СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 1 классе по теме "Земное чудо - лес"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 1 классе по теме "Земное чудо - лес"»

Русский язык

Класс: 1

Тема: Земное чудо – лес

Цели: формировать понимание уникальности такого явления, как лес; познакомить с текстами на тему «Лес»; развивать восприятие и понимание прослушанных текстов; познакомить с правилами поведения в лесу; обогащать словарь учащихся; обобщить знания учащихся о жизни растений и животных; развивать внимание, память, познавательную активность, речь учащихся, повышать культуру общения; воспитывать гуманное и бережное отношение к природе.

Материалы и оборудование: картины леса в разные времена года, зеленые, жёлтые и красные карточки, карандаши цветные, презентация «Земное чудо-лес», рисунки животных, компьютер, рабочая тетрадь, учебник, корзина с грибами.

Ход урока

1. Организационное начало урока.

- Добрый день, ребята и наши гости. Ребята , посмотрите друг на друга , подарите своим товарищам и нашим гостям улыбки. Возьмите в руки разноцветные карандаши и покажите цвет своего настроения на сегодняшнем уроке.

Синий карандаш- грустное настроение

Зелёный карандаш - весеннее настроение

Жёлтый карандаш – солнечное настроение

2. Постановка целей и задач урока

- Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие. Но мы не только будем путешествовать, но и продолжать учиться разговаривать на русском языке, расширять словарный запас, узнаем много нового, а также вспомним то, что знаем. Помогать нам в этом будет наш друг – компьютер. А куда мы отправимся, вы узнаете когда отгадаете загадку:

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом -
Чудеса увидишь в нем. (Лес.) Слайд 1

- И так, ребята, тема нашего урока: «Земное чудо - лес» Слайд 2

3. Слушание стихотворения Г.Антипова «Лес»

Нет в мире радостней чудес,

Чем старый, мудрый, добрый лес!

Он всех приветливо встречает,

Оберегает, защищает!

Здесь зверю, птице дом родной,

Ручьи с хрустальною водой.

И много ягод и грибов

Лес подарить всегда готов.

Всем нужно лес оберегать,

Не засорять и не ломать,

Чтоб набирал он больше сил

И радость людям приносил!

Ответ на вопрос:

- Какую радость приносит лес людям?

- Как нужно вести себя в лесу?



4. Чтение и обсуждение рассказа В. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой» Слайд 3

Оля и Лида пошли в лес. После трудной дороги сели на траву отдохнуть и пообедать.

Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки закончили обед, недалеко от них запел соловей. Оля и Лида сидели, боялись пошевельнуться.

Соловей перестал петь.

Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст.

Лида же завернула в газету яичные скорлупки и положила кулёк в сумку.

- Зачем ты берёшь с собой мусор?- сказала Оля.- Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.

- Стыдно… перед соловушкой,- ответила тихо Лида.


Ответы на вопросы:

- Соблюдают ли законы природы девочки из рассказа?

- Кому стало стыдно перед соловушкой? Почему?


Учитель: Человек должен быть в лесу не хозяином, а гостем, приходить сюда с добром и не мешать лесным жителям. А поскольку мы сегодня в гостях у леса, то должны хорошо знать, как себя вести в лесу, выполнять определенные правила поведения. Что же это за правила?


5. Правила поведения в лесу. Дети читают стихи. Слайд 4

Ульяна Слайд 5

НЕ ломайте, детки!
У деревьев ветки!
Каждая веточка
Для дерева- деточка.

Ксения Слайд 6

Ёж пыхтит и морщится:
«Что я вам, уборщица?
Лес никак не подмету,
Соблюдайте чистоту»!

Максим Слайд 7

Не шумите в лесу, ребята,
Лесным жителям это неприятно!
Соблюдайте тишину,
Шум не нужен никому.

Илья Слайд 8

Огонь в лесу не разводи,
Лес от пожара береги,
А коль развёл, учти:
Перед уходом затуши! 

Артем Слайд 9

Птичьих гнёзд не разоряй!
И другим не позволяй!

Слава Слайд 9

НЕ рвите в лесу букеты,
Запомнить надо про это.
Пусть цветы растут в лесу!
Леса береги красу!


6. Физкультминутка «Хлопай - топай» Слайд 10

- А сейчас мы проверим как вы запомнили правила поведения в лесу.

• Ломать деревья и ветки (нельзя)

• Сажать больше деревьев (можно)

• Ходить и топтать на лугах цветы (нельзя)

• Ходить только по тропинкам (можно)

• Рвать большие букеты цветов (нельзя)

• Любоваться цветами (можно)

• Оставлять мусор в лесу (нельзя)

• Разжигать костры в лесу (нельзя)

• Беречь лес от пожара (можно)

• В лесу шуметь (нельзя)

- Молодцы! Правила поведения в природе вы знаете хорошо.


7.Пословицы о лесе

- А знаете ли вы, пословицы о лесе? (Дети рассказывают):

• Лес кормит, лечит, укрывает и согревает. Матвей

• Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади. Лёша

• Кто лес любит – тот его не губит. Слава

• Лес богатство и краса, береги свои леса. Артём

• Враг природы тот, кто её не бережёт. Ксения


8. Слушание детьми сказки Ю. Дмитриева “Что такое лес?” Слайд 11

Учитель: Что же такое лес? Чтобы ответить на этот вопрос, будем слушать сказку и и запоминать, кого и чего не хватало на картине художника, чтобы назвать ее настоящим лесом.


9. Встреча с Лесовиком. Задания и вопросы от Лесовика. Моделирование картины «Лес» Слайд 12

- Какую картину нарисовал художник в самом начале? (деревья)

- Что подсказал нарисовать художнику Лесовичок? (кусты, траву, цветы)

- Кто съел весь лес на картине? (насекомые)

- Кого нарисовал художник чтобы оживить лес? (птиц)

- Кого еще пришлось дорисовать, чтобы лес снова не погиб? (лягушку, ящерицу и других животных)

- Красивая ли получилась картина?

- Что должно быть в настоящем лесу?

- Как надо относиться к лесу?


10. Чтение предложения «Здравствуй, лес, прекрасный лес, полный сказок и чудес!» (Журавлик с. 68, з.2)


11. Разгадывание кроссворда «Дары леса» Слайд 13


" Лес - богатство народа" – гласит старая русская пословица. Чем богат лес мы узнаем, когда разгадаем кроссворд.

По горизонтали:

2. Весь Антошка -

Шляпка да ножка.

Дождь пойдёт -

Он подрастёт. (Гриб) Слайд 14


4. Растут на ветках группками,

Покрытые скорлупками.

Малым детям для потехи

Это твёрдые…..(Орехи) Слайд 15


5. Не балует дуб детей.

Одевает без затей:

Все в его семейке

Носят тюбетейки. (Желуди) Слайд 16


6. Каждой весною Слайд 17

Лапы еловые

Старые лампы

Меняют на новые. (Шишки)


По вертикали: Слайд 18

1. Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки. (Дерево)


3. Ягодку сорвать легко —

Ведь растет невысоко.

Под листочки загляни-ка —

Там созрела... (Земляника)Слайд 19


12. Зрительная гимнастика Слайд 20


- Ребята, а вы знаете какие животные живут в лесу? Сейчас мы это проверим.


Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (ЛОСЬ)


2. Кто с высоких тёмных сосен

В ребятишек шишку бросил?

И в кусты через пенёк

Промелькнул, как огонёк? (БЕЛКА)


3. Летом бродит без дороги

Между сосен и берёз,

А зимою спит в берлоге,

От мороза спрятав нос. (МЕДВЕДЬ)


4. Посмотрите-ка, какая –

Вся горит, как золотая.

Ходит в шубе дорогой,

Хвост пушистый и большой. (ЛИСА)


13. Игра «Закончи предложение»

Оказывается, живые синонимы могут передать черты характера и чувства человека, внешний вид, его движения:

Хитрый, как … (лиса).

Трусливый, как … (заяц).

Запасливый, хозяйственный … (белка).

Косолапый, как … (медведь).

Голодный, как … (волк).

Колючий, как … (еж).

Мчаться, как … (олень).

Переваливаться, как … (медведь).

Выть, как … (волк).


14. Работа в рабочей тетради. С 39, з.2


15. Игра «Собери грибы». Слайд 21 На доске корзинка и грибы съедобные и несъедобные. Собрать съедобные грибы и отправить в корзинку.

- Какое задание будет следующим вы узнаете прослушав считалочку.


Я вошел в тенистый бор

И увидел мухомор,

Сыроежку,

Зеленушку,

Розоватую волнушку,

Боровик,

Моховик,


И огромный дождевик.

Два опенка,

Два сморчка,

Два масленка,

Два строчка.

- Все грибы не забери,

Лишь съедобные бери.



16. Игра “Экологический светофор”. Слайд 22

- У вас в руках зеленые и красные карточки. Я буду читать вам стихи, а вы выберите правильный ответ и поднимите нужный кружок: зеленый – помогаете природе, красный – ясно, что вредите ей.


Пять зеленых лягушат

В речку броситься спешат.

А ребята не лежат,

Ловят банкой лягушат.

Пусть живет лягушка в доме,

Здесь ей лучше, чем на воле. (Красный)


Поливаем клумбы дружно,

Траву выполем на спор.

А зачем нам это нужно?

Чтоб красивым был наш двор. (Зеленый)


Я кузнечика словил,

В банку с травкой посадил.

Пусть покажет, как трещит,

Как усами шевелит. (Красный)


Посадили деревце

У себя во дворе,

Пусть растет зеленое,

На радость детворе.

Поливаем деревце

Очень часто мы.

Чтоб оно со временем

Дало нам плоды. (Зеленый)


Убита белка!

На снегу

Она распластана лежала,

Как будто все еще бежала…

Да вдруг застыла на бегу. Красный)


В глуши лесной, в глуши зеленой,

Всегда тенистой и сырой.

В крутом овраге под горой

Мы чистили родник студеный.(Зелёный)


Ходим, ходим по лужку,

Собираем по цветку:

Красный, белый, синий цвет,

Замечательный букет. (Красный)


Ёлочку зеленую

Срубили топором,

Из лесу душистую

Принесли к нам в дом. (Красный)


Разведу я на окошке

И душистые горошки,

И фиалки, и герани.

Вот попробуйте вы сами. (Зеленый)


Бутылки и банки бросаем в походе,

Не разлагается мусор в природе.

Пришли через год на полянку

И обнаружили свалку. (Красный)


17. Подведение итогов урока. Рефлексия Слайд 23

Учитель: Вот и закончилось наше путешествие. Как много мы вспомнили и узнали нового!

18. * Игра-импровизация «Жизнь и рост деревьев»

(Учитель читает предложения, а дети исполняют движения согласно их содержанию)

- Семена деревьев попали в землю (Дети приседают, обхватывают колени руками, опускают головы)

- Через год появляются первые всходы-ростки (Ребята поднимают головы, расправляют плечи)

- Через 10 лет деревья достигают в высоту 3 метра (Дети поднимают руки)

- Через 30 лет высота деревьев достигает 9 метров (Учащиеся встают, поднимают руки вверх)

- Через 70 лет верхушки деревьев поднимаются над землёй на 18 метров

( Дети становятся в круг, берутся за руки и поднимают их)

- Через 100 лет деревья приобретают роскошную крону, а высота растений составляет около 30 метров (Ребята становятся на носки, поднимают руки) Учитель: Лес растет долго. Не десятилетиями, а столетиями. Давайте будем беречь этот удивительный храм природы. В руках человека, а значит, и в ваших руках красота и богатство родной земли. Помните об этом!