Урок русского языка в 3 кл
Тема: Что такое приставка? Как найти в слове приставку?
Тип урока: открытие новых знаний
Цель: создать условия для ознакомления с новой значимой частью слова, её ролью в русском языке
Задачи: познакомить с приставкой как значимой частью слова; формировать умения выделять приставки в словах, образовывать с приставками новые слова. Организовать совместную деятельность учащихся с целью знакомства с приставкой.
Формируемые ууд:
Познавательные: учащиеся получат возможность учиться добывать информацию;осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии;
Коммуникативные: учащиеся получат возможность учиться выслушивать разные точки зрения; аргументировать свою позицию;
Регулятивные: учащиеся получат возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу; составлять простейший план действий;
Оборудование: карточки, электронное приложение, презентация
Структура урока
Мотивационный этап
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять».
На рабочий лад настройтесь,
Ведь у нас немало дел.
Поудобнее устройтесь,
Чтобы каждый проявить себя умел.
Этап актуализации знаний
Мозговой штурм. Блиц – опрос
Слово состоит из предложений? – Нет
Корень – это главная часть слова? - Да
Может ли слово быть без корня? – Нет
У родственных слов одинаковый корень? – Да
Окончание – это изменяемая часть слова? – Да
Окончание служит для образования новых слов? – Нет
Бывает ли у слова нулевое окончание? – Да
Назовите, все изученные части слова.
Чистописание
- Запишите сочетание букв: о от до под по
- Что можно сказать об этих сочетания букв? К какой части речи можем отнести?
Орфографическая минутка (слайд 4)
- Какие словосочетания зашифрованы на картинках? Запишите их, объясняя написание орфограмм.
Писал в тетради, бежала по дороге, летят в небе, купила в магазине.
- Найдите в словосочетаниях глаголы, выделите в них корень.
Этап целеполагания
Измените глаголы в словосочетаниях, добавив к ним сочетания букв, которые мы записывали ранее. Запишите их. Как изменилось значение слов? Можем ли мы поменять эту часть слова? Выделите часть слова значком (слайд 5)
- Как мы можем назвать эту часть слова, если мы её добавили, приставили к корню?
- Сформулируйте тему урока. (Что такое приставка?)
- Каких целей должны достичь? (понять, что такое приставка, научиться находить её в слове)
Приставки в языке у нас
Живут с древнейших пор.
И мы о них, дружок, сейчас
Начнём наш разговор.
Все достоинства обсудим
И похвалим от души,
Как использовать их будем,
Сам скорее расскажи!
Этап открытия новых знаний
Игра «Замени одним словом» (работа в парах)-
Прикрепить гвоздём дощечку- … (прибить)
Перестать говорить - … (замолчать)
Отделить ножом кусок хлеба - … (отрезать)
Удержать что – то в памяти - … (запомнить)
Запишите слова. Выделите приставку. Как вы нашли приставку в слове?
- Сделайте вывод: что такое приставка? Где её место в слове? Как найти приставку?
Работа по учебнику (с. 84)
- Проверьте правильность своих предположений по учебнику. Прочитайте правило на с. 84.
- Какую тайну приставок мы узнали? (находится в слове перед корнем, образует новые слова)
Электронное приложение –раздел «Анимация»
Физкультминутка
Упражнение в образовании новых слов с помощью приставок
- Используя приставки из упражнения 154, с. 85, образуйте новые слова.
Игра «Вы – редакторы» работа в мини-группах
1-2 группа
- Среди предложенных вам слов выберите только те слова, где набор букв в скобках является приставкой? Как это проверить?
(по)гоня, (по)вар, (пере)делать, (по)года, (по)толок, (от)резала, (от)ец
3-4 группа
- Выберите слово с приставкой. Докажите, что задание выполнили правильно.
Поём, пошёл, поел, порог, пошил, погода
- Сделайте вывод: как найти в слове приставку?
С.86 правило
Электронное приложение раздел «Анимация»
Упражнение в нахождении приставок
Поймайте мяч и назовите приставку в корне:
выписать, побелить, приезд, переход, прибить, проветрить, замёрз, нагрузка, сгореть, задуть, доплыть, просмотреть, надписал, отцепил, расцвёл.
Этап включения в систему знаний
(самостоятельная работа)
С. 85, упр. 155
- Найдите в стихотворении глаголы. Выпишите их и выделите в них приставки.
Этап подведения итогов урока
На столе у каждого листочки с заданием.
- Проверим достигли ли мы той цели, которую поставили на уроке. Для этого выполним тестирование.
Приставка – это:
а) главная часть слова б) значимая часть слова
2. Приставка стоит:
а) перед корнем б) после корня
3. Приставка служит:
а) для связи слов в предложении б) для образования новых слов
4. Приставка – это:
а) изменяемая часть слова б) неизменяемая часть слов
5. Чтобы найти приставку в слове надо:
а) изменить форму слова б) подобрать однокоренные слова
6. В каком слове есть приставка:
а) записка б) замок
Этап рефлексии и оценивания
Урок полезен, всё понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Ещё придётся потрудиться.
Да, трудно всё-таки учиться!
Этап ознакомления с д/з
С. 84 – 86, выучить правила, с. 86, упр. 156
Приложение
Приставка – это:
а) главная часть слова б) значимая часть слова
2. Приставка стоит:
а) перед корнем б) после корня
3. Приставка служит:
а) для связи слов в предложении б) для образования новых слов
4. Приставка – это:
а) изменяемая часть слова б) неизменяемая часть слов
5. Чтобы найти приставку в слове надо:
а) изменить форму слова б) подобрать однокоренные слова
6. В каком слове есть приставка:
а) записка б) замок
- Среди предложенных вам слов выберите только те словас приставкой? Как это проверить?
(по)гоня, (по)вар, (пере)делать, (по)года, (по)толок, (от)резала, (от)ец
- Среди предложенных вам слов выберите только те словас приставкой? Как это проверить?
(по)гоня, (по)вар, (пере)делать, (по)года, (по)толок, (от)резала, (от)ец
- Выберите слово с приставкой. Докажите, что задание выполнили правильно.
Поём, пошёл, поел, порог, пошил, погода
- Выберите слово с приставкой. Докажите, что задание выполнили правильно.
Поём, пошёл, поел, порог, пошил, погода
- Среди предложенных вам слов выберите только те словас приставкой? Как это проверить?
(по)гоня, (по)вар, (пере)делать, (по)года, (по)толок, (от)резала, (от)ец
- Среди предложенных вам слов выберите только те слова с приставкой? Как это проверить?
(по)гоня, (по)вар, (пере)делать, (по)года, (по)толок, (от)резала, (от)ец
- Выберите слово с приставкой. Докажите, что задание выполнили правильно.
Поём, пошёл, поел, порог, пошил, погода
- Выберите слово с приставкой. Докажите, что задание выполнили правильно.
Поём, пошёл, поел, порог, пошил, погода