Урок 41
Речевая ситуация: поздравление и вручение подарка. Повторение функций ь и порядка действий при списывании
Педагогические задачи: создать условия для выбора языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для успешного решения коммуникативной задачи, ознакомления с функцией ь как показателя мягкости предшествующего согласного; научить восстанавливать деформированный текст повествовательного характера.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся различать звук, слог, слово и предложение; кратко характеризовать звуки русского языка (согласные твёрдые/мягкие), решать учебные и практические задачи – писать прописную букву в начале предложения и в именах собственных, выделять предложение и слово из речевого потока; получат возможность научиться выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – освоение умений выбирать адекватные языковые средства при поздравлении и вручении подарка; различение функций ь на практике; приобретение умений подписывать поздравительную открытку; овладение навыком работы по восстановлению деформированного текста повествовательного характера; логические – осуществление анализа текстов поздравительных открыток; формулирование правила речевого поведения (предпочтительно самостоятельно писать поздравление, чем дарить открытку с готовым текстом).
Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями её реализации; анализировать собственную работу, вносить необходимые коррективы.
Коммуникативные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его; договариваться и приходить к общему решению при совместной работе; выражать свои мысли последовательно, чётко и ясно.
Личностные: сравнивают разные точки зрения, считаются с мнением другого человека, проявляют доброжелательность в споре; выражают интерес к освоению новой информации; стремятся к улучшению результатов труда.
Сценарий урока
Включение в систему знаний и повторение (К. + П.).
Каллиграфическая минутка. Письмо соединений ТЬ и ЬТ.
Словарная работа. Узнайте слова по определениям.
Тот, кто учится в школе или обучается какой-нибудь профессии (ученик, ученица)
Тот, кто преподаёт какой-либо предмет в школе (учитель)
Группа учеников одного года обучения, а также комната для занятий в школе (класс)
Мальчики и девочки младшего возраста (ребята)
– На какой вопрос отвечает слово РЕБЯТА? (кто?)
– Подберите слова, сочетающиеся со словом РЕБЯТА. На какой вопрос они отвечают? (какие?) (дружные, весёлые, активные…)
– А вы дружные, весёлые…? Внимательные?
Работа по учебнику.
− Вспомните, пожалуйста, ситуацию, которую мы разбирали на прошлом уроке. Куда собирался Дениска?
− На день рождения принято ходить с подарками. А вы умеете поздравлять и дарить подарки?
(Поздравить Кирилла, у которого день рождения 14 марта). – 1-2 человека.
− Рассмотрите рисунок (с. 132). Расскажите, что на нём изображено. Какие слова поздравления мальчик говорит имениннице?
Чтение рубрики «Обрати внимание».
− Сейчас можно купить открытку с напечатанным поздравлением, но это не подчеркнёт индивидуальность именинника. Прочитайте тексты поздравлений и определите, какой текст написала подруга. Как вы догадались?
Восстановление деформированного текста.
Коллективное выполнение упражнения 4.
− Прочитайте предложения. Можно ли назвать это текстом? Почему? Подумайте, в каком порядке нужно расположить эти предложения, чтобы установить между ними связь по смыслу и чтобы получился разговор.
Работа в парах по карточкам. Восстановление текста, проверка по образцу.
− Дома я предлагаю вам выполнить задание на выбор:
1 (полегче) – упражнение 5 (карточка голубого цвета)
2 (посложнее) – написать поздравительную открытку своему другу или подруге. Для образца можете использовать открытку 2 (карточка жёлтого цвета).
− В конце урока выберите себе карточку с домашним заданием.
Физкультминутка
2. Работа в тетради (П. + К. + Р.).
– Найдите в тексте слова с мягким знаком. Какова его роль? (ь обозначает мягкость предшествующего согласного звука).
– Каким ещё бывает ь? (разделительный). Что показывает разделительный ь? (буквы ё,е,я,ю,и обозначают два звука – согласный [й´] и гласный).
− Прочитайте слова, записанные на экране. Что их объединяет? (во всех есть ь). Запишите слова в два столбика в зависимости от роли ь. Проверьте свою запись, сверив с записью на экране.
день, колья, пальто, платье, вьюга, семья, кольцо, пень
Запись под диктовку.
Маленький жучок ползёт по тоненькому стебельку. На верхушке стебелька качается голубенький колокольчик. Рядом растут жёлтенький лютик и беленькая ромашка.
Упражнение «Спиши». (Самостоятельная работа по карточкам – если осталось время)
Вёз корабль карамель,
Налетел корабль на мель.
И матросы шесть недель
Ели только карамель.
− Спишите текст. Подчеркните в словах мягкий знак.
− Проверьте свою запись.
II. Итог урока (Р. + К.). Рефлексия.
− Оцените себя и свою работу на уроке. Поднимайте руку, если моё утверждение подходит вам.
1. На уроке я работал активно/пассивно
2. Своей работой на уроке я доволен/не доволен
3. Урок мне показался коротким/длинным
4. За урок я не устал/устал
5. Моё настроение стало лучше/стало хуже
6. Материал урока мне был интересен/скучен
7. Домашнее задание мне кажется интересным/не интересным
Домашнее задание: выберите карточку с домашним заданием.