СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 11-м классе по теме: "Деепричастие, построение предложений с деепричастным оборотом"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели  урока:

  • Обобщить и систематизировать знания о деепричастии, деепричастном обороте и употреблении деепричастного оборота в речи.
  • Закрепить умение правильно строить предложения  с деепричастным оборотом.
  • Готовиться к ЕГЭ: выработать алгоритм выполнения задания, связанного с нормами употребления деепричастий в речи; отработать навыки выполнения данного задания
Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 11-м классе по теме: "Деепричастие, построение предложений с деепричастным оборотом"»

Урок русского языка в 11-м классе по теме: "Деепричастие, построение предложений с деепричастным оборотом" (подготовка к ЕГЭ)

Цели  урока:

  • Обобщить и систематизировать знания о деепричастии, деепричастном обороте и употреблении деепричастного оборота в речи.

  • Закрепить умение правильно строить предложения  с деепричастным оборотом.

  • Готовиться к ЕГЭ: выработать алгоритм выполнения задания, связанного с нормами употребления деепричастий в речи; отработать навыки выполнения данного задания (А4)

Оборудование:

  • Мультимедийная презентация урока.

  • Тестовые задания для контроля ЗУН.


Деепричастные обороты являются принадлежностью в основном книжной речи. Несомненное их преимущество… заключается в их краткости и динамичности. Им присуща также большая выразительность

Д.Э.Розенталь


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Мотивационный этап

СЛАЙД №1

Сад, все больше редея, переходя в настоящий луг, спускался к реке; около мельничной плотины был плес, глубокий и рыбный.

- С какой целью я привела пример этого предложения?

- Какое правило заложено в нём? Следовательно, какая тема нашего урока?

(Правильно, деепричастие и построение предложений при деепричастном обороте)

СЛАЙД №2

- Эпиграфом к нашему уроку я взяла высказывание Дитмара Эльяшевича Розенталя – советского и русского лингвиста, автора многочисленных трудов по русскому языку.

(Ученик читает эпиграф)

 Значение этого эпиграфа вы скажете в конце урока.

Записывают число, тему  урока.

Выявление необходимых знаний для выполнения задания.

2. Содержательно-операционный этап

1. Обобщение ранее изученного о деепричастии и деепричастном обороте

Итак:

- (На СЛАЙДЕ №3: Какие пчёлы из этого улья?)

- Показать СЛАЙД №4 (ответ)


- Что называется деепричастием?

Деепричастие – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ? и обозначает добавочное, дополнительное действие к основному. Чаще всего деепричастие относится к глаголу.

Например: Дрожа от волнения, Пётр вошёл в комнату.


- А что называется деепричастным оборотом?

Деепричастный оборот - деепричастие с зависимыми словами; в деепричастном обороте деепричастие является главным словом.

Например: Однажды Гиляровский, желая показать свою силу, завязал узлом кочергу.

 

- Найдите границы деепричастного оборота. (Слайд №5)

(Ответ на слайде №6)


2.  Лекция по теме урока. (Основные положения лекции оформлены в презентации: слайды 7-10)


Слайд №7.

Нормы построения предложений с деепричастным оборотом

  1. В двусоставных предложениях субъект, названный подлежащим, должен выполнять оба действия: основное, названное сказуемым, и добавочное, выраженное деепричастием.

Сравните:   1. Выбирая стиль одежды, подчеркивается индивидуальность.   2. Выбирая стиль одежды, я советуюсь с подругой.

  1. 2.   В односоставных предложениях субъект действия формально не выражен. Деепричастный оборот в них может употребляться лишь в тех случаях, когда субъект действия можно «восстановить». Речь идет об определенно-личных и неопределенно-личных предложениях.

  2. Слайд №8

Сказуемое в этих предложениях может быть выражено:

  1. В форме повелительного наклонения.Например: Приехав в Москву, обязательно посетите Красную площадь.

  2. В форме 1-го и 2-го лица изъявительного наклонения.   Например: Читая текст, обращаю внимание на способы выражения авторской позиции.

  3. !!! В форме инфинитива в значении повелительного наклонения.   Например: Садясь в поезд, нужно проверить наличие билета.

  1. Слайд №9. Деепричастный оборот не употребляется в следующих случаях:

1.Если основное и добавочное действие выполняется разными лицами (субъектами).          Нельзя: Пользуясь калькулятором, расчет производится быстро и легко.

2.В безличном предложении (нет и не может быть подлежащего – субъекта действия).              Нельзя: Гуляя вечером, мне нездоровилось.

3. - страдательное причастие = кем-то принят.Нельзя:(Сдав экзамены, я был принят в вуз…)

3. Слайд №10 При деепричастном обороте может находиться вводное слово. Изучив местонахождение вводного слова по отношению к деепричастному обороту, попробуйте сформулировать пунктуационное правило

а)Принц пробежал мимо спрятавшейся Золушки, по-видимому не заметив её в тёмной аллее.

б)Сёстры не смогли узнать Золушку, заметив, вероятно, только дорогой наряд очаровавшей принца незнакомки.

Слайд №11 Если вводное слово стоит в начале или самом конце деепричастного оборота, оно не отделяется запятой от оборота. (Предложение № 1) Если же вводное слово окажется в середине деепричастного оборота, оно выделяется двумя запятыми. (Предложение № 2)


3.  Применение полученных знаний на практике (слайды 12-18).

Составление алгоритма выполнения задания.

Отработка первичного навыка выполнения задания А8.

 

Отвечают на вопросы для повторения и обобщения, рассматривают и приводят примеры.

По ходу лекции учителя ученики делают записи в тетради Запоминание алгоритма выполнения задания.

Выполнение практических заданий.

3. Рефлексивно-прогностический этап

Слайд №12 1. Исследовательские задания:

а) пунктуационная задача:

Перед вами два предложения:

1)Лодка шла, не меняя направления; но, пройдя железнодорожный мост, повернула к другому берегу.

2) Тропинка шла лесом, петляя между деревьями, но не меняя направления.

Запишите предложения в тетрадь. Исследуя эти предложения, попытайтесь ответить на вопрос: «Почему деепричастный оборот, стоящий после союза но, в первом предложении отделяется от него запятой, а во втором – нет?»

Слайд №13 (В первом предложении деепричастные обороты относятся к разным сказуемым, соединённым союзом но, поэтому выделяются с обеих сторон запятыми. Во втором предложении они относятся к одному и тому же сказуемому, являются однородными и соединяются союзом но).

3. Развитие речи

Слайд №14 А сейчас сравните 2 предложения, чем они отличаются друг от друга?

а) слово учителя

Деепричастный оборот – сжатая, лаконичная и очень выразительная форма, употребляемая в книжной речи. Пользуясь им, следует помнить правило о едином действующем лице (или предмете) при основном (выраженном глаголом) и добавочном (выраженном деепричастием) действиях. Неправильное введение деепричастного оборота в текст может вызвать грубую речевую или грамматическую ошибку.

б) Слайд №15 анализ таблицы «Речевые и грамматические ошибки, связанные с употреблением деепричастного оборота» (таблица на экране)


1.Тестовая работа (закрепление и контроль ЗУН по теме урока):

Рассмотрим образец тестового задания на синтаксическую норму из материалов ЕГЭ.


Слайд №16 Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

Возвращаясь домой,

  1. пошёл дождь.

  2. я вымок под дождём.

  3. Было сыро и холодно.

Слайд № 17, 18. (правильные ответы)

  1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Пользуясь толковым словарем,..

  1. сначала читается вступительная статья.

  2. меня поразило богатство нашего языка.

  3. обратите внимание на иллюстративный материал.

  4. многие слова окажутся вам неизвестными.

  1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.  Обдумав план сочинения,..

  1. я стал подбирать эпиграф.

  2. композиция не должна быть нарушена.

  3. мною было распределено время.

  4. требуется знание художественного произведения.

  1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.   Работая над рецензией,..

  1. главная мысль определяется не сразу.

  2. была дана оценка тексту.

  3. определите сначала главную мысль текста.

  4. анализируются языковые средства выразительности текста.

  1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.   Окончив школу,..

  1. нас направили в училище.

  2. нам выдали аттестат.

  3. многие поступают в институт.

  4. учителя советовали мне учиться дальше.

  1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.   Готовясь к экзаменам,..

  1. выучите сначала теорию.

  2. проводятся консультации в школе.

  3. требуется много времени.

  4. у вас должны быть конспекты.

  1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.   Готовясь к ЕГЭ по русскому языку,..

  1. не забудьте повторить правила орфографии и пунктуации.

  2. потребуется повторение всего школьного курса.

  3. советы учителей могут вам помочь.

  4. вам будет нужен словарь.

  1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.   Спеша на экзамен,..

  1. волнение не должно вас одолевать.

  2. оказалось, что я забыл шпаргалки.

  3. не забудьте все то, что выучили.

  4. часы бежали стремительно.

  1. *Укажите предложение, в котором допущена ошибка в употреблении деепричастного оборота.

  1. Познакомившись с этой книгой, я полюбил творчество Грина.

  2. Называя синонимичным словом сходные предметы, учитываются их самые существенные признаки.

  3. Устанавливая генетическое родство языков, лингвисты дают ценный материал историкам.

  4. Слушая музыку, мы каждый раз воспринимаем её по-разному.

  1. *Укажите предложение, в котором допущена ошибка в употреблении деепричастного оборота.

  1. Выглянув в последний раз, солнце осветило поляну ярким светом.

  2. Храня сведения о прошлом, летописи были ценнейшим материалом для историков.

  3. Слушая симфоническую музыку, она никогда не надоедает.

  4. Приезжая в деревню, мы отправляемся всей компанией на речку.

  1.  *Укажите предложение, в котором допущена ошибка в употреблении деепричастного оборота.

  1. Написав сочинение, выпускники стали готовиться к следующему экзамену.

  2. Познакомившись с трудами известного лингвиста, я решил стать филологом.

  3. Изучая творчество этого писателя, мы многое узнали о прошлом нашей страны.

  4. Готовясь к экзамену по русскому языку, толковые словари помогут вам. 

 

Выполнение тестовых заданий на листах контроля с последующей самопроверкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 4. Итоговый этап.

 2. Подведение итогов урока Выставление оценок за урок.

Домашнее задание. Слайд № 19

 Запись домашнего задания



Контрольно-диагностический тест

Тема: «Деепричастие».

Класс 11 Ф.И. учащегося_____________________________



Вариант 1

А 1. Укажите предложение с деепричастным оборотом.

1) Усеянное звёздами небо манило к себе.

2) Потрескивая, горел костёр.

3) Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся валы.

4) Чёрный дым, который поднялся из-за леса, застилал горизонт.

А 2. Укажите правильно построенное предложение с деепричастным оборотом.

1) Приближаясь к берёзовой роще, раздался треск повалившегося дерева.

2) Воробей, растопырив крылышки, и сжался весь от страха

3) Серёжа обещал маме исправиться, расстроившись от его шалости.

4) Конь, жалобно заржав, потянулся к хозяйке.

А 3. Буква Е пишется в слове:

1) завис_в

2) понаде_вшись

3) встрет_в

4) раста_в

А 4. Не пишется слитно в примере:

1) (не) отправленное письмо

2) (не) припомню сюжета

3) (не) веря своим ушам

4) (не) доехавший до станции

А 5. В каком предложении есть пунктуационная ошибка?

1) Лёнька растянулся на траве, положив голову на котомку и крепко уснул.

2) Однажды в лесу я провалился в глубокую яму, распоров себе сучком бок и разорвав кожу на затылке.

3) С запада навстречу мутноватой заре, предвещавшей непогоду, катились, шумя, невысокие волны.

4) Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит.

А 6. Укажите ошибку в определении грамматических признаков слова.

1) колотый – причастие, страдательное, прошедшего времени;

2) поклонившись – деепричастие несовершенного вида;

3) пройдя - деепричастие совершенного вида;

4) прославляющий – причастие, действительное, настоящего времени.

В 1. Образуйте деепричастие от глагола «посмотреть»

Ответ: __________________________________________________________________

В 2. Вставьте нужное слово.

Деепричастия, так же, как и _________________________________________ ,

могут быть совершенного и несовершенного вида



Контрольно-диагностический тест

Тема: «Деепричастие».

Класс 11 Ф.И. учащегося_____________________________

Вариант 2

А 1. Укажите предложение с деепричастным оборотом.

1) Флотилия, не замеченная неприятелем, приступила к высадке..

2) Не замечая меня, лебеди плавали у берега.

3) Отошедший от станции поезд резко затормозил.

4) Наевшись, воронёнок успокоился.

А 2. Укажите правильно построенное предложение с деепричастным оборотом.

1) Прочитав книгу «Дубровский», мной овладела жалость к Владимиру.

2) Выйдя из берегов, луга оказались затопленными.

3) Маленькие дети спали, уткнувшись носом в подушку.

4) Саша, обидевшись на друга, и не захотел с ним разговаривать.

А 3. Буква И пишется в слове:

1) раска…вшись

2) увид…л

3) замет_в

4) наде_вшийся

А 4. Не пишется слитно в примере:

1) (не) сделанная работа

2) (не) выполненный вовремя заказ

3) (не) решаясь сказать

4) трава (не) скошена

А 5. В каком предложении есть пунктуационная ошибка?

1) Старушка, отложив книгу и порываясь что-то спросить, не спросила и стала смотреть в окно.

2) Успокоясь орлы вышли на открытое место и долго стояли там рядом, задумчиво щуря на вечернюю степь мудрые глаза.

3) Рыбачьи лодки, вытащенные на берег, образовали на белом песке длинный ряд тёмных килей, напоминающих хребты громадных рыб.

4) Я взобрался на холм и увидел, оглядевшись, знакому мне равнину с дубовым леском.

А 6. Укажите ошибку в определении грамматических признаков слова.

1) окрепший – причастие, действительное, прошедшего времени;

2) читаемый – причастие, страдательное, настоящего времени;

3) произведя - деепричастие совершенного вида;

4) приблизившись – причастие, действительное, прошедшего времени, возвратное.

В 1. Образуйте деепричастие от глагола «подойти»

Ответ: __________________________________________________________________

В 2. Вставьте нужное слово.

При разбое по составу надо учитывать, что у деепричастий отсутствует ___________________ .

Ответы:

1 вариант: 3, 4, 1, 1, 1, 2, посмотрев, глаголы.

2 вариант: 2, 3, 3, 1, 2, 4, подойдя, окончание.













Сад, все больше редея, переходя в настоящий луг, спускался к

реке, поросшей зеленым камышом и ивняком; около мельничной плотины был плес, глубокий и рыбный.(найти обособленные определения и обстоятельства)

Объяснение новой темы.

- Обособленные обстятельства обычно выражаются одиночным

деепричастием, деепричастным оборотом, именем существительным в косвенных падежах (как правило, с предлогом).

На письме обособленные обстоятельства выделяются запятыми.

Обособленные обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами.

Найдите обособленные обстоятельства, определите, чем выражено.

1.

Бешено звенела гитара, дробно стучали каблуки, на столе

и в шкафу дребезжала посуда, а среди кухни огнем пылал Цыганок, реял коршуном, размахнув руки, точно крылья, незаметно передвигая ноги; гикнув, приседал и метался золотистым стрижом, освещая все вокруг блеском шёлка, содрогаясь и струясь, словно горел и плавился.(М.Г.)

2.

«О, как давно! Сквозь эту тьму

Скажи одно: ты та ли, та ли?»

И струны ластились к нему,

Звеня, но, ластясь, трепетали.(И.Анненский)

3 Мы встречались с тобой на закате,

Ты веслом рассекала залив,

Я любил твое белое платье,

Утонченность мечты разлюбив. (А.Блок)

Обстоятельства обособляются

1

Деепричастия с зависимыми словами-деепричастные обороты

Держа кувшин над головой, грузинка узкою

тропой сходила к берегу.

Порой она скользила меж камней , смеясь

неловкости своей.

(Л.)

Солнце, спрятавшись за узкое сизое облако, золотит края его.

(Нов-Пр)

2

Два или несколько деепричастий, относящихся к одному глаголу.

От Урала до Дуная, до большой реки,

колыхаясь и сверкая, движутся полки.

(Л.)

3Одиночные деепричастия, если они не имеют значения наречия( обычно они стоят впереди глагола).

Пошумев, река успокоилась, вновь легла в берега(Пол.)

Грохот, не умолкая, катится дальше.(С.-М)

Степь побурела и задымилась,

подсыхая.(В,Ш,)

4

Деепричастия и деепричастные обороты отделяются запятой от

предшествующего им или следующего за ними союза И.

Батареи медным строем скачут и гремят, и, дымясь, как перед

боем, фитили горят.(Л.)

«Орел»наконец пошел, развив ход, и, догнав эскадру, занял свое место в строю.(Нов-Пр.)


Обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием, не обособляется Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, не обособляется

1

Близко по значению глаголу-сказуемому:

Шел не останавливаясь.


Деепричастие имеет в качестве зависимого слова союзное слово

который в составе придаточного определительного:

Направо была дверь, пройдя которую можно попасть в коридор.

2

Стоит в конце предложения.

Она будила сына улыбаясь.

Перед деепричастным оборотом стоит усилительная частица И: Можно уйти и не дождавшись ответа.

3

Оно утратило значение глагольности и приобрело наречное значение:

Она сидела молча.


Выражено фразеологизмом:

Они работали спустя рукава.

4

Обстоятельство выражено деепричастием и другой частью речи, относящимися к глаголу, являющимися однородными:

К двери кабинета все подходили обыкновенно перешептываясь и на цыпочках.


Вопрос: Мой ответ.

Какую стилистическую роль играют обстоятельства, выраженные

деепричастиями и деепричастными оборотами? Выводы можно сделать на основе имеющихся примеров.


Вывод: для описания действия писатели и поэты часто используют

деепричастия и деепричастные обороты, которые обозначают добавочные действия. .Это создает экспрессивность, усиливает динамику эпизода. Им отдается предпочтение в художественной речи. Предложения с деепричастными оборотами выразительны, лаконичны.

Обстоятельства, выраженные фразеологическими оборотами,

употребляются в разговорной речи. Они придают речи живость и

выразительность.


Работа по учебнику.

Упражнение 398 (по 1 ученику на доске)

При выполнении тестов ЕГЭ, есть такое задание, вы должны уметь

правильно продолжить предложения с деепричастными оборотами.

Продолжи предложения:

Выехав из города...

Успешно сдав экзамены,..

Вернувшись домой... Выполняется на доске.

Работа по тестам для ЕГЭ




Урок русского языка в 11классе по теме «Использование деепричастного оборота в речи. (Подготовка к ЕГЭ)» в рамках технологии развития критического мышления.

1. Цель - сформировать устойчивый навык употребления деепричастного оборота в речи.

2. Диагностика.

Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

1) Обдумав план сочинения, …
а) я стал подбирать эпиграф,
б) мною было распределено время.
2) Готовясь к экзаменам, …
а) требуется много времени,
б) выучите сначла теорию.

3) Готовясь к ЕГЭ по русскому языку,…

а) не забудьте повторить правила орфографии и пунктуации,
б) необходимо повторение всего школьного курса.

4) Прочитав рассказ, …

а) у меня испортилось настроение,
б) нужно осмыслить его проблемы.

(Ответы: 1а,2б,3а, 4б)

- Почему в данных текстах возможен только правильный вариант ?

^ Формы и методы.

1. Анализ разных точек зрения.

2. Составление опорного конспекта

«Использование деепричастного оборота»


д/о употребляется


д/о не употребляется



- основное действие (глагол) и добавочное действие (деепричастие) всегда совершаются одним лицом (субъектом)

(Прочитав рассказ, я подумал…)

- при инфинитиве (неопределенной форме глагола) (Прочитав рассказ , надо подумать…)

- в определенно – личных и неопределенно – личных предложениях (прочитав рассказ, подумайте…)


- если субъекты разные («я» и «чувство»)

(Прочитав рассказ , у меня возникло чувство…)

- при безличном глаголе 

(Прочитав рассказ, мне стало грустно…)

- страдательное причастие = кем-то принят (Сдав экзамены, я был принят в вуз…)


3. Работа в группах: «Редакторы», «Журналисты».

Задание группы «Редакторы».
Объясните и исправьте ошибки в употреблении деепричастного оборота.

1. Читая произведения русской классики, меня охватывает восторг и чувство гордости за отечественную литературу.
2. Будучи ребенком, его всегда интересовали вопросы, связанные с техникой.
3. Узнав эту прекрасную новость, радости ее не было предела.
4. Проходя тяжелый горный перевал, им не раз приходилось останавливаться и ждать остальных членов экспедиции.

Задание группы «Журналисты».

Закончите предложения, употребив деепричастные обороты или одиночные деепричастия.

1. Я иду по улочкам Кургана,…
2. Она легкой походкой пересекла фойе,…
3. Я смотрел на ярко освещенные окна театра, …
4. Нам показали новую коллекцию экспонатов,…

4. Объясните логическую цепочку:

Встретившись со старыми фронтовыми друзьями, на глазах его появились слезы. – Встречаясь с гроссмейстером, юный шахматист одержал победу. – Встретившись с гроссмейстером, юный шахматист одержал победу.

4) Контроль.

Тест.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

1) Закрыв книгу.
а) герои надолго остаются в нашей памяти;
б) мне захотелось перечитать ее заново;
в) постарайтесь по памяти восстановить текст,
г) ее содержание тут же забылось.

2) Возвращаясь домой,
а) мне стало тревожно,
б) вдруг пошел дождь,
в) у меня возникло желание прогуляться по парку,
г) я задержался у приятеля.

3). Анализируя текст,
а) у меня появились вопросы;
б) обратите внимание на его композицию;
в) часто не рассматриваются художественные средства;
г) захотелось побольше узнать об авторе.

4). Серьезно заинтересовавшись живописью,
а) у вас появится желание рисовать самому;
б) развиваются творческие способности;
в) я стал частым посетителем выставок;
г) у меня не осталось времени для развлечений.

(Ответы: 1в, 2г, 3б, 4в).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя