Тема:
«Правописание парных звонких и глухих согласных».
(Урок – путешествие)
Цель:
Отрабатывать умение правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными на конце слова; развивать орфографическую зоркость; способствовать развитию речи учащихся, расширять кругозор знаний.
Оборудование:
Модель парусника, модели островов.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Все звонок мы услыхали
И за парты ровно стали.
2. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня с вами ребята проведём необычный урок, мы отправимся в путешествие на этом прекрасном паруснике по морям и океанам. На пути нам будут встречаться острова, на которых мы будем пополнять свои запасы – знания по теме «Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова». Ну что же, в добрый путь.
3. Остров «Проверяйка»
- Что было задано на дом?
- Что нужно было сделать?
- Прочитайте проверяемые слова вместе с проверочными?
4. Остров «Чистописайка»
- Отгадайте загадку
Носит шубку серую,
А зимою белую,
Прыгает, как мячик,
Длинноухий зайчик.
- Какой звук услышали первым в слове отгадки?
- Какой буквой обозначаем?
- Сейчас мы с вами повторим написание заглавной и строчной букв
5. Остров «Вспоминайка»
1. Игра «Угадай последнее слово и запиши его.
Не поедет без бензина
Наша быстрая машина.
Наша Мурка спит и слышит,
Как в углу скребутся мыши
Ты к обеду положи
Ложки, вилки и ножи
Собирали ребятишки
В парке жёлуди и шишки.
За лесом, в болотной глуши
От ветра шуршат камыши.
Слоник хоботом, как душем,
Моет спинку, моет уши.
Захотели малыши,
Заточить карандаши.
Для мамы сегодня внимательный сын
Чудесные розы поставил в кувшин.
Стали звёздочки кружиться
И на землю тут ложиться,
Нет, не звезды, а пушинки,
Не пушинки, а снежинки.
- На какое правило записали слова?
- Что знаем о написание слов с сочетаниями ЖИ и ШИ?
- Почему ЖИ и ШИ всегда пишутся с буквой И?
- Проверьте написания слов друг у друга (Взаимопроверка)
2. Работа над предложением.
- Из данных слов составьте предложение и запишите его.
Сладко, в берлоге, медве_ ь спит,
- Какая буква пропущена в слове медведь?
- Что мы должны сделать, чтобы правильно, без ошибок написать слово?
- Что вы знаете о медведе?
- А знаете ли вы почему его так назвали? Медведем его назвали по тому, что он ведает где находится мёд. Ведает – значит знает.
5. Остров «Закрепляйка»
1. «Полминутки для шутки».
- Запишите слова – отгадки с комментированием и подбором проверочных слов. (цепочкой)
Хоровод, хоровод,
Пляшет маленький народ
Дом пустеет без ребят,
Убежали дети в сад.
На коньках я мчусь вперёд,
Под ногами крепкий лёд.
В тулуп и валенки одет
Шёл на охоту старый дед.
На бахче у нас растёт,
Как разрежешь, сок течёт
Свеж и сладок он на вкус
Называется арбуз.
Щиплет щёки, щиплет нос
Но не страшен нам мороз.
Как не старался, я не смог
Доесть с капустою пирог.
Нам казалось очень просто
Переплыть на этот остров
Снег с берёзы повалился,
На Андрюшку комам – хлоп!
Из Андрюшки получился
Замечательный сугроб.
2. Работа у доски. (работа в группах)
(у доски работают три ученика, от каждого ряда по ученику, остальные -самостоятельно в тетрадях).
Клю …. Дру… Рука…
Гру… Стол … Пиро ….
Тру….. Утю …. Мос….
Уку… Гра… Гвоз…
Жу … Пру… Кру ….
- Докажите правоту вставленных букв.
6. Физкультминутка.
7. Остров «Наблюдайка».
1. Выборочный диктант.
- Выпишите слова, устно подберите проверочные.
Роет землю старый крот, разоряет огород.
Жёлтый наряд радует глаз.
Мед в лесу нашёл медведь.
Дуб зелёный над холмом.
И по реке плывёт плот.
2. «Найди лишнее слово». (устно)
Ду…, гри…, укро…, зу…
Гара… , ланды… , но…, этаж
Пиро…, сапог…, утю…., галсту….
Ря…., пло…., сле…., пру….., ко….
- Почему слово является лишним?
8. Остров «Сохраняйка»
Работа над пословицами.
- Прочитайте пословицы.
Не в бровь, а в глаз.
Ежь пирог с грибами, а язык держи за зубами.
Береги нос в сильный мороз.
- Как вы понимаете эти пословицы? Объясните.
- Спишите две понравившиеся вам пословицы в тетрадь.
- Написание каких слов мы должны проверить? Почему? Как нужно проверять?
9. Итог урока.
- Чем занимались? Чему учились?
10. Домашнее задание.
Из словарика выписать 8 слов на изучаемое правило и подобрать к ним проверочные слова.