Урок русского языка в 11 классе по теме
«Русский язык в формате ЕГЭ».
Тип урока: повторительно-обобщающий
Вид урока: практикум
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная и др.
Цели урока:
повторить и обобщить изученный за курс средней школы материал по русскому языку, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа; дать тренировочные упражнения на их исправление.
Развивающий аспект: развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени, развитие речемыслительных и творческих способностей учащихся;
Воспитательный аспект: совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач, воспитание у учащихся морально-ценностных чувств.
1. Организационный момент. (СЛАЙД 1)
Мы продолжаем работу по подготовке к ЕГЭ по русскому языку. На прошлом занятии вы выполнили тестовую работу, а сегодня на партах перед вами лежат маршрутные листы, в которые вы занесли свои результаты. Исходя из этого, сформулируйте цели нашего занятия. (Отработка навыков грамотной речи)
2. Орфоэпическая разминка (СЛАЙД 2- СЛАЙД 3)
Грамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому. Я предлагаю вам выполнить орфоэпическую разминку.
В ЕГЭ это задание 4. На слайде слова из вариантов ЕГЭ.
Ваша задача расставить ударение в предложенных словах. Читаем по цепочке.
Корысть Соболезнование Квартал средства красивее статуя обеспечение кренить балованный коклюш кровоточить | Береста и берёста Нарочитый Овен Ракушка Плато Газопровод Начерпать Нефтепровод Нормировать Кулинария Звонит иконопись |
Обратите внимание, у вас есть это задание в печатном виде и если что-то вызвало затруднение, отметьте слово для запоминания.
(Ч- СЛАЙД 4)
Правильная речь показывает уровень образованности человека, его культурного развития.
Кроме правильного произношения нужно обращать внимание на образование форм слова. И не забудьте, что иногда ошибку допускают из-за неправильного прочтения задания. Будьте внимательны, обратимся к слайду.
(СЛАЙД 5)
(СЛАЙД 6)
(СЛАЙД 7)
(СЛАЙД 8)
(Ч-СЛАЙД 9)
3. Орфографическая работа
Слова нужно не только правильно произносить, но и правильно писать.
По результатам предыдущих тестовых работ задание для индивидуального повторения получили Володина Алина и Казаченкова Света. Затруднение вызвало правописание Н и НН в разных частях речи. Сейчас девочки идут к доске для работы по карточкам.
Карточки
Н | НН |
журавлиный крик ветреный день настольный теннис земляная насыпь серебряная нить тучи рассеяны булка испечена нестись бешено | Выполненная работа смеяться искренне оконные рамы желанный приз выглядеть странно телефонный разговор ураганное предупреждение искусственный алмаз сезонная работа деревянная солонка идти уверенно встретить неожиданно течёт медленно |
А мы в это время повторим правила правописания из заданий 8-11.
Весь класс
У вас на столах лежат тесты. Подпишите листы и приступайте к выполнению: у вас 7 заданий и 2-3 минуты. Работаем.
Тест
Работа закончена. Обменяйтесь тестами, выполним взаимопроверку, смотрим на слайд.
(СЛАЙД 10)
(Ч-СЛАЙД 11)
Ребята, работавшие по карточкам закончили, проверяем.
Одна из трудностей при выполнении этого задания – уметь различать отглагольные прилагательные и причастия. Вспомним, что для этого надо.
(СЛАЙД 12)
Вставьте, где необходимо, пропущенные в суффиксах причастий и отглагольных слов гласные буквы и Н или НН.
Варё..ный картофель, свар..ный картофель,
варё..ный в бульоне картофель, картофель свар..н.
(Ч-СЛАЙД 13)
Составим алгоритм действий:
1. Есть ли зависимое слово?
Да – причастие – НН
Нет - 2. Образовано от глагола совершенного вида?
Да - причастие – НН
Нет – прилагательное - Н
4. Речь человека не будет звучать грамотно, если не соблюдены речевые нормы. Задание 7 ЕГЭ вызвало затруднения у многих учащихся, и пусть не справившихся не было, но максимальные 5 баллов набрали всего 6 человек. Я не буду называть фамилии, вы видите свои результаты в маршрутных листах. Для выполнения следующего задания разделимся на 3 группы. Каждая группа получает свой вариант, вам нужно определить тип речевой ошибки и исправить предложения. ПРОВЕРКА
нарушение связи между подлежащим и сказуемым | 1. Тот, кто не жалеет труда, обычно достигают многого. 2. Там нарисовано деревня, река и лес. 3. Большинство поддержали докладчика. |
неправильное построение предложения с косвенной речью | 1. Андрей сказал, что лучше уж пусть мы оставим меня в покое. 2. Сергей сказал, что я вернусь на следующей неделе. 3. Заболевший малыш, стоя у окна, с грустью сказал, а машины гуляют. |
нарушение в построении предложения с несогласованным приложением | 1. Кремом «Софьей» пользуются несколько раз в год для профилактики отёчности ног. 2. О романе М. Булгакова «Мастере и Маргарите» написаны сотни критических статей. 3. Матч прошёл на большой спортивной арене стадиона «Лужников». |
неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом | 1. Вопреки плохой погоды мы отправились гулять. 2. По окончанию переговоров участники вышли к журналистам. 3. Благодаря прививок никто из ребят не заболел. |
нарушение в построении предложения с причастным оборотом | 1. Листья тихо шуршали под ногами, осыпавшиеся ночью. 2. Мы продолжаем публикации архивных материалов о московских зодчих, жившие в XVIII веке. 3. Большинство животных, живущие на свободе, заняты решением извечной задачи — собственным выживанием и продолжением рода. |
Чаще всего сложности вызывают ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами. Посмотрите на доску.
(СЛАЙД 14)
Вспомните, с чего нужно начать работу:
выделяем грамматическую основу предложения. Что обозначает сказуемое, а что деепричастие?
Проверим себя
(СЛАЙД 15) (СЛАЙД 16) (СЛАЙД 17) (СЛАЙД 18)
(Ч-СЛАЙД 19)
5. синтаксические нормы.
Говоря о грамотной речи, нельзя пройти мимо синтаксических норм. В заданиях 15-19 ЕГЭ предлагается объяснить расстановку знаков препинания. Перед вами на карточке предложение (и на слайде) (СЛАЙД 20)
Никто не приказывал Тушину куда и чем стрелять и он посоветовавшись со своим фельдфебелем Захарченко к которому имел большое уважение решил что хорошо бы зажечь деревню.
(СЛАЙД 21)
(СЛАЙД 22)
(Ч-СЛАЙД 23)
6. Правильно построить предложение – важно. Но на экзамене вам пригодиться и умение работать с текстом. Посмотрите на доску.
(СЛАЙД 24)
Исправьте ошибки в отрывке из рассказа А. П. Чехова «Письмо к ученому соседу»
1. Дорогой Соседушка! Максим … (забыл как по батюшке, извените меня великодушно!). 2. Давно искал я случая познакомиться с Вами, жаждал потому что наука в некотором роде мать наша родная, все одно как и цивилизацыя. 3. Вы сочинили и напечатали в своем умном сочинении, что будто бы на самом величайшем светиле, на солнце, есть черные пятнушки. 4. Я недавно читал у одного французского ученого, что львиная морда совсем не похожа на человеческий лик, как думают ученый. 5. И нащот этого мы поговорим. 6. Приежжайте, сделайте милость. Приежжайте хоть завтра например. 7. Мы теперь постное едим, но для Вас будим готовить скоромное. 8.Дочь моя Наташенька просила Вас, чтоб Вы с собой какие нибудь умные книги привезли. 9.Молодеж теперь я Вам скажу, дает себя знать. 10.Это письмо должен Вам доставить мой ключник Трофим ровно в 8 часов вечера. Если же привезет его пожже, то побейте его по щекам, по профессорски.
6. Домашнее задание
Умение правильно работать с текстом пригодится вам и на следующем занятии. Мы поговорим о выполнении части С ЕГЭ по русскому языку, у вас на столах распечатки с тезисами. К каждому нужно подобрать и записать аргументы из классической литературы.
(СЛАЙД 26)
7. Подведём итоги.
Сегодня мы стали ещё на шаг ближе к успешной сдаче ЕГЭ. Вы хорошо поработали. А какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать выпускник, чтобы успешно сдать экзамен? Подберите эпитеты.
(СЛАЙД 27)
Э – энергичный, эрудированный
К – компетентный, коммуникативный
З – знающий
А – активный
М – мотивированный, мудрый
Е Г Э
Н – настойчивый, находчивый, настроенный на результат
Желаю вам стать именно такими выпускниками.