Урок русского языка в 10 классе
Подготовка к сочинению – рассуждению по тексту
Тип урока: формирование новых умений и навыков;
Цель урока: подготовка к написанию сочинения-рассуждения по заданному тексту в рамках подготовки к ЕГЭ.
Задачи:
обучающие:
актуализировать знаний композиционных особенностей эссе и критериев оценивания сочинения;
совершенствование умения анализировать текст;
развивающие:
развитие умения формулировать собственное мнение по проблематике текста, аргументированно доказывать его;
развитие умения работы с информацией (поиск, обобщение, систематизация, анализ);
воспитательные:
воспитание уважительного отношения к чужому мнению;
создание условий для размышлений обучающихся о значении детства в формировании личности человека.
Планируемые результаты освоения учебного материала
предметные:
определение роли композиционных элементов в раскрытии идейно-художественного содержания фрагмента;
умение интерпретировать текст;
создание элемента сочинения на основе анализируемого текста.
метапредметные:
извлечение и преобразование информации из различных источников;
умение вести самостоятельный поиск информации в сети Интернет;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
формирование коммуникативных навыков.
личностные:
формирование личной позиции по проблемам, актуализируемым в тексте;
осознание роли личного вклада в общий результат.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация, раздаточный материал
Оргмомент, мотивация деятельности
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Сегодня мы продолжим подготовку к ЕГЭ, к самой сложной его части – сочинению.
«Прежде чем написать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать», - говорил Максим Горький. Если мы научимся отвечать на эти вопросы, успех придет.
«Прежде чем написать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать», - говорил Максим Горький. Если мы научимся отвечать на эти вопросы, успех придет.
- «Прежде чем написать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать», - говорил Максим Горький. Если мы научимся отвечать на эти вопросы, успех придет.
- Предлагаю вам свой успех на уроке оценивать в листах самоконтроля.
II. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала(20 мин)
1. Актуализация знаний (7 мин.)
- Что ж, пора вспомнить структуру задания 27 ЕГЭ.
- Обратите внимание на первую фразу: «Напишите по прочитанному тексту», и на последующую: «Работа, написанная без опоры на прочитанный текст, не оценивается». Отсюда следует, что важнейшим условием успешного написания является правильное понимание исходного текста. А правильно понять текст – задача не из легких.
Композиция сочинения-рассуждения.
- Также нам необходимо повторить требования к написанию сочинения Составьте кластер, отражающий особенности композиции сочинения части С. (Приложение 3).
(Учащиеся работают в группах. Потом одна из групп защищает свой кластер у доски, остальные рецензируют ответ одноклассников. Выступающий ученик ставит балл в листе самоконтроля в графе «Дополнительные деятельность»).
- Ребята, сопоставьте свои кластеры с образцом.
- Можно ли на основе кластера составить план сочинения?
2. Анализ текста (16 мин.)
2.1. Подготовка к восприятию исходного текста (3 мин.)
- Ну а теперь пришло время познакомиться с текстом, который посвящен очень актуальной для вас теме – теме детства. И, прежде чем узнать авторскую трактовку данного понятия, я предлагаю в парах составить синквейн о детстве.
(Звучит песня «Куда уходит детство?») (слайд-шоу).
(Учащиеся зачитывают синквейны, на слайде мой синквейн).
Детство
Светлое, беззаботное
Пробовать, ошибаться, узнавать
Детство - это фундамент жизни
Золотая пора
Чтение текста. (3 мин.)
Я приехал на родину, где не был лет тридцать; ступил на эту землю, как, может быть, ступают куда-то, перелетев через Время; ступил в ожидании чуда — с замершим в груди восторгом, который всплеснется, как только увидишь нечто из прошлой жизни, нечто, не раз снившееся.
Низенький поселок судоремонтного завода на левом берегу Вятки. Западный высокий и лесистый берег, который еще до наступления вечера накрывает огромной тенью и селение, и затон, и луга за ним… Серые бревенчатые стены домов, наличники… Ветерок треплет березу у невысокого обелиска павшим в Отечественную войну…
Я сказал тетке, у которой гостил, что пойду «на ту сторону» — так назывались заливные по весне луга за затоном. Перешел затон по мостику и оказался среди колючих кустов ежевики. Потом, с горстью кислых, чернильно пачкающих ладонь ягод, пошагал по лугу, уставленному там и сям стожками сена.
Солнце уже нависло над острыми верхушками елей на западном берегу, согревая последним теплом луг и стога сена. Неизвестно, что заставило меня подойти к стожку и обнять его, припасть к нему, уткнувшись лицом в теплое и душистое сено, но я сделал это и несколько минут стоял так, вдыхая неповторимый аромат высохших трав. Были в нем, кроме всего, и запахи парного молока, и самой коровы, и сеновалов детства, где кувыркались, делали ходы, просто лежали, раскинув руки…
Луга здесь неровные, часто попадаются низинки. По весне, когда вода на реке спадает, они превращаются в озерца, полные мальков; озерца постепенно высыхают, подросшую рыбу можно тогда ловить даже корзинами.
Луга перемежаются дубнячками, где детвора военной поры собирала желуди для свиней, а то и для пекарен (желудевую муку добавляли к хлебу), и искала птичьи гнезда, среди них попадались и утиные — вот был подарок к бедному столу военных лет!
А еще на этих лугах объедались черемухой, собирали дикий лук для домашних пирогов, полевую клубнику и землянику. Ягоды, естественно, съедались еще до дома, если только там не ждали младшие брат или сестра.
Здесь играли, зорили осиные гнезда, набирали пышные букеты луговых цветов — ромашек, ирисов, гвоздик, жгли костры, пекли картошку, рассказывали, когда темнота за спинами сгущалась все больше, страшные истории…
Все это я и вспоминал, оглядывая луга и перелески, силясь отыскать хоть одно знакомое с дальних времен место. Я спускался в давно уже высохшие низинки, шарил в траве в поисках клубники, находил жесткий, отцветший уже лук — и все больше погружался в зеленое царство своего детства, щедро и навсегда наградившее меня любовью к деревьям, травам, цветам.
Чувство восторга, поначалу только гнездившееся в груди, ширилось, нарастало, охватывало меня всего — и уже сами собой выговаривались какие-то слова, хотелось кричать, бегать…
И вдруг я услышал из ближайшего перелеска впереди странные звуки. Звонки, детские голоса, смех. Там, в дубнячке, либо стояла карусель (откуда она здесь?), либо дети катались на велосипедах, изо всех сил звоня друг дружке, чтобы не столкнуться.
Я остановился, прислушался. Так оно и есть — карусель или велосипеды. Какие-то веселые колокольчики. И детские голоса.
Я сначала пошел к перелеску, потом побежал, потому что стало казаться, что звонки удаляются, велосипеды уезжают по мере того, как я приближался к ним.
Дубрава оказалась безлюдной, и ничто не говорило в ней о том, что только что здесь были дети. Я пробежал ее всю и снова очутился на лугу — а звонки и голоса стали раздаваться уже из перелеска, что был метрах в пятидесяти.
Мне во что бы то ни стало хотелось увидеть этих детей, и я быстро пересек не кошенный еще луг. Но и там, среди деревьев, не было ни одного человека. А детские голоса, чудесно переместившись, звенели из дубравы, маячившей впереди.
Что это?! Кто заманивает меня в глубь лугов, не подпуская к себе ни на шаг? То ли просто не хотят, чтобы я увидел их, то ли так играют. То ли…
Последнее предположение ошеломило меня. Я хотел было двинуться к очередной дубовой рощице, откуда снова доносились детские голоса и смех, но догадка остановила меня. Я понял, что никогда не догоню этой веселой карусели, никогда не увижу ее. Она всегда уже будет от меня на расстоянии пятидесяти метров и лет, лет, лет…
Какие ключевые слова наталкивают на проблему текста?
Работа в парах. Отмечают ключевые слова в тексте. Зачитывают их.
Какова основная мысль текста?
Автор утверждает мысль, что приезд в родные места напомнил ему самую прекрасную пору в жизни – детство.
Поставьте вопрос к основной мысли.
Что испытывает человек, вернувшись на Родину?
Это и будет проблема нашего текста.
Создание элементов сочинения по группам.
Чтение получившихся работ по группам.
Подведение итогов. Чтение образца сочинения по тексту с выделением структурных частей.
ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ВВОД ПРОБЛЕМЫ: «АВТОР ( ФИО) СТАВИТ ПРОБЛЕМУ, ТАК КАК В ЗАДАНИИ 27 «СФОРМУЛИРУЙТЕ ОДНУ ИЗ ПРОБЛЕМ, ПОСТАВЛЕННЫХ АВТОРОМ ТЕКСТА» Что испытывает человек, когда возвращается на родину? Именно эту проблему ставит Вадим Алексеевич Чирков в предложенном для анализа тексте.
КОММЕНТАРИЙ. ВВОДНАЯ ФРАЗА ( УКАЗЫВАЕТСЯ, ЧТО В ТЕКСТЕ ПРИСУТСТВУЕТ РАССКАЗЧИК) Повествование ведётся от первого лица. Рассказчик, прибыв на родину спустя тридцать лет, описывает свои чувства. ПЕРВЫЙ ПРИМЕР КОММЕНТАРИЯ: Он ступил туда с восторгом, «который всплеснётся», когда он увидит что-то из детства. Рассказчик пошёл в луга, где обнял стог сена, чтобы почувствовать «неповторимый аромат» трав, парного молока, коровы. Он вспоминает, как в низинах лугов, в озёрцах, можно было корзинами ловить рыбу объедаться ягодами, играть, набирать букеты. В попытках найти знакомые места, он всё больше погружался в детство, а радостное чувство охватывало его всего, и ему хотелось кричать. ПОЯСНЕНИЕ К ПЕРВОМУ ПРИМЕРУ, СВЯЗЫВАЮЩЕЕ ЕГО С ПРОБЛЕМОЙ ТЕКСТА: Таким образом, автор показывает читателю, что, вернувшись на родину, человек испытывает восторг, счастье и вспоминает сказочное детство.
ВТОРОЙ ПРИМЕР КОММЕНТАРИЯ: Далее по тексту писатель рассказывает, как герой вдруг услышал «звонки, детские голоса, смех». Ему показалось, что в дубравке стоит карусель или дети катаются не велосипедах. Когда рассказчик подошёл поближе, звуки стали удаляться, а в лесу никого не было. Он бежал всё дальше, но детей так нигде и не увидел. Порассуждав, что это могло быть, рассказчик понял, что никогда не догонит эту карусель и она всегда будет рядом с ним долгие годы. ПОЯСНЕНИЕ КО ВТОРОМУ ПРИМЕРУ, СВЯЗЫВАЮЩЕЕ ЕГО С ПРОБЛЕМОЙ: Этим эпизодом автор показывает, что человек, когда вернётся на родину, будет слышать звуки детства.
СМЫСЛОВАЯ СВЯЗЬ И ЕЁ АНАЛИЗ: Данные примеры дополняют друг друга, и с помощью них читатель понимает, что на родине людей переполняет чувство радости и вспоминается детство: его звуки, запахи, весёлые моменты.
ПОЗИЦИЯ АВТОРА: Позиция автора заключается в том, что по прибытии в родные места человек, прежде всего, испытывает восторг: « Чувство восторга, поначалу гнездившееся в груди, мирилось, нарастало, охватывало меня всего – и уже сами собой выговаривались какие-то сова, хотелось кричать, бегать». В такое состояние его приводят воспоминания о детстве и восхищение природой.
СОБСТВЕННЫЙ АРГУМЕНТ ( С ЛИТЕРАТУРНЫМ ПРИМЕРОМ!): Трудно не согласиться с автором, ведь родина – место, с которым связаны самые счастливые моменты. Пребывание там всегда греет душу, а чувства переполняют человека. Недаром родину вспоминают в самые тяжёлые минуты жизни. В поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» главный герой попал в плен в монастырь, откуда пытался сбежать в родной Кавказ. И перед смертью, читая исповедь, тосковал по дому. Таким образом, возвращение на родину – настоящее счастье для человека, даже порой единственное, что может его спасти.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: В заключение хотелось бы сказать, что нигде нельзя испытать такого восторга, как в родных краях. Детские воспоминания, природа – вот истинное счастье. Поэтому нельзя забывать о родине, ведь это самое главное место в жизни человека.
Домашнее задание: написать собственное сочинение, соблюдая структуру сочинения ЕГЭ