минуты) | - Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу и мне. Попробуйте сохранить такое доброе настроение в течение всего урока. Прозвенел уже звонок. Сядьте тихо и неслышно, И скорей начнем урок. Будем мы писать, трудиться, Ведь заданья нелегки. Нам, друзья, нельзя лениться, Так как мы – ученики - Прочитайте название главы, которую мы начинаем изучать. - Как, обозначено начало урока? - Почему бабочка одна ? Сколько уроков по данной теме в учебнике? - Как вы догадались? | -“Миша и Маша знакомятся с миром слов”. - Голубая вертикальная полоса с бабочкой. -Это первый урок по теме. -По данной теме 4 урока. -На голубой полоске вместо бабочки появилась птичка. Это значит – первый урок другой темы. | Личностные УУД: самооценка готовности к уроку. Метапредметные УУД: учебно - познавательный интерес, организация рабочего места. |
| Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. (4-5 минут) | У.- Что называют слова: кот, сова, часы, цветок? У.- На какие вопросы отвечают слова – названия предметов? У.- Как мы обозначаем их схематически? У.- На какие вопросы отвечают слова – названия действий? У.- Как обозначаются слова –названия действий схематически? У.- Подберите к каждому слову-предмету подходящее по смыслу слово-действие. У.- Составьте схемы получившихся предложений. Кот мяукает. Сова летит. У.- Теперь составим схему такого предложения: Рыжий кот спит. | Д.- Это слова – названия предметов. Д.- Они отвечают на вопросы: кто? что? Д.- Они обозначаются прямоугольником с одной чертой. Д.- Они отвечают на вопросы: что делает? что делают? Д.- Эти слова обозначаем прямоугольником с двумя чертами. Д- Кот мяукает. - Сова летит. - Часы идут. - Цветок растёт. Ученики составляют схемы предложений, используя карточки (Приложение 1) Работа в парах. Дети составляют схему предложения, но не получается. | Личностные УУД: умению видеть и признавать свои ошибки. Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения. ЛичностныеУУД: мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
| Постановка учебной задачи (3 минуты) | У.- Вы смогли выполнить задание? У.- Почему не получается? У.- Значит, это совсем другое слово? Оно не подходит в группу слов «названий предметов» и не подходит в группу слов «названий действий». Хотите узнать, что это за слово? У.- Тогда что мы будем открывать на уроке? Какова тема сегодняшнего урока русского языка урока? Динамическая пауза (нарисовать глазами солнышко и шесть лучиков) | Д.- Нет. Д.- Не знаем, как обозначить на схеме слово «рыжий». Дети формулируют тему урока. | Регулятивные УУД: умение оценивать учебные действия в соответствии с задачей, планировать деятельность. Личностные УУД: умение видеть, формулировать цель, проблему, тему урока. |
| «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) (10 -11минут) | У.- Вспомним, что произошло в Волшебном лесу? (Слайд 2) У.- Как мы вместе с Машей и Мишей спасали животных? У.- Пришла пора возвратить животным признаки. В этом нам помогут слова типа «рыжий». Нам нужно узнать, что же это за слова? Чем они отличаются от других групп слов? У.- Составим план нашей работы. (Слайд3) У. - А также мы будем различать их в ряде других слов, составлять и записывать предложения по схемам. У. - Где мы будем искать информацию? Работа по учебнику с. 15. Чтение текста учителем. - А теперь, - сказал Ворон, - надо вернуть животным признаки. Например: большой колючий ёж. Ниже даны слова-названия признаков. Прочитайте их. У.- Слова-названия признаков отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие? и обозначаются прямоугольником с волнистой линией. У.- Задайте от слова «шмель» к слову «мохнатый» вопрос. | Д.- Анишит Йокоп лишила животных способности действовать. Д.- Мы помогли их расколдовать, вернули им способность действовать Составляют план достижения цели. - Д: В учебнике. Д. Читают слова из учебника. Д.- Шмель (какой?) мохнатый. | Личностные УУД: умение удерживать учебную задачу. Познавательные УУД: умение ориентироваться в учебнике, умение на основе анализа объектов и действий с ними делать выводы. Коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения установление аналогий и причинно - следственных связей. Регулятивные УУД: прогнозировать предстоящую работу (составлять план). |
| . Первичное закрепление во внешней речи (5-6 минут) | - Вернитесь к списку из шести животных. Начиная с медведя, примеряй к ним указанные слова-названия признаков. Можно ли о медведе сказать, что он полосатый? Рыжий? Большой? Выберите из списка слова, чтобы рассказать о медведе. (Слайд 4) А теперь расскажите о еже, петухе, коте. 1 ряд рассказывает о еже. 2 ряд - о петухе. 3 ряд - о коте . У.- Давайте проверим устно вашу работу. У. – Молодцы, ребята! У. –А теперь вернемся к нашему плану: -На какие вопросы отвечают слова – признаки? У.- Как обозначаются на схеме? У. - Теперь можно выполнить задание, с которым не справились в начале урока. У. - Составьте схему предложения: Рыжий кот спит. У.- Сверьте свою запись с записью на доске. (Слайд 5) Динамическая пауза. ( Игра с мячом) У.- Я буду называть слово- название предмета, а вы подходящее по смыслу слово- название признака. | Д. - Медведь большой, косолапый, хищный, прожорливый, мохнатый, пушистый, бурый, крупный. Дети подбирают слова – признаки, чтобы рассказать о еже, петухе, коте. (Работа в парах.) Д.- Слова-признаки отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие? Д. – Слова – признаки мы обозначаем прямоугольником с волнистой линией. Д. – Можем. Дети составляют схему предложения, используя карточки. Работают в парах. Ученик работает на интерактивной доске. Составляет схему предложения. | Коммуникативные УУД: умение строить свое высказывание в соответствии с задачей. Регулятивные УУД: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
| Самостоятельная работа с самопроверкой (7-8 минут) | Работа в печатной тетради с. 8 упражнение 1. У.- Вернись к рисункам на странице 6. Начерти схемы к предложениям про лису и птичку. Рыжая лиса бежит. Поёт серенькая птичка. У.- Проверьте свою работу. (Слайды 6 и 7) Расшифруй схему предложения к рисунку 3. У.- Сколько слов в предложении? -Что называет каждое из слов? - Составьте предложение по картинке о девочке. - Предложение записано на доске печатными буквами. (Слайд 8) - Назовите первое слово, второе, третье. - Как пишутся слова друг от друга в предложении? - С какой буквы начинается предложение? - Прочитаем предложение орфографически. У.- Спишите предложение письменными буквами в тетрадь. У.- Подчеркните слово-название признака. | Дети составляют схемы и записывают их в тетради. Ученик работает на интерактивной доске. Составляет схему предложения. Д.- В предложении три слова. Д.- Маленькая девочка рисует. - Раздельно. - Предложение начинается с большой буквы. Хоровое чтение предложения. Дети записывают предложение. | Личностные УУД: осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока. Познавательные УУД: умение сравнивать, делать выводы. Предметные УУД: применение новых знаний в жизненных ситуациях |
| . Включение нового знания в систему знаний и повторение. (5 минут) | Выполнение упр. №3 стр.9 в тетради с печатной основой. У. – Прочитаем задание. Что же нужно сделать в упражнении? Давайте найдем слова-названия признаков. Как мы их будем отличать от других слов? У.- Я прочитаю вам текст сначала без слов- названий признаков. (Слайд 9 ) А сейчас - со словами-названиями признаков. (Слайд 10) - Какой текст вам больше нравится? Почему? - Какова же роль слов-названий признаков в русском языке? Зачем они? | Д.- Найти в стихотворении слова-признаки и подчеркнуть их волнистой линией. Д.- Будем отличать эти слова по вопросам. Дети высказывают своё мнение. Д. - Слова- названия признаков делают нашу речь яркой, выразительной , более точной. | |
| Рефлексия деятельности. (3-4 минуты) | У.- Какую цель ставили на уроке? У.- Удалось её решить? Посмотрите на план. Все пункты выполнены? (Слайд 3) - На этом уроке я узнал … - Я запомнил… - Мне понравилось… - Меня заинтересовало… (Слайд 11) | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия | Познавательные УУД: уметь делать выводы. Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные УУД: оценивать учебные действия. |