СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 11 классе по теме «Русский язык в формате ЕГЭ».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 11 классе по теме «Русский язык в формате ЕГЭ».»

Урок русского языка в 11 классе по теме

«Русский язык в формате ЕГЭ».
Тип урока: повторительно-обобщающий 
Вид урока: практикум 
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная и др.
Цели урока
повторить и обобщить изученный за курс средней школы материал по русскому языку, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа; дать тренировочные упражнения на их исправление. 
Развивающий аспект: развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени, развитие речемыслительных и творческих способностей учащихся; 
Воспитательный аспект: совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач, воспитание у учащихся морально-ценностных чувств. 





















1. Организационный момент. (СЛАЙД 1)

Мы продолжаем работу по подготовке к ЕГЭ по русскому языку. На прошлом занятии вы выполнили тестовую работу, а сегодня на партах перед вами лежат маршрутные листы, в которые вы занесли свои результаты. Исходя из этого, сформулируйте цели нашего занятия. (Отработка навыков грамотной речи)

2. Орфоэпическая разминка (СЛАЙД 2- СЛАЙД 3)

Грамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому. Я предлагаю вам выполнить орфоэпическую разминку. 
В ЕГЭ это задание 4. На слайде слова из вариантов ЕГЭ. 
Ваша задача расставить ударение в предложенных словах. Читаем по цепочке.

Корысть

Соболезнование

Квартал

средства

красивее

статуя

обеспечение

кренить

балованный

коклюш

кровоточить

Береста и берёста

Нарочитый

Овен

Ракушка

Плато

Газопровод

Начерпать

Нефтепровод

Нормировать

Кулинария

Звонит

иконопись

Обратите внимание, у вас есть это задание в печатном виде и если что-то вызвало затруднение, отметьте слово для запоминания.

(Ч- СЛАЙД 4)

Правильная речь показывает уровень образованности человека, его культурного развития.

Кроме правильного произношения нужно обращать внимание на образование форм слова. И не забудьте, что иногда ошибку допускают из-за неправильного прочтения задания. Будьте внимательны, обратимся к слайду.

(СЛАЙД 5)

(СЛАЙД 6)

(СЛАЙД 7)

(СЛАЙД 8)

(Ч-СЛАЙД 9)
3. Орфографическая работа

Слова нужно не только правильно произносить, но и правильно писать.

По результатам предыдущих тестовых работ задание для индивидуального повторения получили Володина Алина и Казаченкова Света. Затруднение вызвало правописание Н и НН в разных частях речи. Сейчас девочки идут к доске для работы по карточкам.

Карточки

Н

НН

журавлиный крик

ветреный день

настольный теннис

земляная насыпь

серебряная нить

тучи рассеяны

булка испечена

нестись бешено


Выполненная работа

смеяться искренне

оконные рамы

желанный приз

выглядеть странно

телефонный разговор

ураганное предупреждение

искусственный алмаз

сезонная работа

деревянная солонка

идти уверенно

встретить неожиданно

течёт медленно



А мы в это время повторим правила правописания из заданий 8-11.

Весь класс

У вас на столах лежат тесты. Подпишите листы и приступайте к выполнению: у вас 7 заданий и 2-3 минуты. Работаем.

Тест


Работа закончена. Обменяйтесь тестами, выполним взаимопроверку, смотрим на слайд.


(СЛАЙД 10)

(Ч-СЛАЙД 11)


Ребята, работавшие по карточкам закончили, проверяем.

Одна из трудностей при выполнении этого задания – уметь различать отглагольные прилагательные и причастия. Вспомним, что для этого надо.

(СЛАЙД 12)

Вставьте, где необходимо, пропущенные в суффиксах причастий и отглагольных слов гласные буквы и Н или НН.

Варё..ный картофель, свар..ный картофель,

варё..ный в бульоне картофель, картофель свар..н.

(Ч-СЛАЙД 13)

Составим алгоритм действий:

1. Есть ли зависимое слово?

Да – причастие – НН

Нет - 2. Образовано от глагола совершенного вида?

Да - причастие – НН

Нет – прилагательное - Н



4. Речь человека не будет звучать грамотно, если не соблюдены речевые нормы. Задание 7 ЕГЭ вызвало затруднения у многих учащихся, и пусть не справившихся не было, но максимальные 5 баллов набрали всего 6 человек. Я не буду называть фамилии, вы видите свои результаты в маршрутных листах. Для выполнения следующего задания разделимся на 3 группы. Каждая группа получает свой вариант, вам нужно определить тип речевой ошибки и исправить предложения. ПРОВЕРКА

нарушение связи между подлежащим и сказуемым

1. Тот, кто не жалеет труда, обычно достигают многого.

2. Там нарисовано деревня, река и лес.

3. Большинство поддержали докладчика.

неправильное построение предложения с косвенной речью

1. Андрей сказал, что лучше уж пусть мы оставим меня в покое.

2. Сергей сказал, что я вернусь на следующей неделе.

3. Заболевший малыш, стоя у окна, с грустью сказал, а машины гуляют.

нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

1. Кремом «Софьей» пользуются несколько раз в год для профилактики отёчности ног.

2. О романе М. Булгакова «Мастере и Маргарите» написаны сотни критических статей.

3. Матч прошёл на большой спортивной арене стадиона «Лужников».

неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

1. Вопреки плохой погоды мы отправились гулять.

2. По окончанию переговоров участники вышли к журналистам.

3. Благодаря прививок никто из ребят не заболел.

нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1. Листья тихо шуршали под ногами, осыпавшиеся ночью.

2. Мы продолжаем публикации архивных материалов о московских зодчих, жившие в XVIII веке.

3. Большинство животных, живущие на свободе, заняты решением извечной задачи — собственным выживанием и продолжением рода.



Чаще всего сложности вызывают ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами. Посмотрите на доску.

(СЛАЙД 14)

Вспомните, с чего нужно начать работу:

выделяем грамматическую основу предложения. Что обозначает сказуемое, а что деепричастие?

Проверим себя

(СЛАЙД 15) (СЛАЙД 16) (СЛАЙД 17) (СЛАЙД 18)

(Ч-СЛАЙД 19)

5. синтаксические нормы.

Говоря о грамотной речи, нельзя пройти мимо синтаксических норм. В заданиях 15-19 ЕГЭ предлагается объяснить расстановку знаков препинания. Перед вами на карточке предложение (и на слайде) (СЛАЙД 20)

Никто не приказывал Тушину куда и чем стрелять и он посоветовавшись со своим фельдфебелем Захарченко к которому имел большое уважение решил что хорошо бы зажечь деревню.

(СЛАЙД 21)

(СЛАЙД 22)

(Ч-СЛАЙД 23)

6. Правильно построить предложение – важно. Но на экзамене вам пригодиться и умение работать с текстом. Посмотрите на доску.

(СЛАЙД 24)

Исправьте ошибки в отрывке из рассказа А. П. Чехова «Письмо к ученому соседу»

1. Дорогой Соседушка! Максим … (забыл как по батюшке, извените меня великодушно!). 2. Давно искал я случая познакомиться с Вами, жаждал потому что наука в некотором роде мать наша родная, все одно как и цивилизацыя. 3. Вы сочинили и напечатали в своем умном сочинении, что будто бы на самом величайшем светиле, на солнце, есть черные пятнушки. 4. Я недавно читал у одного французского ученого, что львиная морда совсем не похожа на человеческий лик, как думают ученый. 5. И нащот этого мы поговорим. 6. Приежжайте, сделайте милость. Приежжайте хоть завтра например. 7. Мы теперь постное едим, но для Вас будим готовить скоромное. 8.Дочь моя Наташенька просила Вас, чтоб Вы с собой какие нибудь умные книги привезли. 9.Молодеж теперь я Вам скажу, дает себя знать. 10.Это письмо должен Вам доставить мой ключник Трофим ровно в 8 часов вечера. Если же привезет его пожже, то побейте его по щекам, по профессорски.



6. Домашнее задание

Умение правильно работать с текстом пригодится вам и на следующем занятии. Мы поговорим о выполнении части С ЕГЭ по русскому языку, у вас на столах распечатки с тезисами. К каждому нужно подобрать и записать аргументы из классической литературы.

(СЛАЙД 26)



7. Подведём итоги.

Сегодня мы стали ещё на шаг ближе к успешной сдаче ЕГЭ. Вы хорошо поработали. А какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать выпускник, чтобы успешно сдать экзамен? Подберите эпитеты.

(СЛАЙД 27)



Э – энергичный, эрудированный

К – компетентный, коммуникативный

З – знающий

А – активный

М – мотивированный, мудрый

Е Г Э

Н – настойчивый, находчивый, настроенный на результат

Желаю вам стать именно такими выпускниками.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!