СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 3 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 3 классе (технологическая карта)

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3 классе»

Урок русского языка в 3 классе.

Нечаева Елена Борисовна

Учитель МОУ «СОШ №36»

Северобайкальский район Республика Бурятия

Тема. Звонкие и глухие согласные в середине слова.

Цели.

1.Познакомить с правилом проверки написания звонких и глухих согласных в середине слова путём словообразования.

2. Развивать орфографическую зоркость, свободное владение основными мыслительными операциями - анализом, синтезом, сравнением, обобщением.

3.Воспитывать чувство коллективизма, интерес к истории языка.

Оборудование: ИКТ (презентация), «записки» от Знайкина и Незнайкина, карточки с инструкциями выполнения заданий для слабых детей.

Ход урока.

Организационный момент.

- Давайте настроимся на работу, улыбнемся друг другу, сядем поудобнее и представим себе, что мы - разведчики, а, значит, должны быть внимательными, всё замечать, уметь сравнивать, обобщать, делать выводы и тогда этот урок поднимет нас ещё на одну ступеньку знаний, принесёт радость познания.

II. Актуализация знаний.

(Слайд № 1с изображением домика, в котором живут буквы.)

а) Учитель читает стихотворение

Дуб зелёный над холмом,

А под дубом стоит дом.

В доме буковки живут,

Нас к себе они зовут.

- Посмотрите внимательно на иллюстрацию. Какие буковки живут в доме?

- Как вы думаете, вы научились проверять парные согласные?

- Подберите проверочные слова. (Слайд № 2)

сад -

жираф –

крот –

мороз –

узкий –

III. Постановка учебной цели.

- Смогли вы полностью выполнить мое задание?

- В чем затруднение?

- На какой вопрос нам предстоит ответить?

IV.Открытие нового знания.

1). Рассмотрите запись. (Слайд № 3)

- Попробуйте среди данных слов найти проверочные.

Дуб, дубы, дубки, дубок, дубовый, дубочек.

Какие будут предположения?

- Как проверить ваши предположения?

2) Чтение правила в учебнике на странице 64

(Сравнение правила, предлагаемого учебником и самостоятельного вывода ребят).

3) Чтение учителем сказки "Спор согласных" из книги В, Волиной "Учимся играя".

- Почему очень важно уметь правильно подбирать проверочное слово. (Вывод учащихся).

V. Первичное закрепление.

1) Работа над навыком подбора проверочного слова. (Работа в парах). (Слайд № 4)

У нашего домика побывали Знайкин и Незнайкин. Они оставили две записки. Помогите разобраться, в какой из записок проверочные слова подобраны правильно.

дом - домик дорожка-дороженька

сказка - сказки избушка - избушечка



(Ребята исследуют запись, доказывают правильность рассуждений, делают вывод)

2) Составление алгоритма проверки парных согласных, опираясь на знания ребят.



VI. Самостоятельная работа.

ё) Распознавание слов с парной согласной в слабой позиции.

- Незнайка, глядя на наш домик, почему - то подумал о сказке. А какую пословицу вы знаете о сказке?

(Высказывание ребят).

- Прочитайте записанную на доске пословицу.

Сказка ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок. Как понимаете выражение?

- Какую работу можно выполнить? (Предложения ребят).

- Выписать слова с парными согласными в слабой позиции, подобрать проверочные слова разными способами.

Проверьте свою работу по эталону. На доске:

сказка - сказочка

ложь - ложный, нет лжи

намёк ~ намекать, намёки

молодцам – молодец

Оцените свою работу:

«+» - справился;

«?» - сомневался;

«-» - не справился.

- Сделайте вывод, хватило ли нам одного задания для усвоения новой темы?

- Что нужно сделать, чтобы хорошо усвоить эту тему?

VII. Включение нового знания в систему знаний.

1) Закрепление в памяти учащихся знаний, умений и навыков, полученных на уроке.

- А как домик назвал Знайкин? (Избушка)

- О какой избушке из сказки он подумал? (Избушка на курьих ножках).

- Как вы понимаете это выражение? (Сообщения ребят).

2).Сообщение учителя.

- В старину деревянные домики в сырых, топких местах ставили на пеньки с обрубленными корнями. Конечно, богатый, просторный дом на такие ножки не поставишь. Вот и стало это выражение синонимом ветхой, кривобокой избушки, в которой действительно может жить только Баба Яга в сказках.

- Составить предложения с выражением "избушка на курьих ножках" и записать. (Дети работают самостоятельно).

- Прочитайте составленные предложения.

- Найдите в предложениях на слух слова с парной согласной в слабой позиции.

Одна старушка купила избушку на курьих ножках.

Баба Яга пригласила в гости Кощея к себе в избушку на курьих ножка.

Избушка на курьих ножках убежала от Бабы Яги по дорожке.

Парные согласные поселились в избушке на курьих ножках.

По каким признакам вы находили слова с парной согласной? (Вывод ребят),

- Какими способами проверки пользовались?

б) Игра "Хлопок".

- Если услышишь парный согласный - хлопни в ладоши. Холмистый, гладкий, арбуз, вяжу, часы, карапуз, звезда, сапожки.

в) Работа с учебником, упражнение 48:

1-ый вариант – 1, 2 предложение; 2-ой вариант – 3, 4 предложение. (Взаимопроверка. Учитель проверяет правильность выполнения работы )

VIII. Рефлексия деятельности.

1) Итог урока.

- Что интересного и нового открыли для себя на уроке?

- Как вы думаете, все ли мы узнали о способах проверки парных согласных?

- Какую задачу мы можем поставить перед собой на следующий урок?

2) Самооценка работы учащихся по шкале знаний.

3) Домашнее задание.

- Желающим составить сводный алгоритм проверки парных согласных.

- Вспомнить и записать пословицы, в которых встречаются слова с парной согласной в слабой позиции.



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс: 3

Тема. Звонкие и глухие согласные в середине слова.

Тип урока: урок введения нового знания.

Учащиеся должны:

- познакомиться с новым способом проверки парных согласных в середине слова;

- научиться проверять парные согласные двумя способами;

- уметь формулировать учебную задачу, отвечать на поставленные вопросы, делать выводы на основе наблюдений, сотрудничать.

Оборудование: ИКТ (презентация), «записки» от Знайкина и Незнайкина, карточки с инструкциями выполнения заданий для слабых детей.

Этапы урока.

Цели и задачи этапов

Действия учителя

Действия учащихся

Методы.

I.Организационный этап.

Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний.


Обеспечиваю

целенаправленную внешнюю установку для работы на уроке и психологически готовлю учащихся к общению и предстоящему" занятию.

Учащиеся формируют умение себя мобилизовать, сосредоточиться, внутренне организоваться.

Словесный.

II. Актуализация знаний.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Предлагаю иллюстрацию с нарисованным домиком и читаю четверостишие с целью повторения изученного материала. Создаю проблемную ситуацию: проверить слова: сад, жираф, крот, мороз, узкий.


Рассматривают рисунок, делают вывод: какие буквы в домике живут, а какие нет и почему (парные и непарные согласные). Вспоминают правило проверки парных согласных на конце слова (словоизменение), подбирают проверочные слова , испытывают затруднения при проверке слова узкий


Наглядный, словесный, проблемный диалог

III. Постановка учебной цели.

Обсуждение затруднений. Проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить


Задаю вопросы:

- Смогли вы полностью выполнить мое задание?

- В чем затруднение?

- На какой вопрос нам предстоит ответить?

Указывают на возникшее затруднение, ставят перед собой учебную цель

проблемный диалог

IV. «Открытие нового знания»

Решение УЗ (устной задачи)и обсуждение проекта ее решения

Даю задание:

- Попробуйте среди данных слов найти проверочные.

Дуб, дубы, дубки, дубок, дубовый, дубочек.

Какие будут предположения?

- Как проверить ваши предположения?

2) Чтение правила в учебнике на странице 64

(Сравнение правила, предлагаемого учебником и самостоятельного вывода ребят).


Называют слова с парными согласными в сильной позиции. Выделяют уже известный способ проверки: дуб – дубы, высказывают предположения о втором способе проверки (подбор однокоренных слов), читают правило, сравнивают со своим выводом

Диалог (подводящий к открытию знаний)

V. Первичное закрепление знаний

Проговаривание ново знания, составление алгоритма


У ребят на партах в конвертах «записки» от Знайкина и Незнайкина с просьбой проверить, кто из них правильно подобрал проверочные слова.

дом - домик дорожка-дороженька сказка - сказки избушка – избушечка

Предлагаю проверить (на слайде «записка с неверным суждением»

Просит составить алгоритм

Работают в парах, рассуждают, затем доказывают правильность и неправильность выбранного мною варианта, составляют алгоритм


Работа в парах

VI. Самостоятельная работа

Каждый для себя должен сделать вывод, что он уже умеет

Просит выписать из пословицы слова с орфограммами, подобрать проверочные слова разными способами, по окончании работы просит проверить работу ребят по эталону, оценить свою работу

Выполняют работу, проверяют по эталону, оценивают свою работу на полях

Самооценка

VII. Включение нового знания в систему знаний


Закрепить в памяти уч-ся те знания и умения, которые необходимы им для самостоятельной работы по новому материалу. Добиться в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.

1. Предлагаю объяснить смысл выражения "Избушка на курьих ножках", провожу словарную работу и предлагаю составить и записать предложение.

2. Игра "Хлопок": если услышишь парный согласный - хлопни в ладоши.

3. Выполнить упражнение 168:

1-ая строчка - 1-ый вар. 2-ая строчка - 2-ой вар.

Частично-поисковый,

самостоятельная работа с книгой

VIII. Рефлексия деятельности

Осознание учащимися своей УД, самооценка результатов своей деятельности и всего класса

Задаю вопросы

- Что интересного и нового открыли для себя на уроке?

- Как вы думаете, все ли мы узнали о способах проверки парных согласных?

- Какую задачу мы можем поставить перед собой на следующий урок?

2) Предлагаю учащимся оценить свою работу по шкале знаний.

3) Предлагаю дифференцированное домашнее задание.

- Желающим составить сводный алгоритм проверки парных согласных.

- Вспомнить и записать пословицы, в которых встречаются слова с парной согласной в слабой позиции.


Делают оценку своей УД, ставят перед собой задачи на следующий урок.

Внимательно слушают инструктаж и записывают задание в дневник.

Метод мотивации обучения


Самостоятельная работа 5.2 (разноуровневая).

(Я взяла один текст, чтобы показать, как к одному тексту можно дать задания разного уровня трудности).

1 уровень

Списать, вставить пропущенные буквы.

Ле(г,к)кий моро(з,с). Мя(г,к)кий сне(г,к) замел тро(б,п)ки и доро(ж,ш)Ки. Наш са(д,т) побелел. Дере(в,ф)ца нарядились в белые шу(б,п)ки. Я вышел погулять и зале(з,с) в наш овра(г,к). Сне(г,к) в овраге покрыл хру(б,п)кий нас(д,т). На дне оврага кре(б,п)кий ле(д,т). Это замер(з,с) ручеек.

2 уровень

Определить границы предложений. Списать, вставляя пропущенные буквы.

Лег…кий моро… мя…кий сне… замел тро…ки и доро…ки наш са… побелел дере…ца нарядились в белые шу…ки я вышел погулять и зале… в наш овра… сне… в овраге покрыл хру…кий нас… на дне оврага кре…кий ле… это замер… ручеек.

3 уровень

Определить границы предложений. Списать. Подчеркнуть буквы на месте парных согласных в слабой позиции. Найти и исправить ошибки.

Легкий мороз мягкий снег замел тропки и дорожки наш сад побелел дерефца нарядились в белые шубки я вышел погулять и залез в наш овраг снег в овраге покрыл хрубкий наст на дне оврага крепкий лед это замерс ручеек.

Тест: « Проверь себя!»

Тема: «Согласные в корне слова».

1. Соедини линиями согласные буквы, парные по звонкости-глухости.

Подчеркните буквы, которые пары не имеют.

з Д л Б Ж Щ В г

ш х т п Ц с К ч Ф

2. Отметь значком «+» верные высказывания:

«все согласные нужно проверять»

«нужно проверять парные согласные в корне слова»

«проверяй парные согласные всегда»

«проверяй парные согласные, если они стоят:

- перед любым гласным на конце слова

- перед согласным кроме согласных л, м, н, р, н, в».

3. Подчеркни согласные, которые не требуют проверки.

б, х, к, Ш. ф, Р. С, д, Щ. в, Г. т, ж, л

4. Подчеркни орфограмму «Проверяемые парные согласные в корне слова».

Снег да снежные узоры,

В поле - вьюги разговоры,

Холод, полутьма.

День - коньки, гора, салазки,

Вечер - бабушкины сказки.

Вот она - зима!

5. К каждому слову из левого столбика подбери проверочное слово из правого столбика. Соедини стрелкой. Вставь пропущенные буквы. (Задание с ловушкой).

пло..цы пирожочек

пиро…ки ягодный

кру…ки пловец

яго…ка кружка

6. Исправь ошибки.

Ножка, гри6, гупка, варешка , сугpoп, утюг, сладкий.

7. Вставь пропущенные буквы.

Вот иголки и булла…ки

Вып…лзают из-под ла…ки:

На меня они гл …дят,

Мол…ка они х…тят.


Проверочная работа № 3.

Цель: проверить навыки правописания безударных гласных и парных согласных в корне слова».

1. Запишите однокоренные слова группами, выделите корень.

Засолка, дворовый, полет, соль, поход, летать, двор, соленый, ходить, дворник, летчик, посолить, обходить, перелетные, переходы, задворки ходики, летучий, пересолить.

2. Запишите текст, вставляя в словах пропущенные буквы. В скобках пишите проверочные слова.

Пришла (...) в..сна. На (...) р..ке растаял лед. (...) В..да (...) зат (...) б..рега.

В (...) со.хновом (...) б..ру (...) з..мля еще покрыта (...) сн..гом. Скоро (...) заз..ленеют (...)д..ревья. На лугах (...) зап(...) стреют цв (…)ты.

3. Запишите текст, вставляя в словах пропущенные буквы. В скобках пишите проверочные слова.

Вдруг налетел (...) ре..кий ветер. Закачались (...) ги..кие веточки. Затрепетали листочки. На (...) доро..ки сада упали первые капли дождя.

4. Спишите текст. Найдите и подчеркните согласные орфограммы в корне слов.

Зима началась легкими морозцами. Принарядила она деревца и белые шубки. На каждый сугроб надела шапку. Под снег на ночь с рябчика. А медведь уже с осени залез в берлогу.



 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!